Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

ПЕТРОВ Андрей Павлович




Композитор

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972)

Народный артист РСФСР (1976)

Народный артист СССР (1980)

Лауреат Государственной премии СССР (1967, за песни написанные в 1964-1965 годах: «Песня о моём отце», «Голубые города», «Песня о друге», «На кургане», «Я шагаю по Москве»)

Лауреат Государственной премии СССР (1976, за оперу «Пётр Первый»)

Лауреат кинопремии «Ника» (1992, за музыку к фильму «Небеса обетованные»)

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (1995, за симфонию-фантазию «Мастер и Маргарита» и концерт для фортепиано с оркестром)

Лауреат кинопремии «Золотой Овен» (1997, за заслуги в отечественном кинематографе)

Обладатель приза за вклад в киноискусство на V кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (1997)

Обладатель премии «Золотой Остап» (1998)

Обладатель премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999)

Обладатель кинопремии «Ника» (1999, за музыку к фильму «Хрусталёв, машину!»)

Обладатель ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005, за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность)

Обладатель орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000, за большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства)

 

 

Андрей Петров родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде. 

Его мама Ольга Петровна Ваулина была художницей, отец Павел Платонович – военным хирургом. О своей семье Андрей Петров рассказывал: «Папа работал врачом, мама и дедушка были художниками. Кстати, дед был довольно известным керамистом — его звали Пётр Ваулин. И он приложил руку к созданию изразцовой татарской мечети в Петербурге, а в Москве к созданию гостиницы «Метрополь», Ярославского вокзала, Третьяковской галереи. Правда, брат моей мамы был композитором, но он уехал из страны в 20-е годы, ещё до моего рождения, и жил в Чехии. Поэтому познакомились мы с ним намного позже. К сожалению, его композиторская судьба не сложилась. Но после него остались ноты, которые я ребёнком с любопытством разбирал…»

Когда началась война, в 1941 году Андрей Петров вместе с семьей отправился из Ленинграда в эвакуацию в  Сибирь. Он уже умел играть на скрипке, но становиться музыкантом не собирался. Зато очень любил читать книжки. Ему повезло - в городе Ленинске-Кузнецком, где поселилась  семья Петровых, имелась очень хорошая библиотека, которой заведовала тетя Андрея, и он практически пропадал среди книжных полок, много читал, наизусть знал произведения Александра Грина и Константина Паустовского, и даже сам пробовал писать стихи и рассказы.
  


Сам Андрей Петров позже в интервью рассказывал: «Романтическое восприятие действительности у меня с детства. Я много читал, моими кумирами были Александр Грин, Константин Паустовский. Они влекли меня за собой в какой-то особый, красивый, поэтичный мир. Думаю, замечательные книги повлияли на мой характер, и поэтому я вырос открытым и поэтичным человеком. Убежденным в том, что музыка предназначена для красоты, высоких ощущений. Музыканту вообще нужно отрываться от земли, чтобы посвящать себя возвышенному и прекрасному. Стать композитором, например, меня вдохновила прекрасная женщина, актриса Милица Корьюс, игравшая роль Музы Штрауса в фильме Большой вальс».

Мечты о писательской карьере развеялись в одно мгновение. Об этом так же рассказывала позже в интервью супруга Андрея Павловича: «Сразу после войны Андрей увидел фильм «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Эти семьдесят пять минут, пока шла картина, изменили его судьбу. Он увидел, как легко и просто пишется музыка, как красиво живет композитор, как насвистывают мелодию соловьи в Венском лесу, и решил, что будет композитором. Это самая главная встреча его жизни - встреча с «Большим вальсом».

Андрей Павлович позже признавался, что к учебе в училище имени Римского-Корсакова не успел толком подготовиться, но в 1945 году поступающих оказалось мало, и поэтому его приняли. Петров стал серьезно заниматься музыкой, и в Консерваторию на отделение композиции спустя несколько лет был принят, с блеском выдержав экзамен. 

Во время учебы Андрей Петров познакомился со своей будущей супругой Натальей. Он рассказывал: «Любовь ведь бывает разная. Бывает, ты влюбляешься с первого взгляда. А у нас всё началось с дружбы. Я ещё какое-то время расстраивался по поводу предыдущей девушки, тем более что мы все вместе учились. Я постепенно отходил от той любви. Но сейчас думаю, что любовь, основанная на дружбе, — это надежней, чем любовь-вспышка. Поженились мы за несколько месяцев до окончания учёбы. Раньше было никак — нам обоим нужно было учиться. Кроме того, я жил в одной комнате в коммуналке с родителями и сестрой, у Наташи с её мамой была та же история. А тут как раз начались разговоры про распределение — раньше образование было бесплатным, но молодые специалисты были обязаны отработать 4–5 лет в том месте, куда тебя пошлют. Поскольку я оставался учиться в аспирантуре, мы решили не рисковать, чтобы не разлучаться. Обратились в загс, нам предложили 23 февраля. Мы согласились с удовольствием: во-первых, никто не забудет день свадьбы. Во-вторых, в этот день всегда салют — словно бы в нашу честь! Но до окончания учёбы мы так и продолжали жить каждый у своих родителей. А потом переехали в дом в Ольгино, который купили мои родители. Там мы прожили два года: Наташа работала преподавателем в музыкальной школе, а я редактором в издательстве. Каждый день ездили в город на электричке».  

В 1956 году у Петрова родилась дочь Ольга. 

Первые песни Петров написал спустя два года после окончания консерватории. К тому времени музыкант уже был автором нескольких симфонических и вокально-оркестровых сочинений. Патетическое сочинение «Мы коммунисты» соседствовало с танцевальными композициями «Пой, песня моя», «Что же ты грустишь обо мне?» и «Ах, нет». 


В своем дальнейшем творчестве Андрей Петров развивал традиции русской классической музыки, а также своего выдающегося современника Дмитрия Шостаковича, который писал о Петрове: «Меня восхищает его плодотворная работа в разнообразных жанрах». Петров обладал яркой композиторской индивидуальностью. Его музыка отличалась мелодизмом и эмоциональностью. Критики не раз отмечали яркую фантазию и богатство красок его симфонических партитур. 

В 1958 году Петров написал балет «Берег надежды», который был поставлен в Кировском театре Игорем Бельским, и впоследствии шел на сценах Москвы, Кишинева, Таллина и Одессы. А первым фильмом, над музыкой к которому работал Андрей Петров, стала картина «Человек-амфибия», снятая в 1961 году. После работы над этой картиной, по признанию композитора, у него появилось огромное количество предложений по работе в кино.

В 1962 году Георгий Данелия - Гиечка, как звал его Петров, - снимал картину «Путь к причалу», и искал композитора для «Песни о друге», со словами: «А если случится, что он влюблен, а я на его пути, - уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти». К тому времени в творческом багаже Петрова был не только «Балет надежды» и музыка к «Человеку-амфибии», но и симфоническая поэма «Радда и Лойко». И он давно понял, что музыка пишется  не так легко и беззаботно, как в «Большом вальсе», но никак не ожидал, что «Песня о друге» потребует столько сил и огромной работы.

- Ему пришлось сделать 12 вариантов песни! - вспоминала Наталия Ефимовна. - Он приезжал в Москву, играл, а потом Гия говорил: «Это хорошо, но может быть еще лучше!» Андрей возвращался в Ленинград, садился и снова ломал голову, как улучшить песню, как сделать ее выразительнее... И так - 12 раз!

В результате придирчивости Данелии песню запела вся страна. Вместе с Данелией Петров работал еще над шестью фильмами, среди которых картины «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». Но рекорд кинематографической дружбы режиссера и композитора Андрей Павлович поставил с Эльдаром Рязановым. Музыка Петрова звучит в тринадцати фильмах Рязанова, в числе которых «Берегись автомобиля!», «Загзаг удачи», «Вокзал для двоих», «Гараж» и «Служебный роман». 


О работе с Рязановым Андрей Петров рассказывал: «С Эльдаром Рязановым связано немало забавных воспоминаний. Наше сотрудничество чуть не оборвалось в самом начале. Дело в том, что я очень плохо показываю написанную мной музыку. Когда я сыграл Эльдару вальс для «Берегись автомобиля», он долго сидел молча, явно не зная, что мне сказать. Позже признался, что думал в этот момент: «Да, с композитором мы дали маху». Потом вдруг его осенило, и он попросил меня сыграть хорошо знакомую ему мелодию «Я шагаю по Москве». После этого он понял, что не всё потеряно! Потому что и эту мелодию в моём исполнении узнать было трудно».


- Как хорошо, что они с Рязановым нашли друг друга! - говорила народная артистка России Ольга Волкова. - Сколько чудесных песен появилось благодаря этому содружеству! Андрей Петров - божественный композитор. Я могу считать себя его самым восторженным слушателем. И таких восторженных слушателей музыки Петрова к кинофильмам Рязанова - миллионы. Как-то раз Данелия даже сделал вид, что позавидовал Рязанову: на один из юбилеев Петрова прислал телеграмму: «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем для меня!»

Среди любимых Андреем Павловичем людей его родные и близкие первым называли именно Данелию, который был настоящим верным другом Петрова, несмотря на то, что они жили в разных городах.  

О своих взаимоотношениях с Данелией Андрей Петров рассказывал: «У Гии Данелия я прошёл настоящую школу киномузыки. Когда Данелия в очередной раз «заворачивал» предложенную мной мелодию, я спрашивал его: «Ну какой же она должна быть?» «Хорошей», — всегда отвечал он мне». 

Андрей Павлович очень любил актрису Алису Фрейндлих, боготворил дирижера Юрия Темирканова и скрипача Бориса Гутникова. Среди эстрадных исполнителей выделял Эдуарда Хиля и Людмилу Сенчину.


- Андрей Павлович всегда восхищал меня тем, как он щедро дарил людям радость, музыку и тепло, - рассказал в интервью Эдуард Хиль. - Он говорил, что чем больше отдашь, тем будешь счастливее. Когда я был молодой, этого не понимал. А сейчас с каждым годом все больше понимаю и все чаще вспоминаю его слова. Петров был необыкновенным человеком.

Людмила Сенчина так же была убеждена в неповторимости Андрея Петрова: «Есть люди совершенно не-за-ме-ни-мы-е! Когда я слышу музыку Петрова, то с первой ноты это сразу чувствую. Самобытный, неповторимый талант!» 

Андрей Павлович Петров написал музыку к фильму «Синяя птица», главную роль в котором исполнила Элизабет Тейлор. За музыку к фильму «Небеса обетованные» композитор был удостоен премии «Ника». В мире музыки за Андреем Петровым прочно закрепилась слава современного классика. Он – автор опер и балетов, симфонических произведений и инструментальных концертов, музыки к театральным спектаклям. Среди его крупных произведений – оперы «Петр Первый» и «Маяковский начинается», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Пушкин», симфонические сочинения: Поэма «Радда и Лойко», Поэма для органа и струнных, Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, Увертюра «Vivat Olimpus», «Русь колокольная», вариации для оркестров и другие произведения.  


Балет Андрея Петрова «Сотворение мира», в котором танцевал Михаил Барышников,  получил всемирную известность и был показан во многих странах Европы и Америки. Симфонические произведения композитора постоянно присутствовали и присутствуют в репертуарах разных творческих коллективов, их исполняют оркестры под управлением Юрия Темирканова, Евгения Светланова, Александра Дмитриева, Гюнтера Шулера (США) и Козухиры Монзуми (Япония).  

Много работ Петрова, было им создано в последние годы - балет «Мастер и Маргарита» для балетной труппы Бориса Эйфмана, фортепианный концерт для американского пианиста Дерека Хана, вариации для оркестра на тему Мусоргского. Композитор написал две симфонии и струнный квартет на темы протестантских гимнов. Премьеры этих произведений состоялись в Южной Корее. В 1990 году Андрей Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Глинки. Эта пьеса некоторое время являлась Государственным гимном России.  

В 1997 году за заслуги в отечественном кинематографе Андрею Петрову была вручена премия «Золотой Овен», а в 1999 году – премия «Золотой Остап». Всего Андрей Петров сочинил музыку более, чем для восьмидесяти фильмов. 


О своей работе в кино Петров рассказывал: «Музыку для кино я пишу с удовольствием. Мне повезло, что одним из первых полнометражных фильмов, к которому я написал музыку, был сразу ставший популярным «Человек-амфибия». Картина принесла мне известность, песни быстро подхватили. И в первую очередь «Нам бы, нам бы, нам бы, нам бы всем на дно — там бы, там бы, там бы, там бы пить вино!». На радио приходила масса писем с просьбой её исполнить. Но столько же было и возмущённых посланий: мол, ужас, к чему песня призывает! Даже на выпущенной пластинке была записана вся музыка из фильма, за исключением этой песенки. Зато в народе на её мотив создали массу вариантов: от «всем в кабак — пить коньяк» до «всем в колхоз — есть навоз». Однажды я поднимался на эскалаторе в метро, а навстречу спускалась компания молодых людей с гитарой, дружно оравших: «Нам бы, нам бы…». Стоявшая передо мной пожилая интеллигентная пара завозмущалась, как бы призывая меня в союзники (наверное, я имел вид интеллигентного человека): «Какой ужас! Ну и молодёжь пошла! Что за песня кошмарная?!» Мне ничего не оставалось делать, как согласиться с ними и осудить собственную песню». 


Композитор сотрудничал с международным театральным центром «Юджина О'Нила», находящимся в США. Премьера совместной с бродвейским коллективом постановки мюзикла Петрова «Капитанская дочка» состоялась в 2002 году в США и в марте 2003 года в России. В ноябре 2005 года Петров представил слушателям симфонию-фантазию «Прощание с...» «Это не реквием, это воспоминание о том прекрасном, с чем, к сожалению, приходится прощаться», - сказал Андрей Павлович в одном из интервью накануне своего юбилея. 

Наталия Ефимовна Петрова была уверена, что этот юбилей был одним из самых счастливых дней в его жизни: «Мы праздновали у Михайловского замка при огромном стечении народа. Все торжество было обращено к Летнему саду. Звучала музыка Андрея. С проплывающих мимо теплоходов и лодок, от ограды сада кричали: «Мы вас поздравляем! Мы вас любим! Живите вечно!» Андрей увидел настоящую народную любовь, не подыгранную, искреннюю. Через полгода его не стало. Как хорошо, что он успел увидеть, как город его любит». 

Андрей Петров скончался 15 февраля 2006 года после перенесенного ишемического инсульта в клинике нервных болезней Военно медицинской академии имени Кирова в Санкт Петербурге.  

Георгий Данелия в интервью рассказывал: «Это был мой лучший друг. Он был удивительно светлый человек. Есть такое понятие – «светлый ангел», к нему бы оно очень подошло. Чтобы понять, какой он был, достаточно послушать его музыку. Такую открытую, такую оптимистичную, всегда добрую, всегда человечную. Я с ним работал сорок пять лет. И я ни разу не видел его угрюмым, сердитым, раздраженным. Это всегда был очень внимательный, благонастроенный к людям человек. Конечно, его музыка во многом сделала те фильмы, над которыми мы работали вместе. И конечно, прежде всего – «Я шагаю по Москве». Этот фильм жив и известен сегодня в основном благодаря прекрасной музыке Андрея. А сделали мы с ним фильмов много...» 



Андрей Петров похоронен на Волковском кладбище Санкт Петербурга в музее некрополе «Литераторские мостки».
 



 



Использованные материалы:
 

Материалы сайта www.rian.ru

Материалы сайта www.c-cafe.ru

Материалы сайта www.tvkultura.ru

Материалы сайта Википедия

Текст статьи «Планета по имени Андрей Петров», автор Л.Андреева

Текст интервью с Андреем Петровым «Нечеловеческая музыка», автор Н.Шергина

Текст интервью с Андреем Петровым «Любовь бывает разная», автор А.Майская

 

 

2 сентября 1930 года - 15 февраля 2006 года

 

Tags: композиторы
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments