Anna (444anna) wrote in chtoby_pomnili,
Anna
444anna
chtoby_pomnili

Category:
Сегодня родился Вячеслав Васильевич Тихонов.

Начинал свою карьеру в культ личности, а закончил свою земную жизнь при царствовании культа наличности. Советские актеры были на положении крепостных по отношению к правящей верхушке. Они были крайне зависимыми людьми, но на творчестве это никак не отразилось. Леонид Броневой в фильме «Семнадцать мгновений 25 лет спустя» озвучил сумму, которую он получил за роль Мюллера, за три года съемочных работ он получил меньше трех тысяч рублей. Балерине Савельевой, сыгравшей Наташу Ростову в «Войне и мире» гонорара хватило на четыре выездных платья. Голливудские актеры просто не поверили бы, узнав правду. Но откуда им было это знать, если никто наших актеров не говорил о таких вещах – стыдно и страшно, страшно стыдно. Но несмотря на эти унижения, на давление идеологии, несвободу и абсурд тогдашней жизни актеры были все-таки счастливы. Актеры были не просто знаменитостями - они служили искусству. Тихонова не только любили зрители, он был также самым титулованным и обласканным властями актером. Но это его не испортило. В нем была аскетичность, самоуглубленность, отстраненность, дистанцированность и отторжение, свойственные всем водолеям, помогая ему держаться как бы вне времени и обстоятельств. Он чувствовал, что не в том достоинство и смысл, чтобы получать приличные деньги за свой труд, получать отчисления от фильмов, а в том, что плоды этого труда останутся достойным вкладом в искусство, которому служил, в том, что воплотил на экране идеал мужественности, красоты, доблести.

Тихонов родился в 1928 году. Вовремя пришел в этот мир, потому как кинематограф уже был, и будущее было за кинематографом. А Тихонов именно актер кино, в театре он не проявился бы. Тихонов родился в России, там, где нужно - только в России он мог стать настоящей звездой, учитывая его специфическую манеру игры, в которой так мало экспрессии, он не то что не выходит за свои пределы ради роли, но еще и утягивает зрителя за собой в себя. Красавец с лицом князя и руками работяги, аристократ из народа. Идеал мужчины сотен тысяч женщин. Мой идеал мужчины.
Подростком, по глупости он наколол себе на левой руке «слава». Другие ребята татуировали имена своих девушек, у Тихонова в то время не было девушки, и он наколол слово, которое было его именем, а стало судьбой.
Не думаю, что его манила слава. Скорее это было желание приобщиться к героике, пережить войну, которую ему по малолетству пришлось пережить в тылу. Актерская профессия означала возможность проживать на экране много жизней, жизней людей лучше и сильнее самого артиста. Кино было тогда миром героев и небожителей, роли исполняли c высоким душевным подъемом, роли исполняли как священный долг перед Родиной, ролями исполняли мечты миллионов людей.
Ему помогало подсказанное высшим я сознание своего особого предназначения, надвигающегося инобытия, выходящего за рамки того, что он по обстоятельствам своего рождения мог получить. Как иначе объяснить, что паренек из Павловского Посада, из простой семьи, только что овладевший ремеслом токаря собирается вдруг в Москву, поступать учиться на актера? Посоветовал кто? Нет, родители были против, в недоумении, единственный человек, поддержавший странное желание юноши была бабушка.

Внутренний голос не обманул Тихонова. Наивный провинциал, никаких зацепок в Москве не имевший, не знавший, в сущности куда ему сунуться, все же попал во ВГИК, несмотря на то, что с первого раза он не был принят, ВячеславТихонов все равно не миновал своей судьбы.

«Молодая гвардия» режиссера Сергея Герасимова стал первым фильмом Тихонова, где он снялся, будучи еще студентом. Этот фильм, зажегший сразу целую плеяду звезд, стал легендарно-популярным. Он поставлен в 1948 году, когда фильмов выходило мало, но каждый был по-своему незабываемым. Война, высокий героизм и жертвенность, отвага и задор юных героев покорили зрителей и фильм сразу стал любимым. Фильм основан на реальных событиях и до сих пор режет по живому. Фильм дал Вячеславу Тихонову прекрасный старт, хотя у него там маленькая роль. Здесь он впервые оказался в одних титрах с Татьяной Лиозновой, мелькнувшей там как помощник режиссера, которой суждено будет спустя двадцать пять лет вывести его на гребень небывалой славы.

«Молодая гвардия», которую поколение моей мамы знало и любило, до сих пор смотрится с большим эмоциональным напряжением, слишком трагичен, чтобы его чрезмерная идейность могла ослабить впечатление. «Молодая гвардия» было многообещающим началом для по-настоящему звездной карьеры актера. Но все оказалось не таким простым. Тихонов, будучи самобытным разносторонне одаренным актером, не был поначалу, как это ни парадоксально, принят и понят режиссерами. Мосфильм в лице Ивана Пырьева сразу отверг Вячеслава Тихонова из-за его якобы «нерусского» лица. Как будто существует только один-единственный русский тип внешности. Русские вообще очень разные, и красивы они по-разному. Только в 1960 году Тихонов снимется на Мосфильме в роли мичмана Панина, уже после того как ему превосходно удастся роль тракториста Матвея Морозова в картине «Дело было в Пенькове».

Таким актерам, как Тихонов, которым предначертано быть знаковыми фигурами, судьба посылает добрых помощников, поддерживающих их в тяжкую минуту сомнений и раздумий, удерживая от необдуманных поступков и вселяя веру в себя. Такие встречи в силу абсолютной своей необходимости предрешены. Таким добрым помощником стал для Тихонова режиссер Станислав Ростоцкий, в пяти фильмах которого Тихонов сыграл незабываемые роли, четыре из которых стали любимыми у миллионов зрителей. Все четыре до сих пор неувядаемо обаятельны –«На семи ветрах», «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «Белый Бим, черное ухо».

В своем интервью Тихонов признается, что работа в кино началась у него по-настоящему с фильма Ростоцкого «Дело было в Пенькове», а до этого его режиссеры как-то не замечали. Кстати, эта роль тракториста Матвея Морозова стала для артиста самой любимой. Фильм добрый, наивный, лиричный, но отнюдь не простецкий, был прекрасно принят зрителями. Сейчас, когда трактористы вымерли от паленой водки, на месте деревень мерзость запустения, былой энтузиазм сменился черной меланхолией, «Дело было в Пенькове» смотрится как научная фантастика вроде «Была же жизнь на Марсе» или лучше «Сновидение без сна». Тихонову нравится его персонаж, сложный, с юморком, порывистый, шалый, наговаривающий на себя, азартный, влюбчивый, гневливый, неожиданно способный на благородные поступки, обаятельный и добрый русский парень. В этом фильме Тихонов вовсе не мужественный красавец с медальным профилем, здесь он трогательный, простой, в этом фильме перемажет свое медальное лицо печеной картошкой, которую, запеченную в камине, продолжит есть Штирлицем, празднуя 23 февраля в далекой вражеской Германии.

Подозреваю, что такая непреходящая любовь к этой роли не обошлась без личных параллелей – была и у Тихонова девушка Юля в Павловском Посаде, но вот уехал он в далекую Москву и обернулось все его женитьбой на Мордюковой, с которой он расписался из-за родившегося у них ребенка. Не правда ли, сюжет почти тот же, что и в фильме? Вячеслав Васильевич не написал книгу воспоминаний, видимо были на это свои причины. Что он делал последние годы один, на своей даче на Николиной горе? Вспоминал, итожил, читал зрительские письма, смотрел с горы в свою сбывшуюся звездную жизнь… Однако не желал, чтобы его дочь Аня стала актрисой, стало быть знал кино со своих изнанок, о которых тоже не захотел рассказать. Все свои тайны он унес с собой. Может быть, так и надо было.

«На семи ветрах»

«Я бы очень хотела верить в Бога. Кому, кроме Бога могу молиться, чтобы мой муж и сын остались живы там, в осажденном Ленинграде? Не молиться же мне Верховному Командованию, у него итак своих хлопот достаточно» - ушам своим не поверила, но это слова из фильма «На семи ветрах». Это на редкость живой, дышащий, светлый фильм о войне и о любви. Светлана Ивашова, милая простенькая на вид девушка, ждущая своего жениха в разоренном и разгромленном доме, стоящем «на семи ветрах», который попеременно становится редакцией фронтовой газеты, то военным госпиталем и, наконец, передовой. Светлана, словно светлый дух не покидающая дома, кроткая, стойкая, сильная, целомудренная. В фильме нет размаха в декорациях, вообще никакой гигантомании, все-то декорации это изрешеченный пулями дом, который обрастает по мере действия фильма новыми смыслами и символами. Фильм совершенно не пафосный, настоящий гимн русской женщине, ее чистоте, целомудрию, душевной крепости, долготерпению и верности. У Тихонова там небольшая, но живая и удачная роль военного репортера Вячеслава Суздалева, веселого и уверенного в себе, который, заприметив милую Светлану, предлагает ей посреди ужаса войны окунуться в счастье с ним, кому редко кто из женщин отказывал. Но Светлана оказалась тем самым редким случаем, и Суздалев смущенный, удивленный прощается со Светланой, чтобы потом, когда выпадет возможность все-таки найти ее и написать о ней статью в свою газету. Светлана дождется своего жениха.

«На семи ветрах» - второй фильм Станислава Ростоцкого, режиссера, знавшего войну в лицо, вернувшегося с фронта без ноги, кому вовсе не требовались размах и декорированность для того, чтобы зритель смотрел и чувствовал его фильм. В доме на семи ветрах, оказавшемся настоящей крепостью для Светланы и тех бойцов, которых он укрывал в своих стенах, в этом доме есть что-то, что помогает осознать, как отстаивали в войну каждый дом, каждую пядь земли, и какой в этом был сакральный смысл. О том, как в самое страшное для русского народа время жизнь все же жительствовала и все человеческое оставалось при человеке, лишь усиливаясь от страшного нажима беды. Светлане Ивашовой в самом начале фильма некто поручает охранять старинный несгораемый шкаф с неведомыми ценностями, на нем выгравировано «Россия 1881 год», девушка, верностью и всепобеждающей надеждой сохраняющая Россию, старую, новую, вечную Россию. Светло в фильме и от звезд – Вячеслав Тихонов, Владимир Заманский, Людмила Чурсина, Клара Лучко, Вячеслав Невинный, Павлов, Савелий Крамаров, ну и конечно необыкновенно удачен выбор актрисы на главную роль – Лариса Лужина, трогательная, воздушная и очень убедительная. В фильме «На семи ветрах» нет ненависти, он весь пронизан светом, любовью, надеждой. Это один из самых лиричных фильмов о войне. Фашизм там не в фокусе, фильм получился практически аполитичным, фашизм там просто напасть на русскую землю, коих было не счесть.


«Война и мир»

Жизнь и искусство в тогдашней России были практически едины. Люди жили бедно, а многие даже и знали, что бедны, у миллионов людей остро стоял квартирный вопрос, надо всеми довлела железная пята идеологии и обязаловки, в этом состоянии крайней несвободы и мелких кусачих унижений искусство скрашивало людям серость обыденности, а для некоторых искусство превращалось в жизнь. И вот, из чадной коммуналки, после рабочего дня, приодевшись спешили люди в кино, «в культпоход». Часто билетов было не достать, спрашивали «лишний билетик». А там с экрана точеный профиль Болконского-Тихонова, его прекрасная военная выправка, блеск эполет, красота, изящество; навеки ушедшая Россия смотрела с экранов во тьму зрительного зала Эсэсэрии…

Хорошее кино воспитывало вкусы зрительские, а эти вкусы, в свою очередь, требовали хороших фильмов. Именно из-за высокой взыскательности зрительской аудитории такой фильм, как «Война и мир» Сергея Бондарчука вызвал столько разноречий. Спорили, обсуждали, ходили на фильм много раз, появлялись отзывы восторженные, отзывы критические. После выхода фильма люди с интересом перечитывали роман Толстого.

Худший вид зависимости, когда зависимость не признают или не замечают. Зависимость, в которой отдаешь себе отчет, имеет дверь из себя, зависимость неосознанная – сплошная бетонная стена. Актер часто вступает со зрителем в худший вид зависимости. Играть просто ради игры, чтобы не узнавали зрители, чтобы красоваться, чтобы оставаться, так сказать в строю. Играть любые роли в чем угодно. Это не из-за денег. Это из-за известности.Тихонову удалось избежать этой зависимости. Актер должен вроде бы быть по-буддистски пуст, ждать содержания, которым заполнит его роль, быть мягким и пластичным, словно перчатка, ожидающая руки, что придаст ей жизнь и форму. Тихонов имел свой стержень, пустоту и гибкость исключавший. И роль он примерял прежде всего к этому своему стержню, из-за чего был разборчив в выборе ролей, сыграв их вовсе не так много за свою жизнь. Уникальный случай, когда красавец с аристократическим лицом играл матроса, тракториста, школьного учителя, военных и князей, но все эти роли объединяло что-то созвучное внутреннему строю актера.

Несмотря на душевные борения Тихонова, несомненным успехом фильма можно назвать прежде всего роль Андрея Болконского. Мне кажется, этот персонаж с его сомнениями, самокопаниями, истовой порядочностью, целостностью, высокими нравственными запросами был очень близок Тихонову, и он с самого начала хотел сыграть эту роль, интуитивно признав ее своей.

«Война и мир» Бондарчука сделал Тихонова актером года в нашей стране и принес артисту международную известность. Это, пожалуй, и на сегодняшний день единственная достойная экранизация эпопеи Толстого. Первая серия «Андрей Болконский» вызвала большой зрительский интерес. Четыре серии киноэпопеи выходили друг за другом, собирая почему-то все меньше и меньше зрителей. Первая серия «Андрей Болконский», стала лидером проката и собрала 58 миллионов зрителей, «Наташа Ростова» 36,2 миллиона зрителей, «1812 год» 21 миллион и «Пьер Безухов» 19, 8 млн. зрителей. Средства были выделены на него колоссальные, задействована огромная армия статистов, детально воспроизведены сцены сражений, пятьдесят восемь музеев предоставили для фильма свои фонды, люди присылали в студию старинные личные вещи, чтобы помочь воссоздать обстановку того времени наиболее точно. Этот фильм был необходим России, тем более, что уже вышел американский вариант, причем, к 150-летию Бородинского сражения.

«Война и мир» сильный фильм, очень сильный по первому просмотру, но из породы фильмов, кончающихся, когда в зрительном зале зажигается свет. Задумывался фильм, как монументальный, максимально доходчивый фильм, невиданный по размаху средств и тщательности подбора деталей. Не все персонажи фильма соответствуют описаниям Толстого, - мало того что Бондарчук сам себя помазал на роль Пьера, он еще и на роль Наташи Ростовой пригласил….балерину. Представляю, что бы сказал Лев Николаевич, увидев такого Пьера. Но в фильме были и очень удачные роли – Кторов в роли старого князя, Антонина Шуранова в роли сестры Андрея Болконского и конечно, блестящее исполнение роли Курагина Василием Лановым. Что сказать о Болконском Тихонова? Актер как-то чрезмерно зажат не по роли, слишком самоуглублен и деревянен. Но как еще может вести себя человек с такими мыслями. По-моему, персонаж Болконского излишне литературен, а потому любое сценическое воплощение будет уступать герою литературному. По словам Тихонова, четыре года его жизни было отдано этой роли и она его измучила. Возможно, дело здесь в гиперответственности, которую тогда воспитывали во всех деятелях искусства, которая у Тихонова всегда была заметна. Если бы он держался в кадре чуть более естественно, как позже в роли Исаева-Штирлица, то князь Андрей бы только выиграл от этого в фильме Бондарчука.

Несмотря на красоту, славу, заслуженную любовь зрителей Тихонов не только не заболел «звездной» болезнью, но напротив, его творческий организм страдал некоей «обеззвездленностью», он чуть было не ушел из кино после неудачи (так ему казалось) с ролью Андрея Болконского. Фильм попал в прокат 117 стран мира, лицо Тихонова сделалось в восприятии миллионов людей лицом князя Андрея, фильм получил Оскара, Вячеслав Тихонов по результатам опроса журнала «Советский экран» был назван лучшим актером года. Несмотря на все это, Тихонов необычайно критично отнесся к своему Болконскому. Он всегда был «в партии собственного критического рассудка», как выразился герой Тихонова в «Оптимистической трагедии». Эта уникальная для красивого известного актера самокритичность была неотъемлемой частью его очарования. Но подобный настрой явно не гармонировал со вкусами и настроениями режиссера Сергея Бондарчука. Поначалу он вовсе не собирался в роли князя Андрея снимать Тихонова, хотя Тихонов сам предложил свою кандидатуру. Тихонова на роль Болконского порекомендовала Бондарчуку министр культуры Фурцева, а такого указующего перста сверху Бондарчук ослушаться не посмел. Сергей Бондарчук никоим образом не мог стать режиссером Тихонова, так как не обладал достаточной дальновидностью и чувством уместности. Но, невзирая на это, Сергей Бондарчук был по толстовскому выражению «человеком доброй воли» и в его фильмах не позорно было сниматься. Также Бондарчук умел дружить, может быть, как Бондарчук-человек был талантливее Бондарчука-режиссера(была, правда, очень некрасивая история с фильмом «Ностальгия»Тарковского в Италии, к которой Бондарчук имел непосредственное касательство, но это другая история). Чтобы не возвращаться здесь больше к этому режиссеру, скажем, что Тихонов, спустя десять лет после выхода «Войны и мира» снимется в еще одном фильме Бондарчука «Они сражались за Родину». У Тихонова там небольшая, но запоминающаяся роль. Его появление открывает фильм, он играет трагически настроенного солдата, которого очень оттеняет виталистичный, неунывающий, не по положению игривый герой Шукшина. В бою он теряет сознание и почти на весь фильм зритель пребывает в сомнениях убит ли Николай Стрельцов или его взяли в плен, во всяком случае, он уходит из фокуса внимания зрителя. Но он появляется под самый конец, оглохший, с подергивающейся головой, дрожащими руками он счастлив снова быть со своими товарищами, теперь он улыбается своему зрителю, который сквозь слезы также улыбается ему в ответ. Сергею Бондарчуку хорошо удаются народные фильмы, он ставит их достойно, добротно, с размахом, немного пафосно. Это была интересная роль для Тихонова в хорошем фильме по повести Михаила Шолохова, где снялись такие звезды как Василий Шукшин, Георгий Бурков, Николай Губенко, Юрий Никулин, Лидия Федосеева-Шукшина и Нонна Мордюкова.

С Нонной Мордюковой, первой женой актера, Тихонов появляется в трех фильмах – в «Молодой гвардии», где она сверкнула в роли Ульяны Громовой, в «Войне и мире»(помните момент, когда Мордюкова в роли хозяйки гостиницы с откровенной ненавистью, ролью не предусмотренной, смотрит на балерину Савельеву в роли Наташи Ростовой, отплясывающую русскую?) и в «Они сражались за Родину». По сюжету в этих фильмах Тихонов и Мордюкова не пересекались, как и в браке они так и не стали близкими людьми. Очень красивая пара. В красоте они несколько разминулись, Тихонов расцвел после тридцати, а Мордюкова ворвалась в кино уже в полном цвету и соку, а уж потом погрузнела и как-то окаменела.

Когда я впервые услышала, что Тихонов был женат на Мордюковой, то просто не поверила, думала - шутка, настолько они были разные, и друг другу никак не подходили.

Но нет такого понятия как несчастливая личная жизнь. Любая личная жизнь является опытом, который подсознательно человек сам себе выбрал. Некоторые ищут в браке счастья, кто-то уюта и покоя, кто-то обретает надежную поддержку и крепкий тыл, а вот бывает, что кто-то воспринимает супружество как вызов и испытание, возможность оставаться самим собой в любой ситуации с самым немыслимым партнером. То, что нам известно о личной жизни Вячеслава Тихонова такое испытание как раз и напоминает. Прочтя в первый раз книгу воспоминаний Нонны Мордюковой «Не плачь, казачка» я, по правде говоря, была огорчена и расстроена. О Тихонове там пишется самым нелестным неприязненным образом. Мордюкова – душа-нараспашку, горячая как печка, мощная, как бронепоезд, и сухарь-молчун Тихонов, любящий рыбалку, шахматы, стремящийся к уединению, не желающий подрабатывать, относящийся к жене свысока и без особого трепета. Во второй раз я увидела эти воспоминания иначе, как досаду и сожаления женщины, не сумевшей удержать свою первую любовь, семью, выстроить отношения, ведь Тихонов бы ее первым мужчиной, а Мордюкова его первой женщиной. Вспоминая о недостатках, проглядела она главные достоинство Тихонова. Он был моногамным мужчиной. Среди мужчин, а уж тем более мужчин актерской профессии таких от силы десять процентов. Ни один журналист никакими способами не мог никогда выкопать сведений, что у Тихонова была когда-либо любовница, это было просто невозможно. Он был цельным и порядочным человеком, верным и аскетичным, таким и полагается быть настоящему мужчине. Редко бывает, что у красивых одаренных знаменитостей рождается адекватный ребенок, наоборот, над такими детьми тяготеет рок, они часто бывают физически и(ли) психически неполноценными. Сын звездной пары Владимир Тихонов (его можно видеть с матерью в фильме «Русское поле) оказался красивым и талантливым, стал актером. Вот только прожил недолго, и его настиг рок…


«Семнадцать мгновений весны»

Тихонову посчастливилось сняться в наиглавнейшем фильме своей жизни в сорок пять лет, в пору своего наивысшего расцвета. Вряд ли он подозревал это, когда приступал к съемкам.

Красоту невозможно разъять на составляющие, подлинная красота всегда сакральна. Человек красивый должен как бы спать наяву, ни в коем случае не сознавая, как он красив, а проснется-осознает, тут же упадет, словно лунатик с крыши, по кромке которой только что с такой божественной легкостью шел. Любой сознающий себя красивым начинает в красоте своей убывать. Тихонов всегда знал себе цену, но это было результатом его взыскательности и требовательности к ролям, а не признаком самовлюбленности. Да и красота его не была изначально однозначной, уж слишком она была далека от смазливости. Тихонов был неотразим, в него влюблялись фильмовые партнерши, зрительницы. Но это было как-то помимо него. Самодовольства в нем не было, была самодостаточность. «Семнадцать мгновений» запечатлели эту редкостную красоту в зените. Просто страшно подумать, что в сериале мог бы играть другой актер.

Трудно писать о фильме, который все наизусть знают, который растащен на анекдоты, успевшие обрасти бородами (кстати, почему анекдоты слагали всего лишь о трех киноперсонажах – о Чапаеве, поручике Ржевском и о Штирлице?) «Семнадцать мгновений весны» мой любимый сериал. Да простят меня создатели и исполнители это запятнанное слово. Хотя, у сериала есть преимущество перед фильмом – он может искусно нагнетать эмоциональное напряжение, устраивать из каждой серии событие, прямо-таки водопад событий.

Меня поразила идея сделать «17 мгновений весны» в цвете. У черно-белого кино свое очарование строгости, сдержанности, контрастности. В подкрашенной версии исчезнет эта особая слитность с кадрами хроники. А хроника там задумана как неотъемлемая часть действия. Боюсь, придет скоро кому-нибудь в голову выпустить, в угоду пластиковому поколению, отфотошопленную версию сериала, убрав драгоценные морщины медального лица Тихонова.

Трудно сейчас даже представить, какой феноменальный интерес вызвал «Семнадцать мгновений весны» в нашей стане и в странах Варшавского договора. Это сейчас, после того как фильм посмотрели не один и даже не десять раз видны все его ляпы и недочеты. Все его советскообразие и анекдотичность сюжета. Я не буду перечислять общеизвестные недостатки фильма, перечисленные в книге Натальи Тендоры «Вячеслав Тихонов. Князь из Павловского Посада», там этому посвящена отдельная глава. Победителей не судят – фильм не меркнет в своей популярности.

Актеру уже не обойтись в жизни одним своим «я», актера уже столько, сколько являлся он в ярких ролях и запечатлелся в памяти людей. Этот цветник подличностей делает актера несметно богатым…Власть этих подличностей велика, почему-то чем сильнее эта власть, тем больше актер хочет от нее избавиться. Тихонов уже не просто Тихонов, он Илья Мельников, Николай Стрельцов, Вячеслав Суздалев, Андрей Болконский, Матвей Морозов, но больше всего он Штирлиц.

Как можно объяснить столь феноменальный успех «Семнадцати мгновений весны»?

Во время Великой Отечественной Войны идеология и мироощущение властей полностью совпадало с народными, и в случае с созданием «Семнадцати мгновений весны» настрой создателей и исполнителей полностью совпал с настроем заказчиков.

Изначально фильм был заказным и пропагандистским, но он далеко вышел за рамки «политического детектива». Были у нас сериалы о разведчиках с хорошо заверченным сюжетом, неплохими актерами в главной роли, но ни один из этих фильмов не стал народным эпосом, как случилось с «Семнадцатью мгновениями весны». Начнем с того c его предельной ясности (хотя ясность, по выражению Мюллера, есть форма полного тумана:) Благодаря голосу Ефима Закадровича Копеляна сюжет становится предельно ясным ребенку, колхознику, даже Леониду Ильичу Брежневу, который настолько проникся фильмом, что хотел дать Штирлицу звание Героя Советского Союза. Добавим сюда сильный актерский состав, обаяние и профессионализм которых заставили своих персонажей жить поистине вечной жизнью. А как снимался ? Были очень высокие требования к конечному результату. На двенадцать серий фильма потребовалось три года работы с максимальной отдачей и вовлеченностью.

Режиссер фильма Татьяна Лиознова войну знала не понаслышке - потеряла в войну деда и отца. Сам Тихонов в войну был подростком, и война задела его лишь по касательной, но он все же помнил то время, настроения, мощь и единый порыв, объединивший великий народ в борьбе против фашизма. Фильм всегда наполняется живыми соками, если создатели и исполнители неравнодушны к сюжету, тогда это уже не работа, а нечто большее.

Одной из причин столь небывалый успеха было совпадение темперамента Тихонова и его персонажа. Эта отстраненность, аскетичность, собственное достоинство, сосредоточенность, умение владеть ситуацией, сдержанность, внезапность, собранность, способность самостоятельно принимать решения и все-таки ошибаться – все это как нельзя удачно совпало у Тихонова и его персонажа. Актеру не довелось служить в армии, не был он на войне, но у него откуда-то есть нужная военная выправка, может быть это оттого, что армия дисциплинирует вынужденно, если не насильно, а Тихонов обладал сам по себе некоей стальной струной внутри себя, самостоятельно выработанной дисциплиной. В одном из своих интервью венгерский режиссер Иштван Сабо заметил, что искусство кино дало нам прежде всего крупно, во весь экран лицо человека. У Тихонова была невероятно сложная роль – быть лицом фильма, лицом, которое живет в кадре и это ему блестяще удалось.













Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…