Сергей Репьёв (sergey_repiov) wrote in chtoby_pomnili,
Сергей Репьёв
sergey_repiov
chtoby_pomnili

Categories:

Валентин РОЗАНЦЕВ (1939-2010)



6.08.1939 – 25.06.2010

Карикатурист.

Родился в 1939 году на Волге. Работал художником в редакциях газет «Московский Комсомолец», «Труд», «Социалистическая Индустрия», «Известия», главным художником журналов «Советский Союз» и «Миша». \Был главным художником нового Московского театра «TEART» (театр на бумаге). Организовал Центра Юмора в Москве (конец 80-х годов прошлого века). Провел ряд конкурсов и выставок карикатуры в г. Москве. Учредитель и редактор Юмористической газеты «Утюг» (1989 – 1993гг.)

Участник многочисленных международных конкурсов карикатуры и лауреат 33-х из них. Наиболее значимые призы получены в Болгарии, Бельгии, Греции, Италии, Канаде, Турции, Югославии, Японии.

Лауреат премии «Золотой теленок».
Член Союза журналистов СССР.


Игорь Варченко Памяти мастера! "

Ночь была душной! Я катался по постели, зажимая ногами валик от дивана - это как-то помогало справится с бессонницей. Почему-то вскочил в 5-15. Душа и тело не сходились в одной точке Вселенной. Что бы это значило! Утром в скайпе увидел сообщение от жены, она в Лимассоле написала " я плохо спала,но придется ехать к Гене с Ирой ". Что творилось в эту ночь с нами обоими в разных частях света? Около восьми часов забылся сном, решил таки чуток доспать - день предстоял тяжёлый, много планов по переустройству квартиры пока молодёжь на даче. И тут звонок разрывает тишину утра. Звонит карикатурист Андрей Рыжов: "Игорь, ты на форуме был вчера?".
-"Нет, я вчера был целый день в разъездах"
-" Розанцев умер. Завтра похороны на Хованском" (только мы в прошлом году отпраздновали его семидесятилетие)
Всё внутри оборвалось! В принципе я знал, что дела со здоровьем у Валентина Фёдоровича совсем не радужные. И даже по этому поводу написал весной пост. Он тогда вернулся перед Майскими праздниками из больницы и вдруг обнаружил себя в сети. Незадолго перед этим он почему-то начал "чистить" ряды своих друзей на блоге в Мэйлру и вычеркнул из списка НатальВихторовну. Она изумилась и ,пока Розанцев был в больнице, оставалась в недоумении, как такое могло произойти?!. Потом Фёдорыч появился на Блоге и ответил на Наташино письмо: "Наташа, всё это такая фигня - как выкинул, так и вброшу. Вот здоровье вбросить просто так не удастся". Моя сестра в Москве в этот самый момент позвонила Валентину Фёдоровичу и поговорила с ним. Потом она сказала мне, что голос у человека был такой слабый, такой убитый, что она очень испугалась. И тогда я написал в ЖЖ, а Виктор Богорад перепостил на нашем Форуме моё воззвание с просьбой помочь человеку морально, поддержать его! Не деньгами, Бог с вами, просто добрыми словами (http://ivar59.livejournal.com/443468.html ). Отозвалось не очень много людей. Ясно, человек не знакомый многим. В этом и проблема. Люди у нас совсем не знают карикатуру и тех, кто её делает. Останови кого-нибудь на улице - про Максима Галкина, про обоих Малаховых, про "Ранеток" каких-нибудь, чур-чур меня (и три раза через левое плечо) знают всё или почти всё, а кто такие карикатуристы, кроме Жана Эффеля, Бидструпа, и ещё нескольких современных авторов не знает никто. И то, что сделал для популяризации карикатуры, скольких людей вывел в свет РОЗАНЦЕВ, ВЫ, мои ЗОЛОТЫЕ, имеете представление? Думаю, что НИКАКОГО! А теперь давайте скажу.
- Андрей Бильжо - Розанцев очень помог на первых порах будущему автору "Петровича"!
- Олег Дергачёв, ныне канадец, а тогда львовянин. Скульптор, живописец, дизайнер моды и карикатурист. Карикатурой занялся в шутку, но затем она заняла весомое место в списке его профессий. Но до международного конкурса , который однажды в начале 90-х провёл Валентин Фёдорович, Дергачёв не был до конца уверен, что карикатура - серьезное дело. И на вручении призов молодой художник произнёс такую фразу ( со слов Розанцева)" Я понял, что карикатура способна кормить".
Кроме того, Валентин Фёдорович, будучи главным художником "Известий" и Директором Международного Центра Юмора в Москве, частенько организовывал творческие поездки для молодых авторов на Запад. Всех художников и все поездки не перечесть. Их было очень много. И по тем временам ( когда россияне только начали выезжать за рубежи нашей Родины) это было очень круто!
Вот тогда-то, в 1990 году, изменения произошли и в жизни нашей семьи. И опять виновником ( в хорошем смысле этого слова) стал Розанцев. Я тогда получил свой первый приз в Европе. Это было в Кнокке-Хейсте( Бельгия), куда смогла выехать Наташа, а Розанцев приехал туда с целой группой молодёжи получать сразу три приза, которые он заработал ещё в Советские времена, но которые не получил тогда по причине того, что "железный занавес" ещё не всем открывался.



И вот там, узнав историю о том, как научный сотрудник МГУ попала в Бельгию ( оформить поездку всё ещё было не просто), Розанцев предложил моей жене стать Директором Центра Юмора. Он сказал, что такие , в хорошем смысле, авантюристы и деятельные люди, ему очень по душе. Наташа не сразу согласилась. Всё таки уже написанная диссертация по теме, связанной с возбудителем "Болезни Легионеров" - легионеллой - это вам не хухры-мухры. Но она всё же сделала решительный шаг и ушла из науки, которая тогда, кроме самих учёных, решительно никому не была нужна. И хотя Центр Юмора существовал недолго ( Кому нужны у нас карикатуристы с их "дурацкими" картиночками?), Наташа в науку больше не вернулась, а снова пошла в МГУ, но уже на экономфак. После этого дела у семьи пошли в гору в материальном плане и в творческом тоже. Потому что настоящие серьёзные экономические задачи, которые решала Наташа для больших компаний - это тоже творчество. А потом случился Кипр, путь к которому был тернист, но первый толчок к изменению траектории судьбы дал именно ОН - ВАЛЕНТИН ФЁДОРОВИЧ РОЗАНЦЕВ.
Позже ( когда мы уже жили на Кипре) на встречах единомышленников в Москве , почти всегда это было у Розанцева, друзья меня допекали расспросами о жизни на острове. Я отвечал с огромным удовольствием и даже переставал контролировать себя, ибо тема была приятная , но собирались-то мы по делам, связанным с нашей профессией. Розанцев всегда хитро улыбался в усы и потом, однажды, тихо сказал: "Ну ты не очень-то про Кипр свой распространяйся, не один ты такой". Я опешил и стал ждать объяснений. Но Фёдорыч молчал, как рыба. А потом он мне позвонил уже на Кипре. Оказалось, что его зять купил домик в Писсури - в двадцати минутах езды от Лимассола. Валентин приезжал в Писсури раз шесть или семь в последние годы. И каждый раз я садился в авто и летел к ДРУГУ. Мы часами сидели в таверне "Яллос", пили пиво и разговаривали. Розанцев был изумительным рассказчиком, он много повидал в жизни, он знал столько о ней, что поневоле теперь жалеешь, почему же ты ДУРИЛА не брал с собой диктофон. Эти истории могли составить основу интересной книжищи, но... Я, конечно, кое что помню, да только в историях должна присутствовать правда от автора, а не полузабытые домыслы слушателя.
Валентин Фёдорович! Вы были и остаётесь для нашей семьи тем, кто радикально повлиял на нашу жизнь и изменил её в лучшую сторону. Я уверен, что наши встречи в этой жизни были не случайны. Наши пути всё время пересекались - и Дома и на Кипре! Наша сегодняшняя тревожная ночь, думается была такой неспроста. Ваш дух всё еще с нами. Мы будем помнить Вас всегда. По фантастической теории писателя Вербера, художники, достигшие вершин в своей области, на Землю больше не возвращаются. Да и стоит ли. То, какое зрелище из себя представляет наша нынешняя жизнь с этим удалым БАБЛОКИЧЕНИЕМ, ничего , кроме жалкой улыбки не вызывает. Люди называют это трудолюбием! Ну-ну!
Вы были выше этого, вырастили замечательных детей. Ваш зять, которого бедным не назовёшь, который создал целую торговую Империю, ничего , кроме уважения у меня не вызывает. Я видел, как он воспитывает детей ( никакого баловства, учитесь, трудитесь и получите всё), как он занимается самообразованием, учит языки... Да и могло ли быть иначе? Разве вы потерпели бы нехорошего человека в вашей семье?
Валентин Фёдорович, прощайте... Так жаль... больше нет слов.



P.S. Знаете, что ответил Розанцев на Форуме, когда я просил поддержать ЕГО?
"...Я тронут вниманием и никак не ожидал, что мое очередное весеннее недомогание так взволнует умы и сердца "господ карикатуристов и всех-всех-всех"... Еще немного и у моих дверей выстроится очередь доноров. Спасибо, конечно, но мне хотелось бы отложить на десяточек лет коллективные молитвы за мое здравие".

Рисунки Валентина Фёдоровича:













Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments