Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ПЛЯТТ Ростислав Янович (часть 2)


Плятт Плятт 19


Герой Социалистического Труда (1989)

Кавалер ордена Ленина (1989)

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1969)


Плятт Плятт 22


Первую часть материала можно прочесть здесь.

 

Друзья и артисты, игравшие с ним на одной сцене, говорят, что он был очень щедр и никогда не отказывал тем, кто просил в долг. Однажды реквизитор одолжил у него 10 рублей до получки, но в день выдачи зарплаты обнаружил, что долгов очень много - все раздал, ничего не осталось. Он подошел к Плятту с извинениями и обещанием вернуть еще через три дня.

 

Плятт поразился: "Единственный человек, который подошел в то время, в которое обещал! Отдашь, не отдашь - ты всегда приходи, я тебе всегда буду давать деньги, сколько тебе нужно".

 

Он помогал не просто деньгами - за "брата-актера" он был готов обивать начальственные пороги. Он многим "выбил" квартиры, в том числе Ие Саввиной и Ирине Муравьевой.

 

Ростислав Плятт прожил счастливую творческую жизнь, но его личная жизнь складывалось не просто. Детей у Ростислава Плятта не было. По воспоминаниям актера и друга Плятта Георгия Бахтарова, "Плятт был женат на женщине старше него. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной - рыжая с синими глазами. Со временем превратилась в хромую старуху и регулярно грозила ему: "Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!"

 

Вера Марецкая - знаменитая актриса, супруга режиссера театра Моссовета Юрия Завадского. По словам многих коллег, Ростислав Плятт был долгое время влюблен в нее. После смерти режиссера, он предложил ей руку и сердце, но она отказала, сославшись на возраст. "Слишком поздно начинать новую семейную жизнь", - ответила она.

 

Зато в работе проблем с отношениями не было. Так, по воспоминаниям худрука театра Моссовета Павла Хомского, актера очень трогательно относился к Фаине Раневской: "Она, как известно, была очень остра на язык, могла запросто обидеть человека остроумным словом, но Ростислав Плятт прощал ей любые резкости".

Плятт Плятт 4

 

Очень немногие актеры могли играть с Раневской на равных, но когда они оказывались вдвоем на одной сцене или в одном кадре - возникало настоящее актерское чудо. В кино лучше всех раскрыл возможности этого дуэта Григорий Александров в картине "Весна". А на легендарном спектакле Анатолия Эфроса "Дальше - тишина" плакала вся театральная Москва.

– В 1975 году я ставил спектакль по пьесе Азерникова «Возможны варианты», – рассказывал художественный руководитель Театра Моссовета Павел Хомский, – где Ростислав Плятт играл роль Постоянно Действующего Персонажа (ПДП). Начинался спектакль с небольшой кинозарисовки: на экране демонстрируются районы Москвы, Плятт едет в метро, ему оборвали пуговицы, он идет через сад «Аквариум», подходит к театру… На этом эпизоде кино останавливалось, и на сцене появлялся Плятт. И вот когда мы репетировали, мне ужасно нравилось, как он играет. Большого опыта общения у меня с ним еще не было. Но я удивлялся, что на каждую репетицию Ростислав Янович приходит подготовленным, играет своего героя с особой иронией. И вдруг я замечаю, что настроение у Плятта портится. Несколько дней спустя ко мне подошла актриса Сошальская и говорит: «Паша, вы видите, что Слава нервничает?» Я говорю: «Вижу, но не понимаю, в чем причина: то ли ему пьеса разонравилась, то ли жена болеет». – «Нет, он нервничает, потому что вы ему не делаете замечаний». И с этими словами я ушел домой, не спал полночи – долго искал повод «придраться» к любимому артисту. На следующий день Плятт снова репетировал блестяще, но я осмелел и сказал: «Ростислав Янович, мне кажется, вот в этом месте у нас с мизансценой нехорошо, надо как-то иначе». Он сразу же оживился и говорит: «Давайте, попробуем». Я ответил, что сегодня пробовать не будем, но завтра что-нибудь решим. И вот дома я изобретал какие-то варианты, чтобы не ударить перед Пляттом в грязь лицом. Хотя особенной надобности в смене мизансцены не было, Но Сошальская оказалась права: у Плятта и правда поднялось настроение, в тот же день он стал вспоминать байки и анекдоты.

 

Его другом и соседом по дому был Юрий Никулин, с которым они снялись в фильме "Родственные души" - о долговязом квартирном воре и не вовремя проснувшемся хозяине квартиры в трогательном ночном колпаке с кисточкой. Однажды Плятт достал для семьи Никулиных билеты на спектакль "Дальше - тишина" - попасть на эту драму о двух стариках можно было только по блату.

Плятт Плятт 7

  

Плятт обожал похулиганить. Рассказывает Павел Хомский:


– Ростислав Янович рассказывал мне, как в конце 1930-х годов он на спор голый купался под стенами Кремля. Вы можете себе представить, как это было опасно в ту пору?! Его, конечно же, арестовала милиция, было заведено дело. Но поскольку в это время фильм «Подкидыш» уже вышел на экраны и Плятт стал популярным артистом, то его из милиции выпустили, но исключили из профсоюза. Как ни странно, это не отбило у него желания хулиганить в дальнейшем. Например, в 1974 году во время гастролей мы собрались на читку пьесы у Плятта в номере. Было очень жарко, поэтому он встречал нас, завернувшись в белую простыню, но почему-то с пыжиковой шапкой на голове, которую ему подарили на концерте. А еще он часто соревновался с Никулиным, поскольку жил с ним в одном доме на Малой Бронной. Я знаю, что однажды Плятт, возвращаясь со спектакля, увидел, что машина Никулина очень грязная. И он пальцем на ней написал: «Помой машину, дурак». В 2 часа ночи в квартире Плятта раздался телефонный звонок. Плятт взял трубку, в ней – голос Никулина: «Машину помыл, сам дурак».

 

Ростислав Плятт любил книги и был очень начитанным и образованным человеком. Считал, что существует только одна национальность в мире - хороший порядочный человек. Однажды, когда ему рассказали о подлости, совершенной одним большим театральным чиновником, Плятт поразился: "Как он может так жить?".

 

К театру Ростислав Плятт относился предельно строго. Ему не раз предлагали взять студенческий курс в ГИТИСе или поставить спектакль. Но он отвечал: «Это не для меня, я в театре – солдат».


– Я помню, как однажды мы должны были встретиться с Пляттом, но он приболел, – вспоминает Павел Хомский, – поэтому пригласил меня к себе домой. А так получилось, что во время моего визита к Плятту пришел в квартиру некий инструктор из ЦК. Он просил Ростислава Яновича подписать письмо с требованием, чтобы Солженицын выехал из СССР. И я думал: «Как же Плятт сейчас поступит? Ведь если откажет, его пригласят куда следует, начнется политический скандал». Но Плятт и бровью не повел, а сказал этому чекисту: «Пожалуйста, привезите мне «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича». Я почитаю и, если они действительно окажутся мерзкими, – тогда подпишу». Инструктор исчез и больше не появлялся.


Пожалуй, в Театре Моссовета не было человека, который не любил бы Плятта. Но особенная дружба связывала его с Верой Марецкой.


– Я вспоминаю, например, день, когда хоронили Любовь Петровну Орлову, – рассказывал Евгений Стеблов. – Мы стоим в почетном карауле у гроба. Я, Плятт, Ия Саввина. А Вера Петровна Марецкая сидела там у гроба, где обычно родственники сидят и где сидел Григорий Александров в совершенно ужасном состоянии. Он ничего не видел. Потом, уже на поминках, Ростислав Янович произнес какую-то речь. Марецкая подошла к нему и очень тихо спросила: «Славик, ну ты уже решил, что будешь обо мне на похоронах говорить?» Он говорит: «Верочка, ну что ты такое говоришь?!» Она продолжает: «Нет, ну ты приди ко мне, и мы с тобой вместе порепетируем, а то будешь какую-нибудь ерунду нести». Плятт испытывал к Марецкой некое рыцарское чувство, преклонялся перед ней. И я помню, когда Веры Петровны не стало, мы пришли в театр играть спектакль, а в антракте Плятт позвал меня в свою гримерку. Он присел на стул и спросил: «Вы смотрели вчера по телевизору «Член правительства» с Марецкой?» Я говорю: «Конечно, смотрел». Он говорит: «Правда, здорово?» И на глазах его были слезы.

 

В последние годы жизни в спектаклях не играл, поскольку, получив травму, стал хромать.

– Я предлагал ему спектакль, где главную роль можно сыграть сидя, – вспоминал Павел Хомский, – Но Плятт мне ответил: «А как же я на поклоны выйду?» Он ужасно не хотел огорчать зрителей своим нынешним видом, перестал выходить из дому, что, мне кажется, ускорило его уход из жизни.

 

Ростислав Плятт ушел из жизни 30 июня 1989 года.

 

В 1993 году квартиру актера ограбили. В газетах писали, что воры "унесли с собой столовое серебро на 12 персон и 20 государственных наград актера, в числе которых была и золотая звезда Героя Социалистического Труда". Ни одна из наград Ростислава Плятта до сих пор не найдена.

Плятт Плятт 20

 

Ростислав Плятт похоронен на Новодевичьем кладбище.

Леонид Филатов подготовил о Ростиславе Плятте передачу из цикла "Чтобы помнили".



 

Актерские байки.

Плятт Плятт 14

 

 

ПАЛЕЦ

 

Ростислав Янович Плятт умел довести до истерики своих партнеров по сцене. Актера Михаила Погоржельского "раскалывал"... на палец.


- Миша, хочешь, я расколю тебя на палец, и ты ничего не скажешь? - спрашивал Плятт.


- Это как?..


- А так. Просто покажу тебе палец, и ты поплывешь.


- Да ладно, - отмахивался Погоржельский, который был патологически смешлив.


- Спорим на бутылку коньяку?


Шла сцена. Плятт почему-то очень внимательно смотрел на Погоржельского, тревожно разглядывая его усы, потом спокойно показывал ему указательный палец, и тот начинал колыхаться, вздрагивать и уходил со сцены. Объяснить это было невозможно.

 

 

ГОНЕЦ

 

Однажды актер Михаил Консовский (принц в фильме "Золушка") рискнул разыграть Плятта. В спектакле "Стакан воды" он появился в роли гонца, которому дают поручение куда-то немедленно отбыть с бумагами. Эпизод на десять секунд, не больше. Консовский возник в образе дряхлого 97-летнего старца. На требование Плятта немедленно отбыть с бумагами он реагировал неадекватно:


- Ась?


В атмосфере зарождающегося безумия Плятт повторил требование.


- Кого это? - заскрипел "гонец".


Сцена мучительно затягивалась. Ростислав Янович силой впихнул старцу бумаги, которые, разумеется, тут же вывалились из его слабеющих рук. Давясь и отворачиваясь в кулисы, все персонажи начали собирать листы. Кончилось тем, что, собрав бумаги, Плятт схватил гонца на руки и вынес со сцены.

 

 

ПЕЛЬМЕШКИ

 

Грамотно, элегантно, не нарушая хода сцены, "расколоть" партнера всегда считалось своего рода шиком у актеров - больших и не очень. Тут были мастера своего дела - шоумены высшей пробы. И среди них долго первенствовал Ростислав Янович Плятт. В чопорной пьесе с конфликтом между хорошим и очень хорошим он вдруг выносил на сцену чудовищных размеров блюдо с бутафорскими пельменями и назойливо предлагал отведать партнерам...

 

 

ПЕСНЯ

 

В темпераментной сцене с Марецкой Ростислав Плятт появился почему-то охрипшим, хотя его персонаж должен был запеть по ходу действия.


- В чем дело?! Что с тобой?! - поперек текста спросила Марецкая, знавшая за Пляттом многие кренделя.


- У меня катар верхних дыхательных путей, - пожаловался Ростислав Янович театральным шепотом.


- Пой нижними! - без паузы предложила хозяйка Театра имени Моссовета.


И Плятт запел "нижними". Это была отдельная песня...

 

 

Использованные материалы:

 

Материалы сайта www.kino-teatr.ru

Материалы сайта www.rian.ru

Материалы сайта www.teatr.newizv.ru

Материалы сайта www.akter.kulichki.com

Материалы сайта www.ozon.ru

 

 

 Плятт Плятт 12

 


Снимался в фильмах:

Плятт Плятт 26

 

Подкидыш (1939)

Ленин в 1918 году (1939)

Ветер с Востока (1941)

Парень из тайги (1941)

Мечта (1941-72)

Зоя (1944)

Слон и веревочка (1945)

Сердца четырех (1945)

Крейсер "Варяг" (1946)

Весна (1947)

Свет над Россией (1947)

Сельская учительница ("Воспитание чувств") (1947)

Драгоценные зерна (1948)

Первоклассница (1948)

Сталинградская битва (1949)

Заговор обреченных (1950)

Смелые люди (1950)

Серебристая пыль (1953)

Безумный день (1956)

Убийство на улице Данте (1956)

Жених с того света (1958)

Беззащитное существо (1960)

Орлинный остров (1961)

Совершенно серьезно (1961)

Деловые люди (1962)

Коллеги (1962)

Монета (1963)

Короткие истории (1963)

Легкая жизнь (1964)

Москва - Генуя (1964)

Дорога к морю (1965)

Иду на грозу (1965)

Ошибка резидента (1968)

Судьба резидента (1970)

Двенадцать стульев (1971)

Семнадцать мгновений весны (1973)

Активная зона (1979)

На Гранатовых островах (1981)

Послесловие (1983)

Визит к Минотавру (1987)

 

 

Лучшие роли в Театре им. Моссовета:

Плятт Плятт 2

 

Болинброк («Стакан воды» Э. Скриба)
Нинкович («Госпожа министерша» Б. Нушича)
Дорн («Чайка» А.Чехова)
Казарин («Маскарад» М. Лермонтова)
Бернард Шоу («Милый лжец» Д. Килти)
Цезарь («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу)
Купер («Дальше – тишина» В. Дельмара)
ПДП («Возможны варианты» В. Азерникова)
Генерал Фицбатресс («На полпути к вершине» П. Устинова)
Федор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому)

 

 Плятт Плятт 21

 

13 декабря 1908 года - 30 июня 1989 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…