Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ХОЛОДНАЯ Вера Васильевна (часть 2)





«Королева экрана»




Главным режиссером на киностудии Харитонова стал Владимир Чардынин. В отличие от Бауэра, для него была важна игра актера. Он много времени тратил на репетиции и общение с актерами. Особенно он был внимателен к Вере Холодной, в которую, как и многие, был влюблен, для которой создал отдельный репертуар из подходящих ролей, и не перенапрягал ее съемками. За полгода работы Вера Холодная снялась в трех его фильмах -  «Столичный яд» по роману Фонвизина «Сплетня», «Пытка молчания» по пьесе Анри Бернштейна «Вор» и «Ради счастья» по одноименному роману Пшибишевского.  

В начале 1917 года на экраны вышел фильм «У камина» с участием Веры Холодной – одна из лучших работ актрисы. Трагический фильм о разбитой богатым любовником семье заканчивавшийся смертью главной героини в исполнении Веры Холодной превзошел успех всех снятых на тот момент отечественных фильмов, и был снят с проката только в 1924 году по решению Главрепеткома. В те времена перемонтировали, запрещали, снимали с проката и смывали сотни дореволюционных фильмов. Специальный творческий коллектив во главе с монтажером Эсфирью Шульц менял надписи и переставлял местами эпизоды так, чтобы в итоге в фильме появлялась революционная идеология. Нужно отметить, что из-за массового уничтожения большевиками фильмов дореволюционного периода, до нашего времени сохранилось лишь пять лент с участием Веры Холодной, и теперь невозможно точно установить - в скольких фильмах она снялась. По разным данным, это количество составляло от пятидесяти до восьмидесяти. Известно, что в 1917 году Вера Холодная снялась в двенадцати фильмах - в среднем, на съемки одной картины уходило три недели. После успеха фильма «У камина» Харитонов ужесточил порядки на студии, уменьшил время съемок каждой картины, и ввел штрафы за опоздание на работу. Однажды это чуть было не привело к трагедии. Зимой, опасаясь опоздания на съемку,  Вера Холодная и ее партнер Владимир Максимов подгоняли извозчика, сани зацепились за трамвайные рельсы и перевернулись на полном ходу. Напуганные лошади протащили их еще целый квартал вместе с придавленными к земле артистами.

 


Вскоре было снято продолжение фильма «У камина», которое называлось «Позабудь про камин, в нем погасли огни…»  Вера Холодная в нем сыграла циркачку. Она была неотразима в цирковом наряде с короткой юбкой до колен и обтягивающем трико, и публика снова буквально ломилась на сеансы в кинотеатры. Позже на киностудии Харитонова были сняты фильмы по роману Эмиля Золя «Человек-зверь», а так же мелодрамы «Любовь графини» и «В золотой клетке». Репертуар кинотеатров послереволюционной России по-прежнему восполнялся историями о жизни высшего света с пышными костюмами и роскошными интерьерами. К счастью владельцев киностудий и их съемочных групп, новая власть пока не стала национализировать частные кинофабрики, хотя определенные шаги в этом направлении все же были сделаны. Так, например, в конце января 1918 года был создан Киноподотдел Внешкольного отдела Государственной комиссии по просвещению, который так и не предпринял каких-либо определенных действий в области национализации.

 


В то же время киностудия Харитонова приступила к созданию самого знаменитого фильма с участием Веры Холодной под названием «Молчи, грусть, молчи…» по мотивам популярного романса. Фильм был задуман в двух частях, и вторая часть, называвшаяся «Сказка любви дорогой» вышла на экраны через две недели после показа первой, сохранившейся до наших дней. К съемкам этой картины шла подготовка дольше обычного, было больше репетиций. В нем снялись Вера Холодная, Владимир Максимов, Осип Рунич, Витольд Полонский и Константин Хохлов – самые известные актеры кино тех лет. Вера Холодная снова сыграла замужнюю циркачку, которую совратил богатый коммерсант, и передал своему другу. А она, в свою очередь ушла к другому, который уговорил ее совершить кражу векселя. Во время кражи подстрекателя убивали, а героиня Веры Холодной оказывалась в объятиях очередного любовника, но во второй части фильма погибала. Фильм имел оглушительный успех у зрителей, и стал объектом для нападок критиков, которые называли картину апогеем пошлости и примером безыдейности буржуазного искусства. В середине 1918 года Московский кинокомитет порекомендовал хозяевам киностудий в целях воспитания вкуса публики больше экранизировать классику. Следуя этому указанию, в ателье Харитонова сняли «Живой труп» по пьесе Толстого. Вера Холодная в этой картине сыграла роль цыганки Маши, и этот фильм считается одной из лучших экранизаций классики в русском немом кино. Благодаря этой роли Веру Холодную стали считать серьезной актрисой, и Станиславский пригласил Холодную в Художественный театр, предложив ей роль Катерины в «Грозе» Островского.

 


Вера Холодная получила от Станиславского приглашение зайти побеседовать. Ее сестра Софья Васильевна позже рассказывала: «В тот день она возвратилась очень поздно и сразу бросилась к матери, с которой всегда делилась своими переживаниями. Никогда я не видела сестру такой восторженной, такой окрыленной. Константин Сергеевич предложил ей вступить в труппу Художественного театра и готовить роль Катерины в «Грозе». Как ни поразило Веру это почетнейшее для актрисы предложение, но еще больше была она потрясена впечатлением, которое произвел на нее сам Станиславский. Он ведь был ее богом. Константин Сергеевич говорил с Верой по-отечески, расспрашивал о ее жизни, вникал в обстоятельства ее работы в кино. Вера должна была вскоре дать ему ответ. Но Станиславский предупредил ее, что придется очень долго и много работать. Сколько времени будут готовить «Грозу», сказать заранее невозможно – «пока не получится». Может быть, год, может быть, гораздо больше. В кино Вера к этому времени снималась из картины в картину, у нее часто не бывало даже дня передышки. С ее участием создавалось уже не то десять, не то даже пятнадцать картин в год. Уход в МХТ означал прекращение работы в кино. Ну, может быть, время от времени, в одной какой-нибудь картине... Но кино ведь стало для Веры чем-то очень большим. Она по-настоящему любила кино, была бесконечно увлечена своим творчеством. Выбор был мучительным, и в конце концов она приняла решение остаться в кино. Пойти к Станиславскому сказать об этом она не решилась и написала письмо. Несколько дней она писала и переписывала его, плакала над ним. И, наконец, послала. Знаете, я думаю иногда - может быть, она предчувствовала, что ей осталось так мало жить, что расчет на годы уже не для нее...»

 


К середине 1918 года Вера Холодная стала не просто популярной актрисой, а настоящим явлением в русском кино. Ее жизнь стала объектом пристального интереса журналистов и публики. Харитонов решил снять фильм о самой Вере Холодной под названием «Тернистой славы путь». Но ничего особо примечательного в биографии Веры Холодной не было, а сочинять что-нибудь она решительно запрещала. Зрители фильмом были разочарованы - никто не хотел верить, что Вера Холодная действительно является верной женой, любящей мамой и счастливой женщиной. Тем не менее, фильм тоже пользовался успехом.

 


Фильмы с участием Веры Холодной так же были популярны в Европе, Америке, Турции и Японии. Ее приглашали сниматься в Голливуд и Берлин, но она отказывалась, так как не хотела уезжать из России и продолжала сниматься у Харитонова. Очередной работой стали ее роли в фильмах «Мещанская трагедия» и «Княжна Тараканова». Заканчивать этот фильм в июне 1918 года съемочная группа поехала на натуру в Одессу, откуда Вера Холодная в Москву уже не вернулась.

 


Одесса была оккупирована, в городе постоянно менялась власть, но съемки шли полным ходом - кроме «Княжны Таракановой», съемочной группой были сняты еще несколько картин. В середине зимы семья Веры Холодной переехала из гостиницы на частную квартиру. Потом Вера в целях экономии вновь вернулась в гостиницу. Но в ее роскошном номере температура воздуха была минус девять градусов. Восьмого февраля 1919 года Вера Холодная выступила на концерте в пользу фонда профессионального союза театральных художников города Одессы. В театре было холодно, зрители сидели в шубах, а актрисы выходили на сцену в открытых платьях. Еще до начала концерта ее начал бить озноб, а после концерта она слегла, и врач поставил ей диагноз – испанский грипп, от особой формы которого в 1918 году в Европе умерло от трех до шести миллионов человек. Ее сестра Софья Васильевна позже рассказывала: «Это была киноэкспедиция фирмы Харитонова. Вера взяла с собой меня и одну из своих дочерей - Женю, а сестра Надя и вторая дочь Веры - Нонна остались в Москве с Владимиром Григорьевичем. Сообщение с Москвой было нерегулярным - от оказии к оказии. Здесь, в Одессе, я уже начала выступать в балете оперного театра - мне было тринадцать лет. Вера всегда опекала меня и фактически была мне матерью. Когда Одессу заняли французские войска. Вера начала получать одно за другим приглашения иностранных фирм. Ее звали за границу. Дмитрий Иванович Харитонов предложил ей стать компаньоном его «дела» за границей. Фирмы обещали ей огромнейшие гонорары, но Вера решительно все отклоняла. Уезжали многие актеры, соблазняясь и деньгами, и перспективой работы. В Одессе становилось все труднее снимать картины - не было пленки, химикалиев. Вера опубликовала заявление в печати, в котором публично заявила, что ни за что не покинет свою Родину в тяжелое для нее время, и призывала других артистов тоже последовать этому решению. Ответы были разные, кто остался, кто - как Мозжухин - эмигрировал. Наша жизнь в Одессе с момента прибытия была подчинена задаче ограждать Веру от поклонников и поклонниц. Если и в Москве Верина жизнь осложнялась этими людьми, то в Одессе это стало настоящей катастрофой. Жили мы вначале в гостинице, потом в доме Попудовой на Соборной площади, как она тогда называлась. Вера бывала занята с утра до вечера. Харитонов быстро выстроил ателье на Французском бульваре, и там кипела работа - снимались один за другим новые фильмы. Зачем только мы в эту Одессу поехали! Может быть. Вера жила бы и жила. Там она заразилась этой ужасной «испанкой». В Одессе была настоящая эпидемия, и болезнь протекала очень тяжело, а у Веры как-то особенно тяжко. Профессора Коровицкии и Усков говорили, что «испанка» протекает у нее как легочная чума. Теперь это называется вирусным гриппом. Все было сделано для ее спасения. Как ей хотелось жить! Перед домом нашим постоянно - день и ночь - стояла толпа молодежи. Вера говорила: «Володя там, в Москве, не чувствует, наверно, что я умираю». Все понимала, знала, что конец. Харитонов и Чардынин плакали, сидя на кухне. В половине восьмого вечера она умерла. Это было шестнадцатого февраля 1919 года. Хоронил ее весь город, буквально. Двадцать шесть ей было... Муж Веры - Владимир Холодный - пережил ее ненадолго. После панихиды памяти Веры в Москве, в Художественном театре, он стал заговариваться, иногда не слышал, когда к нему обращались. Вскоре он умер. Перед смертью все говорил о Вере, как о живой».

 


Врачи и близкие позже рассказывали, что умирая, Вера позвала из соседней комнаты свою дочь Женю, жестом велела ей опуститься на колени, положила руку девочке на голову и  благословила ее.
Спустя три дня после смерти Веры Холодной на экраны вышла кинохроника «Похороны Веры Холодной». Тело самой Веры Холодной было забальзамировано для отправки в Москву, но дороги были закрыты, и актрису похоронили в Одессе. От бальзамирующего состава кожа потемнела, и когда жители Одессы прощались с Верой, было заметно, как изменилось лицо актрисы. Это изменение и прочие домыслы привели к появлению слухов, что Вера Холодная была отравлена, что не соответствует действительности.  

Спустя месяц во время эпидемии брюшного тифа умерла мать Веры. Бабушка Веры, Екатерина Владимировна, привезла в Одессу из Москвы дочь Веры Нонну. Сестра Веры Надя взяла опекунство над Нонной, Женей и сестрой Соней. Позже она вышла замуж за болгарина и в 1923 году уехала на его родину. Когда тот умер, она и тоже овдовевшая к тому времени Евгения поселились в Стамбуле. После смерти тетки Евгения уехала в США. Нонна осталась жить в Стамбуле. Соня Левченко осталась в Одессе, взяла себе фамилию Холодная, стала балериной Одесского оперного театра, где танцевала с 1920 до 1937 год и всю жизнь посвятила сбору и публикации материалов о своей знаменитой сестре.

 


В 1931 году Первое христианское кладбище, на котором была похоронена Вера Холодная, по решению местных властей было разрушено, а территория, на которой находились захоронения, была превращена в парк отдыха. Склеп актрисы был так же разрушен, и ее сестра просила у одесских чиновников разрешения перевезти гроб с телом Веры Холодной на кладбище, где была похоронена их мать для повторного захоронения. Гроб с телом Веры Холодной было направлен в Москву, но к месту назначения так и не прибыл…
 

Королеве русского немого кино с глазами библейской мученицы Вере Холодной было суждено прожить лишь 26 лет, из которых она снималась лишь четыре года. Из десятков фильмов с ее участием сохранилось только пять, но ее до сих пор помнят и почитают зрители. Одна из лучших картин об этой великой актрисе – тонко стилизованная мелодрама Никиты Михалкова «Раба любви», снятая в 1975 году.

О Вере Холодной был снят документальный фильм.



 

Использованные материалы: 

Текст статьи «Загадка «Королевы экрана», автор А.Каплер

Текст статьи «Вера Холодная. Раба иллюзий», автор Е.Невская

Воспоминания Виталия Вульфа

Материалы сайта www.peoples.ru

 

 


Фильмография (неполная):

 

  • 1915 Анна Каренина
  • 1915 Песнь торжествующей любви
  • 1915 Пламя неба
  • 1915 Дети века
  • 1915 Миражи
  • 1915 Лунная красавица
  • 1916 Жизнь за жизнь
  • 1916 Столичный яд
  • 1916 Пытка молчания
  • 1916 Ради счастья
  • 1917 У камина
  • 1917 Позабудь про камин, в нем погасли огни…
  • 1917 Человек-зверь
  • 1917 Любовь графини
  • 1917 В золотой клетке
  • 1918 Молчи, грусть, молчи…
  • 1918 Сказка любви дорогой
  • 1918 Живой труп
  • 1918 Шахматы жизни
  • 1918 Последнее танго
  • 1918 Тернистой славы путь – персонаж
  • 1918 Мещанская трагедия
  • 1918 Женщина, которая изобрела любовь
  • 1918 Княжна Тараканова

 

 

 

5 августа 1893 года – 16 февраля 1919 года

 

Tags: актрисы
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…