Tania Gentelev (scapula9) wrote in chtoby_pomnili,
Tania Gentelev
scapula9
chtoby_pomnili

Categories:

Мстислав Ростропович

27.13 КБ

27.03.1927 - 27.04.2007

Сегодня ему исполнилось бы 83

Всемирно известный виолончелист, дирижер, народный артист СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премий СССР, Государственной премии РФ Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку в музыкальной семье: отец - виолончелист, заслуженный артист РСФСР, профессор, мать – пианистка.
Музыке стал учиться с четырех лет.
Ленинградский академический Малый театр оперы и балета помог профессиональному становлению юного Мстислава Ростроповича, сына известного виолончелиста Леопольда Ростроповича, эвакуированного с семьей в Чкалов в 1941 г.
Дирижер Б. И. Хайкин и композитор М. И. Чулаки давали мальчику уроки мастерства. Их одаренный ученик в четырнадцать лет стал преподавать в местном музыкальном училище. В Чкалове им были созданы фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано. Мстислав был участником концерта советских композиторов, состоявшегося в апреле 1942 г. Выступления следовали одно за другим. Юный музыкант играл с оркестром Малого театра, исполнявшим «Вариацию на тему рококо» П. И. Чайковского. Известный музыкант Р. Глезер помогла ему организовать два концерта. М. Ростропович неоднократно выступал в госпиталях, в воинских частях, колхозах, райцентрах.
Первое выступление Мстислава Ростроповича состоялось в 12 лет, когда он в сопровождении симфонического оркестра сыграл концерт Сен-Санса. С 1932 по 1937 год он учился в музыкальной школе имени Гнесиных. В начале Великой Отечественной войны семья Ростроповичей переехала в Оренбург. Родители устроились на работу в музыкальное училище; отец подрабатывал также игрой в кинотеатре.
31 июля 1942 отец умер от сердечного приступа, и это стало переломным моментом в судьбе 15-летнего Мстислава, которому пришлось стать главой семьи. Он заменил отца на преподавательской работе, стал артистом концертно-эстрадного бюро, с артистическими бригадами объездил всю область.
Вспоминая о своем отрочестве, великий маэстро сказал: «...Я ничего не забыл. В первую оренбургскую холодную зиму в доме замерзла вода. Не знаю, как пережили мы ночь, а утром какой-то незнакомый человек принес в дом «буржуйку» и дрова. Благодаря этому, мы выжили. Когда у меня умер отец, я написал в тетради: «Приказ № 1. Немедленно начать заниматься виолончелью не менее трех часов в день. Главнокомандующий Ростропович». Я стал выступать с концертами - так я мог добывать средства к существованию. Другим источником дохода были коптилки, которые я делал из лабораторных склянок. Помню я и талоны на питание, которые мне отдал композитор Чулаки, помню и столовую, выкормившую меня своими супами. Помню, как мы с артистами Малого оперного отправились в Орск. В насквозь промерзшем вагоне нам выдали по одному одеялу. Я лег и подумал, хорошо бы сейчас уснуть и никогда не проснуться. Среди ночи вдруг почувствовал тепло. Негнущимися пальцами ощупал то, что на мне лежало. Оказалось, шесть одеял. Каждый отдал свое. Все эти шесть одеял, «буржуйку», дрова и обеды я никогда ничем не оплачу»
В 1943 году семья вернулась в Москву и юноша поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, где со второго курса был переведен сразу на пятый. В 1946 году он окончил Московскую консерваторию (по виолончели - класс С.М.Козолупова, по композиции инструментовки - В.Я.Шебалина и Д.Д.Шостаковича) с отличием и занесением имени на мраморную доску. С 1948 года Ростропович - солист Московской филармонии. Преподавал в Московской и Ленинградской консерваториях. С 1959 по 1974 год он профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской государственной консерватории.
50.33 КБ
В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.
Тесно сотрудничал Ростропович и с Д. Шостаковичем, был первым исполнителем его обоих виолончельных концертов. Премьера Первого концерта состоялась 4 октября 1959 года в Ленинграде, а 6 ноября Ростропович выступал с ним в США. Газета «New York Times» опубликовала об этом концерте восторженный отклик: «Ростропович играл как дьявол, а оркестр под управлением Арманди с блеском исполнил заключительную часть, написанную в стремительном темпе».
В декабре 1962 года М. Ростропович тайком передал партитуру Тринадцатой, запрещенной тогда для исполнения в СССР, симфонии Д. Шостаковича в Филадельфийский симфонический оркестр дирижеру Юджину Арманди. Через несколько дней после премьеры симфонии, к изумлению Д. Шостаковича и ценителей музыки, Е. Евтушенко, автор либретто, опубликовал в «Литературной газете» новый, угодливо исправленный вариант «Бабьего Яра».
После гастролей по США и Канаде осенью 1963 года Ростропович дебютировал в качестве дирижера с Горьковским симфоническим оркестром. Таким образом, музыкальный талант Ростроповича открылся публике еще одной яркой гранью.
В 1963 году в Москве и Ленинграде Ростропович исполнил цикл из 34 виолончельных концертов. По существу, этот проект стал широчайшим историческим обзором виолончельного искусства. Ростропович поднял все, что было написано для виолончели за три последних века. 16 произведений прозвучали в СССР впервые, 12 были написаны специально для Ростроповича, который построил цикл по историческому принципу.
В 1964 году Ростроповича удостоили Ленинской премии с формулировкой «За выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства». Среди прочих его кандидатуру поддерживал Д. Шостакович. Он писал: «Я приравниваю труд Ростроповича к самому высокому созиданию, к труду выдающегося ученого, или собирателя, или поэта... Его горячая влюбленность в музыку охватывает самые различные стили и эпохи...»
Приютив в конце 60-х годов у себя на даче опального писателя Александра Солженицына и, более того, подружившись с ним, Ростропович поставил себя в положение диссидента. После того, как в 1970 году Солженицыну присудили Нобелевскую премию, а в печати началась травля писателя, Ростропович публично вступился за Солженицына, чем вызвал настоящую ярость властей. Ему отказали в зарубежных гастролях, практически лишили работы, он не мог ни преподавать, ни дирижировать. Тогда Ростропович стал работать на периферии. Наконец, в 1974 году доведенные до отчаяния Ростропович и Вишневская выехали за границу «для получения работы сроком на два года», как писали они в заявлении.
За границей М. Ростропович и Г. Вишневская вели насыщенную концертную деятельность. В январе 1975 года состоялись их гастроли в Израиле. Позже Ростропович вместе с А. Хачатуряном был награжден французским орденом «За заслуги в искусстве и литературе».
В начале 1989 года в СССР были запланированы гастроли Вашингтонского оркестра под управлением Ростроповича. Выступления должны были пройти в Москве и Ленинграде. Это событие глубоко взволновало Ростроповича: в СССР полным ходом шла перестройка, начатая лучшими силами КПСС во главе с М. С. Горбачевым, предпринимались шаги по возвращению СССР в мировое сообщество, но Ростропович и Вишневская были по-прежнему лишены гражданства. Все же Мстислав Ростропович принял непростое для себя решение приехать в СССР на гастроли с оркестром. Тогдашний министр культуры СССР Н. Губенко лично ходатайствовал перед высшим руководством страны о возвращении Вишневской и Ростроповичу советского гражданства.
Гастроли должны были состояться 12—15 февраля 1990 года. Накануне гастролей стало известно, что Ростроповичу и Вишневской гражданство СССР возвращено.
После успешно проведенных концертов Ростропович подарил России весь причитавшийся гонорар — 50 тысяч долларов. Он также приобрел на свои средства и передал на Родину миллион одноразовых шприцев. А когда 19 августа 1991 года по миру разнеслась весть о московском путче, Ростропович первым же рейсом вылетел из Парижа в Москву — в общем строю на баррикадах защищать российскую демократию...
...Запомнилось интеллигентное, слегка растерянное лицо Ростроповича, когда его показывали по телевизору во время августовского путча 1991 года сидящим в фойе Белого дома с автоматом Калашникова в руках. Белорусский писатель Алесь Адамович назвал августовский путч 1991 года «революцией с лицом Ростроповича». Имелось в виду, пожалуй, то, что Ростропович, виолончелист с мировым именем, в одиночку спасал честь русской «закордонной» интеллигенции, прилетев в Москву, чтобы с автоматом в руках защищать демократию на баррикадах у Белого дома.
В 1977-1994 Ростропович возглавлял Вашингтонский симфонический оркестр. Лауреат ряда международных конкурсов. Ленинской премии (1964), Государственной премии СССР (1951), Государственной премии Российской Федерации (1991, 1995).
16.49 КБ

В 1991 году Мстислав Ростропович основал Фонд Ростроповича в Москве – благотворительный фонд стипендий памяти великих русских музыкантов, с которыми его связывали длительные и плодотворные дружеские отношения. Наряду с финансовой помощью, Фонд обеспечивает студентов жильём и музыкальными инструментами; при необходимости стипендиатам предоставляются консультации и другие образовательные возможности, включая мастер-классы со всемирно известными преподавателями и музыкантами. Деятельность Фонда по поддержке молодых дарований осуществляется за счёт благотворительных взносов частных лиц, организаций и корпораций.
26.69 КБ
Детская школа искусств Санкт-Петербурга в 1994 году попросила у великого виолончелиста XX века согласия на присвоение школе его имени. Ростропович ответил, что не возражает, и с марта 1994 года школа официально носит имя Мстислава Леопольдовича Ростроповича. 26 августа 2000 года эта школа справила новоселье. На церемонии открытия нового здания присутствовали сам Ростропович с супругой Г. Вишневской, а также их друзья: министр культуры России Михаил Швыдкой, Михаил Пиотровский, Андрей Петров, министр культуры Азербайджана Полад Бюль-бюль оглы, Р. Паркас, мэр Вильнюса, почетным гражданином которого является Ростропович... Как писала газета «Музыкальное обозрение», «Мстислав Леопольдович осенял собрание своим фирменным балагурством, а Галина Вишневская имела столь для нее привычный, величественный вид...» Немногие музыканты удостаиваются при жизни такой чести, какой удостоился Ростропович,— иметь детскую школу своего имени!
В 2003 году Мстислав Ростропович стал первым русским музыкантом и седьмым в мире, кому был вручен престижный Grammy "За экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях".

ссылка:
Биография Мстислава Леопольдовича Ростроповича (Mstislav Rostropovich)
Маэстро Мстислав Ростропович. Официальный сайт.
Досье: Мстислав Ростропович
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment