Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЖАРОВ Михаил Иванович (часть 1)




Народный артист СССР (1949)

Лауреат Государственной премии I степени за роль в х/ф "Петр Первый" (1941)

Лауреат Государственной премии I степени за роль в х/ф "Оборона Царицына" (1942)

Лауреат Государственной премии СССР за театральную работу (1947)

Обладатель почетного диплома жюри ВКФ за роль в х/ф "Деревенский детектив" (1970)

 

 

Михаил Жаров родился  27 октября 1899 года в Москве. 

Кем были предки Михаила – неизвестно, так как отец Жарова – Иван Жаров был найден сторожем у дверей Николаевского приюта. Младенец лежал в кружевном конверте с голубыми бантами и прикрепленной запиской: «Назовите мальчика Иваном». Фамилию мальчик получил от своей воспитательницы, так как в приюте существовало правило: каждая воспитательница брала на попечение трех воспитанников и обучала их какой-либо профессии, после чего они получали фамилию своей наставницы.  

Мама Михаила Жарова - Анна Семеновна Дроздова родилась в семье бывших крепостных крестьян Смоленской губернии. 

Первая дочь Жаровых Надя умерла в младенческом возрасте. Вторым родился Михаил. Затем родилась его сестра Шура, но она тоже умерла. После нее, в 1907 году, родилась Лида, в 1911-м - еще одна Шура, а потом - самая младшая - Нина. 

Семье Жаровых жилось трудно. Иван Жаров работал печатником в типографии Бахмана. Туда же он устроил Михаила. Мальчик работал наборщиком за 50 копеек в день. Со временем оцта повысили в должности - он стал агентом по типографским заказам и  финансовое положение в семье сталь чуть лучше. 

В семье Жаровых все любили искусство и книги. А юный Михаил с детства устраивал во дворе театр, разыгрывая сценки с городовым и Петрушкой.  

О своем детстве Жаров позже писал: «Я жил в Б. Спасском до пятилетнего возраста, а затем переехал на Самотеку. Ясно помню, как однажды гуляя по двору, я увидел в подворотне какого-то дядю, который показался мне весьма приветливым. «Мальчик, – сказал он, – хочешь конфетку?» Я доверчиво ответил: «Хочу». Когда я приблизился, дядя сказал: «Видишь, там - на веревочке висит рубашечка, дай мне ее, я тебе дам конфетку». Я потопал к веревочке, стянул рубашку и стал тащить ее по земле, подметая грязный двор, пока соседка из окна не закричала: «Миша, Миша, ты что делаешь?» Тогда добродушный дядя, который просил передать ему рубашку, почему-то побежал и исчез». 

В 1915 году шестнадцатилетнего Михаила Жарова приняли в театр «Опера С. И. Зимина». Дочь актера Елизавета Жарова рассказывала: «Знаете, есть такой штамп – «долговязый подросток с тонкой шеей». Вот таким и был 16-летний папа - худой, длинный, вихрастый. Он служил у Зимина на посылках: выполнял мелкие поручения, в частности, разносил билеты для бедноты…» 


На сцене Михаилу Жарову доверяли роли бессловесных статистов. Впервые он появился перед зрителями в опере Кюи «Капитанская дочка». Михаил изображал инородца, который вылезает на сцену из-под забора и получает палкой по голове. На первом же спектакле от удара он потерял сознание. 

Однажды Жаров стоял за кулисами, слушая Шаляпина, певшего Мефистофеля. На сцене герой корчился в муках, пытаясь увернуться от крест­ного знамения. Хор наступал: «Изыди, сатана! Вот крест святой! Он спасет нас от зла». Мефистофель, пятясь, скрылся за кулисами. Пока зал неистовствовал, чья-то рука стащила Жарова с лестницы, на которой тот сидел. Это был разъяренный помощник режиссера: 

- Ты что же это, черт окаянный, Федору Ивановичу рожи корчишь? 

Оказывается, сопереживая игре Шаляпина, Жаров непроизвольно повторял его мимику. В тот вечер Жаров мечтал взять у Федора Ивановича автограф, дождался Шаляпина и все ему объяснил. В результате ему осталась на память фотография с надписью: «Мише Жарову, который — я верю — не строил мне рожи! Ф. Шаляпин». 

В 1915 году Жаров впервые случайно снялся в кино. В театр пришел человек из съемочной группы и пригласил всех желающих сняться в массовке кинематографического варианта оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» с Шаляпиным в роли Ивана Грозного. В фильме Михаил Жаров изображал опричника. Ему приклеили бороду и посадили на коня. Узнать его было достаточно трудно, тем не менее, это был его кинематографический дебют. 

В 1916 году Жаров предпринял попытку поступить в только что открывшийся театр-кабаре «Летучая мышь», но его туда не приняли. Тогда Михаил решил начать учиться.  Сначала ему отказали в училище Малого театра. «У тебя каша во рту», - пояснил решение комиссии один студент, присутствовавший на экзамене. Затем последовал отказ в студии МХАТ. И Михаил вернулся в оперный театр Зимина. 


Революцию 1917 года Михаил встретил с восторгом. Елизавета Жарова вспоминала: «Папа записался в народную дружину, получил какой-то мандат и с гордостью сообщил матери по телефону: «Мама, я народная милиция №10!» Но утром бабушка не пустила его «делать революцию»: «Сиди дома, без тебя обойдутся!» 

Вскоре большинство студий были закрыты, и Жаров по приглашению режиссера Первого передвижного театра Красной Армии Владимира Тодди отправился с выступлениями на Восточный фронт. 

В 1919 году Михаил Жаров вернулся в Москву. Племянница актера Светлана Жарова вспоминала: «В 1919 году дядя Миша привез с Деникинского фронта, куда ездил с агитпоездом, жену Дину, уроженку Минска. Родители были в шоке - Дина оказалась старше дяди, совсем еще мальчика, на два года! Недели две они проплакали, однако ни словом не упрекнули молодых. Когда дети спрашивали у матери совета при вступлении в брак, она рассуждала так: «Если скажу «да», а ваша жизнь не сложится - я буду виновата; если скажу «нет», и ваша жизнь тоже не сложится - снова виновата буду я. Поэтому поступайте, как считаете нужным. А мы с отцом всегда и во всем вам поможем». 

В 1921 году у Михаила и Дины родился сын Женя. Впоследствии он стал актером, работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах «Человек в зеленой перчатке» и «Калина красная». Евгений всего добивался сам, так Михаил Жаров терпеть не мог блата и кумовства. 

Проучившись немного в Театральной студии Ф. Комиссаржевского, Михаил Жаров в 1921 году поступил в Рогожско-Симоновский театр имени Сафонова. Проработав там неполный год, он перешел в Театр Мейерхольда. Там он с успехом играл эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову в «Смерти Тарелкина», секретаря спектакле «Учитель Бубус» и денщика в спектакле «Мандат». Актер был смешон, азартен и напорист. 

В то время у Мейерхольда собралось созвездие молодых талантов – Бабанова, Райх, Гарин, Охлопков, Ильинский. Позднее, уже работая в Малом театре, Жаров частенько схлестывался с Ильинским на спектаклях. «Пережимаешь, пережимаешь», – говорил Михаил Иванович. И тут же слышал в ответ: «Ты не дожал, вот мне и пережимать пришлось». Так ворчали друг на друга два великих комика, по-разному понимавшие смешное. Но от закулисных маневров Жарова надежно охранял природный темперамент.  

Племянница актера Светлана Жарова рассказывала: «Он, например, часто не был согласен с Царевым, с его линией в театре. Но когда Малый поднялся против Царева, чтобы снять его с должности директора, Жаров был единственный человек, который выступил против коллектива. Почему? Просто потому, что считал Царева прекрасным организатором. И те претензии, которые к нему предъявляли, во-первых, не должны были выражаться в такой хамской форме, а во-вторых, не относились к его директорству. Для театра это была бы потеря».  

Дочь актера Елизавета Жарова рассказывала: «По поводу характера: у него ведь щитовидка была. Мгновенная возбудимость. Спорить с ним было абсолютно невозможно. Взрывной, но отходчивый. Накричит, нашумит и тут же ходит тихим мышиком, хочет всех приласкать, что-то приятное сделать. Больше всего его заводило вранье, непорядочность. Почему он в партию вступил? Чтобы помогать людям в театре, потому что тогда многие вопросы решались только на партсобраниях, а вмешаться он не мог. И вступив, он сделал очень много».  

В 1926 году Жаров ушел из театра Мейерхольда и работал в Бакинском рабочем театре (1926-1927 и в 1929 г.), в Казанском Большом драматическом театре (1928), в Реалистическом театре (1930), в Московском Камерном театре (1931-1938). Среди наиболее запоминающихся его ролей тех лет можно отметить нелепого домоуправа в постановке «Зойкина квартира», балагура Ваську Окорока в спектакле «Бронепоезд 14-69", буденовца в спектакле «Первая Конная» и матроса Алексея в «Оптимистической трагедии». 

Наиболее полно актерское дарование раскрылось Жарова в Малом театре, где он играл с 1938 года и до конца жизни. Ему доставались в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий в спектакле «Волки и овцы», Городничий в «Ревизоре», Прохор в «Вассе Железновой», пьяница Иннокентий в спектакле «Сердце не камень» и Дикой «Грозе». 

В 1928 году Жаров встретил актрису Людмилу Полянскую и ушел из семьи. Светлана Жарова рассказывала: «Перед этим он объяснился с матерью, и мать сказала так: «Миша, Дина - моя дочка, и она останется со мной. Женя - мой внук, и я позабочусь, чтобы он никогда ни в чем не нуждался. Заботься о нем и ты. Если захочешь, чтобы я познакомилась с твоей новой женой - приду. А теперь уходи». И Михаил Иванович ушел. Сначала они с Люсей Полянской жили в коммуналке. Потеряли двух сыновей - они умерли младенцами. С ростом популярности появились деньги, дядя получил квартиру в центре Москвы. Ее Михаил Иванович заполнял предметами своей страсти – книгами». 

Свою первую большую роль - красноармейца Егора Жаров сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». Но в основном в те годы Михаил играл небольшие роли: половой в кинокомиксе «Мисс Менд», председатель Ревкома в драме «Два-Бульди-Два» и другие. И Жарова считали непревзойденным мастером эпизода. Но настоящую славу Михаилу Жарову принесла роль Жигана в драме Николая Экка «Путевка в жизнь», снятой в 1931 году.  


Режиссер Экк был знаком с Жаровым еще по театру Мейерхольда. Роль, которую он предложил, показалась актеру обидной.  

– Почему ты думаешь, что я должен играть Жигана, жулика и убийцу?  

– Потому, что ты не похож на жулика, а тем паче на убийцу, – отвечал Экк.  

Этот первый советский звуковой фильм рассказывал о коммуне для беспризорников, а Жаров сыграл главаря воровской шайки. Исполняя роль Жигана, Жаров  играл на гитаре, пел, дал своему герою особый говор, демонстрировал шик и обаяние. Персонаж Жарова вышел настолько убедительным и живым, что воровской мир признал его своим. Украв однажды у Жарова кошелек, узнав – чей он, воры сразу его вернули.

В 30-е годы артист был нарасхват, и его приглашали на роли самые известные режиссеры. У Владимира Петрова он сыграл в «Грозе» озорника Кудряша, неунывающего царедворца Меншикова - в «Петре Первом», пышущего здоровьем помещика Смирнова – в «Медведе» и учителя Коваленко  - в «Человеке в футляре». 


В фильмах Козинцева и Трауберга «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» Жаров сыграл конторщика Дымбу. По ходу фильма он пел знаменитую по сей день песенку: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, цыпленок тоже хочет жить». Популярность его героя и песни была такой, что Жарову пришлось обратиться к правительству с просьбой выделить ему машину. Потому что стоило ему появиться на улице, мальчишки начинали его дразнить: «Цыпленок жареный идет!» Однажды он отдыхал на юге и во время прогулки в правительственной резиденции повстречал Сталина. Артист постарался увернуться от встречи, но вождь игриво ему сказал: «А я вас знаю!» «Конечно, - растерянно буркнул Жаров. - Меня все знают». 


В 1943 году на съемках музыкальной комедии «Воздушный извозчик» Михаил Жаров познакомился с актрисой Людмилой Целиковской.  

Светлана Жарова рассказывала: «К этому времени в семье у дяди давно уже не ладилось. Люда Полянская предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пасьянсы, и когда кормилец возвращался домой после двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и... никакого ужина. При этом теща делала еще недовольное лицо. Она болезненно гордилась своим высоким происхождением (правда, никто не знал, в чем оно состояло) и считала Михаила Ивановича с его родней плебеями. Дядя с женой и тещей жили в так называемом «лауреатнике» - вместе с Эйзенштейном, Черкасовым и многими другими известными деятелями культуры. А нелюбимая тещей остальная часть семьи Жаровых - отец, мать, племянницы и я в том числе, ютились в одной комнатушке на Дыкханской улице». 

Красивая и кокетливая Людмила Целиковская была младше Михаила Ивановича на двадцать лет. В картине Михаил Жаров играл немолодого, отважного летчика Баранова, влюбленного в начинающую певицу, роль которой исполняла Целиковская. Любовь они перенесли с экрана в жизнь. 


Расставаясь с Людмилой Полянской Михаил Иванович оставил бывшей жене большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего - даже свои любимые книги. 

Светлана Жарова рассказывала: «Когда много лет спустя Люся (Полянская) умерла, Михаил Иванович организовал похороны. На поминках дядя сказал ее приемному сыну, что хотел бы забрать единственное: свою библиотеку. Сообразительный мальчик тут же выдвинул встречное предложение: «Михаил Иванович, вы пропишите меня в этой квартире, и я отдам вам книги». Дядя побагровел, повернулся и молча вышел». 

С Людмилой Целиковской Михаил Жаров прожил семь лет. Первоначально они снимали номер в гостинице «Москва», затем Михаил Иванович получил небольшую квартиру.

Во время войны Михаил Жаров снялся в десятке фильмов: «Оборона Царицына», «Актриса», «Во имя Родины», «Юный Фриц», «Близнецы» и других. Фильмы были разного уровня и с разной судьбой. Пропагандистский сатирический памфлет «Юный Фриц» так и не вышел на экраны. А комедия «Близнецы», где Михаил Жаров сыграл главную роль в месте с Людмилой Целиковской, имела большой зрительский успех многие годы. 


Одной из самых ярких работ Жарова в период войны была роль Малюты Скуратова в исторической картине «Иван Грозный», снятой в 1944 году. Вместе с ним вновь снялась  Людмила Целиковская. Первоначально планировалось, что в фильме сыграет знаменитая балерина Галина Уланова, но Жаров настоял на кандидатуре своей жены. Специально для Целиковской Жаров взялся за режиссуру, поставив военную комедию «Беспокойное хозяйство». Съемки фильма были начаты в самый разгар войны, а закончены в 1946 году. В картине снималось много замечательных актеров. Играл даже Алексей Аджубей, зять Хрущова. Рассказывали, что Жаров, посмотрев на его работу, предложил сменить профессию. У зрителей картина пользовалась большим успехом, заняв седьмое место среди советских фильмов в прокате 1946 года. Подвергшись при этом критике за безыдейность. 


О том, каким режиссером был Михаил Жаров, вспоминал Александр Граве, исполнитель главной роли в фильме: «Держал всех крепко, но не тиранил. Да он и сам не терпел «наполеончиков». Работал с удовольствием, много придумывал, дорожил атмосферой фильма, прекрасной компанией актеров».  

После войны Целиковская влюбилась в другого мужчину,  и Жаров расстался с ней. Этот разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом. А Целиковская позже призналась друзьям: «О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим». 




Продолжение следует...

Tags: актеры, режиссеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments