Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ПОЛИЩУК Любовь Григорьевна




Народная артистка России (1994)

Лауреат кинофестиваля в Сан-Франциско в номинации «Лучшая актриса» (1990, за фильм «Городские подробности»)

Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Самая красивая и стильная актриса года» (1999)

Народная артистка Республики Карелия (2007, посмертно)

 

 

Любовь Полищук родилась 21 мая 1949 года в Омске.  

Ее папа был строителем, а мама – швеей. О своем детстве Любовь Полищук вспоминала: «У нас работал только один папа, так что жизненные трудности я знала с детства. Но была неунывающим ребенком: пела, танцевала, постоянно пародировала знакомых. За это, кстати, меня прозвали «артисткой». 

Она закаляла характер с детства, и была худой, длинной, курносой, с кривоватыми после перенесенного рахита ногами, девочкой. Люба была постоянно бледна из-за низкого гемоглобина крови, страдала косоглазием и считала себя некрасивой. Но при этом мечтала стать артисткой. Особенно ей нравился балет, хотя ни одного спектакля она не видела, но ее внимание привлекали танцовщицы на открытках. Она скупала их в газетных киосках, вставала перед зеркалом, изображала балетные позиции, и делала упражнения, которые сама же придумывала, держась за стену или за спинку стула как за станок. Но в балетную школу ее не приняли из-за слишком высокого роста. Девочка стойко приняла первый удар судьбы. В четвертом классе Люба стала солисткой школьного хора. На одном из конкурсов она даже заняла первое место, исполнив «Песню про арифметику», после чего на многие годы получила прозвище Арифметика. В восьмом классе Полищук записалась в драмкружок, при каждом удобном случае ходила в театр. А к окончанию школы неказистая девочка расцвела и похорошела. Она чувствовала свою непохожесть на подруг, и это укрепляло мечту стать актрисой. Родители удивлялись увлечениям дочки, и не считали актерство серьезной профессией.  

— Я все думала, дочь швеей станет, — рассказала мама актрисы Ольга Пантелеевна. — Ведь она и шила, и вязала, мастерила такие платья, которые сейчас от-кутюр носят! Отец тоже был против актерства, даже потом, через много лет, ворчал: «Любка, тебе сорок скоро, а ты все скачешь!» Она только смеялась в ответ: «Па, работа у меня такая! Я и в пятьдесят скакать буду». 

Когда Любе исполнилось 16 лет, она вопреки желанию родителей уехала в Москву, чтобы поступить в театральный институт. Она появилась в Москве в платье, перешитом из школьной формы, с деревянным чемоданом и тридцатью рублями в кармане. Ни родственников, ни друзей в столице у нее не было, на экзамены в театральные вузы она опоздала. Девушка отправилась поступать во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, где шел набор артистов… в Омскую областную филармонию. На вступительных экзаменах Люба  станцевала шейк, пела под Людмилу Зыкину и Робертино Лоретти. Приемная комиссия обсмеялась, и несмотря на то, что коллектив формировали из профессиональных артистов, ее взяли. 

Люба сняла в Москве комнату, но прожила в ней всего три дня. Однажды, поторопившись на занятия, и забыв выключить утюг, она чуть не устроила пожар. Ей пришлось ночевать в скверах и подъездах, благо - на дворе стояло лето, а чемодан с вещами можно было оставить в камере хранения Белорусского вокзала. Сняв другую комнату, она успевала подрабатывать няней, домработницей и сторожем, не забывая старательно учиться.  

Во время учебы Полищук познакомилась со студентом Валерием Макаровым, за которого вскоре вышла замуж. В 1967 году, они, окончив обучение, вместе отправились в Омск, где оба были приняты в местную филармонию. В 1972 году у супругов родился сын Алексей. Но в дальнейшем семейная жизнь Любови Полищук и Валерия Макарова не сложилась.  


Заместитель директора Омской филармонии Александр Дмитриев рассказывал: «Большой коллектив из нашей филармонии – человек 30 – отправили на учебу в Москву, во Всероссийские творческие мастерские эстрадного искусства на ВДНХ. Специально для нас московские педагоги поставили театрализованную программу. Любу готовили как артистку разговорного жанра. И вот когда мы приехали обратно в Омск, начали выступать, гастролировать, собирать залы, стало ясно: Люба-то – звезда! Публика принимала ее бесподобно». 

Некоторое время спустя руководитель Омской филармонии Юрий Юровский получил назначение в Москву, директором Росконцерта, и пригласил переехать в столицу Полищук с мужем. Они воспользовались предложением, и переехали. Но вскоре Макаров вернулся, а Люба – осталась в Москве с маленьким сыном. Когда Алексею исполнилось четыре года, Любовь Григорьевна развелась с супругом. Позже она прокомментировала свой развод: «Я стремилась в жизни достичь чего-то большего, а Валера считал, что он уже всего добился. Поэтому наши пути разошлись».  

В мюзик-холл Любовь Полищук была приглашена для исполнения главной роли в спектакле «Красная стрела». Это история о девушке, которая осуществила свою мечту стать актрисой. А спустя несколько лет Любовь Полищук сыграла звезду сцены в фильме «Только в мюзик-холле». Обе эти роли были похожи на судьбу самой актрисы. 


О своем новом периоде жизни в Москве Полищук рассказывала: «У меня никогда не было желания сделать мужчину своим рабом. Я проклинаю наше советское ханжеское воспитание и эмансипацию, а за некоторые свои поступки в молодости я себя просто ненавижу. Могла в ресторане с шиком заплатить за весь столик. При этом даже не задумывалась о том, что оскорбляю таким поступком мужчин. А сейчас... С годами все больше хочется подчиняться, чувствовать себя слабой и беззащитной... Я была вынуждена быть сильной. Убеждена, что женщина должна работать мало и в охотку. Но сама при этом работала, как лошадь. Честно говоря, жизнь частенько била меня по голове. Приходилось на своих плечах тащить очень многое. Рассчитывать мне было не на кого - воспитывала сына одна. Я приехала в Москву из своего родного Омска, устроилась в Театр миниатюр, где нужно было доказывать всем и вся, что Полищук хоть и провинциальная артистка, но не хуже вас, столичных. На гастроли (а их было 11 месяцев из 12) ездила с маленьким Лешей. В гостиничном номере - бесконечные кашки-малашки, тертые овощи, пеленки... А потом нужно было легко и красиво выпорхнуть на сцену. Ну откуда здесь взяться беззаботности, когда ты своему ребенку и отец, и мать?!» 


В 1977 году Любовь Полищук снялась у Марка Захарова, который пригласил молодую актрису для съемок в эпизоде фильма «12 стульев». Вместе с Остапом Бендером, которого играл Андрей Миронов, она танцевала «Танго страсти». Во время съемки одного из дублей произошел несчастный случай - Андрей Миронов уронил свою партнершу не на специально постеленные маты, а на бетонный пол. И актриса повредила позвоночник. Роль была эпизодической, но актрису заметили другие режиссеры и начали приглашать сниматься.  


В фантастическом мюзикле Леонида Квинихидзе «31 июня» она сыграла Куини, хозяйку «Вороного коня», в картине «Приключения принца Флоризеля» - Жаннет, в комедии Михаила Григорьева «Дуэнья» - Диану, в школьном фильме «В моей смерти прошу винить Клаву К» - маму Клавы. 

В 1979 году Любовь Полищук перешла в труппу Московского театра миниатюр (позже театр «Эрмитаж»). Здесь по-настоящему раскрылся ее драматический актерский талант. О своей работе в Московском театре миниатюр Полищук рассказывала: «Ломки были сильные. Я не умела работать без микрофона и, думая, что меня не слышно, форсировала звук, постоянно срывая себе голос. Я ломала декорации, зашибала партнеров. В мюзик-холле были огромные площадки, а тут маленькая театральная сцена, да и ростом меня бог не обидел, и, если я прыгала из одной кулисы, то сразу же улетала в другую». 

На сцене театра миниатюр Любовь Полищук выступала семь лет, сыграв роли в  популярных спектаклях: «Чехонте в Эрмитаже», «Здравствуйте, Ги де Мопассан», «Хроника широко объявленной смерти», «Принцип Питера». Одновременно с напряженной работой в театре Любовь Полищук заочно в 1985 году окончила актерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС) им. А.В. Луначарского. 

Ее сыну Алексею нужно было идти в школу, а значит, от работы в постоянно гастролирующем театре Любовь должна была отказаться. И она решила отдать сына в интернат, надеясь, что тот с пониманием согласится переехать. Но когда Алексей вырос и сам стал актером, время, проведенное в «казенном доме», вспоминал не лучшими словами.  


— Люба всегда очень много работала, Алеша без нее страшно скучал, — рассказывала мама актрисы Ольга Пантелеевна. — И когда ее по телевизору показывали, внук ревел: «Мама!» Заставлял нас выключать телевизор, будто это он у него Любу отнял. Алеша и меня мамой называл, так скучал. 


Тогда же произошли изменения и в личной жизни актрисы. Художник Сергей Цигаль увидел Любовь Полищук в одном из фильмов, а в 1982 году попал на телеспектакль «Эзоп», где Полищук сыграла Клею. Он стал искать среди друзей и знакомых того, кто мог бы представить его актрисе. Разговоры о том, что художник Цигаль хочет познакомиться с ней, доходили и до Любы. 

Постановка Михаила Левитина «Хармс! Чармс! Шардам!», в которой Полищук сыграла сразу несколько ролей, стала событием театральной жизни Москвы. А для самой актрисы — началом новой счастливой жизни: после одного из первых спектаклей друзья  познакомили Сергея с Любовью. «Когда нас, наконец, представили друг другу, я уже была о нем самого лучшего мнения. Понравилось, что он веселый, с чувством юмора и не пошляк. А как он красиво ухаживал!» - вспоминала Любовь Григорьевна. 

Сергей внес в ее свои картины, работы друзей, выставки и вернисажи. Любовь составляла композиции из сухих цветов и украшала ими дом. Полищук стало нравиться путешествовать, и собирать красивые вещи: мебель из красного дерева, дизайнерскую одежду и кузнецовский фарфор. Супруги забрали Алексея из школы-интерната, а спустя год в семье появилось прибавление – родилась дочка Маша. Как рассказывала Полищук, доктора запрещали ей рожать, а она очень хотела родить девочку. Узнав, что Любовь беременна, Сергей Цигаль сразу сделал ей предложение. Рождение Маши было очень тяжелым. Полищук делали кесарево сечение и одновременно удалили аппендицит. Ослабленная, она вышла на сцену и плясала в спектакле, садясь на шпагат. «И у меня вылетели прямо на сцене в спектакле «Соломенная шляпка» два диска позвоночника, - вспоминала актриса, - потому что вся нагрузка на спину пошла, на животе мышцы не работали. До 35 лет я вообще ничем не болела. А тут сразу подряд: спина, потом я заболела гриппом, гайморитом. Месяц провела в больнице». 


После этой травмы жизнь актрисы зависела от врачей, которые в течение многих лет  пытались избавить актрису от болей. Она прошла длительный курс лечения в Боткинской больнице, затем - в Институте имени Вишневского. Полищук сделали сложную операцию на позвоночнике в НИИ нейрохирургии имени Бурденко. В одном из своих интервью «Аргументам и фактам» Любовь Полищук рассказывала: «Меня всегда удивляло, как актер, который сломал ногу и еле передвигается в жизни, на сцене вдруг начинает танцевать… Это такая профессия. На время спектакля ты всегда здоров. Я не смогла выйти на сцену только два раза в жизни. Первый раз помешал гипертонический криз. От болей в спине (у меня была очень серьезная травма позвоночника) мне дали лекарство, от которого рвануло вверх давление. Но в театр я все же приехала. Хотя не помню, как садилась за руль… Шел спектакль Трушкина «Там же, тогда же» с Костей Райкиным. Я даже накрасила один глаз, а потом упала в обморок. Вскоре приехала «скорая», мне «впороли» что-то для понижения давления, и тогда у меня… отнялся язык. Изрекала что-то совершенно нечленораздельное: «М-м-бяу-э». Зрители ждали еще целый час, но меня увезли в больницу. Или спектакль «Искушение»… За три недели до выпуска я попала в жуткую аварию. Видимо, так глубоко вошла в образ — там ведь все тоже начинается с дорожного происшествия. Премьеру играла в «ошейнике» — в аварии получила жуткое смещение позвонков, сотрясение мозга. Я не могла «навести резкость», не понимала, где стоит партнер. Прошло полгода, прежде чем смогла играть». 


В 80-е годы Любовь Полищук продолжала активно сниматься в кино. Но из-за конфликта с руководством киностудии «Мосфильм», актрисе стали отказывать в главных ролях. Тем не менее, она снялась в мелодраме Вадима Дербенева «Змеелов», сыграла Адель Фортескью в детективе «Тайна «Черных дроздов». На киностудии им. Довженко Полищук доверили главную роль в трагикомедии «Если можешь, прости…», а на «Лентелефильме» - в психологической драме «Эзоп». В 1989 году на экраны вышли сразу несколько фильмов с участием актрисы. Она сыграла небольшую роль в «Интердевочке» Петра Тодоровского и в драме Владимира Кучинского «Любовь с привилегиями».  

С 1989 по 1995 год Любовь Полищук работала в театре «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза. За этот период она сыграла роли в спектаклях: «А чой-то ты во фраке?», «Пришел мужчина к женщине» и «Антигона в Нью-Йорке». 


Иосиф Райхельгауз рассказывал:  «Я, к счастью, был знаком с ней со студенческих лет. Мы познакомились в театре «Эрмитаж», тогда – в театре миниатюр, и я советовал Любе поступить в ГИТИС, Табаков там как раз набирал курс. Интересно то, что студентка Полищук сразу же начала сниматься в кино вместе со своим художественным руководителем. Они снялись в общей работе, которая называлась «Зоб» - редчайший случай, когда профессор и художественный руководитель снимается вместе со своей студенткой. Любу все очень любили на съемочной площадке: ее партнеры по работам, и даже гримеры, костюмеры, ассистенты, которые всегда несли ей и кофе, и чай, и бутерброды». 

В 1990 году Полищук стала лауреатом приза кинофестиваля в Сан-Франциско в номинации «Лучшая актриса» за фильм «Городские подробности», а в 1999 году - лауреатом театральной премии «Чайка» в номинации «Самая красивая и стильная актриса года». А в 1994 году Полищук была удостоена звания народной артистки России. 

С начала девяностых годов Любовь Полищук активно участвовала в проектах частных московских театров и антреприз. В 1994-1996 годах она играла в Театре Антона Чехова в двух спектаклях: «Там же, тогда же…» и «Чествовании». А в 1995 году в театральной компании «Арт-клуб» она исполнила роль в спектакле режиссера А. Житинкина «Квартет для Лауры». 


Иосиф Райхельгауз рассказывал:  «Она – актриса, которая себя абсолютно не жалела, у нее были боли в спине с молодости, и в последние годы ей было очень тяжело играть, мы даже в гримерной сделали специальную кушеточку для нее, она отыгрывала первый акт того же «Фрака», или «Пришел мужчина к женщине», «Антигона в Нью-Йорке», а потом весь антракт лежала и, что называется, корчилась от боли, а потом выходила и продолжала играть весело и легко. Полищук – разносторонняя артистка, и, обладая внешностью классической героини, со всеми правильными чертами лица и фигуры, в то же время была острой, яркой, характерной артисткой, что бывает очень редко. Обычно такие женщины-красавицы любуются собой и считают, что их внешние данные и есть их содержание, внутреннее и такое объемное. Люба, к счастью, так не считала и постоянно работала над разнообразными жанровыми проявлениями, она замечательно играла, была замечательной драматической артисткой, абсолютно профессионально пела, она даже была солисткой мюзик-холла, еще до драмтеатра, и еще она профессионально танцевала. Если можно назвать имя совершенной актрисы, вот это и есть Любовь Григорьевна Полищук, причем она умела делать все и делала это профессионально до последних дней жизни». 

После ухода из театра «Школа современной пьесы», Любовь Полищук полностью переключилась на договорную работу. В 1997 году на сцене театра «Эрмитаж» Полищук сыграла в двух постановках М.Левитина - «Зойкина квартира» Михаила Булгакова и «Безразмерное Ким-танго» Юлия Кима. В 1998 году в Независимой антрепризе вышел спектакль по пьесе Н. Демчик «Мужской сезон», где Полищук сыграла в дуэте с Александром Домогаровым. А в спектакле по пьесе А.Николаи «Искушение», поставленном театральным агентством «Арт-Партнер ХХI» в 2000 году, она исполнила роль Эвы. 

В начале 90-х годов Полищук сыграла в картинах Анатолия Эйрамджана: «Моя морячка», «Бабник», «Новый Одеон», а чуть позже - «Импотент». Так же можно отметить ее роль супруги посла в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Кинорежиссеры активно использовали комедийный талант актрисы. Во многих картинах Любовь Полищук исполняла роли роковых женщин. Исполнению этих ролей помогали её  прекрасные внешние данные в сочетании с талантом клоунессы. Во многих интервью Любовь Полищук признавалась, что она себя считает больше театральной актрисой, нежели артисткой кино. 

«Люба очень любила кривляться, мастерски рассказывала анекдоты. А кривлялась не так, как это бывает в многочисленных юмористических передачах, а так, как это делали вахтанговцы в знаменитой «Принцессе Турандот», – вспоминал Владимир Качан. – Ее спектакли – это бесконечные импровизации. Как-то мы с ней играли в театре у Райхельгауза в музыкальном спектакле «А чой-то ты во фраке?» В это время как раз начались всякие споры, трения и разногласия вокруг Украины. В спектакле есть ария со строчками: «Владеешь клином 300 лет, и вдруг извольте – клина нет». И тут она оговорилась или нет – история об этом умалчивает – и пропела их так: «Владеешь Крымом 300 лет, и вдруг извольте – Крыма нет». Было видно, что сама своей смелости испугалась. Но оговорка была, что называется, по делу. Все ржали – зрители в зале, артисты за кулисами, а Люба – в первую очередь». 

Однажды Любовь Григорьевна написала история для газеты, выпущенной актерами к юбилею театрального агентства «Арт-Партнер XXI»: «Аэропорт Домодедово доперестроечного периода. Дамская комната. Людно. Экономными конструкторами с хорошим чувством юмора кабинки оборудованы таким образом, что головы и ноги выставлены на всеобщее обозрение, пока клиент стоит. Потом голова исчезает. Потом… Когда моя голова показалась над экономной конструкцией, глазам предстала диковатая картинка: многочисленные людские ручейки объединились в один мощный поток, стремящийся в одну-единственную кабинку. В руках у потока белели многочисленные обрывки туалетной бумаги: мои благодарные поклонницы выстроились в очередь за автографами. Я ощутила себя на пике славы». 

В 2000 году Полищук вновь снялась у Анатолия Эйрамджана в комедиях «Агент в мини-юбке» и «День святого Валентина». Затем актриса исполнила одну из главных ролей в фильме Эльдара Рязанова «Тихие омуты», и снялась в сериале «Русские амазонки – 2».

В 2004-2006 годах Любовь Полищук снималась в роли мамы Вики в популярном телесериале «Моя прекрасная няня».  

– Люба не выходила на площадку, не выучив текст, – рассказывала актриса Александра Назарова, сыгравшая в «Няне» маму героини Полищук. – А все импровизации, шутки-прибаутки она на репетициях согласовывала с режиссером. И только после его одобрения лихо исполняла их в кадре. Мою героиню ввели в сериал позже, чем Любу. Поэтому я даже и не догадывалась, что она серьезно больна. Полагаю, этого никто не знал. Люба не рассказывала про свои страдания. 


– В ее гримерной стоял диван, на котором она часто лежала, когда было невмоготу от немыслимых болей в спине, – рассказывал Сергей Жигунов. – Ей физически было тяжело выходить на площадку и играть. 

О своей неизлечимой болезни она старалась не распространяться. «Последние годы я перестала мечтать. Так получилось, что все мечты сбылись. Я люблю, любима, у меня дети, дом, работа. Я должна быть счастлива», - говорила актриса. Мало кто знал, что у Полищук смертельная болезнь - рак позвоночника, - и ей все труднее двигаться. 

– Мы свидетели, что у Любы всегда были проблемы со спиной, – говорил Качан. – Смещение дисков, позвоночная грыжа. Ее мануальный терапевт все время приезжал в театр. Порой у нее случались тяжелые приступы, во время которых она вообще не могла двигаться. Врач ставил ее на ноги. А она, вместо того чтобы пролечиться основательно и серьезно, с головой кидалась в работу. 

– Любочка на второй день после прилета из Израиля, где ей сделали операцию по замене двух позвонков и провели курс химиотерапии, приехала на съемочную площадку «Моей прекрасной няни», – вспоминала Александра Назарова. – Она всегда сама накладывала грим, приговаривая, что «мое лицо лучше, чем я сама, никто не знает». Я зашла к ней, хотела только дотронуться до Любы, погладить ее, а она так жалобно попросила: «Не надо. У меня все тело болит». 


Продюсер компании «Амедиа» Константин Наумочкин рассказал: «Любовь Григорьевна Полищук была замечательным человеком и потрясающей актрисой. Ее любили все на съемочной площадке: она сама всегда была в хорошем настроении и умела сделать его таким же для всех окружающих. В последних сериях «Моей прекрасной няни» Любовь Григорьевна снималась уже очень больной, но с таким профессионализмом делала свою работу, была так улыбчива и доброжелательна, что никто даже не догадывался о том, как нелегко дается ей каждый шаг. Она всегда говорила, что работа возвращает ей силы. Наверное, это действительно было так. Компания «Амедиа» может гордиться, что работала с такой актрисой». 

В последние годы она продемонстрировала еще один талант: вместе с мужем — скульптором Сергеем Цигалем (они были одной из самых красивых и известных, при этом не гламурных пар современности) — она стала вести кулинарную рубрику: сначала в журнале «Итоги» старого образца, затем на телевидении. 


«Она вынуждена была уйти из театра. Но, несмотря на запрет докторов, продолжала сниматься. Мы удивлялись: зачем?! При ее-то самочувствии! Но она говорила, что не может без работы», - рассказывает ее подруга. 

Только близким Любовь признавалась, что очень устала болеть. Страдала, мучилась, но не позволяла себе отчаиваться, не пала духом. Когда врачи сообщили близким и актрисе, что она обречена - Любовь Полищук продолжала жить, словно ничего не случилось. А родные делали все возможное: находили лучших врачей, возили ее по всему миру на обследования, процедуры, операции, покупали лучшие лекарства. 

Актрисе сделали специальный корсет, поддерживающий позвоночник. Она не требовала к себе особого отношения, но и не давала себя жалеть. Не спала по ночам из-за болей, бесконечных процедур, уколов, химиотерапии, из-за которой выпали волосы, и приходилось носить парик. Любовь вытирала слезы и говорила: «Не будем плакать, будет жить столько, сколько отпущено. С радостью!»

 

В 2006 году она лечилась в Израиле, но во время лечения ее состояние ухудшалось. Вернувшись на родину, Полищук снова попала в больницу. Чтобы облегчить ее страдания, врачи выписали ей обезболивающие препараты, но их прием спровоцировал у Полищук сильнейший гипертонический криз и Любовь Григорьевну выписали домой… 

Любовь Полищук скончалась во сне утром 28 ноября 2006 года дома в кругу семьи. 




Актриса похоронена на Троекуровском кладбище.

 

 

Использованные материалы: 

Текст статьи «Люба просто уехала в другой город», автор З.Игумнова

Текст статьи «Прощай, Любовь!», автор А.Кузнецова

Текст статьи «Люба, Любочка, Любовь…», автор Р.Болотская

Текст статьи «Полищук говорили, что у нее «несоветское лицо», автор А.Велигжанина

Материалы сайта www.peoples.ru

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.teleweek.ru

 

 


21 мая 1949 года - 28 ноября 2006 года

Tags: актрисы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments