?

Log in

No account? Create an account
Чтобы помнили [entries|archive|friends|userinfo]
Посвящается тем, кого с нами нет.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ТЕРМЕН Лев Сергеевич [янв. 24, 2011|12:40 am]
Посвящается тем, кого с нами нет.

chtoby_pomnili

[andrey_g]
[Tags|]




Ученый, конструктор и изобретатель.

 


Текст размещен в сообществе по просьбе родственников Льва Термена.

Мы решили, что самым безобидным примером «синдрома», возникающего при соприкосновении с именем Льва Термена и его биографией, является журналист, который написал, что он встречался со Львом Терменом, и что Лев Сергеевич Термен родился в Нижнем Новгороде. К сожалению, существует множество менее безобидных ошибок, их допускают люди, которые пишут о Льве Термене, зачастую претендуя на звание очевидцев и близких друзей Термена. Очень огорчила публикация Старохамской (levkonoe) о Льве Термене ("О чем не поет терменвокс"). Возможно, госпожа Старохамская ненамеренно исказила факты жизни Льва Сергеевича. В статье есть неточности, но самое неприятное впечатление произвело начало статьи. Считаем необходимым внести некоторую ясность в историю последних лет жизни Льва Термена. 

«Прочитала я историю про одного 97-летнего старичка, который жил в Москве в страшной клопиной коммуналке напротив Черемушкинского рынка. Когда соседям (которые, видимо, просто не знали, что Советский Союз всех трудящихся обеспечивал прекрасным жильем «по самое не могу») понадобилась его жалкая каморка, они в отсутствие старичка разгромили его имущество, разломали вещички, уничтожили записи. Старичок вынужден был переехать к дочери, но так от всего этого занемог, что, как следовало ожидать, вскоре и умер. К радости соседей по коммуналке: комнатушка-то освободилась. Жилплощадь. Попользовался, и хватит. Ну и что? – спросите вы. – История-то обыденная. В коммуналках еще не то бывает, соседи могли старичка и вообще тово… вы подумайте – они сколько ж времени ждали, пока его квадратные метры освободятся, сами уж состарились. А старичок, может, еще и понаехал откуда-нибудь. А то, отвечу я вам, что этот старичок был не просто так дедушка, каких тыщи в коммуналках доживает. А был это Лев Термен. 

ТОТ САМЫЙ ЛЕВ ТЕРМЕН! 

Лев Термен умер в 1993 году в нищете и в безвестности, затравленный соседями в коммуналке».

Весьма неприятно читать непроверенную информацию о Льве Термене, которая распространилась по всей блогосфере, и не только. Поэтому, считаем необходимым обсудить ошибки госпожи Старохамской и дать необходимые пояснения.

О Льве Термене очень многое писали, но такое встречается впервые. Первое предложение этой статьи поражает: «Прочитала я историю про одного 97-летнего старичка, который жил в Москве в страшной клопиной коммуналке напротив Черемушкинского рынка».




Сразу вспоминается известное стихотворение Даниила Хармса, который, кстати, по некоторым данным не поленился в 20-х приобрести терменвокс. Что, безусловно, очень приятно.

Итак, сперва Даниил Хармс, мы посвящаем это стихотворение автору статьи:
 

Жил на свете стаpичок
Маленького pоста,
И смеялся стаpичок
Чpезвычайно пpосто:
"Ха-ха-ха
Да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи
Да бyх-бyх!
Бy-бy-бy
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да тpюх-тpюх!"

Раз, yвидя паyка,
Стpашно испyгался.
Hо, схватившись за бока,
Гpомко pассмеялся:
"Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо
Да гyль-гyль!
Ги-ги-ги
Да га-га-га,
Го-го-го
Да бyль-бyль!"

А yвидя стpекозy,
Стpашно pассеpдился,
Hо от смеха на тpавy
Так и повалился:
"Гы-гы-гы
Да гy-гy-гy,
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, pебята не могy!
Ой, pебята,
Ах-ах!"


Заметим, что мы твердо уверены, что нельзя обижать всех пожилых людей, независимо от того известные они или нет. История, которая произошла со Львом Терменом в контексте его комнаты в коммунальной квартире гораздо печальнее и не настолько тривиальна, как пыталась показать автор статьи.
 




Когда Лев Сергеевич Термен, будучи очень молодым человеком, изобрел терменвокс, он сперва назвал его «Аэрофон», но с легкой руки бойкого корреспондента газеты «Известия», инструмент получил название «Терменвокс», которое собственно и сохранилось до сих пор. Очень трогательным совпадением стало появление Термена и терменвокса в одной из комнат в коммунальной квартире ведомственного дома издательства «Известия». Возможно, не всем понятно желание Термена оказаться в этой комнате, поскольку беспокоил его совсем не жилищный вопрос. Он был намерен использовать комнату как свою лабораторию. Что из этого вышло, мы узнаем позже.
 

Но сейчас очень хотелось бы обратить внимание наших читателей на тот факт, что на протяжении всей своей жизни Лев Термен имел собственную лабораторию. В детстве – в доме родителей маленькому Леве родители специально организовали лабораторию, а на даче была небольшая обсерватория. В дальнейшем – в институте Иоффе, - сперва Термену была выделена комната-лаборатория в институте Иоффе, но потом, вспоминает Лев Термен: «Иоффе предложил мне занять значительно большее помещение — всю большую чертежную, специальный зал электротехнического факультета Политехнического института (на третьем этаже) с 20 рабочими столами и 14 большими окнами. В нем уже были установлены две рентгеновские будки, стены которых экранировались листовым свинцом, а также две кирпичные печи для отопления с дымовыми трубами, выпущенными через окна».

Безусловно, была лаборатория у Термена и во время пребывания в США, где по воспоминаниям современников: «Все этажи в доме были завалены проводами. Масса проводов, трубок, экранов - и не было ничего, что вы могли бы назвать домом».  




Современник, корреспондент «Fortune» писал в 1935 году: «Teletouch» - офис, фабрика и лаборатория располагается в доме из коричневого камня и это сумасшедшее место. Вы проходите через дверь, и сразу же раздаются крики сработавшей сигнализации. Дотрагиваетесь до шкафа – и сразу же срабатывает другая сигнализация. Походите к зеркалу, чтобы поправить свой галстук – но там начинают показывать рекламу».

В 1938 году Лев Термен был арестован, осужден на 8 лет и сослан на Колыму, где скорее всего у него не было лаборатории, но он, тем не менее, сперва усовершенствовал конструкцию тележки для перевозки камней, а после собрал терменвокс и выступал в художественной самодеятельности. Вскоре Термена перевели в другое место и обеспечили лабораторией и сотрудниками.

В годы работы в лаборатории музыкальной акустики при Московской консерватории у Льва Термена тоже была лаборатория, пусть это была не отдельная комната, но место, где он мог работать и получать консультации квалифицированных специалистов в интересующих его областях. Немаловажным фактом также являлось наличие необходимого технического оборудования.

В 1967 году корреспондент «New York Times» навестил Льва Термена в лаборатории звукозаписи при Московской Консерватории. Он пишет о Термене следующее: «На днях он принял посетителей в своей лаборатории – «Я разработал электронный тюнер органа», он может настроить орган любого масштаба. «Здесь», сказал он, обращаясь к другой коллекции трубок и резисторов, машина, чтобы сфотографировать звуки. Он имеет 70 каналов. И вот мой ритмикон».

В эти годы, Лев Термен и ряд сотрудников лаборатории музыкальной акустики неоднократно обращались в Министерство культуры с письмом, просьбой позволить организовать экспериментальную секцию электромузыкальных инструментов, но безрезультатно, если не считать того, что Термена выгнали из лаборатории кафедры акустики Московской консерватории.

«Мнение» об излишней разговорчивости сотрудника лаборатории было доведено до руководства и партийной организации Московской консерватории. Термена уволили, его инструменты были выброшены, некоторые из них «случайно» разбиты топором» - писал Василий Борисов в журнале «Вокруг света». 




В дальнейшем Льву Термену удалось с помощью знакомых и во многом благодаря Рэму Хохлову устроится на работу в Московский университет, на физический факультет, в качестве механика. Название должности нисколько не смущало Термена, поскольку на физфаке тоже имелось замечательное оборудование, но как Термен не просил, отдельную комнату под личную лабораторию получить не удалось.

И тут, кто-то из «друзей» посоветовал Термену попробовать получить отдельную комнату, под предлогом улучшения жилищных условий, и поскольку было уже понятно, что отдельную лабораторию Льву Термену никто никогда не даст, то Термен воодушевился этой идеей. В результате ему удалось получить крохотную комнату в коммунальной квартире в университетском доме около МГУ. Прожил там Лев Сергеевич сравнительно недолго, поскольку две его симпатичные соседки по квартире быстро уговорили его разменять квартиру, и в результате обмена Льву Сергеевичу была предоставлена комната большего метража в доме, расположенном неподалеку от МГУ, чтобы ему было удобно ходить на работу. Этот дом как раз и был ведомственным домом издательства «Известия».




Безусловно, это была коммунальная квартира, состоящая из трех комнат, в которой помимо Льва Сергеевича проживало трое пожилых людей. Неизвестно - мешали им звуки терменвокса или нет, но думаем, что нет, поскольку музыкой Лев Сергеевич не злоупотреблял. Безмятежно разложив все необходимые ингредиенты, он делал терменвоксы на заказ, принимал журналистов, иногда оставался ночевать. И это ему очень нравилось. Но несколько позже произошли изменения, которые не слишком понравились Льву Сергеевичу. Поскольку умерла пожилая женщина, занимавшая одну из комнат в квартире и издательство «Известия» руководствуясь неизвестными нам соображениями, отдала эту комнату сотрудникам коммунально-хозяйственного отдела.

Итак, в освободившуюся комнату въехала супружеская пара с двумя детьми, причем младший ребенок был грудной, а супруг впоследствии стал злоупотреблять алкоголем. Эта ситуация расстроила Льва Сергеевича и создала достаточное количество неудобств, с которыми, надо заметить, он очень мужественно справлялся и категорически отказывался жаловаться кому-либо, хотя даже общий телефон и вопросы соседей к людям, звонившим непосредственно Льву Сергеевичу, а не соседям, были неприятны. Тем не менее, это все же была его лаборатория, и он приглашал туда людей. 




Лев Термен сочувственно относился к своей молодой соседке, но безусловно, использовать комнату было еще возможно, но уже крайне неудобно. Льву Термену даже предлагали квартиру в Солнцево, но Лев Термен был категорически против, его интересовала жилплощадь расположенная рядом с местом его работы - МГУ и неподалеку от квартиры, где он проживал с дочерью Натальей.

Травить «старичка» стали гораздо позже.

В 1989 году Лев Термен и Наталья Термен выехали на электромузыкальный фестиваль «Синтез-89», ежегодно проводящийся во французском городе Бурже, где параллельно с аутентичным терменвоксом Термена была продемонстрирована новая экспериментальная модель терменвокса. 



Лев Термен дал много интервью, мэр города Бурже вручил ему медаль почетного гражданина города, все было очень замечательно, только очень печально было то, что приглашения для Льва и Натальи Термен были присланы в Союз Композиторов СССР и Лев и Наталья Термен оформляли свою поездку через Союз Композиторов. Что в дальнейшем, сыграло очень печальную роль в их судьбе - ежегодно французы присылали приглашения Льву и Наталье Термен, но первые два года они оформляли поездку, но в последний момент находились причины, по которым Лев и Наталья Термен не могли приехать на фестиваль, что служило очень неприятным сигналом.

В 1990 году Лев и Наталья Термен по приглашению шведского комитета по радио и телевидению и Электроакустической Ассоциации Швеции выступили в Стокгольме.

В 1991 году, через две недели после подачи заявления в Союз Композиторов с просьбой оформить поездку Льва и Натальи Термен на фестиваль в Бурже и в Стэнфордский университет (США), стали поступать угрозы в адрес Льва Термена и его семьи, с угрозами расстрела, которые обусловлены публикацией в газете «Совершенно секретно», которая использовала для заголовка название «Он подслушивал Кремль» и поместила фотографию Льва Термена, сделанную в Швеции.

Поездка в Бурже была сорвана – по билетам Льва и Натальи Термен уехал кто-то из Министерства культуры. Поездка в Америку состоялась. 




После приезда в Москву Лев Термен долгое время не посещал комнату в коммунальной квартире, но поскольку там хранились многие важные для него вещи то, в конце концов, он был вынужден заехать туда и обнаружил, что его комната полностью разгромлена и многое пропало.
 




Поскольку Лев Термен долгое время там не появлялся, то можно было лишь предполагать, когда это произошло. Возможно сразу после приезда из Америки, возможно во время угроз, но совершенно определенно, что это сделали не соседи. Это сделали люди, которые знали - кого травили. Они травили великого.




Если бы Лев Термен был «обыкновенным старичком», то ничего бы не случилось. У нас в стране принято обвинять во всем советскую власть. Это наша старинная русская традиция. Но трагедия произошла во время перестройки и это заставляет задуматься. Также сложилась традиция, как только Термен начинает общаться с иностранцами, в России начинают ломать его инструменты. Именно с конца 80-х начинают публиковаться странные, лживые статьи о Льве Термене и в совокупности это напоминало спланированное мероприятие.

Весьма неприятным известием для Льва Термена летом 1993-го года оказалась информация о существовании Термен-центра при Московской консерватории, и факт существования этого центра более года, полагаем, помог понять Льву Сергеевичу, что ему никто ничего здесь давать не собирается.  

В августе 1993 года был осуществлен родственный обмен между Львом Терменом и его внучкой, Машей Термен и правнуком Петром Терменом. Таким образом, удавалось сохранить единственное лабораторное достояние Льва Термена. Для Льва Термена этот вопрос был весьма принципиален и его внучка, Маша обещала не обменивать эту комнату, а сохранить ее, как единственную лабораторию, которой ему удалось добиться в России.  




Приехав в Россию в 1938 году, Лев Термен рассчитывал открыть институт. В этом вопросе Петр Капица оказался гораздо более удачливым. Тем не менее, Лев Термен считал необходимым зафиксировать минимальный результат и сохранить комнату в коммунальной квартире как память о себе. Как поступит издательство «Известия» в этом вопросе пока неизвестно.
 

Мы будем очень благодарны всем поклонникам и пропагандистам терменвокса и Лидии Кавиной, если они, в знак уважения к памяти о Льве Термене, примут к сведению следующую информацию:




1. Лидия Кавина не является близкой родственницей Льва Термена.Люди и средства массовой информации которые называют ее внучкой, племянницей, внучатой племянницей, либо двоюродной внучкой - лгут.


2. В своей исполнительской и педагогической деятельности Лидия Кавина использует инструмент сходный по принципу действия с инструментом Льва Термена и воплощает собственную концепцию исполнительской техники и звучания инструмента. 

3. Лев Термен узнал о существовании Термен-центра в августе 1993 года из радиопередачи и написал заявление в Московскую консерваторию, где выражал  свое мнение  по поводу происходящего  и просил прояснить ситуацию. Льву Термену  объяснили, что  его имя - всего лишь символ и центр имеет право  использовать имя Термена независимо оттого, хочет этого Лев Сергеевич, или нет. 

4. Лев Термен считал, то Лидия Кавина последовательно дискредитирует его имя и инструмент, носящий его имя. 

Термен-центр создан А. И. Смирновым в 1992 году и назван именем Л. С. Термена – изобретателя первого всемирно известного электронного музыкального инструмента терменвокс.


О Льве Термене был снят документальный фильм.






 

Использованные материалы: 

Материалы сайта семьи Термен: www.thereminfamily.org

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: astra_nat
2011-01-23 10:09 pm
Спасибо за рассказ. Очень грустная история. Умеют у нас травить таланты!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: onkel_hans
2011-01-23 11:36 pm
Не понял Вашей агрессивности к Леуконое.

"Приехав в Россию в 1938 году, Лев Термен рассчитывал открыть институт. В этом вопросе Петр Капица оказался гораздо более удачливым."

Ха-ха! Приехали! Конечно, обои.
Термен был ФАКТИЧЕСКИ похищен из США, а Капица был АКТУАЛЬНО похищен из Англии.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-23 11:50 pm
Моей агрессивности? Читайте текст внимательно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m_petra
2011-01-23 11:37 pm
Кошмар какой(
(Недавно играла (точнее, пыталась;) на терменвоксе. Очень неуютные ощущения. Потом попробовала в ютюбе послушать, как он звучит у профессионалов, всё равно неуютно (мешает "синтетичность" звука и "длинное" дыхание, что тоже несёт оттенок некой "потусторонности"). Это, конечно, не умаляет гениальность открытия, это так, частные ощущения).
А история ужасная и печальная(((
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: g_kar
2011-01-24 12:01 am
Да уж, история ещё более грустная, чем в вышеупомянутом посте :(

PS. Техническое примечание.
По современным правилам (Мильчин, "Справочник издателя и автора", третье издание) названия фирм, компаний, написанные латинским шрифтом, в кавычки не заключают.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-24 12:38 am
Очень может быть.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: artx
2011-01-24 12:44 am
Возможно, госпожа Старохамская ненамеренно исказила факты жизни Льва Сергеевича. В статье есть неточности, но самое неприятное впечатление произвело начало статьи.

Откуда такая уверенность, что госпожа Старохамская именно исказила факты?

История, которая произошла со Львом Терменом в контексте его комнаты в коммунальной квартире гораздо печальнее и не настолько тривиальна, как пыталась показать автор статьи.

Это на Ваш взгляд. Вы можете находить сентименты в клопиных коммуналках, другие же не обязаны переполняться умилением по этому поводу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-24 05:29 am
Это не "на мой взгляд"... Это вообще - не взгляд. Это конкретный текст, написанный семьей Термена, и официально опубликованный на ее сайте. А те, кто "не обязаны умиляться" и начинают подхамливать авторам и модераторам - могут и не читать данное сообщество.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _a_s_
2011-01-24 02:14 am
Честно говоря, неприятное впечатление произвело начало именно этой статьи. А ее конец оставляет впечатление, что написана эта статья ради заключительного пассажа о Лидии Кавиной.

Поскольку агрессия по отношению к г. Старохамской мне кажется неоправданной, то и заявления в адрес Кавиной (понятия не имею, кто это такая, никогда раньше о ней не слышала) доверия у меня не вызывают.

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-24 05:30 am
Вполне оправданно в том случае, если о близких тебе людях написана некорректная информация, тем более - растиражированная многократно.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _a_s_
2011-01-24 06:10 am
Эээ... как бы это поделикатнее выразиться... близкие не всегда бывают объективны. Именно в силу того, что они близкие.


(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-24 06:23 am
Они имеют полное право говорить то, что считают нужным. А человек, которые строит свои домыслы благодаря информации из источников в Интернете - нет, в том случае, если утверждения этих источников опровергаются родственниками.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _a_s_
2011-01-24 03:40 pm
Конечно, они имеют полное право говорить то, что считают нужным - на своем сайте. Что они, собственно, и делают. Но то, что уместно на их семейном сайте, здесь выглядит не очень красиво. Cюда, по-моему, стоило перенести только факты, касающиеся биографии Термена, оставив мнение родственников о члене сообщества за кадром. Или предложить им самим написать здесь. Мне почему-то кажется, что свой рассказ они бы начали с благодарности за интерес к члену их семьи, а не с нападок на членов сообщества.

Конечно, Вам, как основателю и модератору, виднее. Я просто высказала свое мнение.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: artx
2011-01-24 04:22 am

wikipedia:

С 1928 году Термен, оставаясь советским гражданином, переехал в США. По приезде в США он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации и продал лицензию на право производства этих устройств компании RCA (Radio Corporation of America).
По указанию начальника советской военной разведки Яна Берзина на заработанные деньги Термен организовал компанию «Teletouch» и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. Это дало возможность создать в США торговые представительства СССР, под «крышей» которых могли работать советские разведчики. С 1931 по 1938 годы Термен был директором Teletouch Inc. Тогда же он разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас. Вскоре Лев Термен стал очень популярным в Нью-Йорке человеком. В его студии бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. В круг его знакомых входили финансовый магнат Джон Рокфеллер, будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр. <...> В 1938 году Термена отозвали в Москву. Он тайно уехал из США, оформив на имя владельца фирмы «Teletouch» Боба Зинмана доверенность распоряжаться его имуществом и управлять патентными и финансовыми делами. <...>
В марте 1939 г. его арестовали. Есть две версии того, какое обвинение ему было предъявлено. Согласно одной из них, он обвинялся в причастности к фашистской организации, согласно другой, которую в том числе в своих интервью распространяет его дочь Наталья Термен, он обвинялся в подготовке убийства Кирова. Его (предположительно) вынудили признаться, что группа астрономов из Пулковской обсерватории готовилась поместить фугас в маятник Фуко, а Термен должен был послать из США радиосигнал и взорвать фугас, как только к маятнику подойдет Киров. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило Термена к 8 годам лагерей и его отправили в лагерь на Колыму. Многочисленные рационализаторские предложения Термена привлекли к нему внимание администрации лагеря, и уже в 1940 году он был переведён в туполевское конструкторское бюро ЦКБ-29 (в так называемую «шарашку»), где проработал около 8 лет. Здесь его ассистентом был Сергей Павлович Королёв, впоследствии — известный конструктор космической техники. Одним из направлений деятельности Термена и Королёва была разработка беспилотных летательных аппаратов, управляемых по радио — прообразов современных крылатых ракет.
В 1947 году был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД, где занимался, в частности, разработкой подслушивающих систем. Одна из его разработок — подслушивающая система «Буран», считывающая с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения. Именно это изобретение Термена было отмечено Сталинской премией первой степени. <...>
С 1964 по 1967 год Термен работал в лаборатории Московской консерватории, посвятив все силы разработке новых электромузыкальных инструментов, а также восстановлению всего того, что успел изобрести в 1930-е годы. По некоторым данным, в этот период Термен работал «на общественных началах», безвозмездно.
В 1967 году, после публикации в газете «New York Times» заметки о том, что Термен жив и работает в СССР, он был уволен из Московской консерватории, все его инструменты были изрублены топором и выброшены на свалку. Не без труда устроился на работу в лабораторию при Физическом факультете МГУ. Формально Термен числился на должности рабочего, но фактически продолжал самостоятельные научные исследования. Активная научная деятельность Л. С. Термена продолжалась практически до самой его смерти.
В 1989 году состоялась поездка (вместе с дочерью, Натальей Термен) на фестиваль в Бурже (Франция).
В 1991 году вместе с дочерью, Натальей Термен и внучкой, Ольгой Термен, посетил США по приглашению Стэнфордского университета и там, помимо прочего, встретился с Кларой Рокмор.
В марте 1991 года, в возрасте 95 лет, вступил в КПСС. На вопрос, зачем он вступает в разваливающуюся партию, Термен отвечал: «Я обещал Ленину».
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-24 05:31 am
Это Вы тут с кем разговариваете?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: frau_irina
2011-02-02 10:02 pm

Re: wikipedia:

Спасибо. Это именно та информация, которой не хватает в статье.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: stnn
2011-01-24 02:52 pm
О какой травле в начале девяностых можно говорить? Травить-то было уже некому и не для чего. Обычная бытовуха с разгромом комнаты соседа.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: levkonoe
2011-01-25 05:23 pm
Мне жаль, что родственники так расстроились из-за моей статьи. Но они, похоже, не прочитали ее дальше первого абзаца, где неявно представлена точка зрения властей: "какой-то старичок в коммуналке" - это НЕ МОЯ оценка. Наоборот, в следующем фрагменте и дальше по всей статье подчеркивается, что это был САМ Термен, ВЕЛИКИЙ Термен, что мир буквально взорвался, когда обнаружилось, что он жив... и это правда. И правда то, что такого гениального ученого и изобретателя власть по сути дела лишила возможности изобретать и работать, что человек такого масштаба должен был выбивать себе какие-то комнатушки в коммуналке для лаборатории (!!), вместо того, чтобы у него был институт с цехами и полигонами, и чего там ханжить - и большие деньги за многочисленные изобретения. Ничего этого у него не было, жизнь истрачена на какие-то прослушки и подслушки, а человечество, возможно, лишилось чего-то, что бы он еще изобрел, и о чем мы сейчас даже не знаем, потому что сделать это ему НЕ ДАЛИ.
И чего так расстроилось семейство? Оттого, что там в комментариях неделикатные жж-юзеры спрашивали, а куда смотрела его семья, когда его гнобили в коммуналке? Я этого не писала, т.к. понимаю, что не семье было бороться с машиной советской власти и особенно спецслужб, с которыми он неосмотрительно связался. Увы, гениальный в плане науки человек не обязательно бывает прозорливым в политике. Это никак не его вина - нормальное общество должно лелеять таких людей, на руках носить, а не гнобить их таланты на какие-то шпионские подслушки и прочие мерзости.
Грустно.
Грустно.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: lirego
2011-01-25 08:27 pm
Госпожа Старохамская, позвольте уточнить, вы совершенно определенно пишите:

«когда соседям понадобилась его жалкая каморка , они в отсутствие старичка разгромили его имущество, разломали вещички, уничтожили записи »
«Лев Термен умер в 93 году в нищете и в безвестности, затравленный соседями в коммуналке.», «комнатушку прибрали соседи»

В том, что Вы написали существует совершенно определенные неточные факты и то, что Лев Термен не оправдал Ваших ожиданий и не сделал тех открытий, которых Вам хотелось, не позволяет Вам публично пренебрежительно отзываться о нем.

В «клопиную коммуналку» Лев Термен в обязательном порядке приглашал всех иностранцев, киносъемочные группы и многочисленных журналистов и очень радовался этому факту.

«Мне жаль, что родственники так расстроились из-за моей статьи.»

Неужели госпожа Старохамская не понимает, что начало ее статьи некорректно именно по отношению ко Льву Термену?
Даже если бы факты, которые приводит госпожа Старохамская соответствовали действительности.
Почему никто не пишет о Циолковском? Какой же нищий был Циолковский, старичок!.А ведь знаете, какой вклад он внес в развитие науки! А если бы он еще что-нибудь успел сделать... !


«И чего так расстроилось семейство? Оттого, что там в комментариях неделикатные жж-юзеры спрашивали, а куда смотрела его семья, когда его гнобили в коммуналке? Я этого не писала, т.к. понимаю, что не семье было бороться с машиной советской власти и особенно спецслужб, с которыми он неосмотрительно связался.»

Начиная с 80-х годов дочь Льва Термена, Наталья Термен занималась совершенствованием и развитием терменвокса, совместно со своим отцом.

Было много совместных выступлений, участие в съемках документальных кинофильмов и телепередачах.

В 1989-м году на фестивале в Бурже Лев и Наталья Термен продемонстрировали экспериментальную модель терменвокса, которую создали инженеры-электронщики , по заказу Льва и Натальи Термен, с учетом консультаций Льва Термена и исполнительских требований Натальи Термен

В 1990-м году Лев и Наталья Термен выступили в Стокгольме.

В 1991-м – в Стэнфордском университете, посетили Нью-Йорк, где дали небольшой концерт, в легендарном доме, который Лев Термен арендовал на 99 лет, встретились с Кларой Рокмор и участвовали в съемках Стива Мартина «Электронная одиссея Льва Термена». По каким причинам в фильме оказались вырезаны все кадры, в которых присутствуют Наталья Термен и Ольга Термен, 12-летняя внучка Льва Термена, которая сопровождала в поездке Льва и Натальи Термен, поездку которой оплатила английская киносъемочная группа, которая планировала снять фильм о Льве и Наталье Термен по заказу BBC, но проект был сорван Стивом Мартиным, который настаивал на эксклюзивной съемке концертов в Сан-Франциско, которые он по неизвестным причинам не включил в фильм.

Возможно, это немножко объяснит госпоже Старохамской, почему расстроено семейство.
Очень неприятная тенденция попытаться унизить Льва Термена, пытаясь изобразить из него одинокого старичка, что видимо удобно людям, паразитирующим на его имени.

Действительная проблема Термена, которая помешала ему получить лабораторию и помогла безнаказанно воспользоваться его именем это отсутствие статуса. У Термена на руках даже не было документа о высшем образовании, поэтому, после освобождения академик Обреимов вынужден был свидетельствовать, что Термен демонстрировал телевизионную установку и это было зачтено ему, в качестве дипломной работы , позволяющей получить ему высшее образование, но у него не было никакой докторской степени, он не был профессором, и безусловно, он не был академиком, но он был Львом Терменом и он прекрасно понимал, что это гораздо лучше любых степеней. Лев Термен был очень тонким, мудрым и ироничным человеком и считаем, что непростительно писать о нем в пренебрежительном и поверхностном тоне.
С уважением,
Семья Термен.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lirego
2011-01-25 08:28 pm
P.S.

«А разрабатывал он синтезатор, который вскоре успешно и разработала японская Ямаха , заработав на этом миллионы и миллионы…»
«смотрел, наверное, телевизор – который ему не дали изобрести -, а по телевизору концерты рок-звезд на синтезаторах Ямаха»
(Старохамская)
---------
«— Я показал ему синтезатор, — вспоминает Ино. — Он никогда раньше не играл на синтезаторе, хотя именно он стоял у истоков всей электронной музыки. И вот я показываю ему первый в его жизни синтезатор. Включаю его. И Термен делает так: «Бип!» — Ино нажимает указательным пальцем воображаемую клавишу. — Потом он сказал: «Очень хорошо» — и не тронул больше ни одной клавиши. Я думаю, ему было не так уж и интересно.»
(интервью с Брайаном Ино, 2010)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: levkonoe
2011-01-25 08:33 pm
Уууупс, в некоторых случаях не помогают даже пояснительные комментарии. Увы. Мне не удалось пояснить, что Лев Термен в статье выведен не "старичком", а гением мировой величины. Тут я бессильна, но, кажется, остальные читатели это все-таки поняли.

Кстати, про Циолковского я писала. В частности, про его идеи: во-первых, уничтожать всех больных и неполноценных, "дабы они не распространяли несчастливые атомы" (цитата), а во-вторых, запустить 32 ракеты с космонавтами-смертниками, которые будут сливать топливо тому единственному, который долетит в место назначения. Отчего-то я не пришла в восторг от этого вклада в науку. В отличие от вклада Термена.

Edited at 2011-01-25 20:35 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: levkonoe
2011-01-25 08:34 pm
У Термена на руках даже не было документа о высшем образовании

Да, это существенная причина.
Вы это серьезно, что ли?

Знаете, и у Билла Гейтса и у Стива Джобса тоже нет документов о высшем образовании... 8)))))))



Edited at 2011-01-25 20:50 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lirego
2011-01-25 09:01 pm
Дорогая Levkonoe,

Если бы Вы в начале Вашей статьи сразу написали, что Термен Вам нравится гораздо больше Циолковского и что Термен "русский Билл Гейтс", то "семейство" не "расстроилось" бы. LOL

С уважением,

Семья Термен
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: levkonoe
2011-01-25 09:11 pm
Я думала, что это очевидно... 8(((

я думаю, что он как изобретатель несравненно, несравнимо сильнее Билла Гейтса, но что уж теперь говорить? Он уже не сделал того, что мог бы.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lirego
2011-01-25 09:35 pm
Принято - Лев Термен "несравненно, несравнимо сильнее Билла Гейтса" и гораздо мускулистее LOL
Борис Бурда вспоминает, что у Термена были очень сильные руки и железная хватка.=)

Но начало Вашей статьи нам по-прежнему не нравится - оно навеяно Кафкой.

С уважением,
Семья Термен.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: es2006
2011-02-02 08:23 am
Да, грустная история и еще грустнее от того что ничего в нашей стране не изменилось с тех пор.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pingback_bot
2011-05-12 09:00 pm

"мне нравятся синтезаторы и деньги..."

User a_aino referenced to your post from "мне нравятся синтезаторы и деньги..." saying: [...] и пост про Л. С. Термена [...]
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: виктор фролов
2013-09-20 03:42 pm
Я был соседом Льва Сергеевича с 1950года.(жил ниже этажом) и знал его семью,а моя сестра,ныне покойная,училась с его дочерьми в одном классе. Лев Сергеевич был скромным человеком и много работал.Но жил он тогда не в коммуналке а в двухкомнатной отдельной квартире,которую ему предоставили,якобы,как Сталинскую премию в доме НКВД на Калужской заставе.Как он оказался в коммуналке мне неизвестно.Светлая память ему.
(Ответить) (Thread)