Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ПЕЛЬТЦЕР Татьяна Ивановна (часть 2)




Лауреат Государственной премии СССР (1951)

Кавалер ордена Ленина

Кавалер ордена Октябрьской Революции,

Кавалер ордена Трудового Красного Знамени



Татьяна Пельтцер любила рассказывать смешные истории, и пародировала всех – от главного режиссера до себя самой, вокруг нее всегда толпились оживленные, хохочущие люди. Остроумная и дерзкая, она смеялась и над своими годами, не желая признавать старость, и часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям: «Он, кажется, талантлив. Надо помочь...». На такой случай у нее всегда была наготове «командировочная» сумка с неизменным ковриком для утренней зарядки. Однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: «Да что вы плачетесь! Живите, и тому радуйтесь - ведь какое это благо - жить!»
 

 

При этом она была очень скромной, когда ее узнавали на улице. Анна Кукина - домработница Татьяны Пельтцер рассказывала: «Ей это нравилось. Но очень не любила, когда хотели бесплатно что-то дать. «Нет, нет, я не бедная, у меня есть деньги», и всегда рассчитывалась. Однажды продавец арбузов все-таки всучил мне бесплатно арбуз, я запихнула его в сумку, а Татьяна Ивановна отчитала меня: «Я больше не буду с тобой ходить». Стеснялась брать, была очень щепетильная. И сдачу никогда не брала».


 


Она была заядлой преферансисткой. Играла весело, азартно. Чаще проигрывала, чем выигрывала: ее увлекал сам процесс, вечер в приятной компании. Компания была действительно приятной, а главное — постоянной: актрисы Ольга Аросева и Валентина Токарская и главный администратор Театра сатиры Гена Зельман. Играли обычно у Токарской, у нее был специальный карточный столик, обитый сукном.
 

Татьяна Пельцер сохраняла хорошие отношения со своим бывшим мужем Гансом Тейблером, который стал профессором, доктором философских наук, и работал в институте Маркса-Энгельса. Когда его сын приезжал учиться в Москву, то гостил у Татьяны Ивановны по нескольку дней. Вторая жена Ганса ревновала мужа, устраивала скандалы, запрещала ему переписываться с Пельтцер, но бывшие супруги оставались привязанными друг к другу всю жизнь. Ольга Аросева однажды стала свидетельницей их встречи: «Мы как-то отдыхали в Карловых Варах, он приехал из Берлина повидаться с Татьяной Ивановной. Мы с Галей Волчек решили, что им хотелось бы побыть одним, вспомнить прошлое - и отошли. Они стояли вдвоём на балконе. Вначале тихо беседовали. Потом тонус беседы начал накаляться, голос Татьяны Ивановны, конечно же, лидировал. Из доносившихся обрывков фраз было понятно, что выяснялось, кто виноват в том, что они расстались... Но всё свелось к улыбкам и смеху. Пятьдесят лет прошло. Да каких лет! Их разлучила история, как сказала бы героиня Пельтцер тётя Тони Кралашевская». 

О личной жизни Татьяны Ивановны известно немного. Ее семьей был только отец. Но он умер в 1959 году, прожив последние годы у дочери. Так же известно, что Пельцер некоторое время была влюблена в артиста Ивана Бодрова, который был женат, молчалив, и являлся полной противоположностью самой Татьяне Пельтцер. 

Марк Захаров рассказывал: «Однажды Пельтцер удивила товарищей по театру, сказав, что ее мужем был заведующий труппой, некий Яковлев. Любую информацию о личной жизни она всегда сводила к минимуму, и никогда не производила впечатления плачущей женщины с неудавшейся судьбой. Она поддерживала отношения со своим братом. Ее домработница рассказывала об их взаимоотношениях: «Она его очень любила. А с его бывшей женой — нет, потому что, когда Саша попал в аварию и стал инвалидом (у него были парализованы ноги), та от него ушла, забрала все и оставила ему только сломанную кровать. В эту квартиру приходил его сын, он все время требовал у него денег. Только Татьяна Ивановна его и поддерживала. Бывало, скажет мне: «Отнеси Саше обед». И я бегом к нему». 

Татьяна Ивановна до старости сохраняла прекрасную фигуру, занималась каждое утро зарядкой и не жалела, что у нее нет детей. Ее домработница рассказывала: «Однажды я пожаловалась, что у дочки колготки летят, не успеваю зашивать, сама в рваных хожу. А Татьяна Ивановна только вздохнула: «Хорошо, у меня детей нет». Я однажды открываю дверь, вхожу и вижу голые ноги на полу — вроде как лежит Татьяна Ивановна. Я напугалась, думаю, мертвая. Аня, это я, входи, — кричит она. Я вхожу и вижу: на полу лежит совсем голая Татьяна Ивановна и делает зарядку. И такие сложные упражнения! И все повторяла мне, что мне тоже надо заниматься физкультурой».

 


При всем этом в свои 85 лет Пельтцер делала все вопреки рекомендациям врачей: курила, бегала, пила крепчайший кофе. Эффект разорвавшейся бомбы произвела в 1991 году небольшая заметка в  прессе под названием «В палате с душевнобольными». В ней говорилось о том, что всеми любимая актриса помещена в общую палату клиники для сумасшедших и что «местные психи не приняли ее». Разразился скандал, после которого театр приложил все усилия для перевода Пельтцер в элитную больницу. Но нервное перенапряжение актрисы оказалось необратимым. Актриса начала терять память.
 

Ольга Аросева рассказывала: «Она попала в Ганнушкина. «Ленком» в это время был на гастролях, и мы с Мамедом (Мамед Агаев — директор Театра сатиры) поехали туда. Она вся в крови была, расцарапанная. Врач сказал, что дерется, очень агрессивная. Ничего страшнее в своей жизни, чем в этом доме, я не видела — сумасшедшие старухи шныряли как мыши. Татьяна к нам вышла, Мамед только смотрел в окно и рыдал. А она мне: «Возьми меня отсюда». Забыла мое имя, но, когда врач спросил ее, кто я, напряглась: «Друг мой». Когда я сказала, что на гастроли едем, она вдруг спросила: «А подруга моя едет?» — «Токарская, что ли? Да, едет». — «Вот б...», — вдруг сказала Татьяна Ивановна. Тогда я нашла Инну Чурикову и из Ганнушкина Татьяну Ивановну перевели в другую больницу, более-менее приличную.  

После лечения Татьяна Ивановна снова вернулась в театр, но она с трудом передвигалась, уже не могла запоминать текст, постоянно путала реплики. Последними ее ролями были Федоровна в пьесе «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской и «Поминальная молитва» Григория Горина. Оба спектакля поставил Марк Захаров. В «Поминальной молитве» Пельтцер играла старую Берту, а Александр Абдулов — ее сына, Менахема. Захаров и вся труппа хотели, чтобы Пельтцер была занята в спектакле: она была талисманом театра. Роль Берты Горин писал специально для нее. Она играла старую еврейку, которую сын привозит к дальним родственникам, в деревню Анатовку, погостить. А родственников вместе со всем еврейским населением как раз в это время выселяют из Анатовки: власти передвинули так называемую «черту оседлости»… Менахем дрожал над своей мамой, как настоящий еврейский сын. Берта плохо понимала, куда ее привезли. Абдулов выводил Пельтцер на сцену так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью, фарфоровой чашечкой тонкой китайской работы. В доме главного героя Тевье-молочника в исполнении Евгения Леонова, был патетический момент - были собраны чемоданы и узлы, женщины плакали, мужчины угрюмо молчали. При виде Менахема и его мамы все столбенели. Оказывается, пару дней назад Менахем отправил Тевье телеграмму: «Приезжаем пожить», а Тевье получил: «Приезжайте пожить» — и обрадовался, что есть куда приткнуться хотя бы на первое время с детьми и внуками. Но теперь — ехать некуда. Что делать?! «Господи, милосердный, — говорил Леонов, вздымая руки к небу, — и ты хочешь, чтобы я молчал?» И все начинали смеяться. Одна старая Берта не понимала, что происходит. «Меня в поезде так трясло, — жаловалась она, вызывая взрыв смеха. — Почему смех, Тевье, почему смех?» «А что нам остается еще в этой жизни, Берта?» — отвечал Тевье, утирая слезы. И на скрипочку со скрипачом, на весь этот гвалт, смех и плач — опускался занавес.

 


Ольга Аросева рассказывала: «Однажды она мне позвонила: «Ольга, я вчера спектакль играла. Текст не помню, Сашка мне подсказывал. Я вышла, а мне аплодировали». Она явно была довольна. «Но как же иначе, Татьяна Ивановна». — «Ну да, ну я же очень плоха». Она ведь все понимала».

 


Домработница Анна Кукина рассказывала: «Забывала и текст, память стала терять. Вот, бывало, вытащит текст, посадит меня напротив за стол: «Ты сиди, а я буду тебе говорить. Где неправильно, ты меня поправляй». «Ты только меня не бросай, я на тебя квартиру сделала». Но позже ее отношение к домработнице изменилось. Анна Кукина рассказывала: «Татьяна Ивановна стала ко мне плохо относиться. Бывало, чуть не в драку лезет, если я иду на кухню. «Это моя кухня. Не ходи. Ничего не бери» — и выталкивала меня в комнату. Я сяду в кресло и плачу. Даже в туалет меня не пускала, я просилась к соседям. Нашлись люди, которые пользовались плохим состоянием актрисы. Так, в доме появилась некая администраторша Большого театра, которая сначала настроила Пельтцер против домработницы: «Вы смотрите, Татьяна Ивановна, за ней. Она у вас ворует». А потом заставила больную женщину переделать завещание, забрала сберегательные книжки».
 

В конце концов, домработница  ушла и восемь месяцев не появлялась в квартире. Пельтцер все труднее было справляться. Болезнь прогрессировала, за ней требовался уход. А актриса была совсем одна. В моменты просветления говорила соседу: «Найдите мою...», но имя не называла — не помнила. И в 1992 году она вновь попала в психиатрическую лечебницу. Там она получила травму – упав, она сломала шейку бедра.     
— Я ходила к ней, мыла ее, меняла каждый день белье, готовила, как она любила, геркулесовую кашку на пару, — вспоминала Кукина последний день жизни Пельтцер. — «Ленком» деньги мне на это давал. В тот день, когда я пришла в последний раз, она меня узнала. «Это моя, — говорила она врачам, — моя!» Только гладила меня по руке и показывала движением пальцев, что, мол, хочет курить. Я достала сигарету «Мальборо» (Татьяна курила только их), и она с удовольствием выкурила. Потом еще покурила. Когда врачи пришли с обходом и спросили: «Ну как, Татьяна Ивановна, дела?» — показала большой палец: «Во!» Она гладила себя по груди и явно была довольна. Ей же медсестры не давали курить. Она даже улыбалась, но в глазах уже была какая-то муть. И по имени назвать никого не могла. Я переодела ее, надела чистую рубашечку, перестелила постель. У нее даже и пролежни начались, я помазала зеленкой — все вроде нормально. «Ну, все, Татьяна Ивановна, отдыхайте». Было около восьми вечера, когда я приехала домой, а в пол-одиннадцатого мне уже позвонили: «Татьяна Ивановна умерла».

В палате кроме нее лежали еще две больные. Они сказали на вечернем обходе, что Пельтцер как-то ворочалась, но не кричала, никого не звала. Татьяна Пельтцер скончалась 16 июля 1992 года.




Татьяна Пельтцер похоронена на Введенском кладбище, где были похоронены ее отец и мать. За могилой присматривала бывшая домработница, которой материально помогал «Ленком». Он же восстановил прежнее завещание актрисы — квартира была отписана домработнице,  архивы с фотографиями — театру, библиотека — Марку Захарову.
В актерском доме на улице Черняховского в небольшой двухкомнатной квартире, где раньше жила Татьяна Пельтцер, после ее смерти Анна Кукина все оставила - как было при Татьяне Ивановне: на стене, ближе к окну, портреты отца, матери и любимого брата Саши. Стол, пара кресел образца начала 70-х годов и книжные полки.


 


Марк Захаров рассказывал: «Она ринулась за мной в «Ленком», проработав 30 лет в Театре Сатиры. Артистам Сатиры это показалось безумием, артистам «Ленкома» - подвигом. Татьяна Ивановна прошла путь многотрудный и тернистый. Играла в агитбригадах, служила в Театре МГСПС, но во вспомогательном составе. Вскоре была признана профнепригодной, то есть такой плохой актрисой, что ее пришлось уволить. Поэтому некоторое время работала машинисткой. Я заметил, большие актеры в какой-то период своей жизни иногда кажутся бездарными. Я думаю, главная причина - их актерский организм сильно отличается от среднестатистического уровня. После вышедшего на экраны фильма-спектакля Б. Равенских «Свадьба с приданым» пришла всесоюзная любовь и бешеная популярность. Потом были «Солдат Иван Бровкин» и галерея других блистательных работ в театре и кинематографе. Феерический комедийный талант со временем перерос в трагикомический, достаточно вспомнить ее «бенефис» в ленкомовском спектакле по пьесе Л. Петрушевской «Три девушки в голубом». Татьяна Ивановна была не просто одаренной и мудрой актрисой, но еще сумела выразить какую-то неистовую российскую отвагу, замешанную на доброте и душевном сострадании. Счастливые зрители встречали ее хохотом, а потом украдкой смахивали слезу. Она обладала феноменальным чувством правды, знала цену высокой комедии, доходила до немыслимого гротеска, но при этом никогда не фальшивила, щедро одаривая людей своим ласковым вдохновением. Наверное, ей удалось воплотить народную мечту о несокрушимой старости, где мудрость дерзко соседствует с юной и озорной жизнестойкостью. Татьяна Ивановна служила для нас живым примером стародавнего подвижничества и святой любви к сценическим подмосткам. Качества, увы, ныне дефицитные. Халтуры не терпела. Любила и тянулась к молодым. Стремилась приобщить новую актерскую генерацию к могучим ценностям российской театральной культуры. Ее прощальная работа - роль, специально написанная для нее Григорием Гориным, в спектакле «Поминальная молитва». Она появлялась в финале, ненадолго, ей было далеко за восемьдесят, но мы безумно радовались, ликовали зрители, и многие действительно не стеснялись слез, понимая, что прощаются со старым русским театром. Татьяна Ивановна Пельтцер была великой и истинно российской актрисой».

 

 

Использованные материалы: 

Материалы сайта www.actors.km.ru

Материалы сайта www.rg.ru

Материалы сайта www.peoples.ru

Материалы сайта www.lenkom.ru

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.rian.ru

Материалы сайта www.proekt-wms.narod.ru

Текст статьи «Татьяна Пельтцер», автор С.Капков

Текст статьи «Татьяна Пельтцер по прозвищу Бабушка», автор С.Новикова

 





Театральные работы




Театр Сатиры:
 

  • "Мамаша Кураж" Б. Брехта (Кураж), 1972
  • "Темп — 1929" по Н. Погодину (София), 1971
  • "Проснись и пой!" М. Дьярфаша (тётя Тоня), 1970
  • "Безумный день, или женитьба Фигаро" П. Бомарше (Марселина), 1969
  • "Доходное место" А.Н. Островского (Кукушкина), 1967
  • "Интервенция" Льва Славина (Ксидиас), 1967
  • "Старая дева" И. Штока (Прасковья), 1966
  • "Малыш и Карсон", 1965
  • "Яблоко раздора" М. Бирюкова (Дудукалка), 1961
  • "Слепое счастье" А. Кузнецова и Г. Штайна (Евдокия), 1960
  • "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского (Манефа), 1958
  • "А был ли Иван Иванович?" Назыма Хикмета (Анна), 1957
  • "Чужой ребёнок" В. Шкваркина (Караулова), 1955
  • "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (Цю), 1952
  • "Свадьба с приданым" Н. Дьяконова (Лукерья), 1950
  • "Вас вызывает Таймыр" К. Исаева (дежурная по 13-му этажу), 1948
  • "Кто виноват?" Г. Мдивани (Маслова), 1949

  

Театр Ленком:

  • "Доходное место" — Кукушкина
  • "Три девушки в голубом" — Фёдоровна
  • "Диктатура совести"
  • "Мудрец" — Манефа
  • "Поминальная молитва" — Берта

 
Фильмография:

 

  • Она защищает Родину (1943)
  • Свадьба (1944)
  • Простые люди (1945)
  • Драгоценные зерна (1948)
  • Машина 22-12 (1949)
  • Свадьба с приданым (1953)
  • Сеанс гипноза (1953)
  • Аттестат зрелости (1954)
  • Укротительница тигров (1954)
  • Большая семья (1954)
  • Два капитана (1955)
  • Любимая песня (1955)
  • Солдат Иван Бровкин (1955)
  • Максим Перепелица (1955)
  • Медовый месяц (1956)
  • Иван Бровкин на целине (1958)
  • Не на своем месте (1958)
  • Косолапый друг (1959)
  • Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева (1959)
  • Повесть о молодоженах (1959)
  • Конец старой Березовки (1960)
  • Первое свидание (1960)
  • Своя голова на плечах (1960)
  • Чертова дюжина (1961)
  • Конец света (1962)
  • Ход конем (1962)
  • Яблоко раздора (1962)
  • Трудные дети (1963)
  • Приключения Толи Клюквина (1964)
  • Морозко (1964)
  • Все для вас (1964)
  • Ноль три (1964)
  • Путешественник с багажом (1965)
  • Фитиль № 50 (1966)
  • Большие хлопоты из-за маленького мальчика (1967)
  • Деревенский детектив (1968)
  • Как велит сердце (1968)
  • Журавушка (1968)
  • Фитиль № 67 (1968)
  • Старая, старая сказка (1969)
  • Приключения желтого чемоданчика (1970)
  • Молодые (1971)
  • Чудак из пятого Б (1972)
  • Двенадцать месяцев (1972)
  • Исполняющий обязанности (1973)
  • Царевич Проша (1974)
  • Большой аттракцион (1974)
  • Анискин и Фантомас (1974)
  • Одиножды один (1974)
  • Единственная (1975)
  • Это мы не проходили (1975)
  • Двенадцать стульев (1976)
  • Колыбельная для мужчин (1976)
  • Личное счастье (1977)
  • Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977)
  • И снова Анискин (1978)
  • Здравствуй, река (1978)
  • Примите телеграмму в долг (1979)
  • Трое в лодке, не считая собаки (1979)
  • Ночное происшествие (1980)
  • У матросов нет вопросов (1980)
  • Вам и не снилось... (1980)
  • Дульсинея Тобосская (1980)
  • Отставной козы барабанщик (1981)
  • Руки вверх! (1981)
  • Там, на неведомых дорожках (1982)
  • Не было печали (1982)
  • Ослиная шкура (1982)
  • Карантин (1983)
  • И вот пришел Бумбо… (1984)
  • Формула любви (1984)
  • Рыжий, честный, влюбленный... (1984)
  • Как стать счастливым (1985)
  • Личное дело судьи Ивановой (1985)
  • После дождичка в четверг (1985)
  • Малявкин и компания (1986)
  • Кто войдет в последний вагон (1986)
  • Ералаш № 57 (1987)
  • Раз, два - горе не беда! (1988)
  • Князь Удача Андреевич (1989)

 

Озвучивала мультфильмы:

 

  • Встречайте бабушку (1984)
  • Домовенок Кузька (1985)
  • Сундучок со сказками (198?)
  • Сказка для Наташи (1986)
  • Возвращение домовенка (1987)

 



6 июня 1904 года - 16 июля 1992 года

Tags: актрисы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments