Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

ГЛАЗЫРИН Алексей Александрович


Глазырин Алексей Глазырин 1

Заслуженный артист РСФСР (1957)

Глазырин Алексей Глазырин 2



Алексей Глазырин родился 1 августа 1922 года в Удмуртии, в городе Глазов.

 

 

В 1944 году он окончил Государственный институт театрального искусства.

 

В 1954-1955 года Алексей Глазырин играл на сцене Таганрогского театра имени А.П.Чехова, в 1954-1961 годах работал в Новосибирском театре "Красный факел".

 

В 1961 году был принят в труппу Московского театра имени К.С.Станиславского.

Глазырин Алексей Война и мир

 

Лучшей ролью Алексея Глазырина по праву считается Харламов в картине режиссера Андрея Смирнова "Белорусский вокзал", вышедшей на экраны в 1971 году.

Глазырин Алексей Белорусский вокзал

 

Алексей Глазырин ушел из жизни неожиданно 13 апреля 1971 года, через две недели после премьеры фильма "Белорусский вокзал". Актер потянулся дома к телефону и  схватился за сердце. Приехавшие по вызову врачи констатировали смерть от инфаркта.

Глазырин Алексей Белорусский вокзал 3

Глазырин Алексей Белорусский вокзал 1

Глазырин Алексей Белорусский вокзал 2

 

Актер похоронен на Введенском (Немецком) кладбище.

Глазырин Алексей Могила Глазырина


Леонид Филатов подготовил об Алексее Глазырине передачу из цикла "Чтобы помнили":



 

 

Записки современников…

 

«Встреча с Лениным»

Глазырин Алексей Оптимистическая трагедия

 

С Глазыриным мне довелось познакомиться еще в конце 50-х гг., значительно раньше выхода на экран означенных фильмов. В ту пору он служил в труппе новосибирского драматического театра «Красный факел» и уже был на хорошем счету. Ему даже доверяли играть роли В. И. Ленина в спектаклях про революцию, что служило в те годы признаком высокого доверия со стороны руководства театра и городской партийной организации. А я в тот период времени обретался на втором курсе Новосибирского педагогического института, был наивным романтиком, увлеченным театром и художественной самодеятельностью больше, чем учебой.

 

Приближалось празднование очередного юбилея Великой Октябрьской Социалистической революции, той самой, которая позже, при подведении итогов века, оказалась не великой, не октябрьской, не социалистической и даже не революцией. Однако тогда это считалось великим событием, которое предполагалось отметить по достоинству, а не только водкой по 3 рубля 12 коп. и «Агдамом» по 1 руб. 87 коп.

 

В Новосибирском пединституте был объявлен конкурс на лучший сценарий проведения праздничного мероприятия. Партийные боссы требовали сделать праздник оригинальным и запоминающимся; обещали не жалеть кумача на лозунги, денег на концертные номера, автоматических зачетов по «Истории КПСС» для наиболее отличившихся организаторов и репрессии им же, если мероприятие пройдет неудачно.

 

После долгих обсуждений решено было реализовать пришедшую мне в голову идею — изобразить на сцене в лицах какую-нибудь известную картину на революционную тему: например, «Выступление Ленина с броневика на Финляндском вокзале» или «Речь Ленина на III съезде комсомола». Участники действа должны были пребывать на сцене в позах и взаиморасположении, точно соответствующих сюжету живописного полотна. По команде «замри» все должны были застыть неподвижно: кто с горящим взором, кто с открытым ртом, кто с поднятой рукой, винтовкой или шапкой. Через 3—4 минуты по команде «отомри» Ленин должен был взмахнуть кепкой и произнести речь, точно по тексту апрельских тезисов или выступления на съезде комсомола. Слушателям: солдатам, матросам, красногвардейцам, комсомольцам полагалось бурными возгласами и движениями демонстрировать свою преданность линии партии и лично вождю мирового пролетариата.

 

— Только не материться, — на всякий случай предупредил парторг.

 

— Таких будем исключать сначала из Красной гвардии, потом из комсомола и института, — отреагировал мой декан.

 

— А где возьмем броневик? Их давно сняли с вооружения, — забеспокоился зам. по АХЧ, полковник в отставке.

 

— Броневик можно вырезать из картона, а за ним поставить лестницу и козлы с настилом, — пытался я спасти идею.

 

— Вы что, обалдели? — вмешался парторг. — Еще не хватало, чтобы вождь мировой революции сверзился с броневика на глазах всего честного народа. И думать не смейте. Все упадем.

 

— Тогда участвуем в III Съезде комсомола, — констатировал председатель профкома, — там падать некуда.

 

Работа над проектом закипела. От желающих участвовать в массовке не было отбоя. Не каждый ведь день удается поприсутствовать на съезде комсомола, запросто пообщаться с вождем мирового пролетариата и на халяву получить зачет по истории партии. Зато с Ильичом возникли проблемы. Желающих побыть лидером революции оказалось немало, но уж больно критически к нему была настроена отборочная комиссия: то слишком молод, то успеваемость хромает, то картавит чересчур, то лысина маловата. Перепробовали и студентов, и преподавателей, но решили наконец обратиться к профессионалам. Меня направили в «Красный факел» вести переговоры с актером, игравшим роль Ленина в соответствующих спектаклях. Этим актером и оказался Глазырин.

 

Чтобы взять быка за рога, я дождался нужного спектакля и после его окончания проник за кулисы в гримерку Глазырина. Усталый актер с целью успешного выхода из образа принял стакан водки, не снимая грима, и пребывал в пограничном состоянии бога, свершившего великое и снизошедшего до неотложных нужд пролетариата. Впустив меня в каморку, он грубовато, в типично глазыринской манере спросил: «Чего надо?»

 

Смущаясь от близкого соседства с великим человеком, я изложил свою идею и от имени руководства Педагогического института пригласил Глазырина на III съезд комсомола.

 

— Сколько? — в лоб спросил Глазырин.

 

— Речь должна длиться 10 минут, а Съезд — Третий.

 

— Сколько денег заплатите? — конкретизировал актер.

 

— В каком смысле? — растерялся я, зная из истории КПСС, что уж кто-кто, а вожди мирового пролетариата произносят речи бесплатно.

 

— В прямом! Ты что же думаешь — революции даром делают?

 

Некоторое время я растерянно смотрел в добрые с прищуром ленинские глаза, потом опустил взор на его бедненький галстук в горошек и спросил:

 

— А сколько обычно берут вожди революции за выступление на съезде комсомола?

 

Глазырин назвал очень высокую по меркам полунищего студента цифру.

 

— Так дорого? — изумился я.

 

— Так это ж тебе не Калинина играть, а гения человечества, — обиделся Глазырин.

 

— Хорошо, я обсужу это с руководством и, думаю, решим положительно, — солидно констатировал я.

 

— И учти, что вожди пролетариата обычно берут деньги вперед, — резюмировал Глазырин.

 

— Уж конечно, — покорно согласился я.

 

— Тогда садись, — пригласил Глазырин, налил мне полстакана водки, себе стакан и далее мы обсудили художественные детали предстоящего спектакля. Под конец, уже опьянев и осмелев, я заявил:

 

— Но уж на III съезде комсомола Ленин обязан быть трезвым.

 

— Где ты видел, чтобы революцию делали трезвыми, — добродушно проурчал Глазырин. — Не волнуйся, я — профессионал. III съезд комсомола состоится вовремя и пройдет на высоком уровне.

 

Я оставил Глазырину текст его речи, напомнив, что отклоняться от него ни в коем случае нельзя.

 

— Я профессионал, — еще раз подтвердил Глазырин и мы расстались.

 

В назначенный день я позвонил актеру, послал за ним ректорское авто и нетерпеливо топтался на крыльце пединститута в ожидании главного действующего лица праздника. Глазырин приехал тик в тик вовремя, в гриме, но вдрызг пьяным. На мои тревожные взгляды он реагировал прагматично: давай деньги, куда идти, где стоять, в какой стороне зрители?

 

Когда все участники спектакля были расставлены по местам, Глазырин прочно, как статуя командора, замер в центре толпы, потом вскинул руку с кепкой вверх и пламенно произнес речь: фраза к фразе, слово в слово, буква с буквой по назначенному тексту, но... до того, как подняли занавес.

 

— Снова, снова! — зашипел я из-за кулис, когда занавес, наконец, убрали.

 

— Двойной тариф, — четко отреагировал Глазырин и послушно повторил выступление. Через три минуты по команде «отомри» участники съезда всколыхнулись, закричали, зааплодировали любимому вождю и в экстазе требовали повторить речь в третий раз. Тот отреагировал положительно и сделал несколько неверных шагов к краю сцены. Предчувствуя, что очередной шаг будет роковым для мировой революции, я включил мозги в режим форсажа и нашел решение.

 

— Качать Ильича! — заорал я благим матом и, бросившись к вождю, намертво вцепился в лацканы его пиджачка, рискуя испортить реквизит. Догадливые участники съезда кинулись мне помогать. Минуть пять вождь летал над сценой вверх-вниз, пока не выговорил внятно:

 

— Хватит, а то вырвет.

 

Съезд закончился в ускоренном режиме, вождя благополучно уволокли со сцены, запихали в автомобиль и отправили домой. Съезд, как и предсказывал Глазырин, удался на славу: зал ревел от восторга; начальство было счастливо; зачеты по истории КПСС сданы вовремя.

 

С тех пор я видел Глазырина несколько раз в спектаклях «Красного факела», в кинофильмах... Везде он был хорош, но лучшей его ролью по-прежнему считаю «Речь Ленина на III съезде комсомола».

Глазырин Алексей Вий

 

Автор: В. Мордкович

 

Фильмография

 

1957 — В погоне за славой

1963 — Живые и мёртвые — Малинин

1963 — Оптимистическая трагедия — Ведущий

1965 — Знойный июль — Столетов

1966 — На диком бреге

1967 — Вий — Сотник

1967 — Короткие встречи — Семён Семёнович

1967 — Обвиняются в убийстве

1967 — Седьмой спутник

1967 — Война и мир. Фильм 3: 1812 год — эпизодическая роль

1968 — Щит и меч — майор Штейнглиц

1968 — Карантин — Баландин

1968 — Мужской разговор

1969 — Только три ночи

1970 — Белорусский вокзал — Виктор Сергеевич Харламов

1970 — Освобождение

1970 — Севастополь

1971 — Молодые — отец Жени

 
Глазырин Алексей Ярость

 

1 августа 1922 года - 13 апреля 1971 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…