Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

СТЕПАНОВ Юрий Константинович


Степанов 1

Лауреат Премии московского фестиваля им.Высоцкого – за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость» (1993)

Лауреат Премии за лучшую мужскую роль на Международном фестивале «Контакт-93» в г.Торунь – за роль Лыняева в спектакле «Волки и овцы» (1993)

Лучший актер телесериала в номинации "Народный рейтинг" на российском кинофестивале «Виват кино России!» – за роль в сериале "Гражданин начальник" (2002)

Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актерский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004)

Степанов 6

 

 

Юрий Степанов родился 7 июня 1967 года в деревне Рысьево Черемховского района, в ста пятидесяти километрах от Иркутска. Отец работал агрономом, мама преподавала в школе естественные науки.

 

Когда Юра был еще маленьким, его отца перевели в местечко под названием Тайтурка в Усольском районе, на должность директора совхоза. Юра воспитывался и рос в условиях, в которых нужно было уметь все:  копать картошку, ловить рыбу, охотиться, заниматься пчеловодством, животноводством, плотничать, и строить. Первым серьезным трофеем будущего актера стал лось, которого Юрий добыл, учась в девятом классе. Рога до сих пор висят в его московской квартире. Отец был с Юрой строг, не хотел воспитать белоручку и пользовался большим авторитетом у сына. К сожалению, позже отец Юрия трагически погиб.

 

Степанов рассказывал:

 

"Я родился в Черемхово, в ста пятидесяти километрах от Иркутска. Когда был маленьким, моего отца перевели в местечко под названием Тайтурка, что означает «оседлать коня». Закончил там школу и поехал в 1984 году поступать в Иркутское театральное училище. А родители хотели, чтобы стал я охотоведом. Отец мой был директором большого совхоза, надеялся, что сын пойдет учиться в сельхозинститут. Тем не менее, когда я стал студентом театрального училища, отец сказал: «Хорошо, учись. Деньгами помогу». Но вот я окончил его с красным дипломом, папа мой спросил: «Ну все? Успокоился? Теперь займись серьезным делом». Я же решил ехать в Москву. И отправился поступать к Петру Фоменко. Теперь вот думаю, что не попади я в ГИТИСе к той команде учителей, в которой я оказался, театр меня просто бы убил. Конечно же, я бы выжил физически, но душу мою он бы умертвил. Молодой актер — это такое пористое существо, которое впитывает все. В какую атмосферу попадешь, тем и наполнишься.


С первого курса нам прививалось умение прощать, умение терпеть, по возможности не терять чувства любви друг к другу. Конечно, возникают сложности и проблемы, тем более что театр наш — не автономное государство. Мы все живем в обществе, которое полно всевозможных, соблазнов".

 

Первая учительница Юрия Степанова Елена Лазарева помнит, что будущий актер не отличался особенным прилежанием в учебе. Его было трудно заставить делать что-то неинтересное. Любимым же уроком Юры было чтение. Его пересказы прочитанного слушал весь класс.

 

В Тайтурке Юре встретился Анатолий Абсандульев – тренер по боксу. Он обучал мальчишек в доме культуры охоте, рыбалке. Выживать. Ребята еще занимались в кружке самодеятельности – танцевали, ездили с агитбригадой… Первым учителем актерского мастерства была директор дома культуры Ольга Васильевна Фирсова. Юре нравилось у нее заниматься, но стать актером у него мыслей не было.

 

По воспоминаниям земляков, первая роль Степанова была в комедийной миниатюре. Он пел, кадриль отплясывал, был мастером на все руки.

 

Родители хотели, чтобы стал сын охотоведом. Отец надеялся, что сын пойдет учиться в сельхозинститут. Но Степанов, закончив школу в Тайтурке, поехал в 1984 году поступать в Иркутское театральное училище. И поступил. Во время учебы работал плотником, каменщиком, трактористом, нефтедобытчиком. В Иркутск приезжала приемная комиссия из ГИТИСа. После первого же отборочного тура Юрия приняли на актерское отделение. Ольга Васильевна Фирсова посоветовала, что если Степанов хочет продолжать заниматься актерской профессией, то надо ехать в Москву и учиться у Петра Наумовича Фоменко.

 

Юрий Степанов поехал в Москву. В ГИТИСе Степанов учился на актерско-режиссерском факультете, в актерской группе, приобретая так же навыки и режиссерской профессии. Свою профессию Юрий осваивал настойчиво, каждый день. Он считал, что надо читать, надо думать, надо что-то предлагать режиссеру, а что-то надо и отвергать.

 

В мастерской Фоменко с первого курса студентам прививалось умение прощать, терпеть,  не терять чувства доверия друг к другу.

 

Курс, на котором учился Степанов, стал основой труппы Московского театра "Мастерская Петра Фоменко". И до определенного момента в карьерном росте Степанова значилось только одно достижение – работа в Театре Петра Фоменко. Степанов служил в театре со дня его основания. Среди ролей – Вася в «Балаганчике», Гриша в «Варварах», Собачкин во "Владимире III степени" Гоголя, Бенджамин в "Шуме и ярости" Фолкнера, Чичиков в "Чичикове, Мертвые души, том второй" Гоголя, Ислаев в "Месяце в деревне" Тургенева, Горбун в «Приключении» Цветаевой, Алджернон в "Как важно быть серьезным" Уайлда, Лыняев в "Волках и овцах" Островского, Чебутыкин в "Трех сестрах" Чехова.

 

Степанов не раз был награжден театральными наградами – премией Московского фестиваля им. Высоцкого (за роль Бенджамина); премией за лучшую мужскую роль на Международном фестивале "Контакт-93" (за роль Лыняева); лауреат премии "Чайка" в номинации "Синхронное плавание" (за актерский ансамбль спектакля "Три сестры"). Степанобыл занят в «Двенадцатой ночи» (Сэр Эндрю Эгьючик), в «Мотыльке» (Полковник) и по праву считался одним из «бриллиантов» театра – зритель ходит на Степанова.

 

Режиссер Сергей Женовач однажды сказал, что не будь среди студентов курса Юрия Степанова, с поразительной глубиной и пугающей достоверностью сыгравшего Бенджи Компсона, он не взялся бы за постановку романа Фолкнера «Шум и ярость». Однако за Юрием Степановым еще со времени обучения в институте прочно закрепилось амплуа комика.

Степанов 5

 

Тяга к импровизации, розыгрышам, умение работать с текстом — в этом была отличительная особенность его актерской природы. Степанов обладал редким даром лицедея, полной фигурой и открытым, излучающим обаяние лицом доброго клоуна. Он мог быть лиричен, беспощадно-ироничен, и даже жесток; умел смешить, оставаясь серьезным, но иногда от беспомощной улыбки его героя зритель мог расплакаться.

 

Природа наградила Степанова послушным и «артистичным» телом, удивительно пластичным и выразительным. Что позволяло ему быть убедительным в любой роли. Но кого бы он ни играл, он всегда был узнаваем. Его солидную фигуру, широкое лицо, основательную походку, увидев однажды – сложно было забыть.

Степанов в фильме Жмурки

 

Мимика актера была настолько разнообразна и выразительна, что ему не было необходимости прятаться за грим; он вылепливал из своего лица то, что необходимо для любого героя. Единственная роль с характерным гримом в степановском репертуаре — Горбун из цветаевского «Приключения» режиссера И.Поповски.

 

В изящной, воздушной, сплетенной подобно кружевам постановке «Волков и овец» Петра Фоменко Степанов сыграл одну из лучших своих ролей — почетного мирового судью Лыняева, в которой доказал, зрителю что его комический талант гораздо глубже простого шутовства.

 

Сыграв роль Ислаева в «Месяце в деревне» на грани между драмой и трагедией, Степанов  подтвердил — для него не существует границ амплуа. Как не существует для него и понятия «чистота жанра». Среди театральной общественности за учениками Петра Наумовича закрепилось определение «фоменки» – творцы, отличные от других. С некоторых пор «фоменки» вышли из эстетического подполья, становясь кумирами не только продвинутых театралов. И их с удовольствием приглашают сниматься.

 

Актер рассказывал:

 

«Петр Наумович Фоменко всегда говорит: "Никогда не теряйте то место, куда можно прийти и зализать свои раны". На данный момент для меня такое место – мой театр, куда я прихожу и зализываю свои раны. И мне в этом помогают. К счастью…»  

 

Актер часто признавался, что показываться на пробы не любит, хотя понимает — это одна из частей профессии. Первое знакомство с камерой у Степанова было в "Гробовщике" Петра Фоменко. Проб никаких не было. Потом был маленький эпизод "Орел и Решка" у Данелии. Тоже без проб. Поговорили и все. Опыт работы в "Орле и решке" был очень приятным. «Передо мной стоял Данелия, а я думал: "Боже мой, неужели это он". Играть в паре с Говорухиным – тут совсем можно было с ума сойти от счастья. А я-то кто – в Москву только-только приехал, студент».

 

В большом кино: "Времени танцора" - пробы были. Но сначала много репетировали, готовились. Вадим Юсупович Абдрашитов не просто сказал: "А давайте". Нет. Все зашли в кабинет, долго разговаривали, пристраивались. И только потом состоялся какой-то показ: один, второй, третий, раз пять. Потом он сказал, что все найдены, пора работать. Когда Степанов снимался у Вадима Абдрашитова во «Времени танцора», актер понимал, какой опыт он приобретает, что кладет в свой багаж. Такие режиссеры как Абдрашитов и Данелия показали, как в советское время снимали кино - степенно, последовательно, с желанием сделать лучше.

Степанов в фильме Время танцора

 

Сам Степанов вспоминал о своей работе с Абдрашитовым:

 

«Прежде чем взять меня на роль во "Время танцора" Вадим Абдрашитов посмотрел все мои спектакли. Я считаю его своим крестным папой в кино. Он меня научил всему. У Абдрашитова была уже подробная профессиональная работа. Да и роль – одна из главных. Мне даже неважно было, каким будет фильм».

 

А потом была небольшая роль телохранителя Гоши в фильме Владимира Грамматикова "Привет от Чарли-трубача". Сценарий написан Данелия. Он и провел Степанова в картину.

 

На "Гражданине начальнике" проб тоже не было. Досталь, увидев Юрия Степанова, рассказал что он хочет, чтобы тот снимался, и все. Степанов очень дружил с Николаем Досталем. Кроме «Гражданина начальника» Досталь снял Степанова еще в «Стилете» и «Штрафбате».

Степанов 2

 

Когда Юрий снимался в «Гражданине начальнике», ему прямо на площадке сообщили, что у него умерла мать. Досталь подошел и сказал: хочешь, остановим съемки? Но сцену досняли, и Юрий поспешил в аэропорт.

 

Актер рассказывал о своей работе с Досталем:

 

«Когда мы снимали сериал "Гражданин начальник", мы с Николаем Досталем работали ночами, потому что на съемочной площадке не было времени обсудить роль. Вечером мы садились, выводили свои версии, потом сводили к одной общей концепции, а утром, подготовленные, уже приходили на съемочную площадку. Это происходит сегодня редко… Это прекрасный человек, прекрасный учитель, который научил меня за время съемок просто еще одной профессии – профессии режиссера. Не было никаких скидок на то, что это сериал, и здесь можно сделать тяп-ляп».

 

В кино для Степанова не было главных или второстепенных ролей, к созданию каждого своего персонажа он подходил основательно, выкладываясь до конца: «Вот в "Московских окнах". Мне говорят, мол, чего ты там, пришел-ушел... Нет, ребята, мне нужно сделать эту мразь МРАЗЬЮ. Чтобы все поняли, что он есть. Что они есть…»

 

Одной из самых заметных ролей Степанова в кино стала роль Глымова из военного сериала «Штрафбат». «Вор в законе», а позже - боец Антип Глымов, пошел защищать Родину, когда враг пришел на его землю. «Полгода, что мы снимали картину, меня не покидало ощущение, что мы сажаем дерево, – рассказывал Степанов. – Как-то на съемочную площадку приехал батюшка, нужна была его консультация. И он сказал, что души таких людей, как наши штрафбатчики, не нашли успокоения. Они стали разменной монетой. Оплакивать их было некому. Еще батюшка сказал, что через нас, через эту картину они могут-таки получить успокоение. Меня эти слова укрепили в мысли, что наш фильм - это правильное дело...»

 

За неподдельный профессионализм Степанова ценили и снимали такие режиссеры, как Балабанов, Досталь, Мороз, Учитель, Лунгин… Степанова часто находили, и предлагали работу в интересных проектах, от участия в которых невозможно было отказаться.

 

Степанов рассказывал:

 

«Кино — заразная вещь. Не потому, что там платят деньги, хотя это приятное и существенное обстоятельство. Поначалу мне работа на съемочной площадке показалась ужасной. «Это же антитеатральное искусство», — думал я. А потом ощутил одно притягательное мгновение. Тебе нужно что-то сделать всего два раза в жизни, чтобы потом уже никогда к этому не возвращаться. Всего два дубля, чтобы уловить нужное состояние. И начинается такой силы борьба внутри тебя! Когда после прогулки по холодному лесу возвращаешься домой, выпиваешь стакан водки, ешь горячие пельмени со сметаной и чесноком — это как наркотик, в тебя вселяется ни с чем не сравнимое чувство тепла и счастья. Так и тут. Ты сегодня, сейчас поймал кайф, и ради этого стоит жить. И ты летаешь, как птица».

 Степанов 4

 

Юрий, по словам родственников, регулярно бывал в родном поселке. Там у него остались брат и сестра. Обязательно навещал могилы родителей и не упускал возможности поохотиться. Это для него лучшей формой отдыха.

 

Квартира в Москве у Степанова появилась, когда он обзавелся собственной семьей: «Мы с Ириной познакомились в театре, она шила костюмы к нашему спектаклю «Приключения». Мы с ней долгое время жили в гражданском браке. Потом случилось так, что она оказалась в положении. Я был только за… В общем, мы поженились. Я шутил, что женюсь ради прописки, а она отвечала, что мужа, так и быть, пропишет к себе». Ирина – замечательная швея. Сама моделирует одежду и шьет.

 

Когда актеру было уже за тридцать, у него родился сын, которого назвали Константин: «Когда родился сын, я стал совсем по-другому себя ощущать… Я просто развернулся на 180 градусов и пошел в обратную сторону. Я стал, не знаю… как собака, которая родила, и не дай Бог кто тронет ее щенят… Я понял, что я живу не для себя. Моя холостая жизнь не тогда закончилась, когда я встретил свою жену, а когда появился на свет Константин. Это мера ответственности. Я знаю, что я должен ради него и чего не должен делать».

Степанов 3

 

Юрий Степанов обладаел редкими для актера качествами: имел твердые убеждения, знал, что такое хорошо и что такое плохо, любил прямые и честные разговоры, ненавидил интриганство, кокетство и капризы. Он был человек слова и дела.

 

Актер погиб в автомобильной аварии в ночь на 3 марта 2010 года.

 

Степанов возвращаясь домой после спектакля «Три сестры» в театре «Мастерская Петра Фоменко» на своем автомобиле “ВАЗ-2104”, ожидал на перекрестке зеленый сигнала светофора, в этот момент сзади в его автомобиль врезалась другая машина. От удара автомобиль Степанова выбросило на встречную полосу, где он столкнулся с проезжавшим перекресток на высокой скорости автомобилем “ВАЗ-2112”.

Авария

 

Актер погиб на месте. Шансов выжить при такой аварии у него не было.

 

Тело Степанова извлекли сотрудники МЧС: «Мы извлекали тело пассажира ВАЗ-2104 с переднего сиденья. Мужчина погиб от множественных травм, включая тяжелейшие переломы ног», – сообщил один из спасателей.

 

 

Интервью с Юрием Степановым:


- Как складывались ваши отношения с Николаем Досталем? Вы его сразу устроили в образе Пафнутьева?

 

- Я и шел работать именно к этому режиссеру, снявшему "Облако - рай" - один из любимейших моих фильмов. Он посмотрел несколько моих спектаклей, пригласил к себе, мы поговорили, и он сказал: человека, которого тебе предстоит сыграть, уже пора заносить в Красную книгу. Но зритель должен поверить, что такой человек есть!

 

Мы начали работать, и уже через пару недель я понял, что эта история дает мне несоизмеримо больше, чем просто финансовую поддержку…

 

Я говорю не об актерской популярности. Известность, которую я приобрел после этого сериала, иногда уже просто забивает. И я все еще пытаюсь определиться, как на это реагировать. С одной стороны хочется закрыться, а с другой - ну чего закрываться? Ведь ты же снимался для народа. Кстати, меня теперь часто бесплатно возят на такси. Узнают, денег не берут, даже обижаются, когда предлагаю. Так и ездим.

 

Через пару недель съемок я понял, что еще и чему-то учусь. У нас были консультанты. И если я делал какую-то ошибку, мне говорили: стоп! Этого быть не может!

 

Остались, конечно, какие-то неточности, без этого не обходится ни одна работа: например, звучат автоматные очереди, а в дверцу машины попало всего две пули.

 

Тем не менее, "Гражданин начальник" - это та ситуация, которую людям необходимо увидеть. Чтобы во что-то поверить. Потому что в реальной жизни достаточно много страшного…

 

Например?

 

- Хорошо, расскажу. У меня есть друг. Сейчас его посадили на пять лет. Было несколько судебных заседаний, я присутствовал на одном из них. Это было что-то невообразимое! Я тогда подумал: "Если мне придется попасть в подобную ситуацию, никто ничем мне не поможет.

 

Денег у друга не было, ему дали двух каких-то адвокатов, которые просто смеялись в лицо и делили, кто из них сегодня будет читать дело. Перед ним сидела судья, про которую шел слух, что она всех просто убивает. А ситуация простая: четыре милиционера подбросили ему в карманы коробки с наркотой, избили его и свидетелей. Свидетели потом почему-то не приходят, суд проводят с многочисленными нарушениями. Факт один: он - сидит, ему дали пять лет. Я знаю, что он прав. Но если он будет прав - должны быть не правы милиционеры, кто же такое позволит?

 

Когда читаешь книги, уходишь в какую-то другую жизнь. Но стоит чуть приподнять глаза, начинаешь видеть, что все вокруг "не так"…

 

- Должно быть, после таких случаев особенно трудно играть "справедливых" стражей закона?

 

- Конечно, это сильно бьет меня по рукам и в чем-то тормозит, хотя разговор о продолжении нашего сериала уже идет.

 

- Но бороться ведь как-то надо. Может, "Гражданин начальник" и есть ваш способ борьбы?

 

- Честно говоря, эту работу я хотел бы посвятить своему отцу, который был директором большого сибирского совхоза и тоже сражался за что-то, что считал для себя самым главным. Четыре года назад его просто застрелили на пороге собственного дома. Мне было 30 лет, а моему сыну Константину - 10 месяцев. Отец его так и не увидел…

 

Недавно я ездил туда. Чтобы еще раз посмотреть на то, за что отец боролся. И отчетливо понял, как быстро можно уничтожить создававшееся годами.

 

Мы жили в Сибири, в Тайтурке. Отец руководил там хозяйством. Люди стремились к нему на работу, ехали из других районов. На доходы начали строиться совхозные пасеки, рыбацкие дома. Люди ели свой мед, рыбу. Если, не дай Бог, у кого похороны - все шло за счет совхоза. А теперь вообще ничего нет, все распродано. И уже даже плакать не хотелось…

 

Я съездил к отцу на могилу. А вообще-то, чего об этом говорить?

 

Мне это больно не только потому, что речь идет об отце, пусть бы даже это был и посторонний человек. Вот смотрите: директор совхоза. Его убивают, просто физически устраняют. И мать убийцы через два месяца становится директором этого совхоза.

 

А знаете, какая история прокатилась там в суде? По ней получается, что отец сам застрелился, протер карабин водкой, пошел, поставил его домой, пришел назад и - умер. С простреленной печенью. О каком тут суде вообще можно говорить?

 

И пока усилиями - не буду говорить, какими - не привлекли нормального адвоката, который убийцу посадил, ей, новой хозяйке, хватило времени, чтобы распродать все, потому что им деньги на адвоката были нужны бешеные. Вот еще одна действительность, в которой мы живем.

 

- Юра, ваше стремление стать актером - это мечта или случайность?

 

- Вы даже не представляете, какая случайность! Поймите: если бы в деревне был мастер спорта по стрельбе из лука - я стал бы лучником. Потому что там альтернативы нет.

 

А у нас был Анатолий Владимирович Абсондульев, мастер спорта по боксу. Он набрал команду из ребят, проводил пару занятий в неделю. А в основном учил нас рыбачить, охотиться. А его жена Людмила Николаевна была художественным руководителем Дома культуры. Ведь нам, боксерам, помимо скакалок, необходимы были танцы. И она занималась с нами хореографией.

Степанов на съемках фильма Внеземной

 

Как-то я приехал в Иркутск к своему другу Жене Хайрулину. Идем по улице и видим табличку: "Театральное училище". Я говорю: "Пойду, поступлю". Вышел на сцену, чего-то прочитал, спел, станцевал. И поступил. У меня была мысль: проучусь, протусуюсь год - и уйду. Но после первого курса понял, что останусь. На 4-м курсе меня уже брали в кино - к Панфилову. Именно тогда, в 1986 году, я впервые приехал в Москву. Боже, что это для меня было! Честно говоря, я еще до сих пор не могу окончательно освоиться, хотя живу здесь уже 14 лет. Но тогда вопрос стоял жестко: или сниматься, пусть даже у Панфилова, или - учиться. Я жил в Иркутске и не мог вычеркнуть несколько месяцев из учебы. Вернулся, окончил училище и услышал о курсе Фоменко. О нем тогда и в столице мало кто знал, а уж у нас, в Сибири, - тем более. Приехал, прошел все туры и… в списке нашел свою фамилию.

 

- Как восприняли ваше поступление родители?

 

- Отец, когда узнал, что я буду учиться в Москве, просто ушел куда-то.

 

И только на третьем курсе он меня признал. Начал ездить в Иркутский драмтеатр, посещать спектакли. Потом у меня был один фильм, другой и - "Время танцора" Абдрашидова. Я сразу послал отцу кассету. Не знаю, насколько он проникся фильмом, но гордился, что у сына там одна из главных ролей. Через какое-то время его не стало, потом, почти сразу, не стало матери. Я почувствовал, словно все ступени отошли, и теперь только одна дорога - лететь вперед…  

 

 Степанов 7

 

7 июня 1967 года – 3 марта 2010 года


Tags: актеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →