Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

ПЕРЕВАЛОВ Виктор Порфирьевич


Перевалов Виктор Перевалов 8

 

Актер

Перевалов Виктор Перевалов 3
 

 

Приз кинофестиваля "Созвездие" (Тверь, 2007) — "За лучшее исполнение мужской роли второго плана" за роль Клизи Эклезиаста в фильме "Граффити" (2006).

За лучшее исполнение мужской роли, второго плана в фильме "Граффити" награждён медалью и дипломом в номинации "Возвращение в кино" на Иссык-Кульском Кинофестивале (2007), и статуэткой "Волокаламский рубеж" имени С.Ф. Бондарчука Международного фестиваля военно-патриотического фильма (2007)

Перевалов Виктор Перевалов 1

 


Виктор Перевалов родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде в семье санитарки и работника торговли.

 

 

Отец Виктора был работником торговли, мама - санитаркой, а сам Виктор рос обычным ребенком. Его детство пришлось на достаточно голодные годы. Виктор жил на 10-й Советской улице - это Пески, в районе Суворовского проспекта в "рабочем" районе. Семья была не слишком бедная. Папа, вернувшийся живым с войны, работал. Мама Виктора тоже работала, работали братья, которые были намного старше Виктора  и чудом пережившие блокаду. Сам Виктор был поздним послевоенным ребенком. Семья Переваловых жила в коммунальной квартире, в которой жило еще семь семей, и Виктор среди всех ее квартирантов был самый беспокойный жилец.


Перевалов Виктор Перевалов 11

 


Виктор был очень похож на отца, и даже когда ему перевалило за тридцать, он производил впечатление  усталого юноши.


Перевалов Виктор Перевалов 9

 


Однажды Виктора случайно заметил помощник режиссера, набиравший детей для съемок во Дворце пионеров, где первоклассник Витя Перевалов со своим классом был на экскурсии. В результате в 1956 году состоялась первая и сразу же - главная роль Перевалова в фильме «Тамбу-Ламбу». В дальнейшем  мальчик начал сниматься без простоев, переходил с картины на картину, практически не бывая дома. За ним приезжали на машине, отвозили на студию, потом привозили обратно. А если нужно было ехать в другой город, то мама увольнялась с работы и по договору становилась воспитательницей сына.


Перевалов Виктор Перевалов 6

 


Детское кино советского времени Виктору Перевалову пришлось испытать, как говориться, «на своей шкуре». По закону ребенок может работать только четыре часа в день. Но исполнителю главной роли такой регламент не подходил, и часто после того, как его привозили со съемок, - у Виктора из носа от перенапряжения текла кровь.

 

У юного актера был только один перерыв между съемками, - когда он заканчивал шестой класс, учителя говорили: «Его надо или выгонять, или оставлять на второй год». А когда же учиться? Он ведь постоянно снимался в кино. И после съемок Виктора в картине «Марья-искусница» в 1959 году школа все же приняла жесткие меры: категорически воспротивилась съемкам Перевалова, испугавшись, что тот останется полным неучем. Но это не помогло: Виктор  совершенно забросил учебу,  и стал отъявленным двоечником, при этом зарабатывая больше, чем его учителя. Все договора подписывала за него мама, а деньги шли в семью. В свои 8 - 9 лет он вносил в семейный бюджет до ста рублей в месяц, а  на его первый гонорар родители купили телевизор «Рекорд».


Перевалов Виктор фильме Марья-искусница

 


На пробы к фильму «Республика ШКИД» по мотивам одноименной повести Белых и Пантелеева юная кинозвезда пошел сам и попробовался на общих условиях. Перевалова утвердили на одну из главных ролей – беспризорника Гогу, и воодушевленный удачей, Перевалов, пока снималась «Республика ШКИД», успел сыграть еще в небольшой роли в киноповести режиссера Шакена Айманова «Земля отцов». А затем сыграл у Геннадия Шпаликова в картине «Долгая счастливая жизнь» вместе с Инной Гулая, Кириллом Лавровым и Мариной Полбенцевой.  Год спустя Виктор Перевалов снялся в лирической школьной комедии режиссера Ильи Фрэза «Я вас любил». Виктору в тот момент исполнилось 18 лет, но он выглядел намного моложе, и несмотря на то, что на роль было много претендентов, Перевалову в очередной раз повезло.

 

В восемнадцать лет Виктора призвали служить в армию  в противовоздушные войска под Ленинградом. Но даже в армии Виктор Перевалов умудрился сняться в двух картинах. Одна из них называлась "На дальней точке". Другая – "Старая, старая сказка", где актер исполнил роль принца-трубочиста.

 



 

На съемках у Виктора сложились очень хорошие отношения с Олегом Далем, несмотря на то, что Олег был очень сложным человеком. Позже они часто встречались на «Ленфильме». Перевалов в интервью рассказывал: «В последний раз виделись на съемках незадолго до его смерти. Он стоял в солдатской шинели, весь понурый и отчужденный. Жуткая, пронзительная жалость к этому человеку охватила меня в тот момент. Его одиночество показалось таким огромным, почти вселенским».


Перевалов Виктор в фильме Старая, старая сказка

 


После армии ситуация со съемками постепенно стала меняться для Виктора в худшую сторону. Он все еще регулярно снимался в кино, но роли становились все меньше и меньше. В сказке «Двенадцать месяцев» он промелькнул где-то на заднем плане в образе месяца Мая. Несколько раз Виктор появился в образах милиционеров: в фильме «Разрешите взлет!», детективе «Дела давно минувших дней», киноповести «Длинное, длинное дело» и детской ленте «Пятерка за лето». Последнюю большую роль Виктор Перевалов сыграл в криминально-приключенческой драме «Трактир на Пятницкой».


Перевалов Виктор Трактир на Пятницкой

 


Когда Перевалову было уже за 30 лет, - он снялся в нескольких небольших ролях. Он сыграл Георгия Кузнецова в героической драме «И ты увидишь небо», красноармейца в историческо-биографическом фильме «Инженер Графтио», а затем решил уйти из кино.

 

В начале 1990-х годов, через десять лет после ухода Перевалова из кино, Александр Кавалеров позвал Виктора в картину Бориса Галкина «Игра», где каждому исполнителю отводилось по 2-3 роли, по 5 эпизодов. Перевалов сыграл министра, придурка и старуху. Может быть, в другое время этот фильм и стал бы для Виктора отправным пунктом для возвращения в кино, но в 90-е годы было трудно с работой для актеров.


Перевалов Виктор в фильме Граффити.


После тридцати лет полного забвения в 2006 году режиссер Игорь Апасян вернул Виктора Перевалова на съмочную площадку, увидев его случайно на улице в Питере. Без проб, дав время чуть-чуть адаптироваться, в возрасте 57 лет, Виктора Перевалова вновь поставили перед камерой. В фильме Игоря Апасяна «Граффити», получившем один из главных призов на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге, актер сыграл деревенского пьяницу, «бывшего человека» Кизю.


Перевалов Виктор с режиссером Игорем Апасяном

 


Актер признавался, что после этой картины вновь почувствовал вкус кино - и ему захотелось сниматься. Вслед на этой картиной актер сыграл Старика в новогодней сказке «Сокровище», пациента психушки в сериале «Литейный, 4», и одну из ролей в сериале «Смерш-2».


Перевалов Виктор в фильме Сокровище

 


...Спальный район Питера. Панельный дом родом из 70-х. Скромная квартирка на 6-м этаже.

Красноречивое интервью с актером…


- Расскажите, каким чудом в "Марью-искусницу" попали?

 

- Случайно. Нас всем классом повели во Дворец пионеров на кастинг. Я прошел очень большой отбор: человек эдак сто было на "Иванушку"... Отобрали меня и спросили: "Хочешь в кино сниматься?" Что значит - хочу?! Сейчас все брошу и побегу! Уже просто-таки бегу! Вот так я первый раз и попал на съемки. На студию меня вызвали повесткой - как серьезного, взрослого человека. Я очень этим гордился.


Перевалов Виктор Перевалов 10


- На роль лично Роу утвердил?

 

- Да. Но там еще был и худсовет, который потом одобрил...


- А прежде чем утверждать, родителей проверяли на проф- и политпригодность?..


- Нет, никого не проверяли. Наверное, потому, что я не играл героев того времени. Но однажды я не прошел какой-то государственный, партийно-правительственный отбор в Минске. У меня в свое время были хорошие отношения с режиссером Валерой Рубинчиком. Он как-то и говорит: старик, все, я запускаю фильм "Голос Ильича", ты у меня будешь не то чтобы Ленин, ну и не то чтобы ты, а как бы ведущий фильма, поясняющий... И как раз 100-летие Ленина было на носу, так что фильм сулил нам все блага. Но взять меня ему не разрешили. Там прошла внутренняя проверка, которая выявила, что я никогда не был ни пионером, ни комсомольцем... Хотя нет, пионером я был - аж целых три месяца.


- И что, выгнали? Известное на всю страну лицо?..


- Когда моего соседа Гену, идиота такого же, как и я, в очередной раз вызвали за неуспеваемость на собрание, тот брякнул: мол, Витька сказал, что "двойки" во всей Европе считаются отличными оценками. Это я ему про чехословацкую систему отсчета школьных оценок рассказал. Ну, тупорылость такая в мозгах у некоторых людей, просто ужас... Генка и не был пионером - его и не приняли, а меня за "добрый совет" вышибли.

Перевалов Виктор Перевалов 12



- Переживали?

 

- Нет. Меня эта пионерия к тому времени уже так достала! Я никогда не умел завязывать галстук. Терпения не хватало. Я его всегда завязывал кое-как и мчался в школу. Я не присутствовал на пионерских собраниях ни разу. У меня были более интересные заботы, то бишь кино.


- Много за первый фильм заработали?

 

- За первый? По-моему, то ли 780, то ли 870 рублей за один месяц. Но это было еще до деноминации 61-го года, после которой мне стали платить в районе 80 рублей в месяц.


- После реформы начали платить меньше?

 

- То же, что и раньше. Я в то время получал по большому счету столько же, сколько родители. Мама тогда на заводе работала, потом устроилась санитаркой, а папа - продавцом.


- Как первые деньги потратили?

 

- Я не мог тратить, поскольку был еще ребенком. Мои деньги шли в семью. Я на руки денег не получал вплоть до фильма "Республика ШКИД". Только на середине съемок этого фильма я первый раз сам получил зарплату. Мне к тому моменту уже исполнилось 16. Пришел в павильон - и сразу же натолкнулся на Кольку Годовикова, который в  будущем стал Петрухой в "Белом солнце пустыни". Встретил и говорю: "Колюня, пошли в творческое кафе". Мы зашли, и нам совершенно спокойно налили два полтинничка коньячку. Мне было 16 лет, а Кольке - 15... И через два дня денег не стало.


- Пропили всю зарплату за несколько дней? Стали алкоголиками в столь раннем возрасте?..


- Да нет же. В алкоголики никто не подавался. Во-первых, коньяк был не из дешевых, во-вторых, к коньяку закуска полагается... А в-третьих, два дня - цифра относительная...


- В "ШКИДе" Коля тоже играл?

 

- Да, он в "ШКИДе" был в окружении. То есть ему часто доставались слова тех, кто опаздывал. Он и беспризорником на улице был, причем в разных бандах, и пионером, и в классе сидел... Был во всех кадрах. И хотя у него не было никакой определенной роли, он оказался практически везде. 15 эпизодических ролей в одном фильме! Кстати, по деньгам это получалось даже выгодней, чем играть главную роль.


- Я все-таки не могу понять: почему вы? И почему во всех детских фильмах того времени?

 

- А зачем новые? Когда нужен был ребенок, не надо прочесывать весь Советский Союз. Есть вечно молодой Витька - его и снимай.


Перевалов Виктор Перевалов 7



- Я так понял, вы в те годы не бедствовали...


- На жизнь хватало. Один раз мне даже удалось заработать, и очень неплохо, практически не снимаясь. Начали снимать фильм про любовь: мальчик и девочка, ну, Ромео и Джульетта. По сценарию там трое ребят - закадычные друзья, у которых там... уже не помню сценарий - что-то происходит. Сняли полфильма - худсовет посмотрел, ужаснулся. А парень, который играл главную роль, Лешка, был очень красивым: грация, хорошее лицо, голубые глаза, такой прибалт весь из себя, фехтованием занимался. Но когда худсовет посмотрел его на экране... Тут вот в чем дело. Когда в кино снимают крупный план лица - то камера тут же выявляет все, чем ты вчера вечером занимался: всех полюбившихся девочек, количество выпитого, все, одним словом. А у Леши - наоборот: при съемках крупным планом ничего вчерашнего на лице нет, зато вылезают все его предки, но никак не прибалты, а как раз таки евреи. Вечером - нормальный прибалтийский пацан, но по утрам, после гулянок, - еврей евреем. Из-за этого фильм прикрыли. Поменять на середине главного героя - это надо переснимать все. Короче, кино закрыли. Вот так я и получил деньги почти за весь фильм, даже не снявшись в нем.


- На работе романы случались?..


- Нет. Ни разу не было. Неинтересно.

 

- Но дамы попадались с влюбленными глазами?

 

- Встречались, конечно. Но у меня не было в то время такой раскрутки, как сейчас: ах, суперзвезда! Чтобы, как только появился, - девочки тут же рвут на тебе все... Вообще, я человек без комплексов, но один комплекс у меня был в голове до конца. Сказать: мол, крошка, пойдем со мной, я кинозвезда, - я, конечно же, мог. И она бы пошла. И спала бы... но только не со мной - хорошим парнем Виктором Переваловым, а со всеми моими героями, которых я играл в кино. А мне девушка, во-первых, должна была обязательно нравиться, а во-вторых, проблем с этим делом у меня никогда не было.


- С каким "этим делом"?

 

- Ну, с тем, что ниже пояса...


- Я так понял, вы однолюб?

 

- Наверное, да. С двумя сразу встречаться не смог бы. Однозначно.


- Вы помните тот день, когда вы осознали, что наш кинематограф более не нуждается в вас?

 

- Мрачный день. В то время из-за катастрофической нехватки денег я снимался во всяких эпизодах, во всех актерских массовках. Уже и жена у меня была, и дочка. Переходить с главных ролей на эпизоды было очень противно и больно. Но как-то надо было деньги зарабатывать! То кино называлось - "Трудный возраст", с Будрайтисом в главной роли. Он играл дегустатора на парфюмерной фабрике, у которого вдруг нюх пропал. Я снялся и потом совершенно забыл про эту картину... И вот как-то стою возле пивного ларька, пиво пью, с продавцом Володей треплюсь. А там очередь, соответственно. И один из мужиков - Витюха - говорит: "Вчера кино смотрел, там такая херня творится, пацан нюх потерял, и вдруг видим - ты входишь, ну, думаем, ты им сейчас... И вдруг ты раз - и все, и пропал". А я там мента в сапогах сыграл, сапоги эти помогли Будрайтису нюх вернуть: он вспомнил, что они ваксой воняют. Мне так стало жутко стыдно после фразы: "Вот, мы думали, ты такой мент пришел, сейчас разгон им дашь, а тебя нет и нет. Тебя что - вырезали?!" Как будто меня вырезали из жизни...


- Депрессия?

 

- Какая, на фиг, депрессия: дома жена и дочка.


- Спасение в алкоголе?..


- Спасения нет. Алкоголь я сам по себе люблю, сам процесс. Поэтому, когда нет работы, этот процесс может очень затягиваться... Иногда чересчур. Да, я запойный, и что?!

 

- Как вы сами объясняете, почему в одночасье все закончилось? Сами, случаем, не виноваты?

 

- Ну, где-то, наверное, произошел какой-то перелом. Может быть, режиссеры не увидели во мне взрослого после вечного ребенка. Наверное, у меня на экране не было постепенного взросления... Когда в 78-м я играл в "Трактире на Пятницкой", мне было уже почти 30 лет. А в кино мой герой - пацан. Потом, в кино есть закон: нельзя вываливаться из обоймы... Ты должен быть постоянно на виду. Пускай эпизодик, но чтобы люди тебя увидели. Я выпал.


- А как же талант?

 

- Если ты суперталант и сидишь дома, то кто об этом узнает?!

 

- После ухода из кино для вас началась новая жизнь.


- Да. Когда с кино закончилось, сосед с девятого этажа говорит: Витька, иди ко мне в бригаду. Чему надо - научишься, а так особо ничего и не нужно. Он бригадиром электриков был в метро. А я - ноль полный, кроме кино не знаю и не умею ничего. Меня в итоге взяли в бригаду путейцев. А потом где я только не работал! Даже был грузчиком в винно-водочном магазине "Золотой улей". Там иногда удавалось очень неплохо заработать. Особенно если учесть, что я работал во времена горбачевского "сухого закона"...


- Вы, говорят, даже могилы рыли?

 

- Была шабашка: мы приезжали на обрезку деревьев в совхозы Воронежской области и неплохо зарабатывали... Вместе со мной в так называемую бригаду "У" входило шесть человек. Нас на любую работу посылали. А нам что? Главное, чтобы писали трудодни. Три или четыре раза нас кидали на кладбище, потом главный агроном строил дом - там помогали. Все что угодно, лишь бы в итоге по этим трудодням гребаную тонну яблок заработать. А потом мы продали эти яблоки, и я купил первую машину.


- В актерском профсоюзе не состоите?

 

- Нет. Я пытался два раза, но в итоге получил ноль. Если бы я попытался в Москве подавать документы, то я бы моментально прошел. Там меня как-то гораздо лучше знают, лучше относятся, чем дома. А лбом биться в стенку я никогда не умел.


- Это плохо.


- Наверное, плохо. Вон Сашка Кавалеров, мой друг, до сих пор держится на плаву. Эх! Перерывы между съемками он заполняет концертами, а сейчас практически живет за счет концертов. Хотя последний раз он, по-моему, в какой-то из серий "Ментов" снялся.


- А вы даже в "Ментах" не снялись?

 

- Нет. Не знают меня в Питере, не знают. Вот Колька Годовиков (Петруха) снялся в "Ментах". Они с Сашкой вдвоем там снимались. А меня как будто для "Ленфильма" нет. Сам не знаю, почему такое ко мне отношение. Ведь я и родился на "Ленфильме". В старые времена до смеха доходило. Я шел: здравствуй, тетя Валя, здравствуй, дядя Женя... Такой вечный племянник "Ленфильма".


- Вечный племянник - все тебя знают, и никому ты не нужен?

 

- Все меня знают, здороваются, спрашивают о здоровье. Но работы никто не предлагает... Почему? Не знаю...


- Хотел спросить: вы хоть отец для своего чада хороший?

 

- Отвратительный. У меня дочка практически без меня выросла. Все, что есть в квартире, - все ее заботами.


- Получается, она вас содержит?

 

- Безусловно. Если бы не она, я бы уже давно... А что ты хочешь? Я с восьми лет по гостиницам. Мне что нужно: кран, чтобы умыться, и койка, чтобы спать. Больше мне ничего не нужно. Рюшечки какие-то там - мне это до фени. Жена говорит: вот сидишь, не мог стол вытереть?! Я говорю: а чего стол-то? У меня книжка лежит на чистом, а остальное мне не мешает. Я человек гостиничный: утром вскочил, убежал, прибежал, откинул покрывало - лег спать, потом опять убежал. Плохо, но для меня... это и есть жизнь. Хотя она и прошла легкомысленно.


Перевалов Виктор С женой Ириной и дочкой Леной



- Вы хоть школу-то закончили?

 

- С трудом, но закончил...


- А что в институт не пошли?

 

- Некогда было. Я же много снимался... А когда перестал сниматься - уже было очень поздно. Вот так-то вот.


- Если бы знали, что все так сложится...


- Начал бы жизнь абсолютно так же. Но если бы с сегодняшними мозгами, то, наверное, я все-таки больше времени уделял именно публичности. Были какие-то тусовки и тогда: премьеры всякие, показы в Доме кино, что-то происходило постоянно. Просто я, мудак, тогда этим всем пренебрег...


- Хоть роль-то свою главную успели сыграть?

 

- А я не знаю. Пока я снимался, мне вполне было достаточно того, что предлагали. С другой стороны... Ну, вот был у нас шоумен Крылов. Он сыграл Бендера. Сам, на свои деньги, сделал фильм "Золотой теленок" и сыграл. Человек оттянулся. У него, видно, была мечта, и он согласился потратить на нее свои деньги. Фильм дешево снят, но все равно он денег стоит. Сейчас, по крайней мере, можно мечту в жизнь воплотить: заработай денег и сними сам свое кино. А в то время какие мечтания... Что дали, то и хавай. Другого для меня тогда не было, и сейчас нет, да уже и не будет.

 

Я даю своему сегодняшнему положению четкое определение: нищий. А как еще назовешь человека, который работает сторожем на стоянке и получает меньше трех тысяч в месяц, а в семье у него две женщины, и о них надо заботиться?.. Еще совсем недавно, когда я возил на своей машине одного парня, поболе выходило. Но сейчас извоз пришлось забросить. После катаракты один глаз не видит. Давно хочу его прооперировать. Но опять же: откуда деньги брать? К тому же я недавно перенес инфаркт. Тоже не сахар... Через пять лет наступает пенсионный возраст, а в трудовой книжке отметок - на три-четыре года. Отсюда следует минимальная пенсия. Слава Богу, есть прибавка за вторую группу инвалидности... Когда жена работала, было получше, а недавно ей исполнилось 50. И ее спокойно сократили по штату. Так что сейчас она у меня сидит без работы. То там, то сям перебивается. Но ты не подумай: она не брезгливая. Может и полы пойти мыть. Но сам факт: человек, инженер... И приходится думать: как выжить? Хорошо, что мы хотя бы не бомжи... Вот и получается: первая половина жизни была как в сказке, вторая - как в аду. Хотелось бы - наоборот.

 

 

Виктор Перевалов ушёл из жизни 5 июля 2010 года в Санкт-Петербурге, и был похоронен на кладбище "Памяти жертв 9 января".



 


На его здоровье сказались съёмки в аномальную жару в фильме «Пусть не кончается любовь». Вместо того, чтобы отвезти почувствовавшего себя плохо актера в больницу,  участники съемочной группы посадили отёкшего Перевалова, с синяком на лице в «Сапсан», не сообщив об этом родственникам. В СМИ не было информации о его кончине.


Использованные материалы:  

 

Интервью в газете «Московский комсомолец» 10.09.2004.

Материалы сайта «Актеры советского и российского кино»

Интервью в «Экспресс-газете» 23.07. 2004

 

 

 Перевалов Виктор Перевалов 5

 
17 февраля 1949 года - 5 июля 2010 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →