Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

РОУ Александр Артурович


Роу 3

Кинорежиссёр

Народный артист РСФСР (1968)

Роу 1

 


Александр Роу родился 24 февраля 1906 года в Сергиевом Посаде, в 1930 году переименованном в Загорск.

 

Беззаботное детство окончилось для Саши в 10 лет. У Александра Роу было необычное отчество: Артурович. В дореволюционные это было достаточно странно. Имя Артур – иностранное,  не православное.

 

Отец Александра Роу был ирландским инженером, работавшим в мукомольной промышленности в Сергиевом Посаде. Известно о нем немного. Как только началась первая мировая война и в нее вступила царская империя, ирландский инженер с красивым именем сбежал на родину в Ирландию, бросив жену с ребенком в провинциальном городке. Его жена и сын осталась без средств. Мама Александра тяжело болела, и Саша взвалил на свои хрупкие плечи непосильный груз забот.

 

К моменту, когда феврале 1917 года Александру Роу исполнилось одиннадцать, он успел  научиться торговать спичками, которыми его снабжали ремесленники-кустари, окончить семилетку, и накопить денег для дальнейшей учебы. Мальчик вращался в сомнительных слоях общества, кормил больную мать – словом, пребывал в самой гуще бедняцкой жизни, от волшебной сказки отстоявшей весьма далеко.

 

По совету матери он поступил в промышленно-экономический техникум. Но его влекло искусство, и он стал студентом киношколы Бориса Чайковского, которую окончил в 1930 году. С 1931 по 1934 год он учился в Драматическом техникуме им. М. Ермоловой.

 

В кино Роу пришел в 1930 году, в качестве помощника и ассистента режиссера киностудии «Межрабпомфильм». Был ассистентом Якова Протазанова в фильмах «Марионетки» и «Бесприданница» и в фильме Владимира Легошина «Белеет парус одинокий».

 

С 1921 года Роу начал выступать в агиттеатре «Синяя блуза», показывавшем на открытых площадках скетчи о советской власти. «Скетчи», «открытые площадки» – это современные термины. На практике молодежь, гимном которой стала песня «Мы синеблузники, мы профсоюзники!», выступала прямо на улицах, тут же сочиняя всей компанией веселые стихотворные тексты, импровизируя, перевоплощаясь на ходу – то в толстого буржуина, напуганного народным гневом, то в забитого крестьянина, которому еще предстояло понять, что ему хотят дать свой кусок земли.


С 1937 года Роу - режиссер киностудии «Союздетфильм» (затем — киностудии имени М.Горького). Он стал одним из немногих отечественных режиссеров, посвятивших всю свою творческую жизнь созданию фильмов-сказок.

Роу 6

 

На «Союздетфильме» Роу приступил к постановке киносказки «По щучьему велению». До него чудеса на экране осуществлялись с помощью рисованной или кукольной мультипликации. Роу первым доверил волшебный сюжет живым актерам.

 

Роу, как и другой корифей жанра киносказки Александр Птушко, начинал в непростые для сказки времена. Гонение на жанр шло с 20-х вплоть до конца 30-х. После «По щучьему веленью» Роу указали, что его перевод устного народного творчества в киноряд слишком легковесен, настоятельно порекомендовав добавить фильмам патетики и пафоса.

 

Позже, получив признание, выступая перед студентами, он любил вспоминать, как снимая «По щучьему велению», «прошляпил» зимнюю натуру: готовились, готовились, – а когда приготовились, снег взял, да и растаял. Пришлось на ходу придумать фокус в стиле «Синей блузы». «Обернись, зима лютая, летом красным!» – говорит один из героев, – и вот уже потекли ручейки, выглянуло солнышко, а сценарная неувязка устранена с помощью волшебства в сказке.

 

В 1940 году Роу снял «Василису Прекрасную», где в роли русского сказочного богатыря впервые снялся Сергей Столяров, а в роли Бабы Яги — Георгий Милляр. Их дуэт имел продолжение в «Кащее Бессмертном».

Василиса прекрасная.

 

Роу пытался расширить жанровые возможности фильма-сказки: «Василиса Прекрасная»  построена по законам лирической драмы.  Во время съемок «Василисы Прекрасной» Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею - настолько тот был страшен.

Василиса Прекрасная

 

Когда в 1944 году на экраны вышел новый фильм Роу «Кащей Бессмертный». Образ вселенского зла русских сказок – людоед Кащей вдруг приобрел явные черты злобного беса ранней готики. Эта художественная игра в те годы считывалась самым простым зрителем: Кащей – враг, немец, фашист. Хотя в 1970-х острословы из ВГИКа иногда поговаривали, что это закамуфлированная пародия на «Александра Невского». Что, конечно, не имело ничего общего с реальностью. И тем не менее сопоставление имен Роу и Эйзенштейна характерно.

 

Несмотря на триумф «Кащея Бессмертного» (премьера фильма состоялась в мае 1945 года), Роу отлучили от сказок почти на 10 лет. Было не до «легкомысленного жанра»: в стране гремело «дело врачей», вышло знаменное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград»…Режиссеру не позволили снимать сказку по пьесе Евгения Шварца «Царь Водокрут». Свой замысел Роу смог осуществить только в 1959 году, когда многие мотивы неосуществленного фильма воплотились в «Марье-Искуснице».

Марья Искусница

 

До событий «Пражской весны» Роу успел снять свою самую сатирическую сказку – фильм по сценарию Николая Эрдмана и Александра Вольпина «Огонь, вода и медные трубы». Фильм пустили третьим экраном, формально, впрочем, не запрещая.

 

Анатолий Кубацкий, игравший у Роу в 1950-70-х годах роли царей-королей и смешных злодеев, вспоминал: «Роу придерживался метода антрепризы. У него был костяк исполнителей. И не важно, подходила роль актеру или нет… В «Королевстве кривых зеркал» был персонаж Нушрок – Коршун. И Роу предлагает снимать в этой роли Александра Хвылю – полного, крупного мужчину. Какой же он Коршун, хищник? Потом уже разыскали Андрея Файта…»

 

Роу никогда не подсказывал артисту, как и что играть. Команду набирал сам и работал только с профессионалами. Он не щадил ни мастеров, ни дебютантов. «Василиса Прекрасная» снималась летом в очень жарком павильоне, и Милляру (Бабе Яге) пришлось 25 дублей подряд скатываться по желобу из печки. Случился ожог... А Инна Чурикова, блестяще дебютировавшая в роли Марфушеньки в «Морозко», вынуждена была вместо дефицитного яблока грызть луковицу. «Я это выяснила только на съемках, – вспоминает актриса. – И пришлось есть лук».

 

Сказка, считал Роу, неотделима от красоты. Александр Артурович на свою лекцию приносил гору африканских масок. Оказалось, он страстный путешественник, объехал со своими фильмами почти всю планету, побывал в 22 странах Африки, где больше всего интересовался самобытным народным творчеством.

 

От фильма к фильму совершенствовалась техническая сторона работы над сказками, увеличивалось количество спецэффектов, огромное внимание уделялось гриму и декорациям. Из-за этого на Роу частенько обижались актеры, которым он крайне сухо объяснял задачу: «Снимаем сцену похищения младенца» — все. А на их недоуменные возгласы отвечал: «Вы все должны знать лучше меня, вы же получали актерское образование». Но у него был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей. Но Милляр иногда играл и по три роли в одном фильме.    Милляр тоже происходил из иностранцев – как же было не спеться Францевичу с Артуровичем?

Милляр

 

«Зачем ты пьешь тройной, Францевич?» – спрашивали у старика молодые артисты.  «А чтобы хоть в этом отличаться от вас!» – парировал тощий, сгорбленный, но поразительно живой Георгий Милляр, снискавший неувядаемую славу начиная еще с 1940-х – с роли того самого Кащея Бессмертного.    Его удивительному таланту отдавали должное все. Гениальному мастеру перевоплощения в фильмах Роу зло игралось легко, учитывая разнообразие творческих приемов Милляра.

 

Одна из актерских баек гласит, что как-то, выйдя на улицу южного городка в домашнем халате – нацедить сухого винца из уличного автомата, который он называл «кислотроном», Милляр услышал: «Ай, какая бабуля!» – и тут же бросил через плечо: «Бабуля, да с яйцами!» Ответ, вполне достойный Бабы-яги.

 

А с Алексеем Катышевым, в одночасье ставшим звездой, была другая история. Это один из любимых актеров Роу. Он не имел образования, работал на студии, как сам говорил, «подзвучником» – то есть помощником звукооператора. Роу увидел его случайно, и одна фраза знаменитого режиссера – «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки. Их нельзя не снимать», – определила всю дальнейшую судьбу молодого человека, которому кинокарьера и не снилась.

Катышев 2

 

Зато его льняные кудри, невинные глаза сказочного красавца Иванушки-дурачка, его озорная и насмешливая улыбка после «Огня, воды и медных труб» снились половине советских девчонок. Катышев был человеком скромным, однолюбом, но неудачливо женился.


Позже жена Катышева дала скандальное интервью, из которого видно, как тяжело сложилась семейная жизнь у экранного победителя Бабы-яги.

Катышев 1


Когда Роу умер, актерская слава Катышева закатилась. Ко всему добавились домашние неурядицы. Он запил. Итогом стало обвинение в изнасиловании, которого он не совершал. 

Позже Катышев отработал водителем-экстремалом: развозил на грузовике молоко в санатории и детские дома по горному крымскому серпантину. Опасная работа. Какое уж тут пьянство, грустно признался он журналисту в конце 1990-х, в годы короткого всплеска интереса к старому советскому кино и его несостоявшимся звездам.

 

В фильмах Роу часто снимались и самые настоящие советские звезды киноэкрана: Сергей Столяров, Сергей Мартинсон, Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева, Татьяна Пельтцер.

Татьяна Пельтцер в фильме Морозко.

 

Михаил Пуговкин рассказывал:

 

«Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съемках всегда был большой термос с чаем. Это у него было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем!
Есть режиссеры, которые сидят, отмечают кадры. Все выстраивают… А он – нет, он, скажем так, эмоционально все делал, и чуть ли не стихийно. Он сказку прекрасно чувствовал».

 

Борис Грачевский рассказывал об Александре Роу:

 

«К Роу я попал пацаном, работал грузчиком на студии Горького, а потом меня к нему пригласили администратором на фильм «Варвара-Краса». А он чужих людей терпеть не мог, у него была своя команда. И сначала он делал вид, что меня не существует, не общался со мной. А потом полюбил. И я его очень люблю за то, что он классик, и был первым, кто преподал мне азы профессии, уроки взаимоотношений с детьми, со зрителями. Я проработал с ним еще на двух картинах: «Золотые рога» и «Финист – Ясный сокол». До конца жизни в нем сохранялась доброта и наивность маленького ребенка. Когда он получил новую квартиру – пригласил художника, чтобы ему в прихожей нарисовали лес, солнышко, грибочки. Кому еще придет в голову такое придумать? Он очень любил розыгрыши, без конца всех разыгрывал. Например, однажды долго уговаривал меня выпить с ним чай с конфетами. А я отказывался, потому что конфет не люблю. И он почему-то очень огорчался. А тут заходит к нему соседка, монтажер Ксения Васильевна Блинова. Он ее начал конфетками угощать. Она берет одну, разворачивает фантик, а оттуда выпадает презерватив. Визгу было! А он радуется».

 

В картинах Роу чудесная сказка смешивается с озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в сказку. Позднее Александр Роу начинает экспериментировать с введением неожиданных персонажей в фольклорный сюжет - новых героев, современников и сверстников юных зрителей. Такая попытка была сделана уже в фильме «Новые похождения Кота в сапогах» (по сценарию С.Михалкова). Еще более удачным примером стала сказка «Королевство кривых зеркал», в которой советская школьница в волшебном королевстве обретала своего двойника.

Александр Роу обучал Таню и Олю премудростям актёрской работы

 

Однако лучшим творением Роу считается снятый им в 1964  году фильм-сказка «Морозко».

Морозко

 

Роу экранизировал русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки, старался донести не только содержание и «добрым молодцам урок», но и душу сказки, дух и нравственные традиции родной страны. Его картины проникнуты поэзией, оптимизмом, юмором, озорством, в них много музыки и необычных персонажей. Иногда в них проскакивают современные словечки, поговорки, бытовые подробности, как бы подтрунивая и подшучивая над зрителем, вовлекая его самого в веселую сказочную феерию.  «Морозко» наглядно демонстрирует все перечисленное выше. 

 

«Кащей Бессмертный», «Василиса Прекрасная», «Марья-искусница» — каждая его картина становилась хитом.

 

Инна Чурикова работала с Роу над фильмом «Морозко». Она рассказывала об Александре Роу:  

 

«Я думала просто попробоваться. Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. «Морозко» была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок – потому что он так требовал. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

Чурикова

 

Фильм «Морозко» принес Роу в 1965 году Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции.

 

В 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

 

Когда в 1970-е годы из СССР эмигрировал актер Олег Видов, одним из видов его деятельности за рубежом станет популяризация в США советских мультфильмов и киносказок, среди которых было много работ Роу.

 

«В Соединенных Штатах их сейчас продублировали, они идут в кино, их часто показывают по телевизору, – рассказывал директор музея кино Наум Клейман. – Конечно, их снабдили современными голливудскими спецэффектами, и теперь наши «Марья-искусница» и «Морозко» очень любимы всей американской детворой. Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать. Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя».

Роу 4

 

Александра Роу называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить имена Александра Птушко и Надежды Кошеверовой). Его фильмы были очень популярны, а крылатые фразы мгновенно тиражировались в народ после выхода на экраны.

 

Типичная сцена - вечер после рабочей недели. Пивная забита до отказа. За большим столиком стоит милиционер. Вдруг входит бомж.  Увидев милиционера, он застывает как кролик перед удавом. И тут подобревший от пива милиционер, вытирая мокрые усы, под общий хохот орет на него – фразой грозного царя Водокрута: «Как дрожишь?! Дрожи передо мной отчетливей!»

 

Не было в советских НИИ программиста, который не расхохотался бы, услышав от коллеги, составившего удачную программу, гордое: «кваква-квалификация!» – и вспомнив, как уморительно выговаривал это слово министр Квак в исполнении Георгия Милляра.

 

А если в школьных коридорах заводили оранжерею, то над цветами в горшочках вывешивали большую, нарисованную детьми памятку: «Пожалейте меня! Полейте меня!» – и нет нужды, что это была последняя фраза злого царя морских глубин: все равно напоминание о веселой и доброй сказке.


Сколько их еще, крылатых фраз Роу? «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», «Помоги мне, Кривда-Бабушка» или знаменитое «Не прынцесса – королевна!»… А «Ах я, дурень старой, голова с дырой» или «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»?

 

Леонид Акимов, оператор комбинированных съемок рассказывал о Роу:


«В газете "Известия" появилось объявление: "Разыскивается наследник Роу". Его же отец был ирландец. Есть такой отдел при Министерстве иностранных дел, где ищут наследников. Он пошел туда. В общем, от всего наследства ему досталась мелочь какая-то – фотоаппарат и пальто. А я поехал на "Мосфильм" . Он мне говорит: там тебя будут спрашивать о наследстве. Ты скажи – обязательно, большое наследство: два парохода… Я приехал, и меня начали спрашивать. И я говорю, да, получил, да, большое наследство, не знает, как использовать… И это разошлось по Москве. Настоящим сказочником был…»

 

В 1993 году в Москве организован Фонд детского кино имени Александра Роу .

 

Роу мечтал поставить киносказку по сценарию А.Платонова «Добрый Тит».

 

Игорь Сильвестров в статье «Они не дали сказку сделать былью», говорил о Роу как о первым в СССР авторе фильмов ужасов: «Слова "саспенс" и "Хичкок" появятся в российском обиходе лишь спустя лет 20 после смерти Роу и Птушко, первыми добившихся в самой бесстрашной стране эффекта "коммерческого ужаса". И цензура не очень-то мешала: детское же кино».

 

Александр Роу умер 28 декабря 1973 года в Москве. После его смерти по написанному им сценарию Геннадием Васильевым был снят в 1975 году фильм «Финист - Ясный Сокол».

Финист - Ясный сокол

 

Похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве.

Могила Роу

 

 

Фильмография

 

1934 МАРИОНЕТКИ асс.режиссера

1936 БЕСПРИДАННИЦА асс.режиссера

1936 О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ асс.режиссера

1937 БЕЛЕЕТ ПАРУС ОДИНОКИЙ асс.режиссера

1938 ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ («Сказка про Емелю») режиссер

1939 ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ режиссер

1941 КОНЕК-ГОРБУНОК режиссер

1941 РОВНО В СЕМЬ (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник N7») режиссер

1944 КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ автор сценария, режиссер

1952 МАЙСКАЯ НОЧЬ, ИЛИ УТОПЛЕННИЦА режиссер

1954 ТАЙНА ГОРНОГО ОЗЕРА режиссер

1956 ДРАГОЦЕННЫЙ ПОДАРОК режиссер

1957 НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ КОТА В САПОГАХ режиссер

1959 МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА режиссер

1960 ХРУСТАЛЬНЫЙ БАШМАЧОК автор сценария, режиссер

1961 ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ. НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ режиссер, автор сценария

1963 КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ режиссер

1964 МОРОЗКО режиссер

1967 ОГОНЬ, ВОДА И... МЕДНЫЕ ТРУБЫ режиссер

1969 ВАРВАРА-КРАСА, ДЛИННАЯ КОСА автор сценария, режиссер

1972 ЗОЛОТЫЕ РОГА режиссер, автор сценария

1975 ФИНИСТ — ЯСНЫЙ СОКОЛ автор сценария

Роу 5

 

24 февраля 1906 года - 28 декабря 1973 года


Tags: режиссеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments