Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

КАЛАТОЗИШВИЛИ Михаил Константинович


Калатозишвили Калатозишвили 13

Режиссер

Калатозишвили Калатозишвили 12

 


Михаил Калатозишвили родился 19 мая 1959 года в Тбилиси.

 

Это произошло через год после триумфа его деда на Каннском фестивале. В 1958 году Михаил Калатозишвили-старший, которого в Советском Союзе знали под фамилией Калатозов, получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Летят журавли» с Татьяной Самойловой и Алексеем Баталовым.

 

 

Отец Михаила Калатозишвили-младшего, Георгий, также был кинорежиссером. Михаил решил пойти тем же путем и поступил на режиссерский факультет московского ВГИКа, к мастеру Ефиму Дзигану. Свой первый фильм – короткометражку «Механик» по повести Андрея Платонова «Старый механик» – он снял на последнем курсе, в 1981 году. Он же написал к нему сценарий.

 

Калатозишвили прожил в Тбилиси до 11 лет, после чего семья перебралась в Москву.

 

Калатозишвили не раз объяснял, почему фамилия дедушки звучит иначе - во времена Российской Империи грузинские фамилии часто имели окончание "-ов". И любил рассказывать кинематографические истории из жизни знаменитого родственника. О том, например, как 20-летний Клод Лелуш, приехав в Москву, нечаянно попал на съемки "Журавлей" и был так впечатлен, что, вернувшись во Францию, тут же стал названивать директору Каннского фестиваля, настойчиво рекомендуя обязательно включить фильм в конкурсную программу.

 

До распада СССР Михаил Калатозишвили снял всего два фильма. В телевизионной двухсерийной картине «Проделки Скапена» по комедии Мольера сорежиссером выступал отец, а главную роль сыграл второй (после Сергея Юрского) Остап Бендер советского кино, Арчил Гомиашвили.

 

В 1991 году вышел его фильм «Избранник» по мотивам романа Проспера Мериме «Maтео Фальконе». Калатозишвили как сценарист и режиссер перенес действие в грузинское село времен Гражданской войны: спокойное течение крестьянской жизни нарушает приход Красной армии.

Калатозишвили Калатозишвили 8

 

Эти фильмы режиссер снимал в Грузии, работая на киностудии «Грузия-фильм». В 1996 году Михаил Калатозишвили начал работать на киностудии «Ленфильм», однако в его фильмографии за 1990-е годы после «Избранника» так и не появилось новых фильмов.

Следующая его картина, «Мистерии», вышла в 2000 году, и он вновь выступил в ней не только как режиссер, но и как сценарист. Вторым автором сценария был Рустам Ибрагимбеков, известный по фильмам «Белое солнце пустыни», «Храни меня, мой талисман» и «Сибирский цирюльник». «Мистерии» – это история двух одиноких мужчины и женщины и их сложных отношений, которые складываются на фоне путешествия из Тбилиси в Петербург.

 

В интервью Калатозишвили часто рассказывал, что ждет хороших сценариев. Тем временем его дебютная полнометражная картина "Мистерии" получила спецприз фестиваля в Мадриде, второй фильм — "Избранник" — номинировался на "Нику" и "Золотого медведя" в Берлине.

Калатозишвили Калатозишвили 14

 

В 2000-х годах Михаил Калатозишвили начал активно работать как кинопродюсер. В 2000 году он основал и возглавил «Фонд Михаила Калатозова», который продюсировал фильмы «Первый после бога» Василия Чигинского, «Ванечка» Елены Николаевой и несколько других.

 

Спустя восемь лет после «Мистерий» вышел пятый фильм Калатозишвили - «Дикое поле» - драма о молодом враче, уехавшем по распределению в глухую степь, снятая по сценарию Луцика и Саморядова. Картина не только собрала букет международных призов (в их числе — награды фестивалей в Коттбусе и Марракеше, а также спецупоминание на Венецианском кинофестивале), но и буквально взорвала российское киносообщество.

Калатозишвили Калатозишвили 4

 

На 65-м Венецианском кинофестивале в 2008 году «Дикое поле» получил приз Международной ассоциации поддержки арт-кино. За несколько месяцев до того фильму дали призы за лучший сценарий и лучшую музыку, а также приз гильдии киноведов и кинокритиков на «Кинотавре» в Сочи.

 

Картина получила награду кинокритики и кинопрессы «Белый слон» как лучший игровой фильм, за лучший сценарий, лучшую мужскую роль (Олег Долин), лучшую мужскую роль второго плана и лучшую музыку. И в довершение - Гран-при "Золотого орла".

 

Не было в новейшей истории отечественного кинематографа другого фильма, вызвавшего такое единодушие в восторженных оценках и критических похвалах.

 

«С Михаилом Георгиевичем было очень хорошо работать, он был очень вкрадчивый человек в профессии, – вспоминает Олег Долин о работе над «Диким полем». – Некоторые вещи лишь намекал, и я, как мне казалось, понимал, и за счет этого мы находили лучшее решение. Не все вещи можно говорить вслух, когда работаешь над сложным материалом, что-то достаточно прочесть во взгляде режиссера. Михаил Георгиевич обладал этим даром, передавать глазами. При этом не был молчуном, наоборот – абсолютный жизнелюб».

 

Актер вспоминает, что Калатозишвили «никогда не показывал, если у него было что-то не так». «На съемках он всегда был последний, кто падал от усталости. Никогда не показывал, что ему тяжело», – говорит Долин.

Калатозишвили Калатозишвили 11

 

Сценарий к «Дикому полю» был написан еще в 1991 году, однако его авторы, неразлучные однокурсники Петр Луцик и Алексей Саморядов, не дожили до его воплощения на экране. Саморядов погиб в 1994 году в 31 год, сорвавшись с балкона ялтинской гостиницы, а Луцик умер в 2000-м, когда ему было 40, во сне из-за остановки сердца.

 

Михаил вынашивал идею сделать кинофестиваль «Верные друзья» в Тарусе, на Оке. Говорил, что хочет посадить на плот трех губернаторов соседствующих областей и пустить их по реке. Если не перессорятся – можно считать, что фестиваль «запущен». Он хотел этим фестивалем поддержать артхаусное кино.

 

 

 

Интервью Михаила Калатозишвили: “Продюсерство - вещь азартная!”

Калатозишвили Калатозишвили 7

 

- Вы помните свои ощущения, когда в первый раз посмотрели „Летят журавли”?

 

- Я помню, что когда смотрел его в первый раз, то это было скорее не мое впечатление от фильма, а окружающих меня людей, которые задавили мое детское восприятие. Потом я посмотрел его уже в более зрелом возрасте, будучи студентом ВГИКа. Могу сказать, что некоторые моменты в фильме мне откровенно не нравятся, но все равно я «цепляюсь» глазом и сам каждый раз досматриваю его до конца.

 

- Каким Вам запомнился дедушка?

 

- Мы сейчас сделали документальный фильм про Михаила Калатозова, ведущий - Сергей Соловьев. Он и многие участники картины  рассказывали о моем дедушке, как о суровом, закрытом, несколько отстраненном человеке, к которому было трудно подойти, заговорить. Мне  странно это слушать, потому что я его помню совершенно другим - очень теплым, ласковым, открытым. У меня никогда не было проблем в общении с ним. Единственное, дедушка обожал всякие музыкальные инструменты и держал их в особой комнате. И вот в эту комнату я мог заходить, только держа руки за спиной, потому что все, к чему я в детстве прикасался, превращалось в труху. Он, зная это мое свойство, просил, чтобы я ничего не трогал.

 

- Вы были таким хулиганом?

 

- Ну, отличником я никогда не был, но и хулиганство меня как-то особо не прельщало. Просто я много времени проводил на улице и думаю, что это хорошо.

 

- Как фильм называется?

 

- Пока  он называется «Фильм о Михаиле Калатозове», состоит из двух частей, каждая по 50 минут. Часть первая называется «Легенда», вторая - «Магическое сознание». Надеюсь, что он скоро появится на одном из центральных телеканалов.

 

- Михаил, а это правда, что вы знакомы с Клодом Лелюшем?

 

- Мы познакомились благодаря опять-таки фильму о Калатозове. Моего дедушку и Клода связывает одна замечательная история. Началась она в 1957 году, когда  20-летний Лелюш приехал в Советский Союз, чтобы на свои собственные деньги снять документальный фильм о Москве. И вот таксист, который его возил, спросил: «Хотите попасть на „Мосфильм”? У меня там товарищ работает». Лелюш, конечно, захотел. Они приехали и попали в павильон, где как раз проходили съемки картины «Летят журавли». В тот день снимали сцену, в которой Борис бежит по лестнице. Надо сказать, что мой дед был неравнодушен к людям, которые придумывали всякие технические приспособления, и сам это любил. Так как Лелюша запугали, что в России ему ничего не разрешат снимать, он придумал свое собственное «ноу-хау». Это был такой «нательный штатив», отдаленно напоминающий «стадикам», на котором укреплялась кинокамера 16 мм, а сверху всего этого он надевал огромный плащ, между пуговицами которого выглядывал объектив - все это сооружение позволяло ему вести скрытый способ съемки. «Изобретение» очень впечатлило моего деда, так они и познакомились. Калатозов позвал Лелюша в монтажную, показал какие-то куски фильма, они пообщались и разъехались. Вернувшись во Францию, Лелюш, которого тогда никто не знал, позвонил директору Каннского фестиваля, и что самое странное - насколько тогда все было демократичнее - тот ответил на звонок.  Клод рассказал ему, что в Москве он видел гениальное кино и что оно обязательно должно попасть в Канны. После этого директор попросил, чтобы ему показали «Летят журавли»,  таким образом фильм попал в конкурсную программу. Уже потом Клод Лелюш рассказывал, что когда он узнал, что картина получила Золотую пальмовую ветвь, он радовался этому больше, чем когда сам получил такую же награду за свой фильм «Мужчина и женщина». Кстати, он признался, что именно из-за Калатозова он стал режиссером, потому что до встречи с ним собирался стать оператором-документалистом. Вообще, мне многие говорили, и это тоже вошло в фильм о дедушке, что пришли в кино из-за Калатозова -  Сергей Соловьев, Андрон Кончаловский, Глеб Панфилов... 

 

- На грузинском свободно говорите?

 

- Говорю свободно. Пишу хуже.

 

- Кино окружало Вас с детства, наверное, у Вас не было сомнений, чем заниматься?

 

- Конечно, как  другие в детстве говорят, что будут пожарниками, я был еще совсем маленьким мальчиком, когда сказал, что хочу стать оператором, как отец. А потом с определенного момента  абсолютно точно понял, что хочу быть режиссером, и что ничем другим я не хочу заниматься. В общем, я и сейчас ничем другим не хочу , просто иногда приходится заниматься и продюсерством.  

 

- Михаил, идея пригласить Василия Чигинского режиссером фильма «Первый после Бога» принадлежит Вам?

 

- Да, это была моя идея. В свое время я увидел его фильм «Красный стрептоцид» про блокадный Ленинград, который мне очень понравился. И я решил, что Василий будет самой хорошей кандидатурой - он молодой и голодный до кино. Думаю, что не ошибся.

 

- Говорят, что картина снималась  в боевых условиях.

 

- Да,  этот проект был для меня очень сложным. Пять месяцев наша съемочная группа работала на одной из военных баз Полярного, полтора из которых ушли на «бодание» с командованием Кольской флотилии.

 

- Михаил, Вы верите в какие-то приметы, связанные с кино?

 

Есть такая примета – в начале съемок разбивать бутылку шампанского на счастье. Не могу сказать, что я особо суеверный человек. Но когда в начале съемок картины «Первый после Бога» бутылка шампанского, брошенная мной в корпус подводной лодки, не разбилась - как сейчас помню - мной овладел ужас. Я ее бросил!! Я - собственной рукой! Бросил и попал в шов на лодке - метал прогнулся, самортизировал бутылку, и она упала в Баренцево море. Следующую  я уже, не выпуская из рук, просто раздолбал о ледоруб лодки. Так что тут хочешь, не хочешь - поверишь.

 

- Музыку к фильму написал Дато Евгенидзе, получивший  массу кинонаград (“Овен”, “Орел” и “Ника”), как лучший композитор - за “Девятую роту”. Фильмы «Первый после Бога» и «Девятая рота» вышли в прокат с разницей в один месяц, получается, что Дато работал над саундтреками практически одновременно?

 

- Да, это было параллельно. Мы давно работаем с Дато – он писал музыку к  фильму «Ловитор» Фархота Абдуллаева, который в этом году участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля.

 

- Музыка к «Первому после Бога» писалась уже после монтажа картины?

 

- Вначале мы предоставили Дато вариант предварительного монтажа картины, по которому он делал какие-то эскизы. А потом он получил фильм уже в окончательном варианте и накладывал музыку под изображение. Не правда ли, очень хорошая музыка?

 

- Почему некоторые сцены картины снимались в Грузии, нельзя ли было найти место поближе?

 

- Потому что нам нужен был лес без снега, самым подходящим в этом смысле местом была Грузия, в которой, я знал, что могу приехать и за неделю все отснять.

- Вы довольно удачно начали свою карьеру, почему сейчас  сосредоточились на продюсерской деятельности?

 

- Честно говоря - положа руку на сердце - пока что я не получил ни одного  сценария, который хотел бы снимать сам. А потом продюсерство - вещь азартная, она затягивает и постепенно начинает забирать все твое время. Ты вступаешь в какую-то игру, в которой практически нет обратной дороги, потому что ты ответствен перед огромным количеством людей.

 

- Как вы относитесь к сериалам?

 

- Как продюсер – очень хорошо.

 

- А как режиссер?

 

- Как режиссер - никак . В свое время Ингмар Бергман снял картину, которая называется «Хроники семейной жизни». Если покопаться в истории этого фильма, то это - сериал. Снимал его Бергман по телевизионному заказу, а потом смонтировал более короткий вариант - для кино, но на самом деле оно длится восемь или десять часов. Так вот я хочу сказать, что все зависит от того, как делать. Можно и сериал сделать очень хорошо.

 

- Разве плохо то, что сейчас пытаются экранизировать классику – совсем недавно по Первому каналу прошел  «Золотой теленок», по телеканалу Россия - «Мастер и Маргарита», ранее - «Идиот»?

 

- Я не смотрел сериал «Золотой теленок»,только читал газету со статьей про Илью Авраменко, которая называется «Мне стыдно, что я автор сценария «Золотого теленка». «Идиота» я видел частично - очень добротный, хорошо сделанный сериал. «Мастер и Маргарита» мне нравится меньше. Если внимательно перечитать  роман,  вся эта история очень чувственная и эротичная. За что Маргариту обожал Мастер и выбрал Воланд? Потому что она – воплощение женственности и страсти, она – ведьма. К сожалению, у Бортко она получилась совершенно бесполая.

 

А  что касается «Идиота», то в свое время я слышал от Андрея Тарковского, что он хотел экранизировать это произведение. И долго не мог сделать этого по одной простой причине –  не было Настасьи Филипповны, а без нее фильм не складывался.

 

- Неужели среди всех актрис того времени он не мог найти никого подходящего?

 

- Не мог! Одно время он считал, что это может сделать Маргарита Терехова, но не свершилось.

 

- Это он Вам лично рассказал?

 

- Он говорил об этом у нас дома моему отцу, а я при этом присутствовал.

 

- Хотелось бы спросить  внука того самого Калатозова, который снял «Летят журавли», кто для Вас является эталоном в мировой режиссуре?

 

- Мне в жизни  сильно повезло в том смысле, что я с самого детства хорошо знал трех великих режиссеров мирового масштаба - это Отар Иоселиани, Сергей Параджанов и Андрей Тарковский. Каждый из них по-своему снимал замечательное кино. К чьим-то фильмам я отношусь неоднозначно, но мне нравится «История Аси Клячкиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрея Кончаловского. Я считаю одним из  великих фильмов «20 дней без войны» Алексея Германа. Я люблю Робера Брессона за то, что он очень просто делает кино - у него камера почти не двигается, но вас захватывает настолько, что вы не можете оторваться от истории, которую вам рассказывают. Я считаю  гениальным фильм «Дерево для башмаков» Эрманно Ольми, который за него получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля. Есть старые и могучие  классики,  такие, как Орсон Уэллс со своим «Гражданином Кейном».

 

- И последнее – есть ли какое-то жизненное правило, которого Вы придерживаетесь?

 

- Жизненное правило должно быть у всякого христианского человека – это десять заповедей. Вряд ли я могу похвастаться, что не нарушил ни одной из них. Но есть вещи, которым меня научили мои родители, и которых я придерживаюсь.

 

- Чему, например?

 

- Не делать гадостей ближнему, уважать других людей, пытаться жить так, чтобы моя свобода заканчивалась там, где начинается свобода других людей. Это не всегда получается, потому что человек склонен трактовать свою свободу шире, чем свободу окружающих. Но нужно пытаться.

Калатозишвили Калатозишвили 6

 

Автор статьи: Раиса Вивчаренко

 

 

Михаил Калатозишвили скончался от инфаркта 12 октября 2009 года.

Калатозишвили Калатозишвили 5

 

Инфаркт случился неожиданно утром. Накануне Калатозишвили был бодр и весел,  встречался с друзьями и коллегами.

 

Похоронен Михаил Калатозишвили на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой деда - кинорежиссёра Михаила Калатозова.

Калатозишвили Могила Калатозишвили

 

Последним его проектом как продюсера стал фильм «А зори здесь тихие». Это новая экранизация повести Бориса Васильева, которая должна выйти на экраны в 2010 году.

 

«Михаил Георгиевич был открытый, замечательного таланта и доброй души человек. В нем сочетались и интеллигентность, и чуткость, и жизнерадостность, и галантность, – говорит Олег Долин. – У него огромная семья, пятеро детей, он все это обожал. Обожал гулять. В Ницце мне все хотелось сходить в музей, а он обожал сидеть в кафе, наслаждаться городом, морем и есть мороженое».

 

Режиссер Сергей Снежкин друживший с Михаилом с первого курса ВГИКа, рассказывал:

 

«Он всегда считал, что кино – это искусство, требующее полной самоотдачи. Он работал, совсем не щадя себя. После съемок «Дикого поля» Миша был страшно вымотанным, но все равно собирался в ближайшее время начать снимать новый фильм…»

Калатозишвили Калатозишвили 3

 

 

При подготовке материала использован текст статьи Екатерины Рогожниковой

 

 

Режиссёр

Калатозишвили Калатозишвили 2

 

1981 — Механик

1985 — Проделки Скапена

1991 — Избранник

2000 — Мистерии

2008 — Дикое поле

 

Сценарист

 

1981 — Механик

1991 — Избранник

2000 — Мистерии

 

Актёр

 

1990 — Убийство на Монастырских прудах

1992 — День рождения Анны

 

Продюсер

 

2005 — SOS: Спасите наши души

2005 — Первый после Бога

2005 — Ловитор

2007 — Ванечка

2008 — Дикое поле

 

Калатозишвили Калатозишвили 1

 

19 мая 1959 года - 12 октября 2009 года




Tags: режиссеры
Subscribe

  • ОКУДЖАВА Булат Шалвович

    Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты…

  • ДОВЛАТОВ Сергей Донатович

    Писатель “Главная моя ошибка – в надежде, что, легализовавшись как писатель, я стану веселым и счастливым. Этого не…

  • ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич

    Народный артист РФ (1996) «У меня ощущение, без кокетства, что я как бы не из тех людей, которые родились артистами. Я не родился, я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment