Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЧИСТЯКОВ Виктор Иванович




Актёр и пародист
 

 




Виктор Чистяков родился 30 июня 1943 года в Ленинграде.
 

Его родители обратили внимание на актерское мастерство сына, когда он в три года после просмотра балета «Лебединое озеро» начал искусно подражать артистам. Когда Виктор учился во 2 классе, его  отдали в хореографическое училище. Однако в 7 классе из-за перегрузок, сказывавшихся на здоровье, по настоянию отца Чистяков ушел из училища, и поступил в музыкальную школу, в которой учился по классу кларнета.   

В 1962 году Виктор поступил на актерский факультет Ленинградского Государственного института Театра, Музыки и Кино (ЛГИТМиК). Курс был экспериментальным, в систему воспитания будущих актеров педагоги Т.Сойникова и С.Гиппиус включали этюды на подражание зверям и птицам. Именно тогда Чистяков развил в себе умение превосходно владеть интонацией, голосом, мимикой и жестами. Он так же искусно пародировал преподавателей, студентов и друзей. Виктор участвовал в студенческих концертах, ни один капустник не проходил без его участия, и на них звучали вокальные пародии в его исполнении на Козловского, Лемешева и Лялю Черную. Дипломной работой Чистякова был Король в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца.

После окончания института в 1966 году актер был приглашен в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, где дебютировал в спектакле «Принц и нищий» в роли нищего Гэмфри. Но других ролей у Виктора в театре фактически не было. И вскоре Чистяков ушел из театра им. В.Ф. Комиссаржевской, надеясь найти работу в другом театре. Знакомые посоветовали ему уехать в Москву, и Виктор этим советом воспользовался. Он хотел попасть к Юрию Любимову в Театр на Таганке, но поставил условие, что пойдет туда только вместе с женой, на что Любимов возразил: «Чистякова беру, без всяких проб, просмотров, а жену - нет!» И Виктор категорически отказался встретиться с Любимовым, чтобы найти компромиссный вариант.  

В 1971 году Чистякова с женой взял к себе Б.Голубовский в Московский Театр имени Гоголя. Но театральная судьба Чистякова складывалась не так удачно, как ему бы этого хотелось. Виктор не хотел оставлять театр, но начав сольные выступления в жанре музыкальной пародии, он стал невероятно популярен, и его работа в театре практически прекратилась. 

Виктор Чистяков появился на эстраде в 1968 году. Он сделал номер «Радиоконцерт по заявкам для тех, кто не спит». 


Абсолютный слух и богатство голоса Чистякова сочетались  с даром имитатора и пародиста. Феноменальный голосовой диапазон Чистякова позволял подражать как голосу Леонида Утесова, тенорам Сергею Лемешеву и Ивану Козловскому, певицам Мирей Матье, Клавдии Шульженко Людмиле Зыкиной, Эдите Пьехи и другим известным исполнителям. И в конце шестидесятых - начале семидесятых Виктор Чистяков сам стал одним из самых популярных артистов эстрады.  

Алексей Рыбников рассказывал  о Викторе Чистякове: «В один прекрасный день у меня дома появился Витя Чистяков. Он был настолько знаменит, что было радостно уже оттого, что можно до него дотронуться. Он сидел совсем рядом, а раньше я видел его только по телевизору... Я был тогда совсем молодой, не так много знаменитостей у меня еще было в друзьях. А тут приходит Чистяков, у которого на руках еще теплилось рукопожатие Брежнева или еще кого-то. «Вот, донес!» — помню, торжественно объявил Виктор. И тут же стал уморительно изображать, как с ним разговаривали высочайшие члены, правительство, начальство. Он фантастически все это изображал! Но Витя был человек не простой. У меня вообще было ощущение, что все-таки он жил не в одном измерении, а в каких-то нескольких пространствах, плоскостях, потому что его реакции были совершенно неожиданны, а то, что он делал с голосом, — это было, мне казалось, даже не очень от него зависящим. Происходило какое-то чудо, какая-то мистика». 


Номера Чистякова были художественно совершенны, тембровую окраску голосов он передавал абсолютно узнаваемо. Но артист не преподносил свою феноменальную способность как голый трюк, он создавал образ. Пародируемые, как правило, положительно относились к выступлениям артиста, хотя иногда пародии Чистякова были, действительно – едкими. Например, однажды от Чистякова сильно досталось Эдуарду Хилю. Так же по поводу пародий Виктора сильно сокрушался Николай Сличенко. Полад Бюль-Бюль Оглы просил, чтобы его Виктор не пародировал, считая, что исполнение Чистякова на его пение вовсе не похоже. Особенно негативно к пародиям относилась Людмила Зыкина. Но Чистяков реагировал на предупреждения весело: «Ну, не нравлюсь я ей такой щупленький», - и исполнял очередную пародию.  

Узнаваемость персонажей в пародиях Чистякова была абсолютной. Он один в один пел за Анну Герман. Это была даже не пародия или эстрадный номер, а скорее - цирковой трюк. Равных Чистякову пародистов по изяществу и артистизму на советской эстраде просто не было. Однажды на радиостанции «Юность» поставили в эфир запись куплета песни в исполнении Майи Кристалинской, а затем - в исполнении Виктора Чистякова, и предложили слушателям определить - какой куплет поет Кристалинская, а какой - Чистяков? Слушатели, в том числе и те, кто знал манеру исполнения Виктора – не могли определить. Доходило до того, что те, кого он пародировал, сами путались, и не могли отличить свой голос от голоса Чистякова. Как это, например, произошло с Клавдией Шульженко, которая, услышав, как поет Чистяков ее знаменитый «Синий платочек», с удивлением воскликнула: «Это же я пою!» Друг Виктора Чистякова, Илья Резник говорил, что Чистяков часто пел даже лучше тех исполнителей, которых пародировал.  

Среди своих коллег по жанру Чистяков резко выделялся и фантастической музыкальностью, и тонкостью передачи манеры пения своих персонажей. Но за всем этим очень ясно читалась его собственная личность, он не растворялся в изображаемом человеке, всегда это делал со своим отношением, со своим взглядом на пародируемого исполнителя. Зрителям был интересен именно его взгляд на творчество пародируемого исполнителя, а не обычный эффект копирования.  

Когда снимался документальный фильм о Лемешеве, где были отрывки из его произведений, в одной из арий были какие-то ноты, которые певец, находясь в преклонном возрасте, был не в состоянии взять. Лемешев долго мучался, пытаясь перезаписать музыкальную фонограмму. И тогда возникла идея попросить Чистякова выполнить этот трюк, что Виктор и проделал. При всем этом Чистяков мечтал спеть своим голосом. Он говорил: «Я не знаю, какой у меня голос» - но у него ничего не получалось, Виктор все время сбивался на пародийность.  

Чистяков работал на эстраде, не жалея сил - он успел выступить в тысяче с лишним концертов. Однажды за 10 дней новогодних каникул он дал 60 концертов. Он сжигал себя бесконечными поездками, но одно его имя в афишах гарантировало аншлаг. Несмотря на то, что у него не было никакой певческой школы, и часто болели связки.

Чистяков участвовал в большом количестве теле- и радиопередач, праздничных концертов. Его «Концерт по заявкам» не сходил с экранов телевизоров. Виктор Чистяков завершал большинство концертных программ, где ему доводилось выступать. Это был стопроцентно звездный номер. 


Тексты пародийных номеров писали Чистякову его коллеги по театру, артисты С.Ландграф и И.Резник, в дальнейшем он много работал с поэтом Юрием Энтиным. Артист стал лауреатом смотра творческой молодежи Ленинграда, записал пять песен на слова Энтина к мультфильму «Голубой щенок», а Геннадий Гладков задумал вторую серию «Бременских музыкантов» с голосом Чистякова… Но в итоге «Голубого щенка» озвучивали Александр Градский, Михаил Боярский, Андрей Миронов и Алиса Фрейндлих, хотя все эти роли делались специально для Чистякова. Он же успел только сделать запись Рыбы-пилы под рояль.  

В 1972 году Виктор Чистяков был приглашен участвовать в концерте, запланированном на 18 мая, и посвященном 25-летию Харьковской оперетты. Самолет на Харьков должен был вылетать около одиннадцати часов дня.  

Накануне Виктор засиделся допоздна в гостях у Юрия Энтина, а вернувшись домой, он  стал подписывать огромную пачку фотографий, которую фотограф отдал ему накануне. Его жена Наталья предлагала ему лечь спать, но Виктор ответил: «Не мешай, я знаю, что делаю». Он не лег, пока не подписал последнюю фотографию.  

Утром Виктор проспал, но все равно поехал в аэропорт Внуково. Его привычка опаздывать вошла в легенду, он всегда и всюду опаздывал: на лекции в театральном институте, на встречи и даже, задержавшись в парикмахерской, мог опоздать на собственный концерт. Он опоздал и на самолет, которым должен был лететь на гастроли, но вылет был задержан по техническим причинам и Чистяков успел на свой рейс. Виктор был очень суеверным, не любил цифру тринадцать, а в самолете у него оказалось именно тринадцатое место.  

Под Харьковом пассажирский «Ан-10», в котором летел Виктор Чистяков, потерпел крушение. Самолет буквально развалился в воздухе. Следствие определило причину крушения самолета - усталостное разрушение центроплана при снижении. Экипаж и около ста пассажиров погибли. 

Все, кто знал Виктора, были потрясены его смертью. По словам его друзей, у них постоянно было ощущение, что он куда-то летел над миром и над жизнью. Виктора не слишком интересовали материальные подробности его существования. За несколько дней до смерти он неожиданно вернул все долги. Последние дни, что подтверждается его последней фотографией, он приходил на концерты в черной рубашке, не смотря на светло-голубой костюм. На этом последнем концерте в Колонном зале в Москве ведущий Борис Брунов спросил его: «Витя, не кажется ли вам, что это не концертная рубашка?» А Виктор ответил: «Борис Сергеич, ну что вы ко мне пристали, может быть, у меня траур». Эта фраза была произнесена за несколько часов до его гибели.  

Урна с прахом Виктора Чистякова была установлена в Ленинградском Театральном институте на Моховой. На прощание с артистом пришло огромное количество людей. Похороны прошли на Богословском кладбище.



Некоторые из пришедших на похороны рассказывали о каких-то забавных эпизодах, розыгрышах, связанных с Виктором, вспоминались разные случаи. Даже его мама Валентина Семеновна рассказала какие-то забавные истории. Но ничто не могло смягчить горечи неожиданного ухода талантливого артиста.
 

В 1993 году к 50-летию Виктора Чистякова была выпущена книга «Виктор Чистяков - гений пародии», собравшая воспоминания его родных, близких и друзей. «Гением пародии» Виктора называли еще при жизни. Он прожил всего 28 лет, из них четыре - на эстраде, и этих лет ему хватило, чтобы завоевать всесоюзную известность и любовь зрителей. И хотя он не успел получить каких-либо званий, короткая творческая биография Виктора Чистякова вписала яркую страницу в историю отечественной эстрады.

Единственная пластинка вместила все, что артист записал при жизни. Геннадий Хазанов, который работал с Чистяковым на одном из последних его концертов, в Свердловске, в апреле 1972 года, вспоминал: «Мы шли по улице, и вдруг Виктор, остановившись, говорит: «Знаешь, я, наверное, не умру своей смертью». Я ему: перестань говорить чушь. А он так посмотрел на меня, но ничего не сказал, а вскоре произошла эта чудовищная авиакатастрофа».

 

 

Геннадий Хазанов рассказывал о Викторе Чистякове:

 


— Вас связывала чисто человеческая дружба или это была еще и та ситуация, когда молодой актер тянется к известному, маститому?
 

— Знаете, у нас почему-то принято делать из людей памятники. Мы часто бегаем в поисках людей, которые называют себя учениками. Я никоим образом не хочу считать себя в этом смысле Витиным учеником. Ни значительная разница в возрасте, ни наличие особого успеха в концертах (мы ведь примерно в одно время начали выступать) не позволяют мне назвать его Учителем. Хотя, конечно, Витя к тому времени был очень известен. Он участвовал тогда в большом количестве теле- и радиопередач, праздничных концертов. Его жанр был любим не только народом, но и руководством страны. Он заполнял ту самую сатирическую нишу, которая выполняла «процент по сатире»...  

— Но в те времена «тучи постепенно сгущались»?  

— Да, явление Чистякова как известного артиста совпадало с началом закручивания гаек — после чешских событий шестьдесят восьмого года. Он никакой опасности для властей не представлял, а для интеллектуальной оппозиции не представлял никакого интереса. Но Чистяков представлял огромный интерес как самоценный акт искусства. И, как теперь выясняется, это куда более вечно, чем принадлежность к тем или иным политическим группировкам. Вовсе не значит, что он симпатизировал власть придержащим, скорей наоборот. Но поскольку был человеком очень театральным, то жил в своем мире, достаточно замкнутом, очень хрупком. Ему и не требовалось каких-то политических дебатов на сцене. Он занимался искусством по модулю.  

— Насколько все-таки это был уникальный артист?  

— Я считаю, что в своем жанре он был уникален. По тонкости, по изяществу, по артистизму так ничего близко к нему с тех пор и не появилось.  


— Самое интересное, что и до него на нашей российской почве ничего особенного не было в жанре музыкальной пародии...  

— Да, наверное. Потом ведь Чистяков был просто феномен. Голосовой аппарат Вити позволял ему, к примеру, делать просто цирковой трюк, воспроизводя тембр женского голоса. Причем он делал это почти патологически точно.  

— Многие вспоминают, что в нем чисто по-человечески наблюдалась некая раздвоенность: с виду легкий, искрящийся, веселый, а внутри грустный, даже изломленный. Согласны ли вы с таким мнением?  

— Я бы никогда не назвал Витю легким человеком. Он был человек очень непростой, очень ранимый, сотканный из огромного количества комплексов, что, в общем-то, и сделало из него артиста. Человек с очень нежной душой. Достаточно инфантилен. Он, на мой взгляд, был до такой степени артист, что в его суть входила реализация представления — как должен жить артист, а это порождало капризы. Он, конечно, не дожил до возраста, когда человек должен быть мудрым, не надо забывать, что ему было всего двадцать восемь. Это только теперь ему исполнилось бы пятьдесят, а тогда ему было неполных двадцать девять лет. К нему многие не привыкли, не присмотрелись, не оценили его неординарности. Находилось много людей, которые его не любили, считали капризным...  

— Даже так?  

— Элементы всего этого были. Но Витя так себе представлял жизнь звезды. Он так реваншировал за свои нереализованные мечты на театральной сцене. Театральная судьба Вити складывалась не так удачно, как бы хотелось, и как он был достоин. Явно не так удачно. Притом он не хотел бросать театр категорически, не хотел уходить, цеплялся за него. Рассказывал мне о своих конфликтах с Агамирзяном, главрежем Театра имени Комиссаржевской, в конце концов, переехал в Москву в Театр Гоголя... Он ведь был еще и человеком с непростым детством. Такое складывалось впечатление, что Витя все время помнил: он должен брать реванш у жизни. Был такой момент. Наверное, его посещала и грусть, потому что человек он был очень неприспособленный для драки за выживание под этим солнцем. Но изломы несытого детства породили определенные комплексы, которые могли кому-то, кто его близко не знал, показаться характеристиками нехорошего человека. Я его знал достаточно близко... Если вообще можно было говорить, что он был с кем-то дружен... Из тех, кто в Ленинграде был с ним близок, — это, конечно, Володя Кауфман.  

— Мне говорили про Энтина, про Резника...  

— Илюша практически первым начал помогать Вите. Они с Ландграфом делали его пародийные тексты. Потом уже Юра Энтин подключился.  

— Почему Виктор все-таки испытывал некий комплекс насчет своего места в драматическом театре? Это был обычный вариант для артиста, который совмещает игру в серьезном театре с работой на эстраде (со всеми вытекающими отсюда последствиями: конфликты с режиссером, зависть коллег, у которых мизерные заработки, вечная нехватка времени...)? Или что-то другое было подоплекой конфликта?  

— Люди на эстраду приходят разными путями. Он пришел от невозможности реализовать в театре полностью свою природу, свое дарование. На мой взгляд, он был очень одаренный человек, артист. Если не сказать больше. Но не надо забывать, что Витина индивидуальность, хрупкая, инфантильная, входила в противоречие со всем имиджем советского героя. Он никак не укладывался в это прокрустово ложе. У него была слишком нежная душа, которая явно не отвечала потребностям строителя светлого коммунистического будущего. Чувствующий человек нужен был только тогда, когда требовалось показать чувство горечи при утрате партийного билета или невыполнении производственного плана. А чисто человеческие переживания не ценились... Вообще я думаю, что Роман Виктюк — режиссер, до которого Витя просто не дожил... Когда смотрю спектакль «Служанки» или какую-то другую фактуру сегодняшнюю, странную, изломанную, то невольно вспоминаю актера Чистякова. Конечно, он попал в безвременье, пришел в театр, когда уже не было ни Таирова, ни Вахтангова, их идеи были преданы забвению, а был уже просто кондовый советский театр. А если был не кондовый театр «Современник», то Витя никак не годился туда, потому что он был как актерская данность абсолютно асоциален.  

— Ну а много позже, со своим режиссером, его карьера в театре могла бы сложиться?  

— Уверен, могла бы, но не в этом театре.  

— Не в Комиссаржевке или не в Театре Гоголя?  

— Нет, в театре Гоголя вообще ничего не могло произойти. Вите тогда нужен был чисто географический переезд. Нужно было просто въехать в Москву. Помню, когда-то Витя мне рассказывал, что с ним вроде бы вел разговор Олег Николаевич Ефремов после того, как посмотрел Чистякова на каком-то актерском вечере. Правда, насколько это было реальным, мне сказать трудно... 

 










 

Использованные материалы: 

Материалы сайта: www.funeral-spb.narod.ru

Материалы сайта: www.ckop6b.narod.ru

 

 

30 июня 1943 года – 18 мая 1972 года

 

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…