Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ПАРФЕНОВ Николай Иванович



Заслуженный артист РСФСР (1968)

 


Николай Парфенов родился 26 июля 1912 года в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии, в многодетной семье.
 

Его отец был помощником капитана, плавал по Волге. Мама не работала, и растила детей. После революции отец Николая неожиданно умер, и на руках у матери оказались шестеро детей, старшему из которых было всего четырнадцать лет, и старенький дед. 

Помощи ждать было неоткуда, и Парфеновы взялись за хозяйствовать сами. Их жизнь стала налаживаться, но в 30-м году в селе началось раскулачивание, и на собрании сельсовета было решено выслать Парфеновых за пределы области. Семье пришлось разъехаться. Мать Николая была выслана на северные торфоразработки.  А дети разъехались - кто к тетке во Владимир, кто в Москву.  

В столицу приехали Борис и Николай, и устроились арматурщиками на завод «Серп и молот». Но и братья, и сестры Парфеновы стремились получить образование. Борис окончил Пединститут имени Крупской. Другие Парфеновы тоже не отставали: Мария закончила химфак МГУ, Антонина тоже окончила МГУ, Евдокия увлеклась историей. Лишь их сестра Анна не стала учиться, заявив, что будет заниматься только семьей. 

А Николай Парфенов хотел посвятить себя искусству. И поступил в студию при театре Моссовета. На вступительных экзаменах Николай Парфенов насмешил приемную комиссию во главе с руководителем театра Любимовым-Ланским, был назван «неотесанным», и его судьба была решена. 

В 1935 году Николай Парфенов окончил театральную студию при театре Моссовета. И был принят в труппу академического театра имени Моссовета. Сначала начинающему артисту давали незначительные роли и проходные эпизоды. В начале тридцатых Николай Парфенов сыграл всего одну главную роль – он вышел на сцену Театра имени Моссовета в образе Митрофанушки в «Недоросле» в комедии Фонвизина. Но эта роль открыла Парфенову дорогу в настоящее искусство, и позже актер начал выходить на сцену в окружении таких мастеров, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, Вера Марецкая и Николай Мордвинов. Он наблюдал за ними из-за кулис и учился. 


Учителями Николая Парфенова были не только корифеи сцены и экрана, но и обыкновенные прохожие, работники сферы обслуживания, продавцы – он впитывал из жизни человеческие характеры. «Учебным заведением» для него стал Черемушкинский рынок, недалеко от которого он жил. Николай Иванович приходил туда постоянно, бродил по торговым рядам и наблюдал за людьми. 


«Какие там типажи! Какие сцены! – восклицал Парфенов. – Это мой любимый учебный класс. Какие сцены там можно наблюдать! Вот где все показывают себя такими, какие они есть на самом деле». Артист все брал, как говорится, из народа.  


Актер стал любимцем киножурнала «Фитиль» и его бессменного главного редактора Сергея Михалкова. Как только в сценарии появлялся персонаж парфеновского профиля, ни о каком другом актере даже не думали. «Засветился» он и в другом киножурнале – «Ералаше», где сыграл в том числе – и Достоевского. 


Николай Парфенов сыграл на эстраде две тысячи концертов. Он объездил всю страну и даже был за рубежом. Он не пил, и не курил. Главными увлечениями Николая Парфенова всю жизнь были стихи и спорт. В молодости много занимался, хорошо играл в теннис. Увлекался рыбной ловлей и охотой. Однажды в Щелокове он подстрелил огромного глухаря, приготовил его, и всех угощал.  

За долгие годы работы в кино и театре Николай Иванович не помнил случая, чтобы он скучал без дела или томительно ждал новой роли. Он стал одним из самых снимаемых актеров отечественного кино, и настоящим королем эпизода. Он был типичным бытовым актером, но в своем ремесле был непревзойден.  


Первым его фильмом был «Сын полка», где он сыграл солдата Горбунова. Потом были председатель месткома в «Афоне», суетливый начальник поезда из «Чародеев», который и сам не знает, зачем выставил из купе столичных музыкантов и оставил там одного героя. Но после секундного замешательства сам себя убедил: «Положено!» Завистник Прохоров из комедии «Тридцать три» со своим вырванным зубом, и Сухов из  телефильма «Семь стариков и одна девушка» с фразой: «Пристрелите меня, я больше не могу!». Николаем Парфеновым создана целая армия всевозможных проводников и кондукторов, гардеробщиков и бухгалтеров, директоров, инспекторов, сторожей, и просто соседей.  


С участием Николая Парфенова выходило до пяти картин в год, он неплохо зарабатывал. Николай Парфенов проработал в кино около пятидесяти лет. Последней его большой работой в кино стала кинокомедия Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди», в которой актер сыграл полковника милиции Петренко. «И хватит... Пора на покой!» – объявил восьмидесятилетний актер и перестал сниматься в кино.  


Николай Иванович был дважды женат. Юный, обаятельный, похожий на Есенина, студент Коля Парфенов женился на актрисе театра Ольге Васильевой. От этого брака у них родилась дочь Ирина. Но брак был недолгим и, как он сам говорил, не очень счастливым. После чего Николай Иванович стал сторониться женщин и ни с кем не хотел встречаться. Но друзья познакомили его однажды с работницей Моссовета, утонченной и изысканной Ларисой Алексеевной, с которой они и прожили вместе 47 лет. Общих детей у них не было, и Николай Иванович дарил свое внимание дочери Ирине и сыну Ларисы Алексеевны.  

Кризис 1992 года сыграл злую шутку с финансовым благосостоянием Парфенова. Вклады обесценились. После смерти супруги, Ларисы Алексеевны, с которой Парфенов прожил 47 лет, он хотел попасть в пансионат для престарелых при Доме актера. Именно туда со временем переселились некоторые его коллеги и практически ровесники. Но взамен на проживание в пансионате требовалось отдать квартиру в пользу государства. Парфенов так и собирался сделать. Однако, выяснилось, что супруга втайне от мужа прописала в квартире на улице Гарибальди свою внучку. В результате Николаю Ивановичу отказали. 

Родственники время от времени заглядывали к старику только лишь затем, чтобы вывезти что-нибудь из ценных вещей. Так исчез телевизор и практически вся мебель. Оставили Николаю Ивановичу только старый провалившийся диван, на котором он спал. Близкими людьми старого актера остались только дочь Ирина и сестра Антонина Ивановна. Только в Черемушкинском парке, где пожилой артист часто гулял,  он часто слышал теплые слова от узнававших его прохожих.  

Николай Иванович тихо и незаметно умер на руках у своей родной сестры Антонины на православное Рождество 7 января 1999 года на восемьдесят седьмом году жизни. Он никогда не был верующим, и не ходил в церковь. Но попросил сестру перекрестить его. Сестра удивилась, но просьбу выполнила. И Николай Иванович умер. Позже врачи констатировали у него разрыв сосудов головного мозга.  

Когда старушки в морге украшали гроб цветами, по телевизору шла комедия с его участием – «По семейным обстоятельствам». В театре Моссовета об этой смерти никто не знал. После того, как тело было кремировано, Антонина Ивановна  несколько месяцев хранила урну с прахом брата у себя, надеясь, что кто-то из артистов захочет попрощаться со своим коллегой. Не дождавшись, она похоронила брата в семейной могиле на Химкинском кладбище. Где и сама упокоилась семь лет спустя. 



Использованные материалы:
 

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.shkolazhizni.ru

Материалы сайта www.karnaval.my1.ru


Снимался в фильмах:
 

Сын полка (1946)

Урок жизни (1955)

Это начиналось так... (1956)

Жизнь прошла мимо (1958)

Весенние грозы (1960)

В начале века (1961)

Приключения Кроша (1961)

Большой фитиль (1963) новелла "Дачурка"

Непридуманная история (1963)

Первый троллейбус (1963)

Тишина (1963)

Верьте мне, люди (1964)

Дайте жалобную книгу (1964)

Председатель (1964)

Двадцать лет спустя (1965)

Дети Дон-Кихота (1965)

Тридцать три (1965)

Семь стариков и одна девушка (1968)

Служили два товарища (1968)

Урок литературы (1968)

Трое (1969)

Вас вызывает Таймыр (1970)

Возвращение "Святого Луки" (1970)

Красная площадь (1970)

Конец Любавиных (1971)

Без трех минут ровно (1972)

Самый последний день (1972)

Неисправимый лгун (1973)

Кыш и Двапортфеля (1974)

Свой парень (1974)

Афоня (1975)

Алмазы для Марии (1975)

Ау-у (1975)

Близкая даль (1976)

Развлечение для старичков (1976)

Гонки без финиша (1977)

Доброта (1977)

Есть идея! (1977)

И это все о нем (1977)

По семейным обстоятельствам (1977)

Последний шанс (1978)

Сдается квартира с ребенком (1978)

Срочный вызов (1978)

Моя Анфиса (1979)

Фрак для шалопая (1979)

Вечерний лабиринт (1980)

Желаю успеха (1980)

Ночное происшествие (1980)

Полоса везения (1981)

Инспектор ГАИ (1982)

Профессия - следователь (1982)

Слезы капали (1982)

Чародеи (1982)

Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова (1983)

Очень важная персона (1984)

Шутки в сторону (1984)

Искренне ваш... (1985)

Не ходите, девки, замуж (1985)

Где находится нофелет? (1987)

Забавы молодых (1987)

Пять писем прощания (1987)

Вам что, наша власть не нравится?! (1988)

Гулящие люди (1988)

Князь Удача Андреевич (1989)

Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989)

Щен из созвездия Гончих Псов (1991)

Отшельник (1992)

Маэстро с ниточкой (1993)

 

 

26 июля 1912 года - 7 января 1999 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…