Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЖАРОВ Михаил Иванович (часть 2)




Герой Социалистического Труда (1974)



Отдыхая в Истринском санатории, Михаил Жаров однажды познакомился с семьей  врачей Гельштейнов - Элиазаром Марковичем, Гиндой Хаимовной и их дочерьми Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти,  влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе. Майя сделала запись в своем дневнике: «Что мне делать? Я влюбилась в старого некрасивого артиста Жарова!..» Она  не могла представить, что актер питает к ней те же чувства. Сам же Жаров рухнул перед ней на колени и заплакал: «Я знаю, что не должен вам это говорить, но я вас безумно люблю…» Вскоре он сделал ей официальное предложение. 


Сестра Майи - Виктория Килинская вспоминала: «В один из осенних вечеров 1949 года в нашей квартире раздался звонок. Я открыла дверь: на пороге стоял народный артист СССР Михаил Иванович Жаров собственной персоной. Наверное, в тот момент я бы меньше удивилась, увидев Ленина со Сталиным. «Вы Вита? А я…» - «Я знаю, кто вы!» - «Конечно, знаете. Меня вся страна знает. Но если серьезно, я бы хотел поговорить с Элиазаром Марковичем». Умирая от любопытства, я провела Жарова к отцу и плотно закрыла дверь. Все, что происходило дальше, потом рассказал нам папа. Жаров, войдя в кабинет, встал на колени и попросил руки моей сестры. Проговорили они с отцом часов шесть. Дело закончилось распитием той самой заветной бутылки вина, припасенной Элиазаром Марковичем для замужества дочери». 

Михаил Иванович и Майя прожили вместе тридцать лет. Однажды в дневнике Мая записала, что посвятит Жарову свою жизнь. И обещание сдержала - ушла из института, где училась на художественного редактора, научилась шить и вязать. По утрам обзванивала подруг, узнавая новые кулинарные рецепты. Ездила с ним на гастроли. Договаривалась о встречах, записывала, как секретарь, звонки. Сидела на всех его концертах. Они купили в Валентиновке финский домик с двадцатью сотками, где Жаровы проводили почти все лето.  


Елизавета Жарова рассказывала: «Папа очень любил там бывать. Обожал печку разжигать, возиться с огнем. С утра сам в телогрейке, со свечкой спускался в подвал, чтобы разжечь. Часто мы по три месяца там жили. Еще любил строить что-то из дерева. Какие-то скворечники, ящики, полочки. Однажды почему-то смастерил клетку для кроликов, которых у нас никогда не было. Наверное, кому-то в подарок. В первой половине дня обычно шел в лес – не за грибами, ни за чем, а просто так, с палочкой с вбитым в нее гвоздем: ходил и боролся с мусором. Читал постоянно в шезлонге. И еще помню его почти всегда в таких полосатых пижамных штанах и старом-престаром пиджаке. Мама еще ему говорила: пап (она его всегда называла «папа»), ты бы снял это безобразие, хотя бы когда за ворота выходишь». Он поздно ложился, рано вставал. До вечера смотрел телевизор. Любимые передачи – «В мире животных» и «Клуб кинопутешествий». Иногда кричал: «Девы (это мы с сестрой. – Е.Ж.)! Принесите-ка мне бутербродик с колбасочкой и чайку с молочком». И так каждые полчаса. У него была огромная кружка, в которую летело семь-восемь ложек песка. Любил водочку, делал ее сам – на чесноке, с перчиком, так, чтобы до носа продирало. Мог выпить рюмки две-три, не больше. И еще делал настойку на перепонках грецких орехов. Ну и коньяк любил. Вино не позволяла язва. Помнится, любимое блюдо – мозги. Нам няня Маша говорила, что это грибы такие. Сказать нам, девчонкам, «мозги» она не решалась. К маме часто приходили подруги – он всегда был очень терпелив. Посидит минут пять, пойдет: Маечка, я прилягу. Из командировок писал ей трогательные письма. И так до последних дней. Он ее боготворил. Я не могу это ни с чем сравнить. Мама была само спокойствие. Никогда на него не давила. Он постоянно советовался с ней. Для меня родители навсегда остались примером семьи, примером отношений между мужчиной и женщиной. Папа всегда боялся за нас. Мама не работала, он переживал из-за того, что оставит семью неустроенной, что все пропадут без него. Соглашался в кино на то, что предлагали. Концерты давал на износ. Считал нас совершенно беспомощными. Да это так и было. С ним все было легко и замечательно. А после его смерти вдруг выяснилось, что все отвратительно и кругом – сплошное хамство. Помню, устраивали поминки, и я пошла в гастроном, где папа брал заказы. Стоит такая крепенькая продавщица и с кем-то шушукается. Подошла моя очередь, и она мне очень спокойно говорит: «Жаров здесь заказы не берет, с тех пор как умер». Это было на девятый день после его смерти». 

Михаил Иванович сделал предложение Майе в то время, когда началась печально известная травля врачей-евреев. Одним из первых подвергся гонениям отец Майи Элизар Маркович. Сначала была статья в студенческой газете, обливающая грязью заслуженного профессора. Затем начались бесчисленные комиссии по проверке работы его кафедры. Элизар Маркович перенес несколько инфарктов, но каждый раз возвращался в институт - преподавал, писал статьи и учебники. В 1952 году он подал заявление об уходе, а в феврале 1953 года его арестовали. Была арестована и его жена. Михаил Иванович и вся семья Жаровых повели себя очень достойно. Когда все отвернулись от семьи Гельштейнов, они одни поддерживали их морально. Жаров приютил в своей квартире и сестру Майи Вику. В то время у Жаровых уже росла дочка Анюта, и Майя ждала второго ребенка. 


Все эти события не могли не отразиться на Михаиле Жарове. Руководство Малого театра сняло его с должности партийного секретаря. Вчерашние знакомые, еще недавно заискивающие и лебезившие перед ним, теперь отводили глаза, чтобы лишний раз не здороваться. Но Михаил Иванович не только не изменил своей позиции, но на одном из собраний резко заявил, что от родителей жены никогда не отречется. Тогда начались угрозы по телефону. 

В кино и театре начала 50-х работы для Жарова не было. Лишь после смерти Сталина, когда родители Майи были реабилитированы, Жаров начал вновь играть в театре и сниматься в кино. 


Он сыграл Прохора в фильме-спектакле «Васса Железнова», Артынова в мелодраме Исидора Анненского «Анна на шее», Свиристинского в музыкальной комедии «Девушка с гитарой». Позже он появился перед кинозрителями в небольших, но ярких ролях: министр в музыкальной комедии «Каин ХVIII» и циник Ухов в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра». Театральная публика принимала его восторженно.

 

Однажды его вызвали в Моссовет. Он пришел. Спросили: «Михаил Иванович, как вы живете?» «Прекрасно. Другие живут гораздо хуже». – «Но вы-то не другой. Вот на всякий случай вам ордерок, и переезжайте, пожалуйста, на Котельническую набережную, в трехкомнатную». 

Он не терпел, когда о нем писали. Точнее, мечтал о достоверной книге, и всякий раз, когда читал написанное, приходил в неистовство.  

Однажды его доняла девица из многотиражки. Она долго вызванивала Михаила Ивановича. Однажды подкараулила у подъезда на Котельнической, где он жил. Жаров тогда сломал ногу, и из машины его вынимали двое ассистентов. Они вели его через вестибюль высотки, а девица бежала за ними вприпрыжку на каблуках, задавая свои вопросы, умудрившись в последний момент втиснуться в лифт. Ее настойчивость произвела на Жарова впечатление. Он впустил ее в квартиру. Предупредил: «Только я лягу, а вы спрашивайте». 

Когда ее вопросы иссякли, он попросил: «А теперь прочитайте, что вы записали». Вопль Жарова прервал чтение. Девица от страха грохнулась в обморок. 

Он добродушно откликался на предложения биографов. Но едва они приступали к работе, как он начинал свирепеть, и рвал страницы. «Михаил Иванович, тут же слово в слово так, как вы говорили!» «Это неправда, ничего такого я не говорил! Не мог говорить! Это – не я». – «У меня есть магнитофонная запись». – «Плевать на запись!» «Давайте послушаем», – предлагал корреспондент. «Ставь...» Слушая, Жаров мрачнел.  

Последним всенародным успехом Михаила Жарова стала роль деревенского детектива Анискина. Первый фильм об этом почти фольклорном персонаже, который назывался «Деревенский детектив», был поставлен в 1968 году режиссером Иваном Лукинским по одноименной повести Виля Липатова.



Милиционер Анискин настолько понравился и публике, и критике, и начальству, что вскоре вышло еще два телефильма: «Анискин и Фантомас» и «И снова Анискин».
 

Свой последний фильм «И снова Анискин» Михаил Жаров поставил сам. К тому времени он был тяжело болен, но достойно держался перед камерой.  


Светлана Жарова рассказывала: «Когда в 60-е, 70-е стали подписывать письма в защиту гонимых, я однажды упрекнула его: почему не подписал? Он сказал что-то резкое, я вспылила, ушла. Когда пришла домой – звонок. Дядя Миша. «Успокоилась, дурочка? А теперь я скажу. Не тот умный, который, все видя, бьется головой о стенку, а тот, кто в данных условиях старается сделать максимум». Конечно, он все понимал про нашу тогдашнюю жизнь. У него не было ощущения, что ему кто-то что-то должен за его популярность и дар. Он никогда не пользовался своим именем. Только если надо было помочь кому-то другому, не из семьи. Я, например, помню, как он помогал Каплеру. Это он делал всегда. В Моссовете даже хотели выделить ему секретаря с кабинетом – так много дядя Миша помогал людям по стране».  


Однажды Жарова пригласили в Голливуд. Это было в год смерти старшего Кеннеди. В первые часы после перелета Жарову было плохо – что-то с сердцем. С первого взгляда Америка ему исключительно не понравилась. После нескольких часов отдыха Жаров решил выйти в город, не зная по-английски ни слова. Не прошло и пяти минут, как он понял, что заблудился. Жаров подошел к темнокожему американцу, и допустил непоправимую ошибку, обратившись: «Товарищ негр, скажите...» И незамедлительно получил по физиономии. «Товарищ» расслышал лишь слово «негр». Только полицейский спас артиста от больших неприятностей.  

Позже, захватив за компанию Юлиана Семенова, Жаров отправился в палаточный лагерь каких-то протестующих слоев. Узнав об этом визите, тогдашний посол в Америке Добрынин всплеснул руками.  

– Михаил Иванович, дорогой, что вы творите! Вы ведь могли пропасть с концами. В этом палаточном лагере – одни разбойники! Я покажу вам то, чего не должен показывать.  

И он провез Жарова по району, целиком разграбленному черными. После этого неофициальная часть визита была наскоро свернута. В официальной значилось посещение знаменитой четы Мейер – владельцев одноименной киностудии, которые к тому времени отошли от дел, и жили в Нью-Йорке, в простенькой квартире со смежным бассейном на четыре семьи. Жарова они знали по фильмам и были от него в восторге. Зашла речь о том, как живет артист Жаров, – супруги были достаточно хорошо информированы, как обстоят дела с уровнем жизни в эпоху победившего социализма. Были уверены, что и Жаров едва ли не бедствует.  

– Я плохо живу?! – обиделся Михаил Иванович. – Да у меня квартира на сто метров, как у вас. У меня дача есть!  

– Вы располагаете частной собственностью? – удивились Мейеры.  

– Получается, располагаю. У меня дача, машина, наконец, у меня няня есть! 

– Зато у вас нет бассейна, – сказал старик Мейер.  

– Нет, – грустно согласился Жаров. – Этого у меня нет. А вы знаете почему? Потому что один бассейн на четыре квартиры – это не гигиенично.  

Болел Жаров в последние годы часто и тяжело. Звезду Героя Социалистического Труда к восьмидесятилетию ему вручали дома. Мая накрыла на кухне, по-семейному. Жаров довольно сдержанно реагировал на это событие.  


Потом он попал в больницу с диагнозом – аневризм аорты. В палату его положили с негром по имени Майкл. Памятуя свои американские злоключения, Жаров ворчал: «Это мне специально негра подложили...» Но негр оказался молодой и веселый – через пару дней Михаил Иванович что-то горячо обсуждал с ним. Позже к Жарову перевели какого-то пенсионера, и он стал ворчать, что с Майклом веселее. Был уверен, что скоро выйдет, заказывал журналы, книги. Лучше не становилось, зато появились сильные боли в боку. Врачи не заметили, что у актера была проблема с аппендицитом.  И вскоре Михаил Жаров умер от перитонита.  

Он не любил, когда его навещали в больнице. Даже Маю в последний свой день заставил уйти из палаты: зачем на меня такого смотреть? На его рабочем столе осталась записка: «Ничего не трогать, скоро приду». 

Михаил Иванович ушёл из жизни во сне, утром 15 декабря 1981 года в больнице.
 



Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

Использованные материалы:
 

Текст статьи «Михаил Жаров: свой среди чужих», автор Д.Щеглов

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.akter.kulichki.net 

 

 


Фильмография:

 

  • Царь Иван Васильевич Грозный (1915) роль: опричник
  • Тот, кто получает пощечины (1916) роль: берейтор
  • Аэлита (1924) эпизод
  • Папиросница от Моссельпрома (1924) роль: служащий и носильщик
  • Дорога к счастью (1925) роль: Егор Миронов
  • Его призыв (1925) роль: рабочий
  • Шахматная горячка (1925) роль: маляр
  • Каштанка (1926)
  • Мисс Менд (1926) роль: половой
  • Последний выстрел (1926) роль: Журкин
  • Случай на мельнице (1926) роль: Ефим
  • Аня (1927) роль: Ждан
  • Дон Диего и Пелагея (1927) роль: Михаил Иванович
  • Кто ты такой? (1927) роль: студент
  • Человек из ресторана (1927) роль: официант
  • Без ключа (короткометражный) (1928) роль: Коля
  • Белый орел. Губернатор (1928) роль: чиновник
  • Два-бульди-два (1929) роль: председатель ревкома
  • Живой труп (Законный брак) (1929) роль: свидетель
  • Манометр 2 (короткометражный) (1931)
  • Никита Иванович и социализм (короткометражный) (1931)
  • Путевка в жизнь (1931) роль: Фомка "Жиган", главарь воровской шайки, бандит-убийца
  • Двадцать шесть комиссаров (1932) роль: меньшевик     
  • Окраина (1933) роль: студент-меньшевик
  • Гроза (1933) роль: Ваня Кудряш, приказчик Дикого
  • Марионетки (1934) роль: начальник пограничного поста
  • Мечтатели (1934) роль: Хайлов
  • Юность Максима (1934) роль: Дымба, конторщик
  • Любовь и ненависть (1935) роль: прапорщик Куква
  • Три товарища (1935) роль: Михаил Иванович Зайцев
  • По следам героя (1935) роль: милиционер
  • Возвращение Максима (1937) роль: Дымба, конторщик Невского завода, король санктпетербургского бильярда, черносотенец, исполнитель песни "Цыпленок жареный, цыпленок пареный..."
  • Петр Первый (1937-1938) роль: Меншиков
  • Выборгская сторона (1938) роль: Дымба Платон Васильевич, конторщик, анархист и погромщик
  • Медведь (короткометражный) (1938) главная роль: Григорий Степанович Смирнов, помещик, отставной поручик
  • Ошибка инженера Кочина (1939) главная роль: Ларцев
  • Степан Разин (1939) роль: Лазунка
  • Человек в футляре (1939) роль: Михаил Коваленко учитель истории и географии
  • Богдан Хмельницкий (1941) роль: Гаврила, дьяк
  • Боевой киносборник №12 (1942) роль: Воробьев, дед, новелла "Ванька", снайпер
  • новелла "Сын бойца"
  • Оборона Царицына (1942) роль: Перчихин
  • Секретарь райкома (1942) роль: Гаврила Руссов, дед Саши
  • Юный Фриц (короткометражный) (1942) главная роль: Фриц 
  • Актриса (1942) роль: камео
  • Во имя Родины (1943) главная роль: Иван Иванович Глоба, лейтенант, военфельдшер
  • Воздушный извозчик (1943) главная роль: Баранов Иван Кузьмич
  • Иван Грозный (1944, 1945) роль: Малюта Скуратов, опричник
  • Близнецы (1945) главная роль: Вадим Спиридонович Еропкин, начальник базы Горторга
  • Беспокойное хозяйство (1946) главная роль: Семибаб, старшина        
  • За тех, кто в море (1947) главная роль: Харитонов
  • Мичурин (1948) роль: Хренов Семен Семенович
  • Счастливый рейс (1949) роль: шофер Зачесов
  • Васса Железнова (1953) роль: Прохор Храпов, брат Вассы Железновой
  • Анна на шее (1954) роль: Артынов
  • Родимые пятна (киноальманах) (1954) роль: Лаптев, «Ревизоры поневоле»
  • Девушка с гитарой (1957) роль: Свиристинский Аркадий Иванович, директор магазина
  • Сапоги (короткометражный) (1957) роль: Блистанов
  • Красные листья (1958) роль: пан Казимир Шипшинский помещик, шляхтич, майор
  • Млечный путь (1959) роль: Михаил Силович, председатель совхоза
  • Чужой бумажник (короткометражный) (1961) роль: Николай Никанорович Старосельцев
  • Внимание! В городе волшебник! (1963) роль: повар
  • Каин XVIII (1963) роль: военный министр
  • Старшая сестра (1966) роль: дядя Митя
  • Деревенский детектив (1968) главная роль: Федор Иванович Анискин, участковый
  • Развод по - нарымски (телеспектакль) (1972) главная роль: Анискин
  • Так и будет (телеспектакль) (1973) главная роль: Воронцов
  • Самый последний день (телеспектакль) (1973) главная роль: Ковалев 
  • Сэр Джон Фальстаф (телеспектакль) (1974) главная роль: Фальстаф
  • Дом Островского (телеспектакль) (1974)
  • Анискин и Фантомас (1974) главная роль: Федор Иванович Анискин
  • И снова Анискин (1978) главная роль: Федор Иванович Анискин
  • Власть тьмы (телеспектакль) (1978) главная роль: Митрич

 

Режиссер:
 

  • Беспокойное хозяйство (1946)
  • Анискин и Фантомас (1974) - совместно с В. Раппопортом
  • И снова Анискин (1978) - совместно с В. И. Ивановым

 

 

27 октября 1899 года - 15 декабря 1981 года

Tags: актеры, режиссеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments