Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

КРАМАРОВ Савелий Викторович (часть 2)


Крамаров 11

Однажды в Америку с гастролями приехали юмористы Александр Левенбук и Аркадий Хайт. Савелий обрадовался: «Вечером обязательно приезжайте ко мне». После концерта друзья звонят ему - телефон молчит. А где живет, не знают. Тут Левенбук вспоминает: пятница, вечер - шабат! Ничего нельзя делать, даже говорить по телефону. Через каких-то десятых знакомых они находят адрес Крамарова, ловят такси, поздно ночью приезжают к нему домой. Дверь приоткрыта. Заходят - в темном коридоре лежит Крамаров, молится. Для них же постелено в соседней комнате. Утром происходит бурная встреча, и друзья-юмористы спрашивают:


- Сава, ты ночью в туалет вставал?

- Да.

- А трубку не брал, когда мы тебе звонили?

- Нет, я не мог.

- Объясни, пожалуйста, почему одну трубку в руки можно брать, а другую нельзя?

- Это интересно, надо спросить у раввина.

 

 

В Америке Савелий Крамаров добился всего, к чему стремился: дочь, шикарный дом в лесу, недалеко от океана. Он даже исправил внешность - раньше, когда ему предлагали сделать операцию, чуть-чуть подтянуть один глаз, он отвечал: «Да вы что, мое косоглазие - это мой хлеб!» А в 57 лет, когда вроде бы уже поздно думать о внешней красоте, он взял и исправил косоглазие.

Крамаров 4

 

Потом были фильмы «Вооружен и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Крамаров вступил в американскую Гильдию киноактеров, что для эмигрантов — большая удача, у него появился свой агент. Как и в России, его появление на съемочной площадке встречалось доброй улыбкой. Люди, поработавшие с Крамаровым, относились к нему с интересом и уважением. Даже такие звезды, как Уоррен Битти и Робин Уильямс.

С Робином Уильямсом

В 1986 году он в третий раз женился, и жена Марина через год родила дочь, названную в честь матери Крамарова Басей.

 

Марина — тоже эмигрантка, приехала с мамой из Одессы. Женщины прошли тяжелейший путь к финансовому успеху и, когда после долгих лет утвердились на американской земле как бизнесмены, стали ждать таких же героических усилий от Савелия. Он же в свободное от съемок время старался постигать новую страну, вникать в ее культуру, ходить в музеи, театры. Теща ворчала: «Лучше бы таксистом подрабатывал». Позже они развелись.

 

Последней, четвертой женой Крамарова стала Наталья Сирадзе — с ней Крамаров прожил полгода.

 

Пo aмepикaнcким меркам oн жил cкpoмнo, нo кaк члeнy aктepcкoй гильдии eмy вceгдa xвaтaлo нa жизнь. В Москву Савелий Крамаров приезжал дважды в 1992 и 1994 годах, в кaчecтвe пoчeтнoгo гocтя нa кинoфecтивaль «Кинoтaвp».
 

Теперь он не выглядел рубахой-парнем, посолиднел. Рассказывал, что играет эмигрантов, говорящих по-английски с акцентом. В Москве, его не забыли. Михаил Кокшенов дал актеру главную роль в комедии «Русский бизнес», Георгий Данелия — сразу три эпизода в «Насте».

Настя 1993

 

- Одну из сцен снимали на Арбате. Милиция с трудом сдерживала толпу, - вспоминает фотограф Игорь Гневашев. - Он раздавал автографы, ему совали подарки. А остальные актёры стояли в сторонке и смотрели на то, как народ ломится к своему любимцу.

 

В 1994 году Савелий Крамаров снимался в фильме «Любовная афера», а его новая жена, Наташа, готовила 60-летний юбилей мужа. Друзья в Москве тогда отметили, что Крамаров как-то постарел, осунулся. А у Савелия Викторовича уже лежало направление к онкологу.

 

В свой последний визит в Москву Савелий забрал из колумбария на Донском кладбище прах своей матери и вывез его в Америку.

 

Крамаров готов был играть в Америке серьезные роли и вскоре получил бы такую возможность: его утвердили на роль без кинопробы, чего удостаивались лишь самые известные актеры Голливуда. Но сыграть ему было не суждено. У Савелия обнаружили рак.

 

И это притом, что Савелий ужасно боялся смерти, причем больше всего он боялся заболеть именно раком. Он уделял своему здоровью просто маниакальное внимание - совершал голодовки и занимался очищением организма. В его рационе была только здоровая еда, он делал регулярные пробежки и занимался плаванием. Он вообще не пил. Мог чуть-чуть пригубить ликера, отпить немного вина - и только.

 

В марте 1995 года Крамаров лег в госпиталь в Сан-Франциско - ему должны были сделать операцию по удалению раковой опухоли на толстой кишке. Операция была несложной, и врачи надеялись, что наш Савелий скоро пойдет на поправку. Однако у него внезапно произошло осложнение - полостная операция привела к эндокардиту (воспаление оболочки сердца, при котором деформируются сердечные клапаны).

 

Последовал тромбоз, затем инсульт. Само заболевание поддавалось лечению, и больному можно было бы сделать операцию - заменить клапаны. Однако врачи заявили, что в данном случае, учитывая перенесенную операцию по удалению опухоли, они бессильны.

 

Вскоре у Краморова случился второй инсульт, который унес у него и зрение, и речь.

 

Актер Олег Видов сообщил в Москву, что Савелий Крамаров может только слышать, и просил присылать ему телеграммы, а потом в очередь с Наталией часами читал тысячи посланий любимому артисту с родины.

 

Как вспоминает его жена Наташа, которая все последние дни находилась рядом с ним: «Он ничего уже не видел. Сказать ничего не мог. Но все понимал. Это он нам давал понять движением рук: если радовался - поднимал правую. После операции у него начались страшные осложнения. Но боли он не испытывал. Только много спал, часто уходил в забытье. В тот день все было как обычно, но вдруг он тяжело задышал, дыхание стало сбиваться. Я щупал пульс. Пульс пропадал. Врачи пытались что-то сделать, но в принципе они ждали этого ухудшения. Говорили, чтобы мы готовились к худшему. Я не думаю, что Савелий страдал. Он просто тихо уснул. Так, во всяком случае, мне показалось. Но он умер».

 

Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года в Сан-Франциско.

 

Олег Видов рассказывал:

 

— Сава вообще умел жизни радоваться. Он был очень трогательный — в нем была такая, знаете ли, детская наивность: он мог прийти в восторг на целый день, просто увидев красивый цветок. Запросто мог просто так подарить полузнакомому человеку дорогой подарок, и очень был отзывчив — если кто заболеет, он все бросит, едет его навещать. Желание уехать из СССР у него созрело спонтанно. К нему просто относились по-свински — Сава мечтал всю жизнь поехать во Флоренцию, ему отказали — чиновник бросил в лицо: «Да как ты можешь с такой рожей представлять Советский Союз?». После того, как Крамаров в 1983 году сыграл кагэбэшника в «Москве на Гудзоне», то очень боялся, что КГБ ему отомстит: вдруг Политбюро постановит его «убрать», либо похитить, привезти в СССР и судить. Поэтому, когда коммунизм рухнул, он сказал — «Ну, слава Богу, теперь я могу не бояться и даже ездить в Москву» — и верно, сразу же туда поехал. Каждому человеку в России он казался родным — был в нем какой-то собирательный образ, с пяти минут знакомства казалось, что где-то видел его раньше и знаешь сто лет. Никогда не пил, любил только такие дамские сладкие ликерчики. Ужасно, что он так «попал» со своим врачом…я ему говорил — Сава, никогда нельзя только одному врачу доверять. До сих пор себя корю, что так его тогда и не уговорил у другого доктора провериться…

 

 

 

Интервью с Савелием Крамаровым, взятое у него в 1991 году:

 

«Я потерял всенародную любовь»

На Кинотавре

 

- Почему вы так затянули с возвращением?

 

- Да, я отстал от основной обратной волны эмигрантов года на два, на три. Видно, мое время пришло именно сейчас. Не скрою, осторожность сыграла свою роль. И потом, я очень занятой человек, в Америке меня держат дела, контракты. Появилось "окно" - и я здесь. Приехал просто так, повидаться с друзьями.

 

- Вам известно, что в Союзе вас похоронили?

 

- До меня всякие слухи доходили, и этот тоже. Решили окончательно со мной разделаться. А поначалу сочиняли истории о моих связях с какими-то миллионершами. Или, наоборот, о полной нищете. Напутствия были в газетах: "Скатертью дорога!". "Литературка" в рецензии на мой первый американский фильм написала: "Сегодня Крамаров торгует сосисками на экране. Не удивимся, если завтра он будет торговать ими на улице". Страшно унизительное занятие, оказывается...

 

Коллеги к моему отъезду отнеслись по-разному. Большинство, наверное, в душе поддерживали, но вслух сказать боялись. Были и те, кто откровенно называл меня предателем. Тогда, помню, я в какой-то мере мог их понять, но теперь для меня полнейшая загадка: в чем предательство?! В том, что человек выбирает место жительства по своему вкусу? За десять лет нормальной жизни я многое понял и многое забыл...

 

- Как встретила вас Америка?

 

- Это фантастическая страна! Действительно страна эмигрантов. Двести лет она их принимает и делает все возможное, чтобы люди не чувствовали себя обездоленными. Конечно, я шел на риск. Меня там не знала ни одна живая душа. Американцы вообще слабо ориентируются в советском кино. Я привез с собой ролики своих картин, а их все-таки было сорок две. Хотя там живут очень доверчивые люди. Скажи я журналистам, что у меня сто картин, - опубликовали бы не задумываясь, без проверки. В Америке лгут редко. Уже достигнуто такое состояние общества, когда вранье только мешает.

 

Мне повезло - почти сразу меня пригласили в фильм "Москва на Гудзоне". Вокруг него поднялась страшная шумиха, "Таймс" и "Ньюсуик" назвали меня советским Джерри Льюисом. Через два месяца я снялся в "2010" в роли русского космонавта. Такой кристально чистый патриотический образ. И со мной заключили контракт.

 

Сейчас мне уже легко и просто. Снята проблема языка. Меня ценят в кинобизнесе. Даже на улицах узнают. Конечно, не так, как когда-то у вас...

 

- Что все-таки побудило вас уехать? Чего вам не хватало в Союзе?

 

- Моя личная жизнь - это моя личная жизнь. Американское правило. Извините.

 

 - Однако, признайтесь, что, кроме приобретений, этот шаг - эмиграция - связан и с определенными утратами.

 

- Я не скрываю, что потерял славу. Всенародную любовь. Я принес их в жертву другим сторонам жизни. За всё приходится платить. Мой выбор сделан. В жизни выиграл, в славе проиграл.

 

- А в работе?

 

- Работа - тоже часть жизни. Вокруг нее остается еще большое пространство, и мне не безразлично, чем оно заполнено. К тому же под конец я очень мало снимался в Союзе, меня практически не приглашали. Зритель всегда хочет комедий, а их выпускалось мало. Не знаю, как сейчас...

 

- Сейчас, по-моему, вопрос вообще отпал.

 

- Ну, вот видите. Значит, я вовремя уехал.

 

- Американский кинематограф вам действительно близок?

 

- Вы имеете в виду - работать или смотреть?

 

- Работать.

 

- О, безусловно! К нам, "капиталистическим" актерам относятся совершенно иначе. Несравнимые заработки, несравнимые условия. Я вам просто расскажу, чтобы вы поняли. Предположим, снимаем в павильоне. Каждому актеру предоставляется отдельная комната метров 20-25, с душем, плитой, телевизором. Стоит тахта, я могу отдохнуть. Съемки на натуре - подгоняют длинные вагоны с тем же набором удобств. Сервис для актеров находится на высочайшем уровне. Так можно работать, правда?

 

- А почему вы уточнили мой предыдущий вопрос? Или вы, как зритель, все-таки предпочитаете наши фильмы?

 

- Нет, просто советское кино я совсем не смотрю. Не нравится оно мне. Вроде сюжеты правдивые, а на экране опять фальшь. И всё такое длинное, затяжное, нудное. Случайно довелось посмотреть "Интер..." - "Интердевочка", да? Прямо изъерзался весь! Ясно же, ясно, давайте дальше, шевелитесь! Актеры играют как слоны. И я раньше играл как слон. В Америке моя манера здорово изменилась. Первый же режиссер начал делать мне замечания - хотя он меня безумно любил. "Савелий, мягче, мягче, ты будешь еще интереснее". По-моему, я на голову вырос как актер.

 

В американском кинематографе мне очень нравится умение соответствовать зрительским запросам. Там не выпендриваются, смотрят на вещи трезво.

Красная жара

 

- Савелий Крамаров советского периода и Савелий Крамаров - американец - это совершенно разные люди?

 

- Не знаю, превратился ли я в настоящего американца... Хотя я совсем другой теперь, конечно. "Советским" быть перестал. В первую очередь исчезло чувство страха. Я свободен. Я очень раскрепостился - и внешне, и внутренне. Этого мне всегда не хватало. Но я потрясен тем, насколько вы здесь переменились! Смелые, открытые, свободные люди. Горбачев провернул великое дело - раскачал систему. Разве мало? Всё придет постепенно, всё у вас получится.

 

- Вы появлялись на московских улицах? Какой эффект это производило?

 

- Потрясающий! На Арбате меня сопровождала толпа. Десятки людей просили автограф, говорили какие-то трогательные слова. Вы посчитаете меня хвастуном, но, по-моему, я нисколько не утратил своей популярности в Союзе. За пять дней я пережил здесь восхитительные мгновения. Ни о чем похожем в Америке не приходится даже мечтать.

 

- Чем, на ваш взгляд, вызвана столь устойчивая привязанность?

 

- В так называемые застойные годы народ требовал хлеба и зрелищ. А смешное зрелище многого стоит. У меня была маска бесшабашного, веселого, правда, туповатого, но хорошего, своего парня. Зритель покупался именно на эту "хорошесть". Кстати, я и сам хороший. Сердцевина у этого героя моя.

 

- И подобно ему вы не прочь погулять и повеселиться?

 

- Очень не прочь. Я люблю жизнь. Помните, как обозначена цель человеческого существования в Екклесиасте? "Веселиться и делать доброе в жизни своей".

 

- Библейская цитата не случайна?

 

- Я начал верить еще здесь. Интересуюсь религиозной литературой. Америка - верующая страна. На долларе написано: "Мы верим в Бога". А деньги там - не мятые бумажки. Они - стержень, вокруг которого строится жизнь любого американца. Религия дает мне ключ к пониманию происходящего и руководство к действию. Верить легче, чем быть неверующим, как ни странно.

 

- Голливуд тоже использует вас в одном амплуа?

 

- К сожалению. Я играю всё тот же характер. Для ролей чистокровных американцев у меня слишком заметный акцент. Как правило, мои персонажи - иммигранты. Причем не только русские.

 

- Чем заполнена ваша жизнь, помимо работы?

 

- Обожаю путешествовать - объездил весь мир. Спорт. Искусство во всех его проявлениях. С наслаждением смотрю бродвейские спектакли. В Москву приехал с тайной мыслью зайти в Третьяковку. Не успел.

 

Вдобавок у меня семья. Дочери Басе три года. Жена - тоже русская американка, она приехала раньше меня. Марина - музыкант, но сейчас не работает - и из-за маленькой девочки, и потому что я один могу обеспечить семью. 

 

- Вы уже чувствуете возраст?

 

- Ну что - возраст? Не важно, сколько кому лет. Юбилей приеду отмечать сюда - ваши актеры это любят. А мой возраст - то, как я выгляжу на экране.

 

- Вы намерены привезти свою дочь на родину?

 

- Обязательно. Я прожил здесь счастливые годы - молодость, успех.

 

- С кем из коллег вам удалось повидаться в Москве?

 

- С немногими. С Вициным, с Моргуновым...

 

- Они вам обрадовались?

 

- Вицин - да, Моргунов - меньше... 

 

- Вас не огорчило, что журналисты практически не заметили вашего приезда?

 

- Боже упаси. Меня нелегко было найти, вообще - мало кто знал, что я здесь. Я был в эфире канала "Добрый вечер, Москва!", но когда под вывеской "доброго вечера" рассказывают про грабежи и изнасилования, зритель переключается на другую программу.

 

- С какими чувствами вы улетаете в Америку?

 

- С самыми добрыми. Я люблю своих зрителей. То внимание, которым меня окружали здесь долгие годы, не забывается. Это лучшее, что я испытал в жизни. Но ничего не поделаешь - судьба... 

 

Автор: Елена Ямпольская

 

 

Свой последний приют Савелий Крамаров обрёл на еврейском мемориальном кладбище в Колма — городе мёртвых, неподалёку от Сан-Франциско.

 

12 октября 1997 года на могиле Крамарова был установлен памятник, созданный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым.


Могила Крамарова

 

Это гримерный столик, на котором разбросаны маски несыгранных трагических ролей и лежит раскрытая книга, куда занесены названия любимых актером фильмов: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Джентльмены удачи», «Двенадцать стульев», «Большая перемена»... Слева — занавес, справа — совсем непривычный для Крамарова портрет, на котором фотограф запечатлел на редкость доброе, обаятельное и улыбчивое лицо актера, судьбой которого стали роли дураков.

О Савелии Крамарове был снят документальный фильм.




 

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

На завтрашней улице

 

 

1959 Ребята с нашего двора (короткометражный, СССР)
1960 Им было девятнадцать (СССР)
1960 Прощайте, голуби! (СССР)
1961 Горизонт (СССР)
1961 Друг мой, Колька! (СССР)
1962 Без страха и упрека (СССР)
1962 Бей, барабан! (СССР)
1962 На семи ветрах (СССР)
1962 Приключения Кроша (СССР)
1962 Ход конем (СССР)
1963 Первый троллейбус (СССР)
1963 Суд идет (СССР)
1964 Сказка о потерянном времени (СССР)
1965 Город мастеров (СССР)
1965 Дорога к морю (СССР)
1965 На завтрашней улице (СССР)
1965 На троих (в к/а Фитиль № 32) (короткометражный, СССР)
1965 Скелет Аполлона (в к/а Бывает и так) (короткометражный, СССР)
1965 Тридцать три (СССР)
1965 Чрезвычайное поручение (СССР)
1966 Знакомство (короткометражный, СССР)
1966 Карусель (в к/а Фитиль № 47) (короткометражный, СССР)
1966 Красное, синее, зеленое (телевизионный, СССР)
1966 Неуловимые мстители (СССР)
1966 Черт с портфелем (СССР)
1967 Операция "Неман" (в к/а Фитиль № 61) (короткометражный, СССР)
1967 Формула радуги (СССР)
1968 Гроза над Белой (СССР)
1968 Золотые часы (СССР)
1968 Новые приключения неуловимых (СССР)
1968 С натуры (в к/а Фитиль № 68) (короткометражный, СССР)
1968 Трембита (СССР)
1969 Похищение (телевизионный, СССР)
1970 Несознательный (в к/а Фитиль № 98) (короткометражный, СССР)
1970 Тайна железной двери (СССР)
1971 12 стульев (СССР)
1971 Держись за облака (СССР/Венгрия)
1971 Джентльмены удачи (СССР)
1971 Звезды не гаснут (СССР)
1971 Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя (СССР)
1972 Золотые рога (СССР)
1973 Большая перемена (телевизионный, сериал, СССР)
1973 Иван Васильевич меняет профессию (СССР)
1973 Эта веселая планета (телевизионный, СССР)
1974 Бенефис Савелия Крамарова (телевизионный, СССР)
1974 Большой аттракцион (СССР)
1974 Звезда экрана (СССР)
1975 Афоня (СССР)
1975 Не может быть! (СССР)
1975 С Новым годом! (в к/а Фитиль № 98) (короткометражный, СССР)
1975 Соло для слона с оркестром (СССР)
1975 Что наша жизнь?! или Что наша жизнь?! (в к/а Ау-у!) (короткометражный, СССР)
1976 Мама (СССР/РНР/Франция)
1976 12 стульев (СССР)
1977 Мимино (СССР)
1978 Живите в радости (СССР)
1978 Любители (в к/а Фитиль № 186) (короткометражный, СССР)
1978 Новые приключения капитана Врунгеля (СССР)
1978 По улицам комод водили... (СССР)
1984 2010 (США)
1984 Москва на Гудзоне (США)
1986 Вооружен и опасен (США)
1987 Двойной агент (телевизионный, США)
1987 Домашняя война (США)
1988 Красная жара (США)
1989 Танго и Кэш (США)
1993 Настя (Россия)
1993 Русский бизнес (Россия)
1994 Любовная история (США)

 

 

Текст подготовлен с использованием материалов:

 

Сергей Капков «Савелий Крамаров. Печальный шут»

Юлия Шигарева: «Савелий Крамаров. Штамп на судьбе»

Алла Калинина: «Савелий Крамаров. Биография»

Юрий Дружников: «Я родился в очереди»

Материалы Википедии

Материалы сайта «Люди»

 Крамаров 1


13 октября 1934 года - 6 июня 1995 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments