?

Log in

No account? Create an account
ВЕСНИК Евгений Яковлевич (часть 1) - Чтобы помнили [entries|archive|friends|userinfo]
Посвящается тем, кого с нами нет.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ВЕСНИК Евгений Яковлевич (часть 1) [янв. 17, 2010|03:46 am]
Посвящается тем, кого с нами нет.

chtoby_pomnili

[andrey_g]
[Tags|, , ]


Весник 12

«Я был неотесанным парнем, да еще войну прошел, но меня научили понимать: что такое хорошо, что такое плохо, что если зрелище тебя трогает и заставляет думать, то это – искусство, а если наоборот, то наоборот. Вот развлекательное искусство! Оно должно быть! Но нельзя же всегда есть «компот или мед». Вот вы включите телевизор – в любое время, – посмотрите, что творится. Что творится! Какие-то полуголые, босые бабы! Ну хорошо – сделайте один канал для «озабоченной» публики. Но это же на всех каналах! И чуть ли не каждая говорит: «Ведь я этого достойна!» Безграмотные диалоги, да еще скабрезные...»

Весник 4

 

 

Евгений Весник родился 15 января 1923 года в Петрограде в семье одного из первых советских государственных деятелей Якова Ильича Весника. Мама - Евгения Эммануиловна - являлась организатором движения жен инженерно-технических работников (ИТР), за что была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Именно ей принадлежит главная заслуга в строительстве в СССР детских оздоровительных лагерей.

 

Правильное ударение в фамилии: на втором слоге. Яков Ильич - белорус, а мать русифицированная чешка. А «весник» в переводе с белорусского (так говорили в Пинской губернии) – «сморчок» или «строчок».


В 1937 году родителей репрессировали, потом была Великая Отечественная Война. Май 1945 года Евгений встретил в звании гвардии старшего лейтенанта с боевыми орденами и медалями на груди, среди которых две солдатские медали "За отвагу".

Весник 2


После войны Весник поступил в театральное училище имени М.С.Щепкина, которое окончил в 1948 году. После окончания училища Весника, круглого пятерочника, фронтовика, не взяли в Малый театр по анкете. Только после разоблачения «культа личности» и реабилитации родителей позвонил Царев: «Возвращайтесь!» В 24 года Весника уже считали театральной звездой. В одной из постановок он так убедительно играл роль старика, что на него специально ходили зрители.

 

Несмотря на комичную внешность и шутовские роли, женщины воспринимали Весника исключительно всерьез. О его победах на личном фронте слагали легенды. «Я так люблю Женечку, что мне даже приятен его запах, исходящий из-под одеяла!» - признавалась  знаменитая цыганская актриса Ляля Черная, которая была старше его на 14 лет. С бурными романами Весник покончил, когда встретил свою настоящую любовь. Нонна Гавриловна, четвертая по счету жена Евгения Яковлевича.

 

Спустя много лет женщина привела к знаменитому актеру дочь-старшеклассницу. «Она с ума сходит по театру!» - объяснила Нонна. Весник прослушал девочку - и отговорил ее от актерской карьеры. А вот с мамой, которая к тому времени уже была в разводе, завязал более близкое знакомство. Дело закончилось свадьбой.

 

С 1954 года Евгений Весник - актер театра Сатиры. Сыграл Бендера сначала в «Золотом теленке», который ставил Эммануил Краснянский в пятьдесят шестом, потом в «Двенадцати стульях», где был режиссером Эраст Гарин. В общей сложности Весник сыграл «великого комбинатора» шестьсот раз.

 

Отношения с кино у Евгения Яковлевича долго не складывались. Еще в детстве его единственным из класса не взяли в массовку фильма «Рваные башмаки», повествующего о жизни детей бедных немецких сапожников. «Голодающий ребенок не может быть таким толстым!» - объяснили разобиженному школьнику.

 

В кино Евгений Весник дебютировал в 1955 году. Его первая роль - Родриго в фильме "Отелло".

 

Первую заметную роль в кино Весник сыграл только в 45 лет. После премьеры кинокомедии «Трембита» его начали узнавать на улице. Впрочем, популярность сразу вышла Евгению боком. Однажды в метро в актера ткнул пальцем 8-летний мальчишка: «Мама! Это же тот самый дурачок!» Весник пулей вылетел из вагона. Спустя 20 лет невоспитанный «мальчик» подошел к Евгению Яковлевичу в антракте и извинился за свое поведение.

Трембита

 

В 60-е - 70-е Весник снимался особенно много. Самые известные фильмы: "Семь стариков и одна девушка" (1968), "Вас вызывает Таймыр" (1970), "Офицеры" (1971), "Летучая мышь" (1979).

 

В 1963 году Весник перешел в академический Малый театр. "Я поступил в Малый театр, когда там играли Пров Михайлович Садовский, Рыжова, Турчанинова. Я горжусь тем, что был партнером Елены Николаевны Гоголевой в ее последнем спектакле "Мамуре" совсем недавно. Когда "старики" ушли, ушла моя влюбленность в этот театр" - рассказывал Евгений Яковлевич. В 1992 году он покинул Малый театр.

 

С середины 50-х годов выступал на эстраде.

 

Евгений Весник был удивительным актером, мастером перевоплощения. Одних походок у него в арсенале у него было более шестидесяти. Когда, к примеру, к нему обратился артист Николай Гриценко с просьбой помочь выбрать походку для Каренина, Весник предложил ему "иноходца": это когда одновременно выступают вперед левая нога и левая рука, затем правая нога и правая рука... Эту походку Весник подсмотрел у композитора Сергея Прокофьева. После съемок Гриценко позвонил Веснику, поблагодарил и признался, что едва он начинал идти "иноходью", как мгновенно и легко настраивался на роль, что очень важно для всякого артиста.

 

В 1979 году Евгений Весник был приглашен на роль учителя математики в школьный фантастический фильм "Приключения Электроника". По его собственному признанию, некоторые характерные черты, например, манеру разговаривать немного в нос, он взял от Маршака, походку - у знакомого врача и т.д. Получился очень симпатичный и смешной человек. Вскоре после выхода фильма на экраны Весник получил письмо от учащихся одной школы с просьбой прийти к ним преподавать математику.


Евгений Яковлевич состоит в Союзе кинематографистов, Союзе театральных деятелей, Союзе писателей. Занимался преподавательской деятельностью. Илья Олейников, называя его своим учителем и человеком широкой души, пишет в своей книге, что Весник, порой отмечал со студентами эстрадно-циркового сдачу экзаменов:

 

«Надо было раскрепостить студентов, дать им отдохнуть. Помню, помню Илью. Только тогда он был Клявер, а не Олейников. Способный парень. Я только не мог понять, зачем он после фамилию сменил. У меня там и Хазанов и учился, и Пугачёва. Она на пианино аккомпанировала, шустрая слишком была. 


В 90-е годы Весник снимался мало. Самые известные работы - доктор в комедии "Ширли-мырли" и роль в экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита", которая так и не вышла на экран.

 

О своей работе в "Мастере и Маргарите" Весник отзывался так: "Я же там недоснялся, поругался, психанул. Вторую половину снимался Игорь Кваша. Я играл врача в сумасшедшем доме, куда попадает поэт Бездомный. По-моему, сыграл смешно. Мне вообще интересны простые люди, работяги. Я вожжаюсь среди шпаны, рыбаков, матерщинников, пьяниц. У меня в записной книжке столько сюжетов! В жизни тех, кого мы иногда называем малообразованными, бывают такие бешеные интриги - вот где Отелло-то…".

 

Режиссер Юрий Кара рассказал, что сыгранный Весником в фильме "Мастер и Маргарита" персонаж доктора из психбольницы, многими признается самой большой удачей киноленты: "Евгений Яковлевич снимался в моем фильме "Мастер и Маргарита" по Булгакову. Роль у него там была небольшая, но настолько яркая и запоминающаяся, что многие из тех, кто смотрел картину, сразу называли как одну из ее главных удач - персонажа в исполнении Евгения Весника".

 

Евгений Яковлевич охотно снимался в детском игровом и анимационном кино – на фильмах с его участием выросли несколько поколений советских детей: "Старик Хоттабыч", "Умные вещи", "Чудак из пятого "Б", "Приключения желтого чемоданчика", "Новые приключения неуловимых", "Кентервильское привидение", "Дед Мороз и лето", "Пес в сапогах".

Чудак из пятого Б

 

Сцену Евгений Яковлевич оставил в 1992-м по собственному желанию. Последнюю роль в кино сыграл в 1995-м. Он рассказывал: «Я вроде бы давным-давно ушел из театра, но знаю актеров, очень их люблю, знаю, насколько это трудная профессия, очень печалюсь, что всякая серятина «вылезает», не имея права на то, подминает, глушит талантливых людей. Всегда это было – талантливый человек не приспособлен заниматься всякими «шахерами-махерами». Посмотрим правде в глаза. Из ста сорока с лишним актеров Малого играют от силы двенадцать-пятнадцать. Ведь это же геноцид творческий! Держать сто тридцать человек, получающих эпизодические роли от случая к случаю! Это же издевательство, русская безалаберность, русская бестолковщина! А ведь посмотрите, сколько районов в Москве, сколько места в Подмосковье. Какие театры можно сделать интересные с труппами из этих ста тридцати! Как минимум шесть театров! Да пусть даже четыре! Разве актер не согласится при добротной оплате играть во Всероссийском выездном театре?! Пусть на периферии, по школам, заводским клубам, но играть, а не ждать всю жизнь своей «звездной» роли.

 

А что сегодня? Эти люди стоят в очереди за своей крошечной зарплатой, в театрах нездоровая атмосфера: сплетни, склоки, интриги, заискивание перед начальством. Дайте театр какому-нибудь папуасу или корейцу! Он скажет: «Что я – сумасшедший, такую огромную труппу держать, да еще и оплачивать?!» Оставит сколько ему нужно и в итоге только выиграет: билеты дешевле, качественнее спектакли будут, потому что у актеров ответственности станет больше... В театре Корша, который работал в бывшем филиале МХАТа, каждые две недели была премьера! А артистов было всего тридцать человек. Посмотрите, сколько великих актеров из театра Корша вышло... А сейчас? Театр Станиславского, где я начинал, остался без руля и ветрил сразу после смерти Станиславского и Кедрова. Они, основатели театра, были вершиной, пиком, который как ни пытались штурмовать – безрезультатно... Потенциальные «великие» актеры не состоялись из-за отсутствия великого режиссера! И это беда многих театров. Сейчас вроде появились талантливые режиссеры. Дай им Бог удачи. И денег».

 

Евгений Яковлевич выпустил больше десятка книг, среди которых: "Абракадабры" и "Задушевные беседы со снежным человеком".

Весник 5

 

Евгений Весник много работал не только как актер. Он пробовал себя в качестве театрального режиссера, сценариста, работая для телевидения и радио. Он написал более десяти книг. Как признаются друзья и коллеги, Весник – блистательный рассказчик, его наблюдения – беспристрастные, трогательные, грустные и смешные – неизменно точны и главное, оптимистичны. Сам Евгений Вестник всегда повторял: "Надо мужественно переносить то, что ты не можешь изменить".


Весник был очень дружен с Папановым: «Да, я крепко дружил с фронтовиками, у нас было общее прошлое и серьёзные, трезвые взгляды на жизнь. Хотя, в буквальном смысле, не всегда мы трезвыми бывали. Но выпивал я только с проверенными людьми: Алексей Дикий, Папанов, Луспекаев, Переверзев. Но это давненько было. А вот уж лет 20 вообще ни капли!».

Евгений Весник и Иван Переверзев

 

Весник однажды отклонил предложение Табакова участвовать в антрепризе. Сам он рассказывал, что стало не с кем играть:

 

«Да как сказать… наверное, и не с кем. Табаков, конечно, мастер, но другие… Особенно молодёжь… Не видел подходящих партнёров. После академической школы Малого театра все эти антрепризы для меня такие же шалости, как курение тайком от родителей.

Нет нынче таких актёров, как Папанов, Леонов… Одна мелочь. Те же, кого все считают сегодня передовыми актёрами, кто входит в пятёрки самых высокооплачиваемых, на самом деле дилетанты. Как они играют, что делают? Как Щепкин говорил? «Иди от себя в любой роли». А они все не от себя идут, а себя выпячивают. Мой педагог Алексей Дикий учил трудиться на сцене, а не заниматься самолюбованием. Отсюда постоянные повторения из сериала в сериал: те же позы и махание руками-ногами. Только что грим и костюмы меняют. Это называется, выиграть в лотерею жизнь по трамвайному билету. Как это сделал в советское время один известный артист, ныне барствующий худрук московского театра.

 

У нас же теперь все - великие. Нами же теперь реклама распоряжается, и мы часто руководствуемся чужим мнением. Верим заголовкам. Как точно  сказал Голсуорси почти 100 лет назад: «Заголовки удваивают размер событий».

 

В марте 2009 года вышли сразу две книги: "Записки артиста" и "Сумасшедшая память".

В апреле 2009 года Евгения Весника госпитализировали в военный госпиталь.

 

-  Ему было трудно дышать, - рассказала супруга актера Нонна Гавриловна, – У мужа и раньше бывали приступы астмы. Я подумала, что и на этот раз случилось обострение, учащенное дыхание. К тому же муж был метеозависимым человеком и реагировал на магнитные бури.

 

Врачи заподозрили инсульт и сразу госпитализировали пожилого актера, но позже в больнице эти подозрения были сняты. Виной плохому самочувствию стал сосудистый спазм, бронхиальная астма и возраст актера. У актера было обезвоживание организма.

 

-  Евгений Яковлевич в последнее время почти ничего не пил, - говорила Нонна Гавриловна. - Я его по ложечками поила компотом, соками. А он две ложки супа съест и говорит, что больше не хочет. Уж на какие ухищрения я только не шла, чтобы было повкусней: и какао варила и растворимый цикорий. А ему все равно пить не хотелось. Он очень ослаб. Это случилось за последние полгода. Год назад мы ездили в санаторий, муж был бодр и весел. А после нового года совсем сдал. Даже по квартире ему было трудно ходить.

 

У Евгения Весника двое сыновей от разных браков. Евгений Весник-младший окончил экономический факультет МГУ, пробовал себя в качестве продюсера, но позже занялся строительством. Антон Весник посвятил себя фотографии.

 

Евгений Яковлевич человек был веселый и с отменным чувством юмора. Он не только любил рассказывать смешные истории, но сам и периодически попадал в них. Вот лишь некоторые из них.

 

Однажды во время гастролей по Грузии Евгений Весник отстал от поезда. Выскочил из вагона в дорожной пижаме и тапочках и, пока торговался с продавцом привокзального киоска, поезд ушел. Ни денег, ни документов, ни знакомых... И тут Весник увидел, что в привокзальном скверике расположился небольшой табор. По странной случайности, в кармане пижамы у него оказалась фотография, на которой он был снят рядом со знаменитой цыганской певицей Лялей Черной. После того, как Весник показал табору фотографию, его тут же одели с головы до ног, подарили часы, дали денег, накормили, напоили, посадили в легковой автомобиль и отправили догонять поезд. Вскоре после возвращения в Москву Весник отправил деньги цыганам, но те вернули их обратно телеграфным переводом.

 

Народный артист СССР Евгений Весник скончался 10 апреля 2009 года на 87 году жизни. Похоронен  на Троекуровском кладбище Москвы.

 

Лев Дуров о Евгении Веснике:

 

«Мы симпатизировали друг другу. Евгений Яковлевич по характеру был жизнерадостным человеком, он знал миллион баек и историй. Трудно предположить, что он – фронтовик, что он шел в атаку, лежал в окопе. Глядя на него ты понимал, что юмор и великий, настоящий патриотизм - вещи совместимые. Мы с ним часто работали на озвучании. Он мог озвучить кого угодно, и всегда точно попадал в характер. На радио, где Евгений Яковлевич много работал не только в радиоспектаклях, гуляла такая шутка: приходишь получать деньги в кассу, а в ведомость только одна фамилия – Весник, Весник, Весник... Теперь, после его смерти кино, радио, мультипликация, театр, эстрада – все стало победнее. Он нес улыбку людям. Мир после его уходу стал меньше улыбаться».

 

В кино Весник сыграл более 70 ролей. Написал 14 книг. Он говорил о будущем:

 

«Земной шарик устроен так, что будущее есть у блохи, у змеи, у крокодила. У рек. Они пересохнут или в них появятся крокодилы – и это тоже будущее. Значит, есть и у России. Но вопрос: какое? Когда закончилась война, мне было двадцать два года, и все мы, фронтовики, были убеждены, что завоевали рай. Самое настоящее светлое будущее! Того рая, каким он нам тогда грезился, мы не увидели! Но это же не значит, что «будущее» не состоялось...

 

Был у меня партнер Дудник – мы были очень известной эстрадной парой. А отец его был начальником пуговичной артели. Однажды я ему говорю: «Как вы хорошо живете». А он, старый еврей и отъявленный коммунист, мне отвечает: «Женечка, ви человек свой, поэтому я вам скажу: все, что ви здесь видите – телевизор, мебель, одежа, – это все на спернутые пуговицы. Если би я не делал этого, то, конечно би, жил очень плохо». Потом посидели, выпили. Я его спрашиваю: «Вот вы – член партии. Объясните, что такое коммунизм?» «Пожалуйста. Когда я сперну очередную партию пуговиц, меня схватят за руку, но... скажут, что я ничего не спернул, и отпустят – это и будет настоящий коммунизм!» – «И он будет построен?». – «Обязательно! Но только на улице Горького!»

 

В диалектике есть совершенно гениальное определение: «Количественное накопление приводит к качественному скачку». Рассуждая как обыватель, могу сказать: накопление отрицательных эмоций, которые мы сейчас наблюдаем, может привести куда угодно, но только не туда, куда мы хотим. И это тоже будущее. Может, завтра вся прекрасная половина планеты будет ходить в чадре. Ведь это не зависит от того, что об этом думают в Кремле. Например, будущее моего дома может зависеть от внезапно лопнувшей батареи. Или. Молодые собираются в ЗАГС, а вдруг – бац! – землетрясение. И все. Жители Ленска строили планы, о чем-то мечтали и – бац! – города нет. Американцы спокойно жевали жвачку и думали, что если есть пуп Земли, то это они. И вдруг бац... Так что будущее есть всегда, но какое и когда, я не знаю. Но все-таки надеюсь на лучшее. Мой девиз: «Я думаю одно, а говорю то же самое». И у меня на столе под стеклом «лежат» слова Сенеки: «Необходимо мужественно переносить то, что ты не можешь изменить». И делается легко на сердце».

Весник 6

Продолжение следует...

 


СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: kolobok1973
2010-01-17 05:01 pm
"Яков Ильич - белорус, а мать русифицированная чешка"

:)))))))
ну разумеется:)))
(Ответить) (Thread)