senart_artdeco (senart_artdeco) wrote in chtoby_pomnili,
senart_artdeco
senart_artdeco
chtoby_pomnili

Category:

75 … Марис Лиепа

В июле этого года исполнится 75 лет со дня рождения удивительного артиста. Не так уж и много по сегодняшним меркам, а его уже нет 22 года. Невосполнимая утрата нашего искусства – блистательный Лиепа.

Сегодня хотим показать вам ни разу не опубликованные фото из собственного архива. Фотографии документальные, не постановочные. Невозможно вернуться в то время, но увидеть и почувствовать его пульс – да. Тем более, что это сцена Большого театра из-за кулис…

1. Поединок. Спартак - М.Лавровский.


Весь январь 2011 года Москва была задавлена рекламой балета Спартак. На фото красовалось что-то в духе художника Семирадского. Очень люблю этого художника, но его подражателей – нет. Туники, гирлянды цветов, какое-то разноцветье в костюмах, в общем, жуткое мельтешение. Присмотревшись, узнала, что Мариинский привез такой Спартак на гастроли. После чего, действительно, появилось сильное желание посмотреть знаменитый балет , но в его более известной версии Григоровича. О, удача! В специализированном магазине купила DVD этого фильма-балета 1976 года, диск этот бывает в продаже крайне редко. Удивительно, но хоть и снят он на Мосфильме, а вот лицензионная кассета VAI (американская звукозаписывающая фирма). Неужели даже это продали?!

Балет, Большой театр – можно сказать парадная вывеска СССР. Вот уж чем все мы гордились, так это им. Да, да – впереди планеты всей… Иногда мне кажется, что первые отзвуки перестройки донеслись именно оттуда, за знаменитым фасадом с квадригой Аполлона. А точнее, какие-то неясные слухи о скандалах, группировках и прочем пошли в массы уже тогда, в преддверии больших перемен в стране.

Но, это все преамбула, хочу я поделиться замечательными фото из-за кулис Большого, того еще советского, триумфального. Сегодня – это Спартак с Марисом Лиепой. Фото эти пока никогда нигде не публиковались, поэтому желающим использовать их, просьба обращаться лично и делать ссылки на источник.

Первые кадры фильма-балета Спартак начинаются с крупных планов Лиепы-Красса. И какие это планы! А потом, выход римских легионов и триумф Красса. Музыка Арама Хачатуряна всем своим напором дает такой ритм всему действию, что когда в середине балета начинается лирическое отступление дуета Фригии и Спартака, кажется, что спектакль только теряет темп. И снова ждешь с нетерпеньем Красса.

2. "Военный батман" легионеров в самом начале спектакля.


3.Высокомерный патриций. С каким посылом он держит меч...


4. Вызов. (Спартак - М.Лавровский)


Чем Лиепа брал зрителя? В Лондоне его назвали Лоуренсом Оливье танца. Незаурядный драматический талант и невозможное человеческое обаяние. Еще когда была школьницей, а по телевизору на Новый год показывали такие останкинские мюзиклы, как Волшебный фонарь или Бенефис Гурченко, не могла глаз оторвать от лица Лиепы. А что уж тогда говорить о балетоманах? Правда, десятилетиями позже узнала, что балетоманы, а особенно коллеги по цеху, были в шоке от телевизионно-эстрадных номеров артиста. Негоже, считали они, такому человеку, да еще и с ореолом мировой славы, опускаться до столь низкого жанра.

А вот тут начинается самое интересное. После триумфальной премьеры Спартака в 1969 году Мариса Лиепу, фактически на взлете его успеха и карьеры, отлучают от сцены. Портятся отношения с главным балетмейстером, не даются новые вводы в спектакли. Иногда не берут на самые значимые гастроли Большого, такие, как , в Лондоне 1970 г.. И это при том, что Спартака без Лиепы почти невозможно себе представить. Весь звездный состав хорош (Васильев, Максимова, Тимофеева, Бессмертнова, Лавровский, Адырхаева), но Марис является практически соавтором балета, а роль Красса, так как он, станцевать не может никто, и даже не пытается. Как говорили коллеги:”Подражать Лиепе в этой роли бессмысленно!”.

До Григоровича Спартак ставился другим значимым советским хореографом Якобсоном (на язык которого и ссылаются питерские постановщики этого балета в Москве зимой 2011). Музыка Хачатуряном была написана именно для первой версии. Спектакль удивителен уже тем, что появился он после ХХ съезда (начало 1956 года), премьера состоялась в Мариинском театре за три дня до начала 1957 – года Всемирного Фестиваля молодежи и студентов . Прорывом в сознании было уже хотя бы то, что одна из красивейших сцен балета – оргия во дворце Красса. Да и символы Рима – жезл власти с легионным орлом, фасции с топориками очень уж перекликались с арийской символикой недавно прошедшей войны.

Юрий Григорович, пришедший в середине 60-х в Большой, открывает новую эру русско-советского балета, в отличие от предыдущей эпохи «драмбалета», вносит симфонизм в хореографический рисунок танца. Эмоциональная открытость советского балета от этого ничуть не страдает. Пожалуй, только усложняется и становится созвучной времени, более современной. Новая редакция Спартака взрывает общественность. Такого накала страстей, таких прыжков, столько порочной чувственности, а также визуальных символов от “Пьеты”, “Оплкивания” и “Cнятия с креста» в балете до этого времени никто не видел. При этом – Спартак очень мужской балет. В нем даже кордебалетные номера отличаются мощью и силой. Изначально предполагалось, что Лиепа с Васильевым поочередно должны были танцевать Спартака. Но в момент репетиций балетмейстер увидел, как показывает роль Красса своему коллеге Марис... Известно, что Григорович придумывал, создавал и переделывала именно во время репетиций. Лиепа своей природной неординарностью создал Красса-героя практически из пантомимных номеров. Теперь в спектакле появились две равнозначные фигуры-антиподы - Красс-Спартак.

5. Сцена унижения Красса. Смог бы так передать эмоции Лоуренс Оливье? Большой вопрос...


6. Сцена "падения Красса".


7. "Страсть"...


Тот «золотой век» советского балета канул в лету, к сожалению, вместе с той страной. Невозможно, как, оказалось , сохранить не то, что дух, профессионализм, настрой, а даже само здание Большого… Увы, и Спартак ТОТ никто не в состоянии ни поставить, ни станцевать сейчас. Даже несмотря на то, что Юрий Григорович до сих пор работает в разных театрах страны и за рубежом. Только в том советском котле возможно было такое удивительное соединение разных культур – сумасшедший темперамент музыки Арама Хачатуряна был переплавлен прибалтийским аристократизмом танца Лиепы в произведение на все времена. С трудом сдерживал накал страстей чуть рациональный Григорович, разбавляя русским лиризмом партиями Фригии. Конечно, такая ситуация касалась не только спектакля Спартак. Удивительно, но все, что тогда создавалось в балете Большого было ну очень наднациональным и не провинциальным. То есть, театр давал возможность артистам становится кумирами во всем мире и быть понятными на всех континентах. Звезды того балета до сих пор не гаснут, а новые светят, да греют…

Открывается занавес и практически в зал на зрителя въезжает колесница триумфатора Красса в окружении воинов и рабов. А дальше начинается касакад прыжков Лиепы. У артиста практически есть несколько секунд, когда он не смотрит в зал. На фото из личного архива можно увидеть его в этот момент из-за кулис. А в книге самого Мариса есть и описание этих секунд начала действия Спартака:
«Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух… Уже в первом танцевальном фрагменте столько технических сложностей, что после них (во время 4-х секундной передышки – когда Красса приветствуют легионеры) надо четко рассчитать: какие движения делать в полную силу, а на каких силы чуть сэкономить. Добегаю до большого камня в глубине сцены, потом тремя большими прыжками-жете пересекаю пространство до авансцены: следует каскад прыжков, затем – пируэт, потом пауза на целых 40 секунд – о, слава богу, теперь можно наконец-то глубоко вздохнуть, наполнить легкие кислородом (секунд на 5 я даже поворачиваюсь к залу спиной и могу себе позволить любую гримасу боли). Затем снова – лицом к зрителям: следующий танцевальный фрагмент исполняется уже «на втором дыхании». Командую своими легионерами перед новым боем, развожу войска – тут в танце труднейшие двойные ассамблее. Потом – приветствия воинам, диагональ «военных» высоких батманов вперед. В которых уже чувствуется вкус крови на губах, ты можешь выкладываться до конца, поскольку затем воины увезут тебя на колеснице за кулисы. И даже, если в этот момент у тебя совсем нет сил, ты должен внешне оставаться спокойным, уверенным и торжествующим!» (из книги Мариса Лиепы «Я хочу танцевать сто лет»).

8. Кульминация прыжка...


9. "Владение собой" в сцене оргии.


10. Прыжок с Эгиной.


11. Кульминация прыжка...


12. Прыжок со спины артиста.


Тут даже добавить нечего, кроме фото…
Кому посчастливилось видеть Мариса на сцене в этом образе, говорят, что глаза у него горели , сверкали. Есть масса воспоминаний о том эффекте, которое производил Красс-Лиепа на зрителей.
«В полуобморочном состоянии я побрела, куда глаза глядят, мало соображая, что происходит вокруг. Лил холодный проливной дождь, я шла и бормотала: “Это гениально! Такого не бывает!” (Виолетта Майниенце).
Что произошла между Григоровичем и Лиепой, можно только догадываться. Но как же это нечестно по отношению к зрителю – не давать любимому артисту работы! Когда у меня появилась возможность бывать в Большом, к сожалению, Марис Лиепа практически не выступал – это вторая половина 70-х. То есть были у него спектакли, но так редко и так неожиданно, что сам артист узнавал о них накануне, дня за два. На обычные балетные спектакли билеты (не в партер) у спекулянтов в это время стоили 7,5 -10 рублей. Опера котировалась значительно ниже – 3,5 рубля. Честно говоря, плохо помню цену, написанную на билетах, возможно на 2 ярус в не первые ряды около рубля-полутора. Но когда давали Спартака с Лиепой – билеты достигали 100(!) рублей и выше…

13. Поклоны. Н.Бессмертнва, Ю.Григорович.


14. Увы, засвеченное фото, но как-то символически проступает через пелену узнаваемый абрис фигуры Лиепы.


15. Ю.Григорович, М.Лавровский, С.Адырхаева (?)


16. Лиепа, Хачатурян, неизвестная дама(?)


17. Счастливый Лиепа, А.Хачатурян, исполницельница Эгины С. Адырхаева (?)


18. Лиепа и Хачатурян.


В 1970 году Мариса не берут на гастроли в Лондон, хотя под Спартак с его Крассом работает вся английская и не только, пресса. Приходится артисту добиваться аудиенции у Фурцевой и просить содействия. Да он прилетает на второй день гастролей, садится на спектакль в партере, как зритель. И на следующий день Григорович вынужден дать ему возможность выступать. Чудовищные игры. Невольно приходит сравнение Моцарта и Сальери. Зависть к феноменальному успеху, боязнь конкурента и страх потерять почву под ногами? Ответить может только сам Юрий Григорович. А дальше методично добивать и подводить артиста к потере формы, здоровья и уже вынужденной пенсии. Даже в 1976 году, когда снимается фильм-балет Спартак, к руководству Мосфильма поступает письмо с 19-ю подписями (о, любимый эпистолярный «подписантный» жанр Большого театра !), где некие профессионалы доказывают , что не надо снимать Мариса Лиепу в кино, он в плохой физической форме и, вообще, участие его в этом фильме, осложняет (!)ситуацию в театре… Слава богу, киношники остались при своем мнении. И даже несмотря на издержки кино-балета (резать ноги, ради крупного плана, когда так хочется смотреть рисунок танца или убирать горизонт, когда пытаешься оценить прыжок, монтаж сразу нескольких планов). Но это все такие мелочи по сравнению с тем, что съемка состоялась! И балетный миф – Марис Лиепа-Красс обрел документально-художественное подтверждение.
Коллеги артиста в один голос говорили, что не было у Лиепы каких-то сверх выдающихся физических данных, но все, чего он добился в танце – это заслуга его невероятного трудолюбия, жажды созидания и совершенства в искусстве. После роли Красса у него еще и полетность какая-то особенная появилась.
Может – это успех так окрыляет? …
Когда смотрю на его танец, или читаю воспоминания, у меня все время напрашиваются аналогии с Высоцким. Да, разные жанры, даже сравнивать не стоит. Но может, по масштабу личности, по таланту, по мятежности, по накалу. А может еще и из-за названия книги Влади о Высоцком «Прерванный полет»?. А ведь свела, оказывается, их судьба в одном фильме («Четвертый», 1972). У Мариса там эпизодическая роль и чудесный танцевальный номер “Птица”, им придуманный для этого кино.

19. Лиепа с Высоцким на съемках фильма "Четвертый" в 1972 г. (фото из книги М.Лиепы"Я хочу танцевать сто лет").


Камера любила лицо Лиепы. Прекрасно помню его взгляды и в Галатее, и в бенефисе Гурченко. Он, конечно, умел флиртовать и со зрителем и с залом))

20. Портрет Мариса Лиепы. Еще не Красс, но уже не Лиепа.


Как же он любимец публики смог противостоять практически враждебной атмосфере в театре на протяжении стольких лет! Надлом случился в 1982 году, когда вахтер отобрал служебный пропуск у артиста, не пустил в театр. А заодно еще показал приказ об увольнении Лиепы, Максимовой и Плисецкой. Поверить в это невозможно. Вот так «золотой фонд» страны, в прямом и переносном смысле, взять и выбросить на улицу. Не знаю, какие подводные камни за всем этим были. Возможно, из лучших соображений освобождали дорогу молодым, но что-то место звезд пока никто так и не занял. А после не помогла и малая родина, то есть Рига, где в это время было вакантным место главного балетмейстера театра оперы и балета. Не помогли, не пригласили, побоялись, а может по другим причинам. А через несколько лет не выдержало сердце артиста. Ему было всего 52 года! Как писал один из друзей Мариса Лиепы :”В таком возрасте не умирают, в таком возрасте погибают».
Возвращаюсь к строкам самого артиста о своем Крассе:” Красс выше мелких страстей. В последнее мгновение он всегда сдерживает себя…Но Красс помнит одно – кто умеет владеть собой, тот умеет владеть Римом и миром”.
И еще, часто цитируемое: ”… Если бы мы теперь сидели с Крассом друг против друга… И Красс спросил бы у меня, был ли он прав… Я ответил бы:”Ты поступил правильно, мой Марк Красс! Ты хотел преодолеть оскорбленное самолюбие…Так преодолей! Помни одно – варвары стремятся разрушить твой Рим. Разрушить все, что Рим создал за несколько веков, - дворцы и виллы, форумы и колизеи, акведуки и мраморные скульптуры… От былого величия останется голая пустыня, травой зарастут площади, а вокруг одиноких костров буду греться нищие… Не дай Риму погибнуть! Борись за него!”.
Иногда мне кажется, что это какое-то перевоплощение, переселение душ. Речь идет, конечно, о сценической убедительности. Не удивлюсь, если вдруг обнаружат профиль Красса на какой-нибудь римской монете совершенно совпадающий с профилем Великого Артиста…

P.S.
В феврале этого года в Риге (на деньги частного фонда) был объявлен результат конкурса на создание памятника Марису Лиепе. Мне показался он пока невнятным, так проект напоминает плохое превью. Хотя идея очень интересная, пока трудно представить ее реализацию.

В подготовке данной статьи использованы материалы из книги:
Марис Лиепа "Я хочу танцевать сто лет", Москва, АСТ-ПРЕСС, 2010 г.;
и фотографии из личного архива.
Фото ранее не публиковались, поэтому желающим использовать их, просьба обращаться лично и делать ссылки на источник.



Tags: балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →