Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

КАМОРНЫЙ Юрий Юрьевич


Сегодня исполняется ровно пять лет с момента появления первых публикаций в сообществе «Чтобы помнили».

Первый пост в этом году, в такой отчасти знаменательный день, хочется посвятить человеку, чья судьба оказалось настолько яркой, настолько же и трагичной – актеру советского кино Юрию Каморному.  



Заслуженный артист РСФСР (1980)

 


Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года в городе Алапаевске в Свердловской области.  

Он хорошо учился в школе, был очень веселым и заводным молодым человеком, благодаря своей маме – учительнице английского языка, хорошо знавшим английский. После окончания средней школы Каморный успел попробовать свои силы в большом количестве профессий - он работал монтажником, почтальоном, высоковольтником и даже успел поплавать в качестве моториста на каботажных судах по Баренцеву морю. Но хотел стать именно актером.  
 

В 1962 году Юрий зашел на экзамены за компанию с приятелем в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. «С таким лицом – и быть просто «болельшиком»?! – возмутился Зиновий Карогодский, режиссёр ленинградского ТЮЗа, сидевший в приёмной комиссии. – Вы должны учиться на моём курсе!» Каморный воспользовался предложением, и поступил в ЛГИТМиК, где оказался одним из самых талантливых и дисциплинированных студентов. Его общительный характер позволял ему стать душой любой компании, он был очень музыкален, играл на  разных инструментах, начиная от гитары и заканчивая гармошкой. И благодаря свои способностям Каморный, еще будучи студентом, обратил на себя внимание разных режиссеров.  




В 1965 году режиссер Юлиан Панич пригласил молодого актера на главную роль в картину «Проводы белых ночей», в которой Каморный сыграл журналиста Валерия. Но из-за отъезда на Запад режиссера фильм положили на полку, и показали лишь двадцать лет спустя.  Но спустя короткий промежуток времени способности Каморного вновь оказались востребованы. В 1966 году режиссер Михаил Богин пригласил Каморного на одну из главных ролей в советско-польскую картину «Зося».
 




Во время съемок сцены переправы, один из фугасов, закреплённых под водой, взорвался под плотом, на котором «лейтенант» Каморный переправлялся через реку со своими бойцами и актёр попал в госпиталь.





В прокате фильм имел большой успех у зрителей, а исполнительница главной роли польская актриса Пола Ракса, по опросу читателей журнала «Советский экран», будет названа лучшей иностранной актрисой 1967 года.
 




Во время съемок «Зоси» между Каморным и Раксой завязались отношения, которые едва не закончился браком. Это неудивительно, так как Каморный имел огромный успех у женщин. Вскоре он женился на молодой актрисе Ирине Петровской, а в 1967 году у них родилась дочь Полина.
 

Окончив институт в том же 1967 году, Каморный попал в труппу Ленинградского ТЮЗа, которым руководил Корогодский, относившийся к Юрию с большой симпатией. Позже 3иновий Корогодский рассказывал: «Это актеры, которых можно бросать вплавь в любом направлении: и в психологический театр, и в фарсовый, и в площадной – куда угодно. И они выстоят. Антонина Шуранова, Георгий Тараторкин, Ирина Соколова... Покойные Александр Хочинский, Юрий Каморный – талантливейшие люди. Это все дети. Они разные, и трудные тоже бывают любимыми. Многие еще со мною, но многих я потерял – жизнь унесла. Николай Лавров, Юрий Каморный, Саша Хочинский, Кирилл Филинов, Яков Степанов, Михаил Фокин... Я вспоминаю о них с благодарностью, что они были». 

Каморный активно совмещал работу в театре со съемками в кино. Он снялся в ряде картин – «Освобождение» (1968-1971), «Карантин» (1969), «Кремлевские куранты» (1970). Но в 1970-е годы творческая судьба Каморного в театре начала складываться более успешно, чем в кино. Он играл роли в спектаклях «Хозяин», «Наш цирк» и «Глоток свободы». Лучшей его работой в ТЮЗе стала роль Ризположенского в спектакле Льва Додина «Свои люди – сочтемся». 

Масштабных ролей в кино Каморному практически не предлагали. В основном его приглашали играть красивых, удачливых молодых людей - покорителей женских сердец и суперменов. Но фильмов, в которых он снимался в закрепившемся амплуа, было много -  «Рудобельская республика», «Люди на Ниле», «Дверь без замка», «Будни уголовного розыска», телевизионный фильм «Быть человеком», «Стрелы Робин Гуда». 




В начале 1970-х распался первый брак артиста, и он какое-то время жил в тесной гримуборной ТЮЗа, оставив квартиру бывшей жене и дочери. В 1972 году он познакомился на съемках фильма «Дверь без замка» с Адой Ставиской - студенткой юридического факультета ЛГУ. Эта девушка в течение нескольких лет сопровождала Юрия во всех его киноэкспедициях, оказывала моральную поддержку и заботилась о его здоровье. Актер к тому моменту перенес две операции - у него было ущемление грыжи и спаечная болезнь.
 




В 1976 году Каморный ушел из ТЮЗа, и устроился в штат Театра-студии киноактера при «Ленфильме» где ему вскоре выделили 12-метровую комнату в коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. У актера так же была дача в Соснове, собственный катер, который он купил у Товстоногова, и богатая коллекция холодного оружия. Собирать которую он начал, будучи студентом, подрабатывая в милиции оружейным мастером. Коллекция насчитывала порядка тридцати экземпляров разных видов оружия, которым сам актер прекрасно владел - шпаги, сабли, кинжалы и ножи. Был даже наган, который Каморный любил чистить, собирать и разбирать. Но не стрелять. При всей своей любви к оружию, сам Юрий применять оружие на практике не любил. В жизни он был очень жалостливым человеком. Однажды привёз домой собаку после очередных съёмок, для которых купили шесть ездовых лаек, и после того, как собаки «отработали» своё, их решили сдать в лечебницу для  медицинских экспериментов. Одну из них Каморный и спас от верной смерти, привезя домой. Он называл собаку Гаврилой или Гошкой, и пес прожил у него четыре года.
 

Каморный продолжал активно сниматься в кино, и на экраны страны ежегодно выходили фильмы с его участием: «Птицы наших надежд» (1977), «Посейдон» спешит на помощь» (1978), «Голубые молнии» и телефильм «Звон уходящего лета» (оба - 1979). Каморный работал над ролями самоотверженно, часто рискуя во время съемок. Ассистент режиссера Борис Урецкий вспоминал: «Юра все делал в кадре сам. Принципиально! Утверждают его на роль танкиста в «Освобождении». Он ставит условие: «Я должен наездить сто часов в танке за рычагами управления». Ему говорят: «Вы же не механик-водитель в кадре». Он: «Я должен почувствовать машину, слиться с ней». Хорошо - наездил триста. Но, зато, каков он в эпизоде битвы под Прохоровкой! Красавец лейтенант смотрит в триплекс, слитый с башней. Танк прыгает как живой с холма, и командир – «вылитый танкист». Зрелище! Восторг!»  




Каморный сам прыгал с парашютом и занимался верховой ездой. Перед съемками в фильме «Голубые молнии» актер месяц жил в казарме воздушно-десантных войск, вживаясь в роль. Ломал ребром ладони кирпичи, делал сальто и кидал ножи. В фильме «Карантин» он исполнил песню Владимира Высоцкого «Давно смолкли залпы орудий»:
 

Давно смолкли залпы орудий,
Над нами лишь солнечный свет, -
На чём проверяются люди,
Если войны уже нет?
Не ухнет уже бронебойный,
Не быть похоронной под дверь,
И кажется - всё так спокойно,
Негде раскрыться теперь...
 


Потом судьба его не раз сталкивала с Высоцким - пробуясь в «Опасные гастроли», Каморный нарочно плохо сыграл, чтобы роль досталась Высоцкому, которого не хотели утверждать на съёмки. Хотя в «Стрелах Робин Гуда» именно Каморный, а не Высоцкий, как планировалось, сыграл Шута. 

В 1979 году прекратились отношения Каморного с Адой Ставиской. Ада рассказывала: «Мы прожили около десяти лет… ребёнок без Юры был мне не нужен, ребёнок с Юрой – другая проблема… К тому же Юра не совсем здоровый человек, и я отдавала себе в этом отчёт… трудное детство, две операции. Потом он пил – и довольно много… Он хотел, чтобы я занималась только его жизнью. Я ездила с Юрой в экспедиции, работала, где могла устроиться: администратором, замдиректора картины. Бесконечные съёмки, города, концерты, гостиницы…» 

Ада продолжала оставаться его другом, помогала в трудных ситуациях, выручала материально, устраивала в больницы. Она рассказывала: «Юра был предрасположен к алкоголю, болен этой болезнью, а лечиться не хотел. Хотя у него имелось достаточно силы воли, чтобы сказать: «Я не пью с этого дня!» И отодвинуть рюмку. И действительно, месяца три вообще не пить, не брать в рот ни капли. А потом начинался запой… И всё это отражалось на психике… Здоровье кончилось». 




В 1980 году Каморному было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Количество режиссеров, желающих снимать его, не уменьшалось. В 1980-1981 годах он снялся сразу в двух главных ролях - в художественном фильме «Правда лейтенанта Климова» и телефильме «Игра без козырей». В одной из картин он прекрасно сыграл морского офицера, в другой - главаря банды. Последняя роль ему особенно удалась - он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов: владел карате, покорял женщин и мастерски играл в карты. Во время работы в этой картине, съемки которой проходили в Литве, Каморный познакомился с молодой гримершей местной киностудии и привез ее с собой в Ленинград.
 

15 ноября 1981 года Каморному была выделена отдельная квартира, но переехать туда он не успел. 27 ноября 1981 года Юрий Каморный был застрелен сотрудником милиции в собственной коммунальной квартире. Озвученные впоследствии версии гибели, а точнее – убийства Каморного, странны, противоречат друг другу, и не вызывают ни малейшего доверия. 

По версии автора Федора Раззакова, в полдень 27 ноября 1981 года соседи Каморного по коммунальной квартире внезапно услышали женские крики, доносившиеся из его комнаты. Они заглянули к Каморному, увидели девушку в углу, и Каморного  на тахте, который держал в каждой руке по кинжалу. Решив, что актер впал в белую горячку, соседи вызвали врача-нарколога. Тот взял нескольких милиционеров из Дзержинского РОВД. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный размахивал кинжалами, и никого к себе не подпускал. Милиционеры сделали два предупредительных выстрела вверх. Одна из пуль срикошетила и попала девушке в руку. Третий выстрел был произведен в актера и попал в бедренную артерию. Буквально через несколько секунд Каморный скончался. Позже экспертиза установила, что в крови у погибшего актера алкоголя не было. 

Другой автор - Михаил Веллер в книге «Легенды Невского проспекта» пишет, что актер, наоборот – находился в состоянии алкогольного опьянения, и соседи пригласили, проходившего мимо милиционера, который, увидев Каморного, приставившего к горлу женщины нож, произвел выстрел, ранивший ее в бедро. Второй выстрел попал актеру в лоб. После этого, милиционер произвел третий выстрел в потолок. Позже милиционера спасли на суде показания соседей Юрия, которые были рады избавлению от шумного соседа.

Есть и еще одна версия произошедшего, прозвучавшая в комментариях к одному из постов о Каморном в нашем сообществе. Согласно этой версии Каморный встретил нового участкового с ножом в руке. Участковый не знал ничего о дружбе актера с коллегами, испугался, выстрелил в воздух, а потом в Каморного, попав в бедренную артерию. Дело замяли как несчастный случай.

Ясно одно – в крохотной комнате коммунальной квартиры  актер был убит сотрудником правоохранительных органов, материалы следствия не были преданы огласке, а виновные не понесли никакого наказания. Более того - власти не захотели портить имидже советской милиции, прессе было запрещено сообщать любую информацию об убийстве Каморного, вплоть до некрологов. Многие друзья и коллеги актера долгое время не знали, что Юрий Каморный погиб.
 

В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним пришли всего  несколько человек, среди которых была мать актера Галина Федоровна Сухорукова. Она увезла тело сына на родину - в Старую Руссу, где похоронила его на городском кладбище. Долгое время о том, что под заросшим травой холмиком покоится известный в стране артист, знали только ближайшие родственники. Мать Юрия хранила тайну захоронения 12 лет,  боясь сплетен вокруг имени сына, и запретила близким обозначить его имя на могиле. О месте захоронения говорили только цветы, которые родные и близкие актера приносили к земляному холмику. Когда мама Каморного умерла, ее похоронили рядом с сыном, а дядя Юрия - Николай Алексеевич Сухоруков, поставил на могиле актера и его матери небольшой памятник. К странным фактам можно отнести дату смерти актера, указанную на установленном спустя 12 лет памятнике. На нем указан в качестве года смерти 1982 год. 




«Он был молод, красив и безмерно талантлив. Как же могло все быть у него хорошо. Как должно было быть хорошо! Ах, судьба...» - так сказал о своем трагически погибшем товарище актер Александр Хочинский. Именно с его воспоминаний о Юрии Каморном начинается прекраснейшая авторская программа Леонида Филатова «Чтобы помнили». Посмотрите ее обязательно, так как прочитанный в этом посте текст – лишь сухое предисловие к этой замечательной передаче.
 
 



Использованные материалы: 

Материалы сайта www.tvkultura.ru

Материалы сайта www.rusakters.ru

Материалы сайта www.kino-teatr.ru

Текст статьи «Тайна безымянной могилы», автор Л.Митрофанова

Текст статьи «Лейтенантские роли Юрия Каморного», автор А.Кириллов

Текст статьи «Любовь и смерть Юрия Каморного», автор О.Мозговая

 


 

Фильмография:

 

  • Зося (Польша, СССР) (1966) главная роль: Михаил, старший лейтенант, начальник штаба
  • Карантин (1968) роль: Игорь Лозицкий
  • Освобождение (1968, 1970, 1971) роль: лейтенант Васильев, танкист
  • Проводы белых ночей (1969) главная роль: журналист Валерий
  • Кремлевские куранты (1970) роль: Александр Михайлович Рыбаков
  • И был вечер, и было утро… (1970) роль: мичман
  • Люди на Ниле | Those People of the Nile (Египет, СССР) (1971) главная роль: Кузьмин , советский инженер
  • Рудобельская республика (1971) роль: Рогович
  • Петерс (1972) роль: Лиманов, белогвардейский агент
  • Люди на Ниле | Those People of the Nile | Al-nass wal Nil (Египет, СССР) (1972) главная роль: Кузьмин, советский инженер
  • Вера, Надежда, Любовь (1972) роль: Василий Королев
  • Дверь без замка (1973) главная роль: Пётр, муж, молодой капитан теплохода "Касимов"
  • Быть человеком (1973) роль: Борис Королев
  • Будни уголовного розыска (1973) главная роль: Олег Александрович Таранцев  
  • Веселый калейдоскоп (киноальманах) (1973) новелла «Качкин едет в санаторий»
  • Странные взрослые (1974) роль: Юра, жених Риты, моряк
  • Сергеев ищет Сергеева (1974) главная роль: Илья Петрович Сергеев, старший лейтенант милиции, новый участковый
  • Верный друг Санчо (1974) роль: отец Риты
  • Стрелы Робин Гуда (1975) роль: Клем, шут шерифа сэра Ральфа Ноттингемского, сын Безмозглого
  • Родимый край (1975)
  • Призвание (1975) главная роль: Игорь Борисович Мельников, известный велогонщик-тренер
  • Птицы наших надежд (1977) роль: Амир
  • Гармония (1977) главная роль: Герман Алексеевич Бакланов, молодой дизайнер
  • "Посейдон" спешит на помощь (1977) роль: Щербань Игорь Сергеевич, капитан "Кайры"
  • Супруги Орловы (1978) роль: Илья Кисляков, гармонист, подмастерье иконописной мастерской
  • Лес, в который ты никогда не войдешь (1978) роль: Пётр Николаевич
  • Голубые молнии (1978) роль: Копылов, командир десантной роты
  • Я буду ждать... (1979) роль: Петрович, тренер по дзюдо
  • Поэма о крыльях (1979) роль: Громов Михаил Михайлович, летчик
  • Инженер Графтио (1979) роль: Аксентьев,  инженер
  • Звон уходящего лета (1979) роль: Александр Лихота
  • От Буга до Вислы (1980) роль: Дубинин
  • Клоун (1980) роль: Михаил Раскатов, воздушный акробат
  • 20-е декабря (1981) роль: Антон Железняк
  • Правда лейтенанта Климова (1981) главная роль: Евгений Васильевич Степанов, 
  • капитан 2-го ранга, командир подводной лодки
  • Игра без козырей (1981) главная роль: Томас Визбарас, "Маэстро", главарь банды

 

 


8 августа 1944 года – 27 ноября 1981 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…