Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

МИРОВ Лев Борисович (часть 2)


Миров Лев Миров 2


Эстрадный артист, режиссёр

Миров Лев Миров 4






Хохма (1946)


Специфическое “чувство партнера”, которого так не хватает многим артистам, у Льва Мирова и Евсея Дарского было развито до полного автоматизма, причем не только на сцене. Евсей Павлович, надо сказать, был признанным мастером розыгрыша и считал, что если за сутки никого не разыграть, то этот день просто потерян, а Лев Борисович ему с огромным удовольствием помогал.   

Однажды Миров, Дарский и еще один персонаж, фамилию которого история не сохранила, сидели за одним столом в буфете и, как водится, травили байки. Внезапно актер попросил кого-то из них повторить фразу, которую не расслышал. Безо всякой паузы Евсей Дарский начал шевелить губами, не произнося никаких звуков, а Лев Миров точно так же спорить с ним, сопровождая безмолвную артикуляцию фирменной “мировской” мимикой. Они совершенно забыли о своем собеседнике и увлеклись “беседой” между собой, как вдруг тот побледнел и громко завопил, что совершенно оглох. Не обращая внимания на попытки его остановить, артист выскочил из столовой, срочно требуя врача, под общий и прекрасно слышимый хохот своих коллег. 

Об одной истории стоит рассказать подробно. Произошла она вскоре после войны, когда народ только начинал снова привыкать к радостям мирной жизни, и пара конферансье “Миров и Дарский” была просто нарасхват.  

Гонорары за выступления платили довольно крупные, но жизнь в Москве была дорогой (смотри “Место встречи…”), поэтому на гастроли в режимные города артисты катались с удовольствием.  

Работали, ели, пили, веселились… Словом – жили. Про культ личности и репрессии даже не думали, все происходящее считали нормой. И вот году в сорок шестом в составе бригады Москонцерта оказались они на Дальнем Востоке…  

Вечером после концерта, как всегда прошедшего с аншлагом, в дверь гостиничного номера постучали, Миров открыл и увидел в коридоре морского офицера в парадной форме с сумками и пакетами, набитыми коньяком, водкой, вином и разными дальневосточными деликатесами. В стране, до сих пор не сошедшей с карточной системы, это впечатляло. 

– Лев Борисыч! Евсей Палыч! Я вас умоляю, не гоните меня! Я ж коренной москвич, всю войну просидел в этой дыре, и мне тут даже поговорить не с кем и не о чем! Прошу вас, давайте посидим пару часиков, о Москве поговорим, я все с собой принес! 

Миров с Дарским переглянулись и молча пришли к соглашению, что такую роскошную “халяву” упускать нельзя. Они хором улыбнулись, взяли гостя под руки, сели за стол, приняли по первой, и тут капитана понесло.  

Он говорил без остановки обо всем. О Москве, о погоде, о женщинах, о японцах, американцах… и только ни одним словом не касался своей непосредственной работы. Он объяснил это так: 

– Если я вам о ней расскажу, то расстреляют не только меня, но и вас за то, что вы это слышали. 

После этой фразы артисты сильно приуныли, теперь каждый следующий кусок и рюмка лезли в горло с большим трудом. Но главная беда была в том, что лояльные темы у капитана очень быстро иссякли, он заметно размяк и уже явно собирался намекнуть на содержание своей военной тайны. А у артистов началась работа: своими шутками они ему даже рта раскрыть не давали – не дай бог проговорится! А того распирало… Он уж, было, и заикнулся: мол, вам-то можно, вы люди надежные!  

Словом, глубокой ночью совершенно протрезвевшие Миров и Дарский вытолкали морского офицера, уже не вязавшего лыка, из гостиницы и посадили в машину. Закрыв за собой дверь номера, Миров утер со лба холодный пот и провалился в сон.  

Разбудил его настойчивый стук в дверь. В коридоре стоял бледный Дарский и два краснофлотца с винтовками. 

– Лева, это за нами! Тот придурок, наверное, проснулся и на всякий случай доложил начальству, что мы его напоили. Теперь, чтоб военная тайна не ушла, они решили и нас… изолировать. 

Худшее свершилось. Миров понуро оделся, робко попросил позвонить в Москву семье, но, получив отказ, настаивать не стал. На улице их ждал большой черный автомобиль, в который артисты и загрузились под конвоем краснофлотцев. 

Ехали молча. Когда машина остановилась, Миров, сложив руки за спину, вышел и… 

Ах ты, сволочь, Севка! 

Перед глазами у него сияла вывеска лучшего в городе ресторана, под которой улыбался официант с двумя большими кружками пива в руках! 

Все было ясно. Дарский и не ложился, а всю ночь мотался по городу, чтобы организовать этот розыгрыш: и ресторан, и машину, и краснофлотцев с винтовками… Тяжело, конечно, в незнакомом городе, но ведь если день прошел без розыгрыша, для Дарского он был пропавшим! 

  

Билеты в ванную (1965)

 

В 60-е годы Ленинград еще не был уездным городом, а уверенно боролся за звание культурной столицы (на что имел тогда немало оснований), и фигура Народного артиста СССР Аркадия Райкина была в этой борьбе одним из самых весомых аргументов. 

А в Москве в эти годы блистал дуэт Мирова и Новицкого, но, заглушив голос крови, должен признаться, что рейтинг Райкина был чуть повыше, даже среди москвичей. Подтверждением этому была роскошная история, произошедшая в нашей семье году в шестьдесят четвертом, когда на предстоящие в Москве гастроли театра Аркадия Райкина достать билеты было невозможно уже за месяц.  

Моя мама зудела на ухо папе, требуя, чтобы он обратился за помощью ко всемогущему деду. Отец держался сколько мог, справедливо полагая, что просить у Льва Мирова билеты на Аркадия Райкина просто неприлично. Однако мамина способность добиваться своего была фантастической, и телефонный звонок все-таки состоялся. 

– Привет, отец. 

– Здорово, Гешка. 

– Отец, тут такое дело... Тут, говорят, Райкин будет, Любке очень хочется... 

Возникла длинная пауза, нарушить которую Миров-младший не мог. Миров-старший кашлянул и сделал это сам: 

– Гешк, тут на линии помехи какие-то, я не расслышал – чего? 

– Райкин, говорю! Двадцатого числа, в субботу! 

– А-а, ну ладно… Все сделаю, прямо в субботу, часиков в шесть, и заходи. 

И вот двадцатого числа ближе к вечеру папа с мамой надевают вечерние туалеты, берут такси и по дороге на концерт заезжают к деду на площадь Восстания. 

Мама, естественно, осталась в машине, а отец поднялся наверх и позвонил. Дверь открыл сам дед, держащий в руке два билета на первый ряд в Театр эстрады. 

– Здорово, Гешка, проходи. 

– Да нет, отец, мы опаздываем... 

Старый эстрадник взял сына за руку и мягко, но настойчиво повел в сторону ванной комнаты. Щелкнул выключатель, и мой папа с изумлением увидел полную ванну живых раков. 

Шурша и поскрипывая панцирями, все это воинство шевелило усами, щелкало клешнями, забиралось друг на друга, пускало пузыри и явно не собиралось через несколько минут оказаться в кастрюле с кипящей водой, солью, укропчиком, перчиком и лавровым листом, которая с кухни давала о себе знать бульканьем и душистым ароматом. 

Рядом с ванной стояли четыре ящика с чешским пивом “Будвар”. Артист положил руку на сердце и очень серьезно сказал: 

– Понимаешь, Гешка, я так не хотел тебя подвести... По телефону было очень плохо слышно, я так и не понял, что тебе нужно: “Райкин” или “раки”. На всякий случай взял и то, и то. 

Много лет спустя, я прочел у одного мемуариста, что талант артиста Мирова иногда выражался в том, что он умел совмещать на своем лице совершенно взаимоисключающие выражения. Тогда, видимо, был тот самый случай: на лице Мирова-старшего одновременно сияли широко раскрытые наивные глаза и хитрая улыбка. 

Завороженно глядя на зеленых раков, Миров-младший снял пальто и сказал: 

– Я все понял. Иду за Любой. Мы остаемся. 

Потом подтянулись и другие – близкие родственники и друзья, попросившие в этот день у Льва Мирова контрамарки в Театр эстрады, – в общем, квартира на площади Восстания была полна гостей.  

А первый ряд на концерте Аркадия Райкина был зияюще пуст, заботливо охраняемый капельдинерами от всех желающих на нем разместиться: разве можно – сам Лев Миров взял билеты для своих друзей!

 





Лев Миров умер 22 января 1983 года. Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. 

Миров Лев Миров 3


26 декабря 1903 года - 22 января 1983 года

  

Tags: актеры
Subscribe

  • ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич

    Народный артист РФ (1996) «У меня ощущение, без кокетства, что я как бы не из тех людей, которые родились артистами. Я не родился, я…

  • БЫКОВ Ролан Антонович

    Народный артист РФ (1990) Лауреат Государственной премии СССР (1986, за фильм "Чучело") Лауреат премии Московского комсомола…

  • ПОПОВ Андрей Алексеевич

    Народный артист СССР (1965) Лауреат Государственной премии СССР (1950, за театральную работу, роль журналиста Слёзкина в спектакле…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments