Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

АМАРАНТОВ Борис Георгиевич


Амарантов Амарантов 5

Артист оригинального жанра, режиссёр, поэт

Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.

 
Амарантов Амарантов 1

 


Борис Амарантов родился 19 сентября 1940 года.


Амарантов рос романтичным и восторженным мальчиком, с детства обладавшим незаурядными творческими способностями. Поворотным в его биографии стал вечер на елке в Кремле, где он увидел выступление жонглера. После этого Борис решил, что цирк - его настоящее призвание.

 

 

Одним из его качеств всегда было трудолюбие, доходившее порой до фанатизма. Самостоятельно отточив технику жонгляжа, Борис Амарантов стал устраивать представления для одноклассников, участвовать в самодеятельности.

 

В 1957 году он выдержал конкурс исполнителей самодеятельности и был избран для выступления в ЦПКиО им. Горького на Московском фестивале молодежи и студентов.

 

Позже Амарантов сделал шесть попыток поступить в Государственное эстрадно-цирковое училище. И лишь на шестой раз поступление удалось, благодаря случаю. Входивший в комиссию Енгибаров предложил Борису пять минут продержать на носу ложечку. Упрямый молодой человек держал ее двадцать минут и его приняли. 


Через год, на втором курсе педагогом Бориса Амарантова стал известный эстрадный режиссер Сергей Каштелян. Каштелян увидел в Амарантове способность к редкому в то время жанру – эксцентрике. На выпускном показе комиссия была потрясена номером "Ке-ля-ля", поставленным Каштеляном под музыку известного итальянского шлягера 50-х "Ке-ля-ля" ("Мне весело"). С этого момента образ странного человечка в черном костюме с белым воротничком стал неотделим от Амарантова.

Амарантов Амарантов 7

 

Таким  он вышел из стен Циркового училища. В его репертуаре было всего три дипломных этюда: «Клоун в итальянском цирке» (на фото), «Рассеянный жонглёр» и «Атомщик доигрался» - его знаковая  политическая миниатюра.

Амарантов Амарантов 8

 

Еще не получив диплом об окончании училища, Борис Амарантов поехал в Хельсинки на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов и завоевал там первое место и золотую медаль.

 

На этом фестивале никому не известный мим-жонглёр Борис Амарантов произвел настоящий фурор, показав миниатюру «Атомщик доигрался», посвященную стратегам затянувшейся холодной войны, грозившей, в любой момент, перейти в ядерную. Этюд длился три минуты и получил десять минут несмолкаемых оваций. Пресса, как западная, так и Советская, восторженно писала о сенсационном выступлении Амарантова.

 

Молодого артиста ожидал успех и на родине. Амарантова стали посылать за границу на конкурсы и фестивали как главное достояние советского эстрадного искусства. И Борис неизменно возвращался лауреатом и всеобщим любимцем.

 

 

Борис Амарантов гастролировал в Японии, Швеции, Болгарии, ГДР, на Кубе, и везде публика устраивала ему овацию.

 

Он появляется на сцене под звуки популярной мелодии «Подмосковных вечеров». Стройный, в черном три­ко, с зонтиком и коричневым саквояжем, артист в такт музы­ке движется из глубины к аван­сцене. Проходит несколько мгновений, и зал, завороженный чудесной мелодией и слитыми с ней движениями мима, апло­дирует в такт музыке.

 

Вот, к примеру, одна из луч­ших сцен спектакля, названная «К свободе». Полураздетый, в рваном рубище, актер имитировал тяжелейший труд бурлака. Зритель видел как от нечеловече­ских усилий напрягались его мускулы, как резала ему плечо невидимая лямка, как она обры­валась, и бурлак едва не валился с ног. Иллюзия была настолько ве­лика, что зрителю хотелось привстать и посмотреть, нет ли там, за сце­ной, если не баржи, то хотя бы какой-то другой тяжести, кото­рую, надрываясь, волочет мим?

Амарантов Амарантов 11

 

В цирке он проработал недолго – с 1962 по 1964 год, но успел выступить со своими яркими этюдами, поставленными Каштеляном, в грандиозной пантомиме «Карнавал на Кубе». С середины 1960-х годов Амарантов работал на эстраде в объединении «Росконцерт». Без его участия не проходил ни один правительственный концерт, ни один «Голубой огонек» 1960-70 годов.

 

 

Амарантов с успехом снялся в кино, где сыграл одну из главных ролей – итальянского актера-контрабандиста Лоримура – в фильме «Попутного ветра, «Синяя птица».


 

Позже последовали годы исканий, которые привели артиста к идее создания собственного театра. И Амарантов создал собственный театр пантомимы, заручившись поддержкой двух крупных кинорежиссеров - Григория Чухрая и Марка Донского.

 

Поставленный Чухраем и Амарантовым спектакль «Чудеса в саквояже» имел большой успех и шел в знаменитом московском клубе «Каучук». Для этого спектакля написала цикл стихов Белла Ахмадуллина. Но потом появились желающие прибрать к рукам этот театр. Театр несколько раз закрывали, и Амарантов вступил в изматывающую переписку с председателем Верховного Совета СССР Никитой Подгорным. По сути это были письма в никуда.


От безысходности Амарантов решил эмигрировать. В ноябре 1977 года он остался во время гастролей в США, позже переехал во Францию, где прошел обучение в известной на весь мир школе пантомимы Марселя Марсо, куда он страстно хотел попасть, еще работая в СССР.


Помимо эстрадно-цирковой работы Борис на протяжении всей жизни писал стихи.

 

Уехав из СССР, Борис Амарантов гастролировал в разных странах мира, но жил преимущественно во Франции. Однако не все складывалось так, как хотелось бы. На Западе пантомима и цирковое искусство носили коммерческий характер. А в это время в СССР началась перестройка.

 

Получив российское гражданство, и надеясь сразу же по возвращении приняться за режиссерскую работу, Борис вернулся в Россию, где его ждал очень холодный прием.

 

Сергей Каштелян, к которому Амарантов пришёл за помощью, встретил Бориса как ярого изменника родины, и едва не спустив с лестницы, захлопнул перед ним дверь. И даже родная сестра Амарантова, занимавшая его законную квартиру, резко и неуважительно общалась с братом. Под влиянием столь такого приёма близких, артист впал  в состояние аффекта.


Через несколько дней после возвращения в Россию Борис Амарантов трагически погиб 3 марта 1987 года.

Амарантов Амарантов 6

 

Похоронен Борис Амарантов в Москве на Востряковском кладбище на 129 участке.

 

 

Использованные материалы:

 

Материалы сайта www.poets-necropol.narod.ru

Материалы сайта www.sergei-kashtelyan.narod.ru

Материалы сайта www.livejournal.com/circus_ru

 

Фильмография

Амарантов Амарантов 3

 

1965 — На завтрашней улице — мим Борис Амарантов

1967 — Попутного ветра, «Синяя птица»! (СССР, Югославия) — Лоримур

1970 — Любовь к трем апельсинам (СССР, Болгария) — Тартальо

1974 — Большой аттракцион — мим

 

 

Стихи Бориса Амарантова.

 
Амарантов Амарантов 9

 

                 РУБЕЖ


Сорокалетье градом кануло,
Великолепье разом рухнуло.
И что-то возле грозно ухнуло,
И что-то рядом сразу ахнуло.

Мои года так скоро минули,
И я подумал неуверенно –
А не хотел ли кто намеренно,
Чтоб из меня вдруг сердце вынули?

Так просто вынули и кинули,
И вот уж я на чьем-то вертеле.
И кто-то меня держит – черти ли?
Иль ангелы планету сдвинули?

Сорокалетье не событие,
Но дверь уже навек закроется,
А сердце мигом успокоится.
Когда мое напишут житие.

 

                * * *

 

Ах, сколько ж мне навешано ошибок!

И сколько мне отмеряно грехов!

Как мир мой ненадежен и как зыбок,

Из прошлого состряпан ворохов.

 

Провалы неизбежны и потери.

На это мне вообще-то наплевать.

Но есть такие в этом мире двери,

Которые не стоит открывать.

 

За ними змей неведомый колдует,

За ними ветры терпкие погонь.

И дьявол свечку утлую раздует,

А душу бросит запросто в огонь.

 

И коль уж решено, то мне не страшно,

Однажды тот нарушивши запрет,

Вернуться на мгновенье в день вчерашний

И там за все и всех держать ответ.

 

Когда моя душа совсем истлеет,

Открою настежь проклятую дверь.

Быть может, я об этом пожалею.

Но только уж конечно не теперь.      

  

 

                       ЛЮБОВЬ

 

Любовь – такая тонкая игра,

И жизнь такая сложная матерья.

Мне кажется порою, что пора

Всю веру просто превратить в предверье.

Мне хочется порою, чтобы дни

Почаще превращались в крошки хлеба

И чтобы стали видимы они

Для стаи птиц, несущейся по небу.

 

Мне думалось порою, что и я

Вдруг стану плотью для чужой обедни.

И этот миг продленья бытия     

Ей-богу, не сочту я за последний.

 

                  

                     ПРИЗНАНИЕ

 

Огня так мало в мире суетливом,

И всполохов не хватит для венца.

Я в этот век почти что был счастливым,

Но все ж не получилось до конца…

 

Так мало мне для счастья не хватило:

Услышать просто добрые слова,     

Немного храбрости, немного больше силы,

И чтобы мать еще была жива…

 

Наверно, многого я требую от бога,

И у него есть собственный лимит –

Для каждого из нас совсем немного

Сюрпризов он за пазухой хранит…

 

Наверно, мы и сами виноваты,

Растратчики дарений и призов,

Таланты закопавшие когда-то

И сердца не услышавшие зов…

 

Нам по судьбе разбросанные знаки

Читать мы не умеем впопыхах.

Бредем, куда ни попадя во мраке

И правду обретаем лишь в стихах…

 

Мы жить спешим всегда нетерпеливо –

Лицом к лицу не увидать лица.

Наверно, я и был почти счастливым,

Но все ж не получилось до конца…

 

 

                ИЗБРАННИКИ

 

Дрожала гор кремнистых грудь,

Уже Синай оделся в пламя.

Меня, Россия, позабудь,

Ведь все окончено меж нами.

 

Мой путь к закату обречен.

И перечеркнуто былое.

Я был родиться наречен,

Да время что-то больно злое.

 

Дрожала пламенем в окне

Гладь бесконечная Синая.

И что от жизни нужно мне

Я в тридцать семь еще не знаю.

 

Мы – род избранный? Может быть…

Но больше этому не верю.

Россию мне не позабыть,

Хоть, уходя, я хлопнул дверью.

 

Мы – племя избранных сирот,

Скитались днями и ночами.

А Бог заждался у ворот

И молча нам гремел ключами.

  

   

                         РАНО

 

Кому-то жизнь покажется ошибкой,

Но сожалеть не следует о ней.

Здесь все туманно, холодно и зыбко,

И слишком много страхов и теней.

 

И я о ней не слишком сожалею,

Пусть сам я бесконечно одинок.

Забудусь и как будто захмелею,

Но в спину вдруг почувствую пинок.

 

Меня здесь помнят, как это ни странно.

И сгинуть не дадут во мраке тьмы.            

Быть может, я родился слишком рано

И выжить не сумел среди зимы.

 

Бессмертником я вырос из-под снега,

Подснежником явился изо льда,

И – в счастье, не подумавши, с разбега,

Ведь счастье нам не сделает вреда.

 

 Быть может, ночь изрядно поспешила

 Собою день сменить, когда не след.

 И то, что здесь дышало, пело, жило

 Пропало не за грош в рутине лет.

 

 И незачем искать мне виноватых,

 В моей судьбе никто не виноват.

 И жизнь пройдет, а ведь была когда-то!

 И мне светила в сотни тысяч ватт.

 

Я улыбнусь когда-нибудь с экрана –

Меня уж не ударить, не обнять.

Быть может, я родился слишком рано,

И роды было некому принять.

   

 

                  СКУДОСТЬ

 

Художник как-то написал картину.

Работал очень долго. И на ней

Изобразил святую Палестину –

Пустыню, вечно полную теней.

 

Должно быть, он и ждал чего-то свыше.

Во мраке этом светлое пятно.

Уж полотно давно живет и дышит.

Художник не доволен все равно.

 

Потом еще изобразил отару –

Овец, неслышно блеющих вдали.

Пастух усталый, пастырь очень старый,

Их стадо гнал на самый край земли.

 

 Художник все искал чего-то боле.

 Но ничего тому не обрести,

 Кто по своей – не высшей воле

 Овец в пустыне вздумает пасти.

 

 Еще решил художник контур лика

 Запечатлеть на бедном полотне,

 Но не нашел ни проблеска, ни блика.

 Одна пустыня в гордой тишине.

 

 Покроется творенье паутиной,

 Но лика мы здесь так и не нашли.

 Нарисовал художник Палестину –

 Десяток метров выжженной земли.  

 

   

 
Амарантов Амарантов 10

 

19 сентября 1940 года - 3 марта 1987 года


Tags: цирк
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments