Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ВЕСНИК Евгений Яковлевич (часть 3)


Весник 8

Кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1998)


Весник 3

Из интервью Евгения Весника Радио Свобода (2007 год):

«О героизме, войне и родине»

— Настоящие фронтовики редко говорят о героизме, они больше говорят о том, что они влюблялись в людей, у которых была общая задача, общая идея, что прощали все обиды, огрехи со стороны государства и личностей, которые нами командовали, во имя высокой идеи, шли вперед, они боролись за родину без всякой политики. Эти люди не могут сейчас возвышенно говорить и вспоминать о войне. Когда закончилась война, мне было 22 года, и мы были убеждены, что мы завоевали рай. Диву даешься! Я понять не могу, я не экономист, не математик, но я не могу понять истинную причину падения нашей родины. Я сохранил в себе гордость за ту победу, горжусь своими наградами и офицерским званием, благодарю армию, которая меня воспитала. Я не знаю, что бы со мной было — я остался один, без родителей, в 14 лет. Меня армия сформировала. Но печаль портит этот праздник. Если кому-то за границей говоришь, что мы — ветераны войны, да еще народные артисты СССР, — получаем ниже прожиточного минимума, никто не верит. Мы, фронтовики, иногда собираемся, нас осталось очень мало, выпиваем рюмку-две и некоторые плачут от того, что потеряно то горделивое, что мы испытали во время войны. Очень жалко. То, что я патриот своей родины (хотя патриот тоже плохое слово), что я люблю свою родину, я это доказал своей жизнью.


— У меня был случай, когда я командовал семидесятью двумя беломорканальниками. У меня были беломорканальники, заключенные, прошедшие через штрафную роту, оставшиеся в живых, раненые. Я наблюдал за этими людьми, преступниками, которые воевали лучше, чем другие, и я понимал, что они получили свободу и должны были доказать свою лояльность к родине, забыть о своем прошлом, они воевали как звери. Мне нравилось, что на войне нельзя было быть плохим, показывать свои отвратительные качества. Это было наказуемо и невниманием товарищей, и другими, даже более серьезными, вещами, если это носило более серьезный характер. Я не знаю, мне страшно сказать эти слова, но я испытывал какой-то подъем духа. И там я сформировался как человек. Я понял, что такое выручка, что нельзя показывать свой эгоизм в обществе, научился бороться с трусостью. Вы думаете, что у самих героев нет ощущения боязни? Есть. Так что я смотрю на это, как на большую школу жизни.


— Конечно, были смешные случаи. Первую медаль я получил за взятие "языка". Я взял со сбитого самолета офицера и привел его в штаб. А вторая медаль связана с юмором. У меня плохо с желудком стало, и я попросил командира бригады остановиться, чтобы мне в кусты пойти. А у нас были очень плохие карты. Вот у немцев был Верхний Хорст и Нижний Хорст. А у нас просто написано: "Хорст". Где там немцы? И мы попали почти в расположение немцев. Выбрались оттуда, и мне стало, может быть, на нервной почве, плохо. Он говорит: "Иди, только быстрее". Я, извините, пошел в кусты, все справил почти что. Вдруг вижу, в глубокой лощине, по тропе, идут немцы. Причем, впереди вооруженный немец, а за ним цепочка, без ремней. И я сразу понял, что это гауптвахта, что эта тропинка скрывается за поворотом, где они все скрываются. И надо же было так, что одному захотелось по маленькому. Один немец остановился, и стал выполнять свои физиологические потребности. А я уже почти застегнул штаны, которые держал левой рукой, а правой держал парабеллум. Я свистнул. Он, продолжая делать свои дела, обернулся и увидел меня. Я тогда отпустил штаны, они чуть сползли, и левой рукой я показал, ничего громко говорить не стал, а пистолет держу. Он поднял руки и пошел на меня. И я его так довел. Оказалось, что этот «язык» нам дал очень интересные, толковые данные. Во-первых, что неправильная карта наша. Уже за одно это мне надо давать медаль. У летчиков были точные карты, а у нас… В результате, генералы и наш командир бригады, Синицын Александр Федорович, решили наградить меня медалью "За отвагу". Я очень грожусь этим.

— Были еще смешные случаи, которые никогда не рассказывают. Ведь болтуны, который нацепили себе медали разные (народ же не понимает ничего), которые и по возрасту не подходят, они же никогда не будут говорить о трусости, об испуге, они же говорят только о героизме. А те, кто был на "передке", никогда не говорят о героизме, а говорят о ранении, о полученном письме от любимой женщины или о героизме другого. Так вот я вам расскажу про страх, который я испытал. Перед тем, как идти вперед, мы обстреливали определенные по карте зоны. И каждый знал свои воронки. И когда шли войска вперед, выделяли офицеров, которые проверяли коэффициент полезного попадания. Мы пошли с одним капитаном, а я еще был лейтенантиком. Это было в Финляндии. Я — что мне положено, обошел, — а он куда-то отошел. Я подумал, что что-то я давно не стрелял. Лежит банка из-под галет финских. Я думаю: постреляю. У меня был наган. Сколько патронов в нагане — я их все выстрелил, хотел, было, перезарядить, и вдруг за банкой вылезает рыжий финн, подняв руку. А я стою от него в семи метрах. Вы когда-нибудь входили в холодную воду? Вот примерно такое чувство. Я онемел от неожиданности. И потом я увидел, что идет капитан. Он увидел меня, говорит: "Жень, что с тобой?" Я не могу сказать. Он посмотрел, куда я смотрю, обернулся, а там финн вот так стоит. Что с ним сделали, вы должны понять, потому что был приказ финнов в плен не брать. Они могли вам перегрызть глотку, они могли животом прыгнуть на рубленый пенек, чтобы распороть себе живот. Фанатики! Вот такие вещи. А в то же время я испытывал радость, увлекался нашей телеграфисткой. Ее убили, к сожалению. Я наблюдал, как влюблялись по-настоящему, командир полка с девицей-телеграфисткой, как ей оторвало ногу, как он не бросил ее, Любанечка ее звали, отправил ее домой, а когда кончилась война, он женился на ней, она родила ему двоих сыновей. Повидал я все.
 

Актерские байки про Евгения Весника

 

 Весник 13

СЦЕНИЧЕСКАЯ НАХОДКА

 

Весник, будучи еще студентом, Де­бютировал на сцене Малого театра. Играл он в массовке: нужно было просто стоять у стены и изображать гостя в доме Фамусовых. И, как это частенько случается, молодого и неопытного ак­тера стали подначивать коллеги постарше и поопытнее.

 

Два таких шутника подходят во время спек­такля к Веснику и спрашивают вполголоса:

 

— Простите, вы не Чацкий будете?

 

Надо знать атмосферу сцены и ощущения дебютанта, чтобы понять, с каким трудом он сдерживает истерический смех, услышав этот нелепый вопрос.

 

Во время антракта Весник попросил прекра­тить издевательства. Шутники вежливо изви­нились и пообещали. Однако едва началось дей­ствие, они снова подошли к молча стоявшему Веснику и спросили:

 

— Вы не подскажете, где здесь туалет?

 

Этой фразы оказалось достаточно для того, чтобы юный артист, согнувшись пополам, уполз за кулисы. В страхе ожидал он окончания спек­такля, рассчитывая получить взбучку от режис­сера.

 

Но самое удивительное, что режиссер похва­лил Весника:

 

— А вы правильно сделали, что ушли со сце­ны. Это хороший ход, чего вам в самом деле торчать столбом... Правильно...

 

ИГРА В ШАХМАТЫ С ПЕРЕМЕННЫМ УСПЕХОМ

 

Евгений Весник частенько играл в шахматы с кинорежиссером А. Золотницким, но никогда не выигрывал, поскольку соперник играл гораз­до сильнее и даже имел какой-то шахматный разряд. Однажды Весник привел в гости к Золотницкому какого-то незнакомого ему челове­ка. Посидели, попили чаю, а потом, как обычно, решили сыграть в шахматы. Но на этот раз Вес­ник сослался на головную боль и предложил вместо себя своего приятеля. Расставили фигу­ры, игра началась, и вот через десяток ходов Золотнипкий растерянно говорит:

 

— Ничего не пойму... Но положение у меня безнадежное, сдаюсь...

 

— Знаете, у меня тут одна мысль мелькнула по поводу вашей защиты. Дайте-ка я доиграю вашу партию, — вежливо говорит незнакомец.

 

Доску развернули, и игру продолжили. Че­рез несколько ходов Золотницкий вскочил в сильнейшем волнении:

 

— Что за чертовщина! Я теперь почти выиг­ранную партию проигрываю.

 

— А давайте-ка поменяемся, — снова пред­лагает незнакомец. — У меня есть кое-какие мыслишки...

 

Снова перевернули доску, и через несколько ходов все повторилось снова.

 

— Да кто же вы такой, скажите, пожалуй­ста? — взмолился потрясенный Золотницкий. — Я еще ни с кем таких партий не играл...

 

— Гроссмейстер Ефим Геллер, — скромно говорит незнакомец под веселый хохот Евгения Весника.

 

ЛЕТЯТ УТКИ

 

Евгений Весник вспоминает, как неудачно начались съемки фильма «Стежки-дорожки» в колхозном селе под Винницей. Нужно было снять взрыв на переправе. Председатель колхо­за, взволнованный и обрадованный тем, что у него происходят съемки, разрешил использо­вать для этого небольшое озерцо на окраине се­ла. Причем договорились, что если взрывом убьет несколько колхозных уток, То съёмочная группа заплатит, но мясо уток оставит колхозу.

 

Режиссер фильма был молод и неопытен, но, главное, неопытен был пиротехник, и когда ста­ли готовиться к взрыву, заложили около сорока взрывпакетов.

 

Ну и, конечно, взрыв получился чудовищной силы. К счастью, никто не успел приблизиться к переправе и пострадавших не было. Но вмес­то озера чернел глубокий котлован, а в воздухе носились перья от двух десятков колхозных уток, которые только что мирно качались на воде. Бледный как полотно председатель на ват­ных ногах подошел к режиссеру и, указав на летающие в воздухе перья, спросил:

 

— Ну и дэ ж це м'ясо?

 

 Весник 1

 

Снимался в фильмах:

 

  • Отелло (1955)
  • Урок жизни (1955)
  • Дело № 306 (1956)
  • Старик Хоттабыч (1956)
  • Ночной патруль (1957)
  • Прыжок на заре (1960)
  • Командировка (1961)
  • Яблоко раздора (1962)
  • Стежки-дорожки (1963)
  • Обыкновенное чудо (1964)
  • Приключения Толи Клюквина (1964)
  • Свет далекой звезды (1964)
  • След в океане (1964)
  • Иностранка (1965)
  • Перекличка (1965)
  • Межа (1966)
  • Сильные духом (1967)
  • Я вас любил...(Сочинение на вольную тему) (1967)
  • Семь стариков и одна девушка (1968)
  • Новые приключения неуловимых (1968)
  • Трембита (1968)
  • Эксперимент доктора Абста (1968)
  • Угрюм-река (1969)
  • Вас вызывает Таймыр (1970)
  • Взрыв замедленного действия (1970)
  • Приключения желтого чемоданчика (1970)
  • Офицеры (1971)
  • Чудак из пятого "Б" (1972)
  • Нейлон 100% (1973)
  • Самый сильный (1973)
  • У меня есть лев (1975)
  • Это мы не проходили (1975)
  • По улице комод водили... (1978)
  • Бабушки надвое сказали... (1979)
  • Летучая мышь (1979)
  • Приключения Электроника (1979)
  • Тема (1979)
  • Скандальное происшествие в Брикмилле (1980)
  • Пора красных яблок (1981)
  • Хочу, чтоб он пришел (1981)
  • Вольный ветер (1983)
  • Год теленка (1986)
  • Единожды солгав (1987)
  • Филипп Траум (1989)
  • Аферисты (1990)
  • Шапка (1990)
  • Действуй, Маня! (1991)
  • Преступление лорда Артура (1991)
  • На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди (1992)
  • Аляска, сэр! (1992)
  • Ноев ковчег (1992)
  • Тьма (1992)
  • Пистолет с глушителем (1993)
  • Мастер и Маргарита (1994)
  • Ширли-мырли (1995)
  • Белый танец (1999)

 Старик Хоттабыч

Приключения желтого чемоданчика

Летучая мышь

Весь мир в глазах твоих 1977

Озвучивал мультфильмы:

 

  • Первая скрипка (1958)
  • Капризная принцесса (1969)
  • Кентервильское привидение (1970)
  • Пес в сапогах (1981)

 Весник 9

 

15 января 1923 года - 10 апреля 2009 года


Tags: актеры, писатели, режиссеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments