Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович (часть 2)




Лауреат Диплома СК СССР на ВКФ в Ленинграде (1964, «Гамлета»)

Лауреат Премии «Золотая доска» (премия журнала «Чинема нуова») на МКФ в Венеции (1964, «Гамлет»)

Лауреат Ленинской премии (1965, «Гамлет»)

Лучший иностранный актер года (Англия, 1965 год)

Лауреат Приза «Серебряное блюдо» на МКФ в Панаме (1965, «Гамлет»)

Лауреат Приза «За лучшее исполнение мужской роли» наа МКФ в Картахене, Колумбия (1969, «Берегись автомобиля»)

Лауреат приза «За лучшую мужскую роль» на фестивале в Сан-Себастьяне (1969, «Чайковский»)

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971, «Преступление и наказание»)

Лауреат Приза на фестивале советских фильмов в Сорренто (1972, «Дядя Ваня»)
Лауреат Приза Киноакадемии «Ника-90» «За лучшую актерскую работу» (1990, «Дамский портной»)

Лауреат Приза на МКФ в Сан-Ремо (1991, «Дамский портной»)

Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1994)

Лучший актер года по опросу журнала «Советский экран (1965, 1966, 1970)



В 1973 году Смоктуновский исполнил роль царя Федора на сцене московского Малого театра. В его исполнении царь Федор был царем, сознающим свою высокую миссию, человеком мужественной простоты, без проявления слабости воли. Смоктуновский уходил от исторического облика Федора. Он нашел в роли «свой тон», а это всегда было, по его собственному признанию, важнейшим условием для рождения образа. Все «громкие» места своей роли он произносил тихо, с сознанием величия дела и убежденностью в правоте. 


 


Популярность актера привела к тому, что однажды он чуть было не стал депутатом. В семидесятые годы артиста пригласили в один из областных центров как возможного кандидата в депутаты Верховного Совета СССР, где был организован пышный прием и банкет, на котором Смоктуновский произнес тост: «Я хочу выпить за то, чтобы полки магазинов заполнились, а на столах наших избирателей появились такие же продукты, какие я вижу здесь». В результате он так и не стал депутатом. Но нужно отметить, что чувство юмора его не покидало в любой ситуации. Однажды МХАТ летел с гастролей из Афин, где актеры играли «Дядю Ваню». Ефремов играл Астрова, Смоктуновский - Войницкого. В самолете они сидели вместе и выпили. Ефремов решил поинтересоваться: «Кеш, ну как ты думаешь, как я играл?» - «Олежка, хорошо, ты очень хороший артист». – «Ну, а ты какой тогда артист?» - «А я, Олежка, космический...» Ефремов потом признавался, что весь полет не знал как себя вести, и что возразить?
 




После исполнения роли Войницкого в «Дяде Ване» в 1970 году, в течение последующих десяти лет Смоктуновский не играл главные роли. В те годы на счету актера были эпизоды в таких фильмах, как «Дочки-матери», «Исполнение желаний», «Романс о влюбленных», «Звезда пленительного счастья», «Выбор цели», «Легенда о Тиле», «Степь» и «В четверг и больше никогда».





Но в 1980-х Смоктуновский снова стал играть главные роли, но преимущественно в телефильмах: «Маленькие трагедии», «Поздняя любовь», «Дети солнца», «Сердце не камень» и «Дело Сухово-Кобылина». За роль в картине «Дамский портной» в 1991 году Смоктуновский был удостоен приза «Ника» и отмечен дипломом на фестивале в Сан-Ремо.




А в начале 90-х годов артист часто был вынужден соглашаться играть «проходные» роли. На вопрос, почему он это делает, актер в одном из интервью признался: «Раньше я строже относился к выбору ролей... А сейчас говорю - говорю это со стыдом - мной руководит другое. Спрашиваю: сколько вы мне заплатите за это безобразие?»
 

Евгения Симонова рассказывала: «Когда я наблюдала его в официальной или, скажем, публичной ситуации, а затем в жизни, у меня возникало ощущение, как будто это другой человек. В телепередачах, интервью, различных выступлениях в нем были странности, полутона, намеки, интонации, заломленные руки, позы. Ничего этого в житейском общении я ни разу не наблюдала. Он был прост, искренен, внимателен. У меня даже было желание спросить: «Иннокентий Михайлович, вы что – играете там какую-то роль или это ваша вторая натура? Это сознательно происходит или подсознательно?» Образ странного гения совершенно не вязался с тем, что я наблюдала в жизни. Наша первая встреча произошла на улице Герцена. Была суббота или воскресенье, народу совсем немного, и по тротуару на велосипеде ехала девочка, грациозная, своеобразная, гордо глядя перед собой. А за ней шел человек с длинными развевающимися волосами; заложив руки за спину, он с любопытством смотрел вокруг и с восхищением – на девочку. Это был Смоктуновский со своей дочкой Машей». 

Настоящей опорой актера во всех сложных жизненных ситуациях была крепкая семья. В Ленкоме Смоктуновский познакомился со своей будущей женой Суламифью. Он любил повторять: «Как хорошо жить, до удивления хорошо просто жить, дышать, видеть. Я есть, я буду, потому что пришла она. Я тогда впервые увидел ее... Тоненькая, серьезная, с охапкой удивительных тяжелых волос. Шла не торопясь, как если бы сходила с долгой-долгой лестницы, а там всего-то было три ступеньки, вниз. Она сошла с них, поравнялась со мной и молча, спокойно глядела на меня. Взгляд ее ничего не выспрашивал, да, пожалуй, и не говорил... но вся она, особенно когда спускалась, да и сейчас, стоя прямо и спокойно передо мной, вроде говорила: «Я пришла!» Ну, вот - поди ж - узнай, что именно этот хрупкий человек, только что сошедший ко мне, но успевший однако уже продемонстрировать некоторые черты, своего характера, подарит мне детей, станет частью моей жизни - меня самого». 




Вскоре после знакомства Смоктуновский сделал предложение Суламифи Михайловне, и она согласилась выйти за него замуж. Переехав к жене, он получил прописку, но куда важнее было другое. Иннокентий Михайлович ощутил, что многое страшное позади, что есть на свете доброта и любовь, и что эта хрупкая девушка понимает его. Иннокентий звонил ей отовсюду, где снимался и был на гастролях, привозил подарки. Не было ни одной роли, ни одного вопроса в его творческой биографии, по которым бы он не советовался с женой, которая, легко прошла с ним всю его жизнь и стала матерью двоих детей - Филиппа и Маши. Смоктуновский был верен своей жене всю жизнь, называл ее ласково Соломкой. Они неизменно помогали друг другу. Когда Смоктуновскому было трудно, и он сомневался в себе, супруга отвечала: «На неудачи не жалуйся, не прибедняйся и не скромничай - ты одаренный человек». А когда Смоктуновский, бывало, капризничал, молча выносила ему пиджак с медалями и орденами, и ему становилось стыдно.
 

Саломея Михайловна Смокнутовская вспоминала: «Мне было 28 лет, никаких романов серьезных у меня до этого не было. Я не была замужем, но считала себя очень счастливой, поскольку обожала свою работу и постоянное общение с талантливыми актерами. Выражаясь современным языком, была я девушкой вполне самодостаточной. И вот я встретила Иннокентия Михайловича. Был ли это солнечный удар, как описывает чувство влюбленности Бунин? Скорее нет. Скорее это было все время разгоравшееся чувство. Предвидела ли я сразу его огромный гениальный дар? Сказать «да» тоже было бы преувеличением. Я и сегодня не смогла бы точно определить его. С моей точки зрения — это дар судьбы, некая тайна. Да и встреча наша и любовь тоже носили на себе отпечаток перста судьбы — ведь более разных судеб, чем у Иннокентия Михайловича и у меня, придумать трудно. Я родилась в Иерусалиме, поскольку моя мать, молодая идеалистка из Литвы, приехала основывать в Палестине коммуны — кибуцы, а затем отправилась на строительство новой жизни в СССР. А Иннокентий Михайлович, как вы знаете, родился в Сибири в деревне Татьяновка. Может быть, святой воздух Иерусалима помог нашей встрече, но глубокая любовь, полнейшее понимание друг друга, мое осознание его гениального предназначения пришли позже». 




Мария, дочь Смоктуновского вспоминала: «Дома он был добрый, ласковый и прекрасный. Праздники любил и за столом посидеть. Любил мамину уху. Сам любил салаты делать, китайскую и японскую кухню очень уважал, даже научился есть палочками, говорил, что это есть постижение народа. Когда привез из Японии кимоно, я ему говорила: «Ты мой японец…» Семья была для папы его крепостью. С детства помню ощущение обожания, царившее в доме. Он был счастлив, когда выдавались свободные часы в работе, и проводил их только дома. Он был, между прочим, весьма хозяйственным и умелым. Любил обустраивать дом, что-то прибивал, прикручивал, сверлил дрелью. Правда, иногда его лучше было не отвлекать. Скажем, моет посуду и что-то шепчет про себя. Спросишь: «Что?», а он: «Ну, я же репетирую!» После переезда из Ленинграда в Москву мы получили квартиру на Суворовском бульваре. Я-то маленькая, мне все равно, а для папы, было слишком шумно. А когда в 1989-м мы переехали в тихий переулочек у «Белорусской», он снова был счастлив и не уставал повторять: «Эта квартира – праздник».
 




Саломея Михайловна Смоктуновская рассказывала: «Многие упрекали меня, что я не щажу Кешу и что он работает так много, потому что дети и семья требуют средств, а он — один работник. Но это неправда. Жили мы очень скромно, и к тому же приучили детей. Да и прежде всего сам Кеша был абсолютно нетребовательным в быту, далеким от светской жизни и показухи. Но я интуитивно чувствовала и знала, что его нельзя ограничивать в работе, это как не дать птице петь. Поэтому и смотрела с пониманием, когда, уйдя от Товстоногова, он метался по разным театрам, пока не пришел во МХАТ. К Ефремову, а вернее — к Чехову. Ведь он переиграл почти все чеховские роли: Иванов в одноименной пьесе, Войницкий в «Дяде Ване», Дорн в «Вишневом саде».
 




Иннокентий Смоктуновский очень любил водить автомобиль. Из всех марок автомобилей Иннокентий Смоктуновский предпочитал строго «Волгу», которую научился водить во время съемок фильма «Берегись автомобиля». Когда писался сценарий фильма «Берегись автомобиля!», на роль Юрия Деточкина предполагалось вначале пригласить Юрия Никулина, но актер не смог сниматься из-за гастролей. Тогда на «Мосфильме» Эльдару Рязанову предложили на роль Леонида Куравлева, но Рязанов отказался, и сказал, что сниматься будет Иннокентий Смоктуновский. Все на студии решили, что Смоктуновский не согласится. Так и произошло - Смоктуновский, сыгравший ранее Гамлета, наотрез отказался от непонятной личности по фамилии Деточкин. Тогда режиссер приехал на дачу к артисту и долго его уговаривал. В конце концов, ему это удалось, и он даже взял со Смоктуновского расписку, что тот согласен играть роль в его новом фильме. Но более весомым аргументом оказалась перспектива получения водительских прав.
 




Смоктуновский считал «Волгу», на которой снимался в фильме - очень надежным автомобилем. О причинах такого мнения рассказывала дочь Смоктуновского Мария: «Случилось это осенью. Где-то дорога была сухая, где-то слякотная. Взяли с собой вкусненькое, погуляли, перекусили и собрались домой. Только отъехали, папа говорит: «Извините, ребятки, я сейчас немного газану». Надо было подняться в горку. И вдруг машину занесло, одни колеса попали 6 слякоть, другие - на сухую дорогу, и машина перевернулась. В первое мгновение никто даже ничего не понял. Продолжает звучать из магнитофона музыка, а машина стоит на крыше. И тут, как в фантастическом фильме, сквозь разбитое переднее стекло просовывается рука и вытягивает из машины папу. А дальше мы слышим веселый голос нашего спасителя: «А, Смоктуновский! Берегись автомобиля!» Все, слава Богу, остались целы и невредимы. Только мы с мамой возвращались домой на автобусе, а папа с братом в машине на самой малой скорости - без переднего стекла особенно не покатаешься».
 

Смоктуновский, был бы не против, если бы его дети стали актерами. Маша мечтала быть балериной, и поступила в хореографическое училище, а после его окончания была принята в Большой театр в кордебалет. Папа не отговаривал ее от танцев, но пытался доказать, что кроме них в жизни есть еще много интересного. Особенно он пытался помочь Маше пережить уход из театра и попросил режиссера Леонида Пчелкина найти для дочки роль в картине «Сердце не камень», в котором снимался сам. С легкой руки отца Маша сыграла потом более чем в десяти фильмах. Вместе они сыграли на сцене в спектакле МХАТа «Из жизни дождевых червей», съездили  в турне по Америке. Филипп тоже снялся с отцом в «Тиле Уленшпигеле» Алова и Наумова, в «Маленьких трагедиях» и «Мертвых душах» у Швейцера. Но актером Филипп  не стал, а занимается художественными переводами, так как хорошо владел английским языком. 




О своей семье Смоктуновский рассказывал: «Я не хочу, чтобы мои дети, да и ничьи дети на земле, пережили то, что пережил я, мое поколение. Чтобы мы все, и дети, и внуки наши, отпраздновали и пятьдесят, и сто, и бесконечное число мирных лет.Для меня семья — это в первую очередь жена: здесь — тепло, любовь, надежда, вера, уют, достоинство, и мораль, и нравственность. И если о том спросить, что же такое Смоктуновский, то это во многом моя жена. Потому что во мне были, наверное, заложены какие-то добрые, высокие чувства, но они дремали. Одухотворение, творческое состояние, все прекрасное открылось во мне за время моей совместной жизни с этим замечательным человеком — Суламифь Михайловной Смоктуновской. Я совсем не так миролюбив, как кажусь на первый взгляд. Я прошел все тяготы войны только потому, что я люблю свою Отчизну, люблю свою Родину, люблю свой народ до самозабвения. Я попал в плен во время войны, пошел в партизаны. Все это я делал только для того, чтобы был мир, чтобы моя страна выжила и доказала не только свою жизнеспособность, а свое достоинство, доказала, что мы, россияне, мы, русские, были, есть и будем. Наверное, я — счастливый человек. В Москве я начинал с подоконника, мне было голодно и холодно. Я мог пойти к друзьям, где меня накормили бы, но это был не выход из положения. Они могли меня накормить, но достигать всего остального нужно было самому. Мне кажется, что чего-то я все же в этой жизни достиг. У меня много правительственных наград за творчество, есть и военные награды. Достаточно сказать, что у меня три ордена Ленина, из творческих людей столько, наверное, только у меня. Награды — это хорошо, но это не самое главное. Важнее то, что меня признал и знает мой народ. Я счастлив, что не обманул надежд и ожиданий. Я радуюсь, когда человек, потративший два-три часа на просмотр моего фильма или спектакля, уходя, говорит: «Этот вот длинный, смотри, по-прежнему хорош, хотя уже и старенький». Услышать такое — разве не счастье?» 
 




О последнем годе жизни Иннокентия Михайловича дочь Мария рассказывала: «В сущности, беды ничто не предвещало. В феврале 1994 года у папы случился микроинфаркт, но он быстро пошел на поправку. Даже попросил привезти к нему в больницу любимого Жанчика. Мы с мамой уговорили врачей пропустить в больницу собаку, и как же он был счастлив, когда Жан прыгал с койки на койку. Но папа все же недолечился. - продолжались съемки сразу в двух картинах, «Притяжение солнца» режиссера Игоря Апасяна и «Белый праздник» Владимира Наумова. Кстати, в обеих картинах, папины герои - это старики, на излете жизни, один даже парализован, то есть работа была трудной. Но снимался он с увлечением. Очень волновался, что уходит зимняя натура. Когда закончились съемки, он все-таки поехал долечиваться в санаторий. А через несколько дней попросил его забрать, не понравилось ему как-то. Но мы не успели. Из санатория позвонили: второй инфаркт... Уход близкого человека - всегда страшная потеря для близких. Но когда ты успел попрощаться или побыть рядом, как-то легче. С другой стороны, если смерть моментальная, ее называют легкой. Но я не думаю, что она может вообще быть такой, тем более у моего отца».
 

Армен Джигарханн рассказывал: «В «Белом празднике» герой Смоктуновского умирает. Но никому из нас, даже самому суеверному, не приходило в голову увидеть в этом какой-то знак или предзнаменование. Каждый из артистов не однажды умирает на сцене или на киноэкране. Да и сам Смоктуновский, как известно, умирал в «Гамлете». Мы работали, радовались жизни и меньше всего ждали удара. После съемок «Белого праздника» я решил отдохнуть в подмосковном санатории имени Герцена, где я бываю почти каждый год. Там совершенно замечательные места. Туда же, как я знал, собирался и Смоктуновский. До санатория я съездил на неделю на фестиваль в Калининград и приехал 2 августа. В тот же день встретился с Иннокентием Михайловичем и очень порадовался тому, как он выглядел — бодрым, здоровым, даже загорелым. Мы долго гуляли по аллеям санаторного парка, много разговаривали. Среди прочего промелькнула тема возраста, смерти, отношения к ней. Конечно, без тени какого-либо предчувствия. «Я много сыграл ролей, прожил интересную жизнь и смерти нисколько не боюсь», — это его слова. Вечером разошлись по номерам, которые были почти рядом, в 9 вечера я включил телевизор, чтобы посмотреть программу «Время», но приемник барахлил, и я зашел к Смоктуновскому. Мы вместе смотрели программу, он предложил немножко выпить, и где-то после десяти мы расстались. Утром, выйдя к завтраку, я не увидел его за соседним столиком: решил, что он на процедурах, подождал, а потом спросил у кого-то из сотрудников. Мне почему-то предложили подняться в свой номер, я заподозрил что-то неладное. Оказалось, что в три часа ночи Иннокентий Михайлович почувствовал себя плохо, вызвали врачей, реанимационную «скорую помощь», но сделать уже нельзя было ничего». 

Иннокентий Смоктуновский скончался 4 августа 1994 года, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

 


В одном из последних интервью Иннокентий Михайлович сказал: «Нельзя победить роль, не отправив в нокаут собственное сердце».

 


Леонид Филатов снял об Иннокентии Смоктуновском передачу из цикла «Чтобы помнили».

 


 

Использованные материалы: 

Текст статьи «Князь из Татьяновки», автор Ю.Шигарева

Текст статьи «Иннокентий Смоктуновский. Король, который всю жизнь боялся», автор Е.Кореневская

Текст статьи «Из фашистского плена — в американскую тюрьму», автор  И.Изгаршев

Текст статьи «Отправил в нокаут собственное сердце», автор  В.Дубровский

Материалы сайта www.peoples.ru

Материалы сайта www.tvkultura.ru
 

 

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

 

1956 — Убийство на улице Данте — доктор
1956 — Как он лгал её мужу — Генри
1956 — Солдаты — Фарбер
1957 — Рядом с нами — Андрей Королёв
1957 — Шторм — Муромцев
1958 — День первый — В. А. Антонов-Овсеенко
1958 — Ночной гость — Пал Палыч
1959 — Дорогой бессмертия
1959 — Неотправленное письмо — Сабинин
1960 — До будущей весны — Алексей Ручьёв
1961 — Високосный год — Геннадий Куприянов
1961 — Девять дней одного года — Илья Куликов
1962 — Моцарт и Сальери — Моцарт
1964 — Гамлет— Гамлет
1965 — На одной планете — В. И. Ленин
1966 — Берегись автомобиля — Юрий Деточкин
1966 — Первый посетитель (фильм) — В. И. Ленин
1966 — Маленький принц — текст от автора
1968 — Первая любовь — Пётр Васильевич
1968 — Степень риска — Александр Кириллов
1968 — Живой труп — «Гений»
1969 — Преступление и наказание — Порфирий Петрович
1969 — Чайковский — Пётр Ильич Чайковский
1970 — Дядя Ваня — Иван Петрович Войницкий
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — интеллигент
1972 — Укрощение огня — К. Э. Циолковский
1973 — Москва — Кассиопея — исполняющий особые обязанности
1974 — Исполнение желаний — Дмитрий Бауэр
1974 — Дочки-матери — Вадим Антонович
1974 — Зеркало — текст от автора
1974 — Романс о влюблённых — Трубач
1974 — Отроки во Вселенной — исполняющий особые обязанности
1975 — Звезда пленительного счастья — Цейдлер
1975 — Они сражались за Родину — хирург
1976 — Выбор цели (фильм) — Франклин Делано Рузвельт
1976 — Анна и командор (фильм) — Драматург
1977 — Легенда о Тиле (фильм) — Карл V
1977 — Принцесса на горошине (фильм)
1977 — Степь (фильм)
1977 — В четверг и больше никогда — Иван Модестович, отчим Сергея
1977 — Враги
1979 — Бархатный сезон (фильм)
1979 — Барьер (фильм)
1979 — Москва слезам не верит — в роли самого себя
1980 — Маленькие трагедии
1981 — Крепыш
1981 — Рожденные бурей
1981 — Шутка?
1982 — Кража
1982 — Пиковая дама
1983 — Двое под одним зонтом
1983 — Поздняя любовь
1983 — Уникум
1984 — Мёртвые души — Плюшкин
1985 — Дети солнца
1985 — Сестра моя Люся
1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — доктор Джекил
1985 — Русь изначальная
1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии
1987 — Гардемарины, вперед!
1987 — Загадочный наследник
1987 — На исходе ночи
1987 — Очи черные
1987 — Первая встреча — последняя встреча
1990 — Ловушка для одинокого мужчины
1990 — Дамский портной
1990 — Дина
1991 — Гений Гиля Принц
1991 — Дело Сухово-Кобылина
1991 — Линия смерти
1991 — Осада Венеции
1991 — Откровение Иоанна Первопечатника
1993 — Золото
1993 — Время Мираба, голос
1993 — Истоки
1993 — Убийца
1993 — Хочу в Америку
1994 — Белый праздник
1994 — Заколдованные
1995 — Вино из одуванчиков (роль озвучил Сергей Безруков)

 

 

 
28 марта 1925 года - 4 августа 1994 года

 

Tags: актеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments