?

Log in

No account? Create an account
Чтобы помнили [entries|archive|friends|userinfo]
Посвящается тем, кого с нами нет.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

АВИЛОВ Виктор Васильевич (часть 2) [янв. 27, 2011|10:08 am]
Посвящается тем, кого с нами нет.

chtoby_pomnili

[andrey_g]
[Tags|]




«Единственное, в чем я стою на непреклонной позиции: больше всего в этом мире я ненавижу человеческую тупость. Это самая страшная вещь! Все человеческие пороки — следствие тупости! Тупость у меня вызывает чувство печали». Виктор Авилов.




Одной из самых ярких ролей, сыгранных Авиловым в театре на Юго-Западе, была роль Воланда в «Мастере и Маргарите». У зрителей в зале было ощущение, что актер просто создан для этой роли. Что Авилов – и есть Воланд.





Перевоплощение было абсолютным.

 


Авилов всегда подготавливал себя к контакту с залом морально и физически. Он прочел много книг по философии, психологии и парапсихологии. Экстрасенсы утверждали, что актер обладал сильнейшим биополем. Друзья Авилова вспоминали случай, когда в разгар семейного торжества одной из женщин стало плохо с сердцем. И Виктор с помощью непонятных манипуляций направил свою энергию на сердце женщины. Через две минуты она ожила. Через пятнадцать — уже плясала. На вопрос её: «Витенька, что же это ты делаешь?» — был ответ: «Колдую, тетушка, колдую!»

 


О своих экстрасенсорных способностях Авилов рассказывал: «Дар этот есть, наверное, у каждого человека. Просто нужно в это верить. Я даже диагностировать не могу, но нескольких человек вылечил. Одну девушку за два дня избавил от наследственной экземы. Хотя и бросил этим заниматься, но несколько месяцев назад смотрю: в метро, на полу, в переходе к площади Революции, лежит девушка шестнадцати-семнадцати лет. Народ проходит мимо, а мама ее трясет. Я говорю: «Подождите». Рукой, не касаясь, вытянул грязь, отрицательную энергию, как и положено на первом этапе. Потом надо как будто направлять в человека все самое светлое, чистое. Когда происходит исцеление — рука аж отлетает. Эта девушка ничего, поднялась».
 

Талант актера был отмечен зарубежными зрителями. Виктор Авилов рассказывал: «Признание началось с горбачевской перестройкой: нас пригласили в Америку. Хотя мы больше «университетский» театр, чем «бродвейский». Университет, нас приглашавший, брал на себя обязанности по встрече, размещению. Сначала мы побывали в Вашингтоне, Чикаго, Мемфисе... В те годы для американской провинции русские, да еще в «Гамлете», стали открытием. Доходило до смешного. В Омахе отыграли два-три спектакля, а потом мы с покойным Геннадием Колобовым зашли в супермаркет, хотели купить чай. Там рядом с кассой стоял какой-то начальник, наверное, старший менеджер. Вдруг он нас увидел и: «О-о-о!» — как залопотал что-то быстро-быстро, ничего понять нельзя, да и тогда мы в английском были ни в зуб ногой. А менеджер нас уже тянет куда-то за рукав. Затаскивает в свою подсобку и приносит целый мешок подарков для всей группы. И почему-то подарил много блоков длинных дамских сигарет «Капри» — все от себя лично. И сказал нам: «Вчера я видел «Гамлета». И тут вдруг я, Гамлет, сам пришел в его магазин!» 

В кино Виктор Авилов начал сниматься в 1987 году, хотя предложения от режиссеров были и раньше. Виктор Авилов вспоминал: «В нашем театре существовал запрет на съемки. До того как сняться в «Господине оформителе», я отклонил много хороших предложений. Сниматься в «Оформителе» я поехал, несмотря на запрет, в свой отпуск. Белякович изо всех сил боролся с популярностью своих актеров». 




Фильм «Господин Оформитель», появившийся в перестроечные годы, подавался как «первый советский мистический триллер». Намеренно разностильная и постмодернистская музыка Сергея Курехина задавала тон в несколько запутанном повествовании, и вносила дополнительный роковой смысл в историю художника Платона Андреевича, который был влюблен в юную натурщицу Анну, умершую от чахотки.

 


Виктор Авилов рассказывал о первой работе в кино с Олегом Тепцовым: «От содержания рассказа Грина «Серый автомобиль» почти ничего не осталось! Разве что имена: Платон Андреевич, Грильо. Сценарий мне тогда показался необычным. Он любому показался бы странным. Особенно по тем временам. Я ведь прочел его где-то году в 85-м. Конечно, в то время подпольно такие фильмы к нам проникали, но их было не так много. Честно говоря, я даже не понял, что мне предложили. Но это был все же мой первый фильм. Почему бы и не попробовать? Ничего принципиально нового для меня не было. Никаких потрясений и в голове ничего не отложилось. Была работа. Тяжелая напряженная работа. Лишь немного отличная от театра. Нужно было в короткие сроки снять фильм. Мы постоянно торчали в Питере, ездили по кладбищам. В памяти осталась, я не хочу этим обидеть Тепцова, питерская промозглость, холод, постоянная изморось».

 


В фильме «Узник замка Иф» Георгия Хилькевича Авилов сыграл Монте-Кристо в зрелом возрасте. Виктор Авилов рассказывал: «У Хилькевича сниматься было интересно. Мы тогда широкую географию охватили. Снимали в Одессе, выезжали в экспедицию в Гурзуф, на море. Там работа сочеталась с отдыхом. Солнце, море… Меня дублировал мешок набитый каким-то сеном. Это в сцене, когда меня кидали со скалы. Да, и потом, когда я погружаюсь на дно, 15 метров. Там был профессиональный каскадер-аквалангист. Его загримировали под меня, он вдыхал глоток воздуха и вылезал из мешка. А мне подниматься с глубины просто запретили. Опасно, кессонная болезнь… Когда съемки шли ближе к поверхности, я уже сам нырял. Там были камни, глубина - метра два. Стояла камера, и я мимо нее проплывал…»

 


Настоящий замок Иф снимали в Марселе. Там Авилову пришлось работать без дублера. Он рассказывал: «Представьте себе: вода в море — двенадцать градусов, а мне говорят: «Ныряй, Витя». Мы снимали настоящий замок Иф в Марселе. Так вот, режиссер говорит, что, как только стемнеет, поедем снимать сцену побега. Замок прямо в море, на вершине небольшой скалы. Стены тюрьмы сразу же переходят в скальный обрыв. Высота там будь здоров... А уже ноябрь. В море вышли — там ветер холодный дует, французские моряки в бушлатах. Мы все на посудине типа прогулочного катера, которые ходят по Москве-реке. Катерок встал на якорь напротив замка, подсвеченного прожектором. Мне говорят: «Давай, ты прямо на нас поплывешь, а мы тебя снимать будем». Поплыл. В одежде тюремной, с бородой... Отплыл метров на пятнадцать-двадцать, развернулся — и обратно. Тяжело грести, волна высокая. Сняли! А мне снова: «Умоляем: вдруг брак пленки — царапины... Мы сейчас другую зарядим, новую. Ну, пожалуйста, понимаем, что тяжело. Давай!» Что делать, надо так надо. Отплываю, устал уже, и вдруг вспыхивает в голове такой вопрос: «Интересно, а в этом море водятся акулы?» Ночь. Холодрыга и мысли про акул. У меня все похолодело... И я скорей на корабль! А его борт от волны довольно высоко. На катер вешают баллон от машины — для причаливания. Я за этот баллон уцепился, только хочу подняться — вдруг волна как нахлынет, и я повисаю... Тем, кто на борту, тоже до меня не дотянуться. Ноги уходят под борт, а он весь в мелких ракушках... Кое-как меня втащили. После этих съемок у меня все ноги были в крови. Французские моряки смотрели на меня как на идиота».

 


Фильмы «Господин оформитель» и «Узник замка Иф» принесли актеру известность. В те же годы Авилов снялся в эпизодических ролях в двух фильмах, практически не знакомых широкой публике: «По траве босиком» и «Любовь к ближнему». Так же в 1988 году вышел 6-ти серийный художественный фильм Семена Арановича «Большая игра» по произведению Юлиана Семенова, где Авилов сыграл корреспондента - француза. Одна из лучших работ, по мнению самого Авилова, была на питерском телевидении – «Маскарад» по произведению Лермонтова, где Авилов сыграл Арбенина.
 

В 1992 году Авилова вновь снялся у Хилькевича в роли Мордаунта, сына Миледи в приключенческом фильме «Мушкетеры двадцать лет спустя». Первоначально Авилов был очень не доволен ролью, но Хилькевич сумел убедить актера: «Витя, ты пойми, четыре здоровых козла убили твою мать. Как ты должен к ним относиться! Ну, как?! С твоей стороны это благородный поступок, особенно в те годы, - отомстить за убийство матери». Выбор режиссера оказался оправдан. Мордаунт в исполнении Авилова оказался очень убедительным.  

Авилов рассказывал: «На съемках фильма «Однажды, 20 лет спустя». Ни для кого не секрет, что палим мы холостыми патронами. Но при этом в пистолеты заряжается настоящий порох. Помните сцену, когда в кабак врываются гвардейцы кардинала, а мушкетеры встречают их залпом? Так вот, один из каскадеров оказался на близком расстоянии от стрелявшего. Хорошо, что успел закрыть глаза. Сотни раскаленных микрочастиц пороха вонзились ему прямо в лицо. Это был не ожог, а именно порезы. Потом мы ему эти частицы выковыривали из кожи. А в Японии, на спектакле «Гамлет», я не учел округлость сцены и, отступая от Лаэрта, упал в оркестровую яму. Зрители не поняли, в чем дело, перепугались, стали шуметь... Кстати, о блефе. На сцене и на экране он, конечно, встречается, но в основном это запланировано сценарием. Когда же блеф выходит за рамки, то возникают анекдоты. В театральной среде в ходу анекдот про дуэль Онегина и Ленского, наверняка рожденный жизнью. Когда Онегин поднимает пистолет и стреляет, дядя Вася за декорациями должен ударить по пистону. Но дядя Вася напился и про пистон, естественно, забыл... Пистолет направлен на грудь противника, а выстрела все нет. Публика ждет... Тогда Онегин снимает сапог, кидает его в Ленского и поет: «Сапог отравлен был...» Да что там... Вот случай в нашем театре: идет пьеса известного писателя Сорокина «Щи». Разыгрывается сцена: один герой должен напугать другого, вытащив из кармана пистолет. И вот наступает момент, он — руку в карман, а там пусто. Забыл оружие в гримуборной! Актер опешил, растерялся, а мы ждем, когда же он наконец извлечет свою «пушку». Пауза затягивается. Слава богу, тот, кого должны были напугать, нашелся:— У тебя там граната? Сцену, конечно, он спас, но хохоту было... Так что и на сцене встречается блеф!»

Одной из последних работ актера была роль Кощея Бессмертного в немецком фильме по отечественной сказке «Царевна-лягушка». Виктор Авилов работе в кино всегда предпочитал театр. Он считал, что в кино менее интересно работать - там, если не получится, можно переснять несколько дублей, а в театре надо работать на одном дыхании.
 

О своей личной жизни Авилов в интервью 2002 года рассказывал: «Я три раза был женат. С последней женой мы прожили уже восемь лет. Со мной в театре работает моя вторая жена, у нас двое детей, а я от них ушел. Дети уже достаточно взрослые. Старшей в апреле девятнадцать, а младшей - пятнадцать. Для меня эта тема душещипательная. Больно... Я себя казню за все это, но ничего сделать не могу. С третьей женой познакомился в Одессе во время съемок. Она была ассистентом режиссера. Я ее от мужа увел. Ну, кто ж оставляет такую красивую девушку на полгода и уходит в плавание? Он вернулся, а она уже со мной в Таллине, на съемках».

 


Критики считали, что Авилов был и понятен, и загадочен одновременно. В публикации в журнале «Стас» было написано: «Авилов много играет героев, хотя, казалось бы, ни природа его облика, ни театральное происхождение не содержат в себе ничего героического. Огромные пронзительные глаза, длинные светлые волосы, удлиненное лицо, которое можно было бы назвать некрасивым, если бы временами оно не было бы прекрасным, как в «Мольере», в «Гамлете», в роли Беранже или Ланцелота. Худая фигура, походка вразвалочку, чуть шаркающая и вместе с тем стремительная. Низкий голос, быстрая речь с выразительными акцентами-взрывами. Герои Авилова в чем-то сродни античному человеку, который понимал вину, требующую возмездия, как «форму активности умерших духов» (Законы Платона), как болезнь, передающуюся по наследству. Отказ от действия для него неприемлем, хотя закон «свершившему страдать» ему прекрасно известен. Таков его Гамлет, таковы его герои двух салонно-авантюрных фильмов Юнгвальда-Хилькевича «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Узник замка Иф». Рок не спрашивает их согласия, рок требует отомстить, рок навязывает ту или иную роль, но каждый раз в очертаниях навязанной роком и театром роли у Виктора Авилова проступает человек с его любовью и страданием. Он играет людей, которые не задерживаются в жизни - рвутся в мечту, в смерть, в бессмертие, в фантасмагорию. По мнению многих критиков, Авилов стал продолжателем темы и традиций Владимира Высоцкого в театре и кино».

 


Одна из лучших ролей Авилова в театре последнего периода - Актер в пьесе Горького «На дне» стала ролью-исповедью. Любимыми ролями в театре, по признанию Авилова, были Мольер, Гамлет и Ланцелот в «Драконе» Шварца.

 


В обычной жизни актер отдавал предпочтение рыбалке, чтению и отдыху около телевизора: «У меня сцена — это такой спорт!.. Каждый вечер. Там только один бой с Лаэртом — семь потов сходит. Это я - «Гамлет» говорю. Вот у меня, например, по ходу спектакля этих сцен, где мокрый весь выходишь, оттого что уже всё — дышать невозможно… Всё — задыхаюсь… Так что чисто физически приходится у нас, тем более, что вообще театр такой, я бы сказал — очень экспрессивный, где выкладываешься настолько… А так, я люблю спорт посмотреть. И биатлон иногда люблю посидеть посмотреть… Сейчас, правда, почему-то мне стал неинтересен хоккей. Раньше, когда вот во времена Харламова, меня за уши не оттащишь. Особенно когда международные матчи — наши с канадцами, с шведами, с чехами… Уй! Не оторвешь. А сейчас — я не понимаю почему. Я не хочу опять же никого обидеть, то ли сейчас хоккей сам по себе изменился, то ли я изменился, но неинтересно стало смотреть. Футбол обожаю посмотреть. Особенно, когда играют бразильцы. Это уже не футбол — это искусство. Еще я люблю готовить. Особенно щи из кислой капусты. Я в обычных магазинах покупаю себе одежду. Могу сам подогнать под себя костюм. Знаете ли, проблема, когда брюки 46-го размера, а пиджак 52-го. Шитье — занимательная вещь, между прочим…»

 


Весной 1999 года врачи обнаружили у Виктора Авилова туберкулез. О своем здоровье актер рассказывал: «Я почти год провалялся на больничной койке. Сейчас вроде болезнь отступила. Надеюсь, надолго. Я знаю, что с туберкулезом люди живут десятилетиями, срок жизни у них не укорачивается. «Тубики» доживают и до ста лет. Кстати, недавно узнал, что палочка Коха живет во всех людях, но далеко не в каждом активизируется. Мне не повезло. Пил я, действительно - очень много, и болезнь этому не мешала. Но некоторое время назад решил бросить. Полгода спиртного в рот не беру. Я столкнулся с пьянством до того, как стал актером, когда работал водителем «МАЗа». Все мужики у нас на автобазе пили. Выбиваться из общей массы было как-то неудобно. Когда надоедало пить, я увольнялся, лето гулял, ловил рыбу, вел здоровый образ жизни, потом устраивался снова, и снова приходилось выпивать. Ну, вы из меня законченного алкаша-то не делайте...»

 


После лечения актер продолжал работать в театре на Юго-Западе,  но не в штате, а по договору. И играл в трех спектаклях: «На дне», «Старые грехи» по ранним рассказам Чехова и «Сон в летнюю ночь». Об этом периоде своей жизни Авилов рассказывал: «Мне надоело вариться в одном котле, захотелось поработать в другом театре, с другим режиссером. К тому же сыграть в пьесе Стриндберга сложную психологическую роль, на мой взгляд, подарок судьбы. Кстати, в нынешнем сезоне я буду играть еще и в антрепризе по пьесе Александра Гельмана «Скамейка». Прогоны на публику прошли в конце прошлого театрального сезона, а премьера состоится осенью».

 


В августе 2004 года стало известно, что Виктор Авилов смертельно болен. У него был обнаружен рак печени четвертой степени. Актер проходил лечение в Новосибирске, но это не помогло, и 21 августа 2004 года Виктор Авилов скончался.
 

И немного о личных впечатлениях… 

В 2002 году мы предложили нескольким актерам из московского театра на Юго-Западе озвучить персонажей из мультфильма «Столичный сувенир». Среди них был Виктор Авилов. Актеры приходили на озвучание посменно. Дошла очередь и до Авилова. 

Мы сидим на двух диванах в холле 11 этажа гостиницы «Пекин», где происходила запись актеров. Я объясняю Виктору характер героя и рассказываю интересовавшую его информацию о фильме и интересовавшей  сцене. В разгар нашего общения открывается дверь соседнего офиса, и из нее выходят две девушки в состоянии изрядного подпития. Направляются к нашим двум диванам и девушка, шедшая первой, буквально бросается  всей массой своей не очень миниатюрной фигуры на диван с Виктором. Но уже в процессе полета, в нескольких сантиметрах от дивана, она замечает, что там  сидит Авилов. Благодаря какому-то скорее мультипликационному приему, при почти полном отсутствии контакта с какой-либо точкой опоры, девушка умудряется застыть в воздухе и зависнуть в нескольких сантиметрах над актером. При этом они смотрят друг другу в глаза, каждый по-своему понимая нелепость складывающейся ситуации. Которая тем временем продолжает развиваться. Потому что шедшая следом вторая девушка, не обращая внимания на положение своей подруги, так же энергично направляет полет своего тела на злосчастный диван. Так же  в полете замечает сидящего там артиста, замечает ужас в глазах зависающей рядом подруги, понимает, что положение у нее еще более нелепое, чем в предыдущем случае. И зависает над Авиловым в полете с другой стороны дивана. Сам актер между тем наблюдает всю эту сцену с нескрываемым любопытством. Причем и мне, и ему уже очень интересно – чем все это может закончиться. Потому что девушки в самых неестественных позах зависли и, судя по всему, вот-вот обрушатся на диван, так как находятся явно за гранью равновесия. И пока мы все четверо переглядываемся, соображая, что же можно предпринять в подобном случае, опять открывается дверь офиса и оттуда выходит молодой человек в состоянии совсем неприличного алкогольного опьянения. Естественно, он идет к дивану. Совершенно не задумываясь, бросается на него, пытаясь пролететь между двумя предыдущими оцепеневшими фигурами. Так же в последнюю секунду видит актера. Так же умудряется в совершенно невозможной позе, нос к носу с Авиловым зависнуть. Причем в полете он успевает осмотреться, оценить позы и выражения лиц девушек, и в момент торможения изрекает сакраментальную фразу, которую никто совершенно не ожидал: 

- И все они … ох..ели! (цитата первоисточника) 

А Авилов, глядя на все это не прекращающееся действие и появление все новых и новых действующих лиц,  умно улыбнулся и в свою очередь прокомментировал: 

- Теперь я понял, что произошло..,- после чего встал и спокойно отправился озвучивать свою роль директора спиртзавода. А потом наша помощница режиссера, которой я рассказал эту историю,  то ли в шутку, то ли всерьез сказала, что когда она ему сделала Авилову предложение придти к нам на озвучание этой роли – он долго смеялся. Потому что его самого за «это дело» несколько раз из театра увольняли.

 


Вот такая история…
 

Виктор Авилов похоронен на Востряковском кладбище Москвы.

 


Использованные материалы: 

Текст статьи «Виктор Авилов», автор Е.Оспинникова

«О Гамлете и обо всем остальном», Виктор Авилов

Текст статьи «Мудрый – обязательно добрый», автор М.Степанова

Текст статьи «Господин искуситель», автор О.Ненашева

Текст статьи «Не стану противоречить Гамлету», автор В.Серикова

Текст статьи «Я еще могу и посостязаться с красавцем», автор С.Шведов

Текст интервью «Я способен заработать не только мастерством актера», автор Д.Дуровин

Материалы сайта www.avilov.ru

Материалы сайта www.rusactors.ru

 

 

 

Фильмография:
 

1987 По траве босиком
1988 Господин оформитель
1988 Узник замка Иф
1988 Любовь к ближнему
1988 Большая игра
1989 Зеленый огонь козы
1989 Искусство жить в Одессе
1989 Смиренное кладбище
1990 Зимняя вишня-2
1990 Сафари-6
1990 Гражданское пари
1992 Мушкетеры двадцать лет спустя
1992 Танцующие призраки
1993 Антифауст
1993 Тараканьи бега
1994 Сделай мне больно
1994-95 Петербургские тайны - сериал
1995 Волчья кровь
1995 Зимняя вишня - 3
2004 Хиромант - сериал

 

 


8 августа 1953 года – 21 августа 2004 года

СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: 13lad
2011-01-27 07:58 am

Спасибо!

Этот артист всегда вызывал у меня уважение.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: reddog70
2011-01-27 08:26 am
Спасибо! Он удивительный актер.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: upstriver
2011-01-27 01:16 pm
Спасибо!

(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: birbera
2011-01-27 02:55 pm
Какой глубокий взгляд огромных глаз - всегда удивлялась его лицу, в котором есть тайна. Спасибо за пост, с большим интересом многое узнала о нём.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: frau_irina
2011-01-27 04:55 pm
"Однажды 20 лет спустя" -- это соооовсем другой фильм.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: cher_l
2011-01-28 05:23 pm
+1
это где Гундарева многодетную мать играет :))
А с Авиловым "Мушкетеры 20 лет спустя"
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: _klio_sw
2011-01-27 11:37 pm

От редактора сайта avilov.ru

Андрей, спасибо за публикацию, но, пожалуйста, будьте внимательнее при копировании и особенно ДОПИСЫВАНИИ чужих материалов! Я не вычитывала всё подробно, но вот что сразу бросилось в глаза:

"Со мной в театре работает моя вторая жена Анна Галкина..."
Вторую жену Виктора зовут не Анна, а ГАЛИНА Галкина. Анна - это их старшая дочь. Вот точная цитата:
"Со мной в театре работает моя вторая жена, у нас двое детей, а я от них ушел. Дети уже достаточно взрослые. Старшей в апреле девятнадцать, а младшей — пятнадцать. Для меня эта тема душещипательная. Больно... Я себя казню за все это, но ничего сделать не могу."

В 2000 году врачи обнаружили у Виктора Авилова туберкулез.
Это произошло весной 1999-го. В марте он заболел и с мая 1999 по февраль 2000 пролежал в больнице, а осенью 2000 уже вернулся на сцену.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-27 11:42 pm
Исправил.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: _klio_sw
2011-01-28 12:02 am
Спасибо!
И еще просьба: уберите, пожалуйста, это позолоченное ... на могиле. Его уже давно там нет. Скульптор Дмитрий Тугаринов сделал замечательный бюст, за который теперь не стыдно: http://avilov.ru/photo/live/scr_0738_010708.jpg
http://avilov.ru/photo/live/scr_0726_010708.jpg
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: andrey_g
2011-01-28 12:05 am
Поменял.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From: _klio_sw
2011-01-28 12:30 am
:-)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drunkedboy
2011-01-28 10:43 am
посчастливилось посмотреть его в роли Воланда, после чего даже не хочется смотреть недавновышедший сериал...
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]From: andrey_g
2011-02-03 02:55 am
Не понял. О чем вы?
(Ответить) (Parent) (Thread)