Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

БОЯРСКИЙ Николай Александрович


Николай Боярский

Народный артист РСФСР (1977)

Кавалер двух орденов Славы

Кавалер ордена Красной Звезды

 
Золотой теленок

 


Николай Боярский родился 10 декабря 1922 года в Петрограде.

 

Родители Николая Боярского встретились случайно: он был из крестьян, учился в семинарии, затем в духовной академии, она происходила из дворян, была очень образованной, знала шесть языков и мечтала стать актрисой, но поскольку ее семья была достаточно консервативной, с мечтой пришлось расстаться. В дальнейшем Александр Боярский стал митрополитом и в двадцатые годы примкнул к новому религиозному течению — обновленчеству, которое пыталось адаптировать религию к социализму. В результате церковь его отвергла, и до сих пор имя Александра Боярского в списках митрополитов не значится. Не обошли стороной его и репрессии — в 36-м Боярского арестовали и посадили якобы на пять лет, но через год расстреляли.

 

Семье судьба отца была неизвестна до середины восьмидесятых. Мать ждала его до конца жизни — каждый вечер для супруга были готовы ужин и чистая постель. А он, предчувствуя беду, уговорил жену в начале 30-х годов официально развестись. Это обстоятельство позволило ей работать: в духовной академии Александро-Невской лавры она преподавала языки, а в Петербургской семинарии среди портретов лучших педагогов до сих пор висит портрет Екатерины Николаевны Боярской-Бояновской.

 

У Боярских было четверо сыновей — трое из них стали актерами.

 

С кино у Николая Боярского отношения сложилась не сразу. Будучи ребенком, он мечтал о шапке-невидимке, чтобы беспрепятственно проходить на взрослые киносеансы. Иначе не получалось — и на «цыпочки» перед контролерами вставал, и карликом притворялся, но помогли ему рассказы Зощенко, которые юный Коля читал перед родственниками и знакомыми. Однажды среди его слушателей оказался директор кинотеатра «Пикадилли». С тех пор мальчик ходил бесплатно на любую картину в любое время. Зато появилась другая мечта — увидеть себя на экране.

 

И в 1936 году она осуществилась. На Волге в Кинешме Яков Протазанов снимал «Бесприданницу». Весь городок жил киносъемками, и вокруг съемочных площадок, естественно, без конца слонялись мальчишки. Там-то и приглянулся «киношникам» будущий народный артист. Снимали сцену, в которой пьяные купцы на палубе парохода играют в кегли арбузами и бутылками. Боярский «играл» десятилетнего мальчишку — пугался дебоширов и убегал за ручку с мамой в трюм парохода...  Мальчик так старался, что заслужил похвалу великого режиссера.

 

Позже Николай собирался стать журналистом или филологом, но в университет вход детям врагов народа был закрыт. Всех подряд брали только в театральный институт. Его это устроило — профессия творческая. Но тут началась война, и институт он смог закончить только в 48-м году.

 

Уходя в июне 1941 года на фронт, Николай думал, что к осени уже вернется и продолжит учебу. Он даже не успел признаться в любви своей однокурснице Лиде Штыкан, в которую были влюблены девяносто процентов мужской половины института. С ее фотографией в кармане гимнастерки многие уходили на войну. Николай в письмах к матери между строк интересовался, как там Лида, чем занимается?

 

Николай Александрович самостоятельно пытался изучить английский, знал немного немецкий, что помогало ему на фронте.

 

Победу он встретил в Кенигсберге — всю Европу отшагал с пехотой. «Хороший ты солдат, Боярский, — говорили его командиры, — да жаль, что сын врага народа. И в звании тебя не повысить, и лишний раз к награде не представить». Смерть не раз смотрела ему в глаза, а однажды была совсем близко: пуля прошла в пяти сантиметрах от сердца. В Ростове попал в плен. Спасла его простая русская женщина — когда колонну военнопленных гнали по улице, по бокам которой стояли местные жители, один из конвоиров отвлекся, и эта женщина выдернула из толпы первого попавшегося пленного. Им оказался Николай Боярский. На него тут же накинули гражданское пальто, а потом несколько месяцев прятали в доме матери этой женщины. С приходом советских войск все остальные военнопленные были расстреляны на городской площади.

 

«Я сражался за Родину и за Лиду», — скажет потом Николай Александрович. Сохранилось много стихотворений, написанных им в блокнотах и тетрадках в те грозовые годы:


...Зажигая ненависти жало,
В смертный бой ведет меня любовь,
Чтоб горела в пламени кинжала
Бешеная вражеская кровь...

 

Но не только эти чувства помогли ему вернуться домой. Спасали письма матери. Екатерина Николаевна перекрестила его перед уходом на фронт, благословила и не дала этой ниточке порваться. Ежедневно молилась она и за него, и за другого своего сына, Павла, который тоже был на войне.

 

Вернувшись в Ленинград, Николай первым делом отправился в институт с вопросом «где Лида?». Лида же, пережив начало блокады, ушла на фронт медсестрой. Потом, в 45-м, родила сына, замуж не вышла. Успела поработать в БДТ.

Штыкан Лидия

 

Николай Боярский и Лидия Штыкан поженились в 45-м году и всю жизнь были вместе. Она служила в Александринке по приглашению Вивьена. Молодая красивая героиня была бесконечно популярна у зрителей.

Штыкан Лидия в фильме Мусоргский 1950

Кинематограф запечатлел ее лик всего лишь в десятке фильмов: «Жила-была девочка», «Константин Заслонов», «Мусоргский», «Дорогой мой человек», «В городе С.», «Зеленая карета», «Живой труп»... С возрастом она не сразу смогла перейти на характерные роли и выпала из репертуара на несколько лет. Но скучать Лидии Петровне в этот период не пришлось — в 57-м году у Боярских родилась дочь Катя.

 

Николай Александрович и Лидия Петровна не хотели, чтобы их дочь Катя стала актрисой. Она и сама оказалась человеком другого склада, и в итоге театроведческий факультет устроил всех. В ней более чем сполна реализовались мечты отца.

 

В воспоминаниях о родителях Екатерина Боярская писала: «Я не помню, чтобы папа хоть раз повысил голос или нахмурил брови. Мама повышала, но говорила потом, что это он у нее такой „поставленный“. Еще вспоминается их абсолютная непрактичность, неприспособленность к жизни. Уже став народными артистами, они несколько раз пытались улучшить наши, как говорится, жилищные условия. Мы честно три раза переезжали с квартиры на квартиру, каждый раз умудряясь оказаться в более худшей. Иногда могли махнуть на дачу на такси, и в то же время мама часами поднимала крючком стрелки на капроновых чулках. Никто, наверное, так не радовался гостям, как они. Иногда замерзший постовой сидел на кухне рядом с великими артистами, даже не подозревая об этом. Всегда в доме было весело и многолюдно...»

 

Подтверждают эти слова замечательные пригласительные билеты, которые семья старательно готовила к большим торжествам в своем доме. В частности, в декабре 1952 года Николай Александрович отмечал свое тридцатилетие и назвал сей праздничный вечер — «Прощай, молодость!». Всем приглашенным были разосланы остроумнейшие программки:

 

Порядок проведения вечера

 

I. Официальная часть:

а) лекция о жизни, деятельности и эстетических взглядах юбиляра (лектор — тов. Л. Штыкан);

б) панихида над ушедшей молодостью юбиляра при участии хора мальчиков Гос. ак. капеллы.

II. Неофициальная часть:

а) легкий ужин;

б) торжественное открытие выставки личных и случайных вещей юбиляра (входн. плата 1 р.);

в) легкий ужин;

г) чествование юбиляра;

д) легкий ужин;

е) олимпийские и икарийские игры;

ж) вынос тел.

 

ТАНЦЫ!!!

 

Концерт самодеятельности, затейничество, фотовитрины, шутки, загадки, телефон-автомат, шарады, артисты в публике, конфетти, серпантин, травматологический пункт, предсказание судьбы, водопровод, массовые песни и т.д. и т.п.

В паузах выступает Ковель (Ак. драма).

 

Юбилейный комитет:

 

1. А. Вертинский

2. Карандаш

3. В. Бароник

4. Дон Сезар де Базан

 

Ответственные распорядители:

 

1. Л. Штыкан

2. Е. Горюнов

3. Иг. Дмитриев

 

Ответственный за порядок — И. Р. Домбек

Ответственный за посуду — О. С. Сугак

Ответственный за пальто и галоши — К. А. Сулимов

Ответственный за моральный облик — Б. А. Виноградова

Ответственный за юбиляра — Л. П. Штыкан

Ответственный за пожарную безопасность — И. И. Сергеева

Ответственный за тишину — В. П. Ковель

 

 

Список составлялся по принципу «наоборот» - Сулимов постоянно терял одежду, Сугак била посуду, а Валентина Павловна Ковель была известна как самый шумный человек Ленинграда.

 

Весело жили люди. Несмотря на бедность, тяготы, страхи. Были мечты, надежды, была любовь друг к другу, уважение к делу.

Николай Александрович служил в любимом зрителями Театре Комиссаржевской, поначалу играл роли второго плана, был неизвестным широкой аудитории актером, пока не сыграл Козлевича в «Золотом теленке». Но в театре Боярского ценили всегда. Он постоянно был занят в репертуаре и играл премьеру за премьерой. Коллектив «Комиссаржевки» был единой дружной семьей. Лишь однажды Николай Александрович ушел в Театр Ленсовета в спектакль «Жили-были старик со старухой», но через год, пожертвовав хорошей ролью, вернулся.

 

На сцене Николаем Боярским были созданы разноплановые и весьма интересные образы: Миша Бальзаминов в «Женитьбе Бальзаминова», Захар в «Обломове», Голицын в спектакле «Иду на грозу», Харитонов в «Старике», Курюков в постановке «Царь Федор Иоаннович», фельдкурат Кац в комедии о Швейке, Жевакин в «Женитьбе». Одной из самых любимых актером ролью стал военрук Леван Гуриеладзе в спектакле «Если бы небо было зеркалом» — старый, надломленный фронтовик, несущий детям доброту и мудрость. А самой трудной стала роль Сарпиона в «Метели» — горожанину Боярскому предстояло сыграть деревенского вдовца, отца восьмерых детей, занятого поисками невесты.

 

Но был у Николая Александровича и образ, давно сложившийся в голове и потому знакомый до мельчайших черточек. Это неунывающий, прошедший всю войну, храбрый солдат Василий Теркин. Образ, особенно близкий артисту. О нем Николай Александрович мог рассказывать часами. Он по-прежнему оставался солдатом, верно служившим своему делу.

 

Николай Боярский безуспешно пытался пробиться в кино, но его не брали категорически — и лицо-де у него не киногеничное, и нос-то кривой, и глаза невыразительные, и улыбка неестественная. Когда в 57-м году «Ленфильм» решил снять на пленку спектакль Театра Комиссаржевской «Дон Сезар де Базан», режиссер решил заменить исполнителя роли короля Испании Карла II Николая Боярского на какого-нибудь другого артиста, но театр на это не пошел. Так актер дебютировал в кино. И вновь наступил «мертвый сезон».

 

Боярский поставил на своей кинокарьере крест и на все вызовы киношников для знакомства не откликался. И вот лет через восемь его буквально за уши вытащил на киноэкран Павел Кадочников. Он снимал фильм «Музыканты одного полка» и пригласил Николая Александровича без проб на одну из центральных ролей — адъютанта этого самого полка. Роль удалась. Хвалил режиссер, аплодировали на премьере коллеги, зрители отмечали сцену, когда напрочь лишенный слуха адъютант дирижирует непослушным оркестром.

12 стульев 1966

 

С выходом «Музыкантов одного полка» неожиданно открыли, что Боярский — на редкость артистичен, фото- и киногеничен, и нос как нос, и вообще он просто создан для кинематографа. Началась целая серия киноролей: советник в «Снежной королеве», Зиновий Борисович в «Катерине Измайловой», Петушков в «Живом трупе», администратор в «Пяти днях отдыха», Кощей в «Новогодних приключениях Маши и Вити», эпизоды, телеспектакли, среди которых «12 стульев», где он великолепно сыграл Кису Воробьянинова.

Новогодние приключения Маши и Вити

 

Но, безусловно, наибольшую популярность принес Николаю Боярскому, да и всем исполнителям главных ролей, фильм Михаила Швейцера «Золотой теленок». Творчество Ильфа и Петрова будто не хотело отпускать «своего» актера: в театре им был сыгран Васисуалий Лоханкин, на телевидении - Воробьянинов, а в кино - Адам Козлевич.

Золотой теленок 2

 

Хозяин «Антилопы» в исполнении Боярского был смешным и несчастным, нелепым и добрым одновременно. Сцена встречи Козлевича с Остапом-миллионером чрезвычайно трогательна. В ней Николай Александрович продемонстрировал мастерство не только комедийного актера, ему были подвластны очень многие краски. «Лирический комик» — так окрестили его творческую суть ленинградские театральные критики.

Красные пчелы

 

По-разному сложилась судьба его братьев – Павла, Алексея и Сергея.

 

Павел Александрович актерскую профессию не выбрал. Алексей Александрович ушел на эстраду, работал в Ленконцерте. Сергей Александрович был самым талантливым из братьев. Но его неординарный характер подчас не вписывался в рамки напряженной театральной жизни. Работать с ним было нелегко, как со многими действительно творческими людьми. В итоге ему так и не дали никакого звания, а его талант остался нереализованным. С Николаем они удивительно смотрелись на сцене вдвоем — оба худые, длинные, носатые и уморительно смешные в своей серьезности. Но если юмор Николая Боярского был лирическим, тонким, где-то даже нелепым, то Сергей Боярский был мастером иронии и сарказма. Он все доводил до крайнего предела — если это смешная роль, значит зрители должны «умирать со смеху», если это трагедия, должны литься слезы.

Сергей Боярский

 

К концу жизни Сергей Боярский получил роль Ивана Грозного в трилогии «Царь Федор Иоаннович». Он отрепетировал ее и сыграл комнатный прогон. Свидетели называли эту актерскую работу выдающейся — даже внешние данные соответствовали нашим представлениям о царе. Но Сергей Боярский неожиданно умер 1 марта 1976 года незадолго до премьеры.

Сергей Боярский Захудалое королевство 1967

 

Женой Сергея Александровича была актриса Екатерина Михайловна Мелентьева. Она работала на сцене довольно успешно, но в 1949 году после рождения сына Михаила решила оставить профессию и заниматься только ребенком. Старший сын Сергея Боярского, Александр, тоже был актером. Он играл на сцене Русского драмтеатра в Риге и стал очень популярным после мастерски сыгранной роли Официанта в «Утиной охоте» Вампилова. Об этой работе писали многие именитые критики и сулили молодому актеру блестящее будущее. Но Александр трагически погиб на самом взлете и жизненном и творческом.

 

Его второй сын, Михаил, стал самым известным из этой актерской династии благодаря кино, телевидению, эстраде. Николай Александрович очень любил племянника и радовался его успехам. Никакой актерской зависти к нему он не испытывал, несмотря на то, что не только на афише, но и в рецензии можно было иногда прочесть: «Николай Боярский — дядя Михаила Боярского». «Оказывается, я просто дядя», — в шутку выговаривал Николай Александрович Михаилу. У них было полное взаимопонимание и несомненное духовное родство.

 

«В спектакле принимает участие народный артист РСФСР Николай Боярский — дядя МИХАИЛА БОЯРСКОГО!» — в восьмидесятые годы нередко можно было увидеть подобную надпись на афише какого-либо провинциального городка, куда приезжала группа ленинградских артистов «подхалтурить». Местные жители сбегались посмотреть на родственника всеобщего усатого любимца, и некоторые из них неожиданно узнавали в нем трогательного Козлевича из «Золотого теленка» или глупого адъютанта из популярной некогда картины «Музыканты одного полка».

Приключения Электроника

 

Он был человеком «с двойным дном». На поверку — все легко, весело, с юмором. Даже когда был тяжело болен. Рак горла и легких, потеря голоса не позволили ему работать в театре. Когда друзья приходили его навещать (а навещать ракового больного очень тяжело), то сами уходили веселые и окрыленные — он вкладывал в них заряд надежды и радости, и в итоге они жаловались ему на свои проблемы и беды.

Трое в лодке, не считая собаки

 

Николай Александрович много писал. Некоторые его рассказы были опубликованы. В основном они были посвящены войне, но совершенно негероического характера, смешные.

 

Люди любили Николая Александровича за его мягкость, доброту, юмор. Он размышлял о жизни, со временем стал религиозным человеком — в молодости это не так проявлялось, а под конец жизни он часто ходил в церковь. Об этом знала только дочь. Он вообще не афишировал свои поступки, свою жизнь. От него нельзя было услышать: «Ну, давайте я вам расскажу о войне...» Мало кому удавалось разговорить его на эту тему, а если и удавалось, то рассказы эти носили легкий, «юморной» характер. И ордена он не носил, хотя было чем похвастать: два ордена Славы и орден Красной Звезды, не говоря о медалях. Надевалось это все только в День Победы — святой для всех фронтовиков праздник. У Боярского был один выходной костюм и один старенький пиджак — на нем не жалко было просверлить дырочки для наград, его-то раз в году и надевал Николай Александрович.

 

У Лидии Петровны тоже были военные награды, но если муж мало говорил о своем военном прошлом, то она и подавно. У них и без того было немало тем для разговоров — по вечерам, вернувшись со спектаклей каждый из своего театра, они часами, а иногда и до утра, говорили на кухне. Когда выяснилось, что Николай Александрович неизлечимо болен, Лидия Петровна сказала: «Если Коля умрет, я жить не буду». Судьба распорядилась иначе. Она умерла раньше мужа - 11 июня 1982 года.

 

Николай Боярский ушел из жизни 7 октября 1988 года. Он и его супруга похоронены на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом.

Могила Николая Боярского

 

 

Материал подготовлен по тексту Сергея Капкова

 

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

 

1936 — Бесприданница — мальчик

1957 — Дон Сезар де Базан

1965 — Музыканты одного полка — адъютант полка поручик Василий Леонидович Боголюбов

1966 — Катерина Измайлова — Зиновий Борисович

1966 — Снежная королева — Советник

1966 — 12 стульев (телеспектакль) — Киса Воробьянинов

1968 — Золотой телёнок — Адам Козлевич

1968 — Живой труп — Петушков

1969 — Пять дней отдыха

1970 — Мой добрый папа — дядя Гоша

1970 — Варвара-краса, длинная коса — Жених

1972 — Красные пчёлы

1972 — Учитель пения — член комиссии

1973 — Про Витю, про Машу и морскую пехоту

1975 — Новогодние приключения Маши и Вити — Кащей

1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Синицын

1976 — Дикий Гаврила

1976 — Шаг навстречу

1979 — Приключения Электроника — физрук Ростислав

1979 — Трое в лодке, не считая собаки — гвардеец

1979 — Вторая весна — начальник геологической лаборатории

1980 — Таинственный старик

1982 — Красные колокола, фильм второй: «Я видел рождение нового мира»

1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — аптекарь

1985 — Соперницы

1985 — Противостояние — Варенцов

1986 — Русь изначальная

1986 — Михайло Ломоносов

1988 — Жизнь Клима Самгина — Хрисанф

Снежная королева

 

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского)
Принц Клотен («Цимбелин» У. Шекспира)
Костя Полетаев («Страница жизни» В.С. Розова)
Лужин («Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому)
Сосновский («Рождены в Ленинграде» О.Ф. Берггольц)
Колесников («Время любить» Б.С. Ласкина)
Харитонов («Старик» М.А. Горького)
Судья Фредерик («Господин Пунтилла и его слуга Матти» Б. Брехта)
Курюков («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого)
Жевакин («Женитьба» Н.В. Гоголя)
Отто Кац («Иосиф Швейк против Франца-Иосифа» по Ярославу Гашеку)

 

 Вторая весна 1979


10 декабря 1922 года - 7 октября 1988 года


Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…