Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

Деннис Ли ХОППЕР


Деннис Хоппер Хоппер 16

Американский киноактёр, режиссёр, сценарист, продюсер.

Деннис Хоппер Хоппер 21
 

1969 — лучший дебют — "Беспечный ездок" (МКФ в Каннах).
1970 — Специальный приз (режиссура+сценарий+актерская игра) — "Беспечный ездок" (National Society of Film Critics Awards, USA).
1971 — лучший иностранный фильм — "Беспечный ездок" (Kinema Junpo Awards).
1971  — Гран-при Венецианского кинофестиваля, Last movie.

1987 — лучший актер второго плана — "Синий бархат" (Boston Society of Film Critics Awards, National Society of Film Critics Awards, USA, Los Angeles Film Critics Association Awards), лучший актер — "Синий бархат" (МКФ в Монреале).
1994 — Приз им. Джона М.Тидтке (КФ во Флориде), лучший отрицательный герой — "Скорость" (MTV Movie Awards).
1996 — худший актер второго плана — "Водный мир" ("Золотая малина").
1998 — приз "Crystal Iris" (МКФ в Брюсселе), приз за карьерные достижения (Empire Awards, UK), приз за лучшего антагониста гл.героя — "Амнезия" (New York International Independent Film & Video Festival).
1999 — Maverick Award (Taos Talking Picture Festival).
2001 — Приз "Лучшая ролевая модель" (Young Hollywood Awards).
2002 — приз за карьерные достижения (МКФ в Сан-Себастьяне).
2003 — Marquee Award (CineVegas International Film Festival), приз за карьерные достижения (КФ в Санта-Монике).
2004 — приз за карьерные достижения (Method Fest)

Деннис Хоппер Хоппер 15

 

 

Деннис Хоппер родился 17 мая 1936 года в городе Додж-Сити, штат Канзас, США.

 

 

Об актерской профессии он мечтал с юности, с 12 лет начал заниматься живописью, а несколько позднее — играть на сцене. Закончив актерскую студию Ли Страсберга в Нью-Йорке, дебютировал на телевидении в сериале «Медик», а 1954 году дебютировал на большом экране, в вестерне-нуаре «Джонни-гитара», после чего продолжил сниматься в большом количестве  кино- и телепроектов.

Деннис Хоппер Хоппер 11

 

Деннис Хоппер много лет считался одним из главных бунтарей Голливуда. Он был известен тем, что всегда ходил с ножом и револьвером, не скрывал, что любит выпить и принимает наркотики. В годы «расцвета» его дневной нормой были полгаллона (около 2 литров) рома, 28 банок пива и 3 грамма кокаина. Вместо того, чтобы следовать примеру героя-отца, вернувшегося с войны, юный Дэннис пристрастился нюхать бензин и развлекался, разбивая стекла машин бейсбольной битой. «Меня зовут Дэннис Хоппер, – говорил он, подходя на улицах к незнакомым девушкам. – Хотите со мной переспать?» Свою тогдашнюю жизненную философию Дэннис Хоппер описывал следующим образом: «Я всегда считал, что главное – ходить по лезвию бритвы, потому что только так можно узнать, что такое настоящая жизнь».

Деннис Хоппер Хоппер 6

 

С Фабрикой грез, ее нравами и привычками 18-летнего Хоппера познакомила известная актриса Натали Вуд, с которой он снялся в фильме «Бунтарь без идеала». Первой женой Хоппера стал Брук Хейворд, дочь известного бродвейского продюсера, с которой он познакомился в 1961 году в Нью-Йорке. Большую часть времени Деннис проводил в ночных клубах. Брук, мать первого ребенка Хоппера, долго терпела его выходки, но в 1969 году все же развелась.

 

Хоппер весьма быстро приобрел широкую известность, благодаря ролям в «бунтарском» молодежном кино. Популярным его сделали фильмы  «Бунтарь без идеала» (1955) и «Гигант» (1956), главные роли в которых сыграл кумир американской молодежи того времени Джеймс Дин. Хоппер и Дин стали близкими друзьями, но в 1955 году Дин трагически погиб в автокатастрофе.

 

В надежде получить роли, далекие от стереотипных «трудных подростков», Хоппер начал учиться в актёрской студии. Продолжив сниматься, в основном в вестернах и приключенческих лентах таких, как: «Сыновья Кэти Элдер» (1965), «Кровавая королева» (1966), «Люк-Холодная Рука» (1967), Хоппер планирует постановку собственного фильма, созвучного идеям молодежного бунта и контркультуры.

Деннис Хоппер Хоппер 4

 

В 1969 году ему в полной мере удается осуществить свой замысел,  вместе с друзьями, актером Питером Фонда и сценаристом Терри Саузерном. Хоппер написал сюжет для собственного «альтернативного» фильма. Вместе им удалось привлечь для реализации проекта 400 тысяч долларов, и Хоппер стал режиссером фильма, получившего название «Беспечный ездок».

 

 Малобюджетная картина, главные роли в которой исполнили он сам, Фонда и примкнувший к ним молодой Джек Николсон, произвела эффект разорвавшейся бомбы, став культовым кинополотном эпохи хиппи. «Беспечный ездок» был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и там же получил премию «Лучший дебют», Хоппер был номинирован на «Оскар» за сценарий, а Николсон – за роль второго плана.

 
Деннис Хоппер Хоппер 7

Однако успех Хоппера совпал с началом долгого личного и профессионального кризиса. Следующая его режиссерская работа под названием «Последний фильм» (1971) полностью провалилась.

 

В семидесятые годы Хоппер впал в серьёзную алкогольную и наркотическую зависимость. За ним закрепилась репутация психически неустойчивого актёра. Его роли в этот период совсем немногочисленны: он снимается у Вима Вендерса в «Американском друге» (1977) и у Фрэнсиса Форда Копполы в «Апокалипсисе сегодня» (1979).

 

Повторно Деннис Хоппер женился на актрисе Мишель Филипс. Однако, сделал он это в таком состоянии, что утром после свадьбы он долго не мог узнать жену. Второй брак продлился лишь неделю. Мишель потом говорила, что развелась из-за его неестественных сексуальных наклонностей.

Деннис Хоппер Хоппер 2

 

Однажды Хоппер попал в мексиканскую тюрьму. Полиция нашла его голым в джунглях. В другой раз он попытался во время полета выбраться на крыло самолета. Неудивительно, что при таком образе жизни его браки еще с двумя актрисами – Дэрией Хелприн и Кэтрин Ланаса – тоже закончились разводами.

Деннис Хоппер Хоппер 22

 

Загулы и неуравновешенное поведение Хоппера сильно подорвали его репутацию, а после конфликта с боссом студии MGM Луисом Майером актера фактически выгнали из Голливуда на восемь лет. Он изредка снимался в Европе у режиссеров «новой волны» и лишь в 1979 году вновь появился в американской картине – военной драме «Апокалипсис сегодня» Френсиса Форда Копполы, где исполнил роль фоторепортера. Вскоре ему вновь доверили снимать кино в качестве режиссера, и фильм «Как гром среди ясного неба» (1980) вновь был представлен на Каннском кинофестивале.

Деннис Хоппер Хоппер 18

 

1980-е годы стали для Денниса Хоппера временем возрождения. Он прошел курс реабилитации от наркозависимости и вернулся к активной работе. В это период на его счету роли в таких известных лентах как «Бойцовая рыбка» (1983) Френсиса Форда Копполы, «Синий бархат» (1986) Дэвида Линча и режиссерская работа в классической полицейской драме «Цвета» (1988). В то же время он снимался и в фильма ужасов, таких как «Техасская резня бензопилой 2» (1986), который, впрочем, потом признал своей худшей работой. 

 

В 1990-е Хоппер становится востребованным актером коммерческого кино. Среди наиболее ярких его работ – боевик «Скорость» (1994), фантастический  «Водный мир» (1995), приключенческая комедия «Космические дальнобойщики» (1996).

 

В 1996 году Хоппер женился в последний раз и вплоть до последнего времени работал практически беспрерывно, снимаясь нередко в шести-семи лентах в год.

Деннис Хоппер Хоппер 14

 

В последнее время Хоппер значительное время отдавал своим хобби: он писал картины и собирал произведения современного искусства.

Его голос можно услышать на треке «Fire Coming Out of the Monkey’s Head» группы Gorillaz. В 2006 году семядисятилетний актёр снялся в клипе «Smiley Faces» танцевального проекта «Gnarls Barkley».

Деннис Хоппер Хоппер 12

 

В сентябре 2009 года у него был обнаружен рак предстательной железы в тяжелой стадии. Деннис Хоппер объявил о том, что безнадежно болен и вскоре умрет, но смог закончить работу над 546-страничным сборником своих фотографий, которые снимал еще с 50-х. Так же Хоппер, испытывая сильные боли, закончил съёмки в сериале «Cтолкновение», так как этот фильм был знаковым в жизни артиста.

Деннис Хоппер Хоппер 9

 

Последней киноработой Хоппера стала роль в комедии с символичным названием «Последний кинофестиваль».

 

Уже весной 2009 года Деннис Хоппер весил всего 45 килограмм, передвигался с большим трудом и не был способен поддерживать долгие беседы. А последние месяцы жизни актера были омрачены болезненным разводом с женой. Он потребовал, чтобы супруга покинула его лос-анджелесскую виллу на берегу Тихого океана.

Деннис Хоппер Хоппер 17

 

26 марта 2010 года Хоппер получил звезду на Голливудской «Аллее славы».

Деннис Хоппер Хоппер 19

 

Деннис Хоппер умер дома 29 мая 2010 года в калифорнийском городе Венеция в окружении друзей и близких.

 

 

ИНТЕРВЬЮ С АКТЕРОМ

Деннис Хоппер Хоппер 13

 

- Какой самый дорогой экспонат вашей арт-коллекции, Деннис?


- Видимо, оригинал Жан-Мишеля Баскиа, который стоит сейчас около 10 миллионов.

- Ну что ж, голодная смерть вам точно не грозит.


- Не знаю! Я не продал еще ни одной картины из своей коллекции – поэтому мне и приходится сниматься в пяти фильмах в год! Я не для того собирал свою коллекцию, чтобы распродавать ее по частям. Я, кстати, хорошо знал Баскиа и даже снимался в фильме про него – в роли помпезного арт-дилера. Спародировал, понимаете ли, свою любовь к современному искусству. Так, что у меня еще из недешевого. Ну, например, последний found object, подписанный Марселем Дюшаном. В 1918 году Дюшан нарисовал картину «Tu’m», на которой указующий перст тычет в трафаретную картинку. А в 1963-м в Калифорнии была его первая выставка-ретроспектива, и он приехал открывать ее лично. Потом мы отправились на вечеринку в его честь, которая проходила в «Отеле Грин» в Пасадине. Подъехав к отелю, я увидел картонную табличку, на которой была нарисована точная копия указующего перста с картины Дюшана с подписью «Hotel Green Entrance»! Я попытался снять табличку со стены, но не смог – она была намертво присобачена к стене. Но когда дело касается искусства, меня не так-то просто остановить! В итоге я послал свою жену домой за кусачками, отодрал этот хренов знак и торжественно вручил *Дюшану. И он подписал его «Marcel Duchamp, Pasadena, 1963». Честно говоря, я никогда его не оценивал у специалистов, потому что не собирался продавать, но, я полагаю, весь годовой продовольственный бюджет небольшой африканской страны в этой корявой росписи уместится запросто.

 

- А вы знакомы с творчеством Бэнкси? Недавно один из его трафаретов ушел с молотка за полмиллиона фунтов. Он был нарисован на стене дома, поэтому дом пришлось продавать как приложение к картине!


- Бэнкси – молодец. Он ревностно оберегает свою анонимность, но, естественно, я знаю его лично! Я же Деннис Хоппер, для меня нет тайн! (Смеется.) Мало того, он был у меня дома в Лос-Анджелесе, гулял по комнатам и меланхолично прицеплял везде маленькие репродукции своих картин. Спокойный такой, тихий парень, типичный сумасшедший (громко смеется)!

 

- Ну, вас-то тихим и спокойным не назовешь – даже свою страсть к модерн-арту вы превратили в байкерское шоу.


- Самое смешное, что, несмотря на мой имидж «беспечного ездока», я никогда не увлекался мотоциклами. У меня есть несколько штук, но я на них почти не езжу. Мотоциклы для меня всегда были частью работы! И вот однажды я подумал, что это неправильно, и стал почетным вице-президентом своего собственного эксклюзивного байкерского клуба. Нас там всего пять человек. Обычно я приурочиваю наши поездки к открытию моей очередной выставки, и мы отправляемся в путь. Катаемся три-четыре дня. Недавно проехались по Калифорнии – по виноградникам, мимо гигантских секвой, в Долину Смерти и потом в Вегас.

Деннис Хоппер Хоппер 3


- Ну и как вам путешествие из Петербурга в Москву?


- Ну что тебе сказать... Мягко говоря, въезд в Москву – не самое приятное впечатление моей жизни! У нас была особенно* долгая смена караула – нас с большими проволочками передавали из рук путевого конвоя в руки столичной милиции. Но это все полная ерунда по сравнению с природой *и архитектурой российской глубинки. Мы ехали из Питера через Новгород мимо бесконечных миниатюрных церквушек. Церковь Покрова на Нерли – это вообще что-то невероятное, настоящий эстетический шок. Одинокий белый бутон из XII века, расцветший в поле! Ну и, конечно, Новгородский кремль. Вообще, мы посетили много шикар*ных мест – были в каком-то абсолютно отрезанном от мира монастыре на острове, где жи*вут всего тридцать монахов-отшельников. Потом у нас было барбекю прямо посреди другого озера на острове, принадлежащем губернатору этого штата...


- Ого, а что за губернатор и где находится этот заколдованный остров?


- Не скажу, а то за мной начнет охотиться КГБ! А я не выдержу пыток, я уже старенький!  Если говорить о России начистоту, то все серьезные голливудские актеры послевоенного поколения – на самом деле русские актеры. Моим любимых учебником была книга Рышарда Болеславского «Шесть первых уроков актерского мастерства» – Болеславский в свое время порвал со Станиславским и основал свою группу учеников. Так вот, книга написана как диалог между Учителем и Тварью. Тварь – это молодая женщина, которая хочет стать актрисой. Она спрашивает Учителя: «Как мне стать хорошей актрисой » На что Учитель отвечает: «Ты познала искусство своего времени во всей его полноте Не замшелое искусство прошлого, а все, что происходит сейчас » Она отвечает: «Нет». А он: «Как смеешь ты, невежа, приходить ко мне и требовать что-то. Иди и изучай искусство своей эпохи». Такой подход мне ближе всего.

 

- Теперь понятно, почему вы с легкостью совмещаете все свои разнообразные карьеры.


- Мне вообще повезло – я всю жизнь околачивался поблизости от высокой культуры (смеется). В 18 лет я подписал контракт с Уорнерами, но когда у меня не было актерской работы, я занимался живописью и фотографией, ходил по галереям и музеям. Я прожил очень интересную жизнь в искусстве – для пацана с фермы в Канзасе! Актерство, живопись, поэзия, бренчание на гитаре – все это является для меня в равной степени искусством. Но не ремеслом – и поэтому я никогда не замечал преград при пересечении границ между ними. Я подумал: не будет ролей – буду рисовать, не получится продавать картины – буду писать стихи, и так до бесконечности.

 

- Это ведь был Джеймс Дин, который сказал вам: «Пробуй себя во всем, иди и фотографируй» и т. д.


- Не совсем. Дин первым понял, что я хочу быть режиссером. Он сказал: не обрезай свои фотографии для лучшей композиции – ты не сможешь так же поступать с кинопленкой, когда начнешь снимать кино! А я тогда и не думал о том, что когда-нибудь буду снимать
кино. Поэтому все мои фото широкоформатные, я никогда их не обрезаю.


- А вы не жалеете, что благодаря своей непокорной разносторонности так и не вписались в Голливуд?


- С молодости меня считали трудным актером, я фигурировал в черных списках всех больших студий. После «Беспечного ездока» я снял «Последнее кино», которое Universal отказалась прокатывать. И это стало на время финалом моей актерской и режиссерской карьеры. Я не мог найти работу, уехал в Мехико, где прожил два года, пытаясь собрать деньги и снимать кино, но из этого ничего не получилось. Потом переехал во Францию, опять же на два года, и опять вхолостую. Затем я долго жил в горах Нью-Мексико. Понимаешь, если ты не мозолишь глаза в Голливуде, то и сниматься там не будешь. «С глаз долой – из сердца вон», короче говоря. Кстати, в этом году у меня дела пошли в гору – я снялся в паре пристойных картин. Только что, буквально перед приездом сюда, я снялся в байкерском фильме вместе с Тарантино – называется «Адская поездочка».

Деннис Хоппер Хоппер 5

- Кстати, Тарантино с Родригесом откровенно украли для своего «Грайндхауса» идею с карточками «Сцена отсутствует» как раз из вашего «Последнего кино».


- Я не смотрел «Грайндхаус», но, видимо, это их оммаж мне, старику.


- Десять лет назад ходили слухи, что вы собираетесь снять продолжение «Беспечного ездока».


- Да, меня пытались уговорить снять продолжение, но я в конце концов отказался, и правильно сделал. У меня была идея, у продюсеров была другая идея, но они хотели, чтоб я снял фильм за такие мизерные деньги, что я решил послать их куда подальше. Мол, первый фильм ты снял за копейки, так зачем же мы будем портить тебя деньгами? Уроды.

 

- Вам 71 год, нешуточный возраст. А нам бы очень хотелось увидеть еще хотя бы парочку новых режиссерских работ Денниса Хоппера.


- Да была бы моя воля, я бы каждый год снимал по фильму, а то и по два. Но мне патологически не везет с финансированием. Я снимаюсь в фильмах режиссеров, которым в золотой век Голливуда и даже в 60–70-е годы никто бы не доверил не то что кино снимать – развозить актеров домой. И я думаю: откуда вы их, мать вашу, только берете, из какого круга ада Я всегда точен, работаю по расписанию, никогда не превышаю бюджета. Я всегда думаю о качестве работы, а они – о количестве долларов.

- Просто вы, Деннис, нонконформист по призванию и не ищете простых путей. Например, сейчас, когда каждый голливудский лох бьет себя в грудь и матюгает Буша, вы упрямо позиционируете себя убежденным республиканцем. А ведь когда-то в 60-х заклятый консерватор Джон Уэйн бегал за вами по съемочной площадке с хлыстом и орал: «Где этот гребаный коммуняка Хоппер? Хочу выпороть его как сидорову козу!»


- Потом мы с Уэйном подружились. Теперь про политику. Я голосовал и за Буша-старшего, и за Буша-младшего. Он ведь не сатана, которым его рисует либеральная пресса. Конечно, не каждый президент принялся бы затевать кровавое месиво в Ираке, но это же часть его политического наследства – он просто вступил во владение отцовским бизнесом! Я не политик. Но я думаю, что это реально сложная работа, и когда кто-то становится президентом США, у него перед носом как бы открывается магическая коробочка, и оттуда высыпается куча информации, о которой этот кто-то не имел ни малейшего представления. И тогда он начинает понимать, что этот мир состоит из реальных проблем, и начинает действовать в меру своих умственных способностей. Я знал многих президентов, и эти способности были у всех разные.


- Вы тусовались не только с президентами, но и вообще, кажется, со всеми великими. Кто был самым колоритным персонажем в обычной жизни?


- Из всех, кого я знал, только трое обладали качествами альфа-гориллы. За ними в любую минуту могли пойти на край света и женщины, и мужчины. Это были Брандо, Дин и Дилан. При этом Дин был тогда почти неизвестен – при его жизни вышел только один фильм, который к тому же провалился – «К востоку от рая». «Бунтарь без причины» и «Гигант» вышли уже после его смерти.


- Ну и последнее. Я всегда мечтал спросить у Денниса Хоппера про моего любимого героя Денниса Хоппера – безумца Фрэнка Бута из линчевского «Синего бархата». Насколько он был вашим порождением и насколько – линчевским?


- Врать не буду, я внес свой вклад в эту роль. В сценарии была сцена, где Фрэнк вдыхает гелий, чтобы изменить голос. Когда мы стали обсуждать этот эпизод, я сказал Линчу: пусть это будет не гелий, а амил нитрит – газ, вызывающий эйфорию и временное помутнение рассудка. А так как Дэвид – примерный бойскаут, он и не слыхивал ни про какой нитрит, но с перепугу согласился – видимо, считал меня специалистом в этих делах. Я потом много лет думал, что привнес в фильм нечто важное. И только пару лет назад, пересмотрев его, я подумал: а ведь было бы грандиозно, если бы газ просто изменял голос – Фрэнк стал бы еще более зловещим! Это был бы чистый сюр – без всяких наркотических намеков. Тогда я понял: блин, ведь я испортил фильм! Мораль: не лезь в режиссерский замысел со своими дурацкими предложениями (смеется). Но только это строго между нами, договорились?

Деннис Хоппер Хоппер 10

17 мая 1936 года - 29 мая 2010 года




Tags: актеры
Subscribe

  • жаль, без вас, Быстрицкий...

    Есенин перепутал фамилию, но знакомство с еврейским мальчиком, прибывшим в Москву в поисках работы и славы, видимо, произвело на него впечатление. По…

  • БАШЛАЧЕВ Александр Николаевич

    Поэт и исполнитель "Я знаю, душа начинает заново маяться на земле, как только о её предыдущей жизни все забыли. Души держит…

  • ОКУДЖАВА Булат Шалвович

    Поэт и прозаик, один из основателей жанра авторской песни Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments