Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

БОРИСОВ Олег (Альберт) Иванович (часть 2)


Борисов Борисов 1

Лауреат Государственной премии СССР (1978, за театральные работы)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1984, за участие в фильме "Остановился поезд")


Борисов Борисов 10


— Судя по воспоминаниям, например, Высоцкий или же Бортник могли вдрызг разругаться с тем же Любимовым. Что-то похожее было и у Борисова с Товстоноговым?  

 

Юрий: — Нет, здесь все-таки именно творческий спор. Олег Иванович был очень воспитанным человеком. Никаких скандалов. Он вообще не опускался до выяснения отношений.  

 

А.Р.: — Он отовсюду уходил молча. Никто не знал истинной причины.

 

Юрий: — А история с Зархи? Тоже ведь держал все в себе. Папа снимался в его фильме “Двадцать шесть дней из жизни Достоевского”, съездил в одну экспедицию. А когда понял, что вместо серьезной ленты получается опереточный Достоевский, развернулся и ушел с картины. Его вызвал к себе директор “Мосфильма” Сизов, пытался, было, уговорить продолжить работу. Все тщетно: отец даже не стал объяснять причин.  

 

А.Р.: — Да, но, уходя, он уговорил продолжать сниматься свою партнершу Женю Симонову. Сказал ей: “Если тебя накажут, то больно. А я стерплю”. И стерпел. Два года после того случая действовало распоряжение не снимать Борисова на “Мосфильме”. Но... Если Олег что-то решил, переубедить его не мог никто.


— А в каком из своих решений он ошибался, как считаете?

 

А.Р.: — Мне, например, кажется, ему надо было согласиться на роль Хлестакова. Правда, Юр? Он ведь так мечтал ее сыграть. Наверное, надо было потерпеть, смирить гордыню.

Юрий: — Не знаю. Если бы отец играл Хлестакова, он должен был это создавать. А у них с Товстоноговым кардинально расходились мнения в видении этого спектакля. Георгий Александрович хотел, чтобы Хлестакова играл Басилашвили. А теперь ведь известно, какой вышел спектакль — водевильного характера. Папа не мог войти в этот водевильный гротескный рисунок. После одного из прогонов Данилов, который тоже был занят в “Ревизоре”, ему сказал: “Ты на другом языке разговариваешь. Мы тебя не понимаем, и ты нас не понимаешь”. У отца была совершенно другая, основанная на концепции Мережковского трактовка Гоголя. Именно поэтому он не стал подменять Басилашвили. Видел же, что творческого результата не будет. Даже Райкин Аркадий Исаакович звонил Товстоногову, уговаривал его: “Что же вы делаете? Должен играть Борисов”. Но ничего из этого не вышло. Правда, справедливости ради надо сказать, что после того случая Товстоногов постарался исправить ситуацию. Одна за другой у отца пошли хорошие роли, и в БДТ начался период Борисова.

 

— Историю БДТ вообще принято делить на периоды Юрского, Борисова и Басилашвили.

 

Юрий: — Не совсем так. В театре была сложная семейная ситуация — ведь Лебедев Евгений Алексеевич был женат на сестре Товстоногова...

 

— То есть был еще период и Лебедева?

 

Юрий: — Всегда. Кто-то может считать, что были периоды Юрского, Борисова, Басилашвили. На самом деле театр был всегда Товстоногова и Лебедева. И Юрский, и Борисов, и Басилашвили лишь подыгрывали ему. Я не имею в виду конкретно по спектаклю, но репертуар строился на Евгения Алексеевича, на его возможности: “Мещане”, “История лошади”, “Карьера Артура Уи”. Это были замечательные спектакли, но тем не менее.

 

— Когда наступила точка кипения, и Борисов счел невозможным оставаться в БДТ?

 

Юрий: — Там было несколько историй. Папа хотел играть “Смерть Тарелкина”. Композитор Колкер писал эту вещь специально на него...

 

 А.Р.: — Весь сезон спектакль репетировали. Все актеры, кроме двух главных исполнителей. А потом, когда Борисов подал заявление и ушел из БДТ, на его роль назначили Лебедев. И стало понятно, почему Олега не вызывали на репетиции.

 

Юрий: — Ну, это уже мелочи. Еще раз повторяю: папа созрел для движения дальше. Не сбрасывайте со счетов и его болезнь. Отец понимал, что у него, в общем-то, не так много времени. А он еще многое должен был успеть сделать.  

 

— Олег Борисов мечтал о МХАТе. Но, насколько я знаю, с Ефремовым у него тоже не сложились отношения?

 

Юрий: — Потом. И это стало для отца неожиданностью.

 

— А здесь из-за чего разгорелся конфликт?

 

А.Р.: — Видимо, тогда у Ефремова был такой период: Евстигнеева на пенсию отправил, Калягин ушел из театра, Вертинская... В то время, как мне кажется, Ефремова уже интересовали только молодые актеры.

 

Юрий: — Мы не сможем ответить на этот вопрос. Потому что объяснить это тем, что он хотел отправить Смоктуновского на гастроли во Францию, просто смешно. И ради этого надо было затевать весь этот скандал со вторым составом “Дяди Вани”? По меньшей мере, несерьезно. Объясняю. Борисов, Мягков и Вертинская играли первым составом “Дядю Ваню”. Полтора или два года, с огромным успехом. Но когда наметились продолжительные гастроли в Париже, тут же начались закулисные игры. Те роли, которые играли Борисов, Мягков и Вертинская, тихо стали репетировать Смоктуновский, Ефремов и Мирошниченко... Поэтому причину конфликта, я думаю, надо искать в самом Ефремове. Что он хотел делать дальше с театром, нам неизвестно.

 

— Изначально известно что: хотел объединить всех лучших актеров — выпускников Школы-студии МХАТ.

 

Юрий: — Все так. В первые года три папа сыграл и “Серебряную свадьбу” (туда, правда, его ввели из-за болезни Евстигнеева), и “Дядю Ваню”, и “Кроткую”, которую перенесли из Петербурга. То есть был очень занят. И абсолютно счастлив. И фильмов было много, и признания, и премий. Ведь это все началось в Москве. Уж не говоря про венецианский приз...

 

— Кстати, о нем почему-то стали забывать. А ведь Борисов — единственный наш актер, получивший на Венецианском фестивале приз за лучшую мужскую роль.

 

А.Р.: — Ну... Это болгарская картина — вот и не помнят.

 

Юрий: — Начнем с того, что отца просто не пустили на тот фестиваль. Да он и не собирался и, честно говоря, особо ни на что и не рассчитывал. И вдруг по “вражескому” радио сообщают, что Борисов получил главный приз за роль в болгарской картине “Единственный свидетель”.

 

— В то время писали, что картина довольно средненькая...

 

Юрий: — Не средненькая. Она перестроечная: помойки, трущобы... А папа там такой молчаливый герой. Но Гор Видал, председатель жюри, перед награждением сказал: “Так, как он молчит, не молчал еще ни один актер”. А ведь в номинации были еще Де Ниро и Дастин Хоффман.

 

— Как известие восприняли здесь?

 

Юрий: — Сдержанно.

 

А.Р.: — Вот такусенькая заметочка: “Посмотрим еще, что это за фильм”. А чего еще можно было ожидать? Ведь говорили: “У Борисова звездная болезнь”.

Борисов Борисов 22

 

— Кто говорил?

 

А.Р.: — Только два человека. Когда у Ефремова спросили, почему ушел Борисов, он сказал: “Звездная болезнь”. Какая может быть болезнь, когда человек не выходил из процесса: заканчивалась одна картина — начиналась другая?

 

Юрий: — Да какие там картины? Он же от всех предложений отказался, когда начал репетировать “Дядю Ваню”. Два года отец терпел эту, в общем-то, профнепригодную режиссуру. Говорил: “Больше не могу”, — но сам себя сдерживал. Потому что день за днем все одно и то же, одно и то же. Спектакль не двигался, не улучшался. А он терпел. Потому что слово дал Ефремову... Когда человек из хороших побуждений что-то делает, его потом предают. Это закон. Отец получил сполна за свою преданность.

 

А.Р.: — Ну если бы Ефремов ему сказал: мы будем играть в Париже “Дядю Ваню” со Смоктуновским, хочешь — поедешь, не хочешь... Ну, я не знаю: по-человечески. Но из этого же тайну великую сделали. Олег тогда случайно пришел в театр, видит: на стене висит: “Смоктуновский, Ефремов — кабинет”. Его спрашивают: “Олег Иванович, вы что, на репетицию пришли?” Он изумился: “Какую репетицию?” — “Ну, как же, “Дядю Ваню” репетируют”. Вот на такие вещи он реагировал очень болезненно. Олег требовал к себе уважения. А говорят: звездная болезнь. От “Павла” Ефремов сам отказался. Сказал: плохая пьеса. А в это время Хейфец получил Театр Советской Армии и предложил Павла. “Конечно, — говорит, — я буду играть”. И ушел.

 

— Это была какая-то человеческая несовместимость?

 

Юрий: — Я думаю, просто уровень разный. Ну что еще можно сказать, если на прогоне “Кроткой” Ефремов просто спал. А когда проснулся, сказал: “Процесса нет”. Современные пьесы — да, это был конек Ефремова.

 

А.Р.: — Когда МХАТ разделился надвое, Олег поначалу занял позицию Ефремова. А потом очень об этом пожалел. Когда увидел масштаб этой трагедии, переломанные актерские судьбы, сказал: “Я-то переживу. А как эти люди, которых он растоптал?”

 

— Вы сказали, что два человека обвиняли Борисова в звездной болезни. Кто второй?

 

А.Р.: — Кирилл Юрьевич сказал как-то в одной передаче.

 

— Лавров? Но это уже БДТ.

 

А.Р.: — Он повторил слова Ефремова.

 

Юрий: — Знаете, в Питере осталось какое-то болезненное восприятие ухода отца из театра. Уж очень они там ранимы. И все считают себя истинными патриотами БДТ. То есть уйти оттуда — для них самое настоящее предательство. Как, знаете, дают тебе некое масонское удостоверение — и на всю жизнь. Выйти оттуда карается смертной казнью.

 

 А.Р.: — Они потом и не вспоминали, что Борисов служил в их театре.

 

Юрий: — И во МХАТе не вспоминали. Фотографию отца, которая висела в фойе, сорвали. И только Табаков вернул ее на прежнее место.

 

— Почему же коллеги его так не любили?

 

Юрий: — А кто вам сказал, что его не любили? Кто-то, может, и не любил. Но я вам так скажу: когда отец ушел из картины “Двадцать шесть дней из жизни Достоевского”, 17 человек отказались играть после Борисова. А предлагали не абы кому. Согласился в итоге Толя Солоницын. Да и то по крайне сложным семейным обстоятельствам. Более того, и он звонил папе в Питер, спрашивал благословения.

 

— Это говорит о том, что его уважали. Или боялись. Но не о том, что любили.

 

Юрий: — Вы хорошо знаете артистов? Вы когда-нибудь встречали любовь и дружбу между ними? Я такого не встречал.

 

— Если не ошибаюсь, Олег Иванович страдал лейкемией?

 

А.Р.: — Не лейкемия. Ее разновидность — лимфолейкоз. Заболевание крови. Хроническое заболевание, вялотекущее.

 

Юрий: — Да, и с этой страшной болезнью отец прожил 16 лет.

 

— Это заболевание связано с постоянными переливаниями крови?

 

А.Р.: — Нет, только в начале болезни ему делали переливание крови. Потом перевели на преднизолон, очень много кололи. Это лекарство гормональное, от него стало деформироваться лицо. А лицо для актера — это же главное.

 

Юрий: — У папы сильно увеличился объем шеи.

 

А.Р.: — Потом уже ему прописали другое лекарство, тоже гормональное, но его нужно было колоть раз в 10 дней. Самым страшным для Олега были простуды. Организм ослабленный, иммунитета нет.

 

— Олег Иванович многое не смог, не успел из-за болезни?

 

А.Р.: — Нет, на театр его болезнь не распространялась. Чтобы из-за Олега отменяли спектакли, такого практически не было. Никто на самом деле и не знал, чем и как он болен. И насколько это все серьезно.

 

Юрий: — Первым о болезни узнал Абдрашитов, у которого отец снимался в фильме “Остановился поезд”. Режиссер обратил внимание, что по определенным числам месяца отец уезжает со съемок в Ленинград. Начал расспрашивать, и папа ему открылся. А так никто не знал.

 

А.Р.: — Даже дома он никогда не говорил на эту тему. Все с улыбкой. Я как узнала? Никогда этого не забуду: выходит от врача, садимся в машину, и он лишь усмехается: “Хм, у меня рачок”.

 

Юрий: — Ну, это все самозащита, актерские штучки. Я понимал, что папе очень трудно, но, тем не менее, он находил в себе силы каждый день вставать, ехать на съемки, в театр. Помню, когда отец репетировал в моем спектакле “Пиковая дама” (сын Борисова стал режиссером — Авт.), он вдруг простудился. А так как иммунитет ослабленный, герпес у него высыпал по всему лицу. Посмотрел на него: “Так, папа, мы остаемся дома, я отменяю репетицию”. Он удивился: “Зачем?” И в таком виде поехал на репетицию — ничего не стеснялся. Очень мужественный человек.

 

— 28 апреля 1994 года Олега Ивановича не стало. Когда поняли, что все, конец?

 

Юрий: — Буквально за три дня до смерти. Он просто не давал повода. У папы было таких стрессов — чтобы на грани жизни и смерти — три или четыре. В Израиле, Болгарии, в Краснодаре... Страшные срывы — просто на грани. И каждый раз он выходил из этого. И приучил нас...

 

— Вы не сомневались, что отец выкарабкается и в этот раз?

 

Юрий: — Да. Только за три-четыре дня до смерти мы поняли, что это все. Хотя сейчас я понимаю, что весь последний год он медленно угасал. Отец тогда очень сильно похудел...

Борисов Борисов 6

 

— Для человека, одержимого профессией, немощность — страшное наказание?

 

А.Р.: — Нет, он был очень крепким и сильным человеком. Духом, волей.

 

Юрий: — Он все сыграл. Все, что мог. Большие артисты много и не играют...


Леонид Филатов снял об Олеге Борисове передачу из цикла "Чтобы помнили".




 

 

Использованные материалы:

 

Интервью «Игра с кровью», «Московский Комсомолец» от 05.11.2004, автор Д.Мельман

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.oleg-borisov.narod.ru

Материалы сайта www.ic.omskreg.ru

 

 

Снимался в фильмах:


Борисов Борисов 2

Главный проспект
Когда поют соловьи
Мать (1955)
Дети солнца (1956)
Город зажигает огни (1958)
Простая вещь
Олекса Довбуш (1959)
Черноморочка (1959)
Наследники (1960)
Балтийское небо (1960-1961)
За двумя зайцами (1961)
Большая дорога (1962)
Стежки-дорожки (1963)
Дайте жалобную книгу (1964)
Рабочий поселок (1965)
Нос (1965)
На диком бреге (1966)
Мятежная застава (1967)
Виринея (1968)
Живой труп (1968)
На войне, как на войне (1968)
Кража (1970)
Проверка на дорогах ("Операция "С Новым годом") (1971-1985)
Принц и нищий (1972)
Крах инженера Гарина (1973)
Гамлет Щигровского уезда (1975)
Дневник директора школы (1975)
Рассказ о простой вещи (1975)

Вторая попытка Виктора Крохина (1977)
Женитьба (1977)
Последняя охота (1979)
Сегодня и завтра (1979)
Рафферти (1980)
Две строчки мелким шрифтом (1981)
Други игрищ и забав (1981)
История одной любви (1981)
Кража (1982)
Остановился поезд (1982)
Остров сокровищ (1982)
Россия молодая (1982)
Подросток (1983)
Рецепт ее молодости (1983)
Макар-следопыт (1984)
Парад планет (1984)
Контракт века (1985)
Перед самим собой (1985)
По главной улице с оркестром (1986)
Прорыв (1986)
Садовник (1987)
Отцы (1988)
Слуга (1988)
Искушение Б. (1990)
Гроза над Русью (1992)
Луна-парк (1992)
Мне скучно, бес (1993)

Поставил фильм:

Стежки-дорожки (1963)

 

 
Борисов Борисов 12


8 ноября 1929 года – 27 апреля 1994 года

Tags: актеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments