Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ЛИВАНОВ Борис Николаевич




Народный артист СССР (1948)

Лауреат Государственных премий СССР (1941, за роль Пожарского в фильме "Минин и Пожарский"; 1947, за роль командира крейсера Руднева в фильме "Крейсер "Варяг"; 1942, 1949, 1950, за театральную работу; 1970, за актерские и режиссерские работы последних лет)

Кавалер ордена Ленина




Борис Ливанов родился 8 мая 1904 года в Москве в актерской семье. Его отец Николай Ливанов был актером, игравшим в провинциальных театрах.  

В 16 лет Борис Ливанов ушел на гражданскую войну, и год воевал под командованием Александра Стриженова, отца актеров Олега и Глеба Стриженовых. Но когда выяснилось, что Ливанов скрыл свой возраст при призыве в армию, Борис был отчислен из воинской части.

 


Позже Борис Ливанов решил пойти по стопам своего отца, и выбрал себе профессию актера – он поступил во МХАТ, где учился в 4-й Студии, после  завершения обучения в которой в 1924 году начал работать во МХАТе. Его первой ролью, сыгранной в этом театре в 1924 году стала роль  князя Шаховского, в 1925 году он снова сыграл роль князя, но на это раз - Андрея Шуйского. Ливанов так же играл в то время в спектакле «Царь Федор Иоаннович», в постановке «У врат царства», сыграл в 1927 году Бондезена, а в 1930 году - Кассио в «Отелло», после чего был признан одним из ведущих артистов театра. Во время работы в театре Борис Ливанов с равным успехом играл роли классического репертуара и пьесы современных авторов.




Борис Ливанов прекрасно исполнил роль графа Альмавивы в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и Кимбаева в спектакле «Страх», после чего зрители и критики особо отметили яркий характер актера. Особенно зрителями была отмечена работа Ливанова в спектакле «Мертвые души», поставленном во МХАТе в 1934 году, в котором Ливанов сыграл роль Ноздрева.





В том же 1934 году Ливанов так же сыграл Кудряша в спектакле «Гроза». Сын Бориса Ливанова актера Василий Ливанов рассказывал: «Впервые я увидел отца в роли Ноздрева в спектакле «Мертвые души» в инсценировке Михаила Афанасьевича Булгакова. Потом я 37 раз смотрел этот спектакль. В течение всей моей жизни я при возможности шел смотреть отца в этой роли. Это был восторг от его личности, который я испытывал всегда, беззаветно любя своего отца. Обаяние его личности очень ощущалось».

 


По признанию современников, Борис Ливанов обладал великолепным чувством юмора и мог создать блестящий афоризм по самому невинному поводу. Когда однажды в театре прозвучало объявление: «Артиста Ливанова просят зайти в художественную часть» - Борис Николаевич сразу отреагировал: «Это исключено! Художественное целое не может поместиться в художественной части!» Василий Ливанов в своих воспоминаниях рассказывал: «В последние годы во МХАТе «старики» между собой почти не разговаривали. Бывало, сидят в антракте в закулисном фойе театра, в гримах и костюмах, молчат и думают каждый о своем. И вдруг один из «стариков», ни к кому персонально не обращаясь, начинает рассуждать вслух: «Ну чего у меня нет? Я - народный артист Советского Союза, член партии... орденоносец. Постоянно занят в репертуаре. Чего у меня еще нет? У меня прекрасная пятикомнатная квартира в центре... дача, очень хорошая... Две государственных премии... Да... я еще и режиссер... у меня есть свой театр, я там художественный руководитель... меня на казенной машине возят... а еще у меня есть своя машина... «Волга»... На здоровье, тьфу-тьфу, не жалуюсь. Ну, чего у меня еще нет?» - В повисшей тишине раздается голос Бориса Николаевича Ливанова: «Совести у тебя нет».

 


В период 40-х-50-х годов Ливанову удавалась в своей театральной работе использовать максимально широкую палитру выразительных средств. В этот период времени им был сыгран Соленый в спектакле «Три сестры». С помощью режиссера постановки Немировича-Данченко актером были найдены острота внешнего рисунка, неподдельность чувств и бедность душевного содержания при сильной натуре персонажа. Позже Ливановым был сыгран Астров и Ломоносов.

 


В числе его других заметных ролей, сыгранных в театре, был Чацкий в спектакле «Горе от ума»,  Забелин и Рыбаков в «Кремлевских курантах».

 


С 1950-х годов Борис Ливанов начал свою деятельность в качестве режиссера, поставив  во МХАТе в 1969 году  чеховскую «Чайку». В качестве режиссера Ливанов так же принял участие и в других постановках МХАТа - им были поставлены спектакли «Наша молодость», «Фронт», «Ломоносов» и «Хозяин». Ливанов был одним из первых режиссеров, стремившихся  в советские годы ставить в театре произведения Достоевского. Так же Борисом Ливановым был поставлен спектакль «Егор Булычев и другие», в котором он сам сыграл главную роль, а в 1960 году Борис Ливанов по-своему интерпретировал Дмитрия в «Братьях Карамазовых». Василий Ливанов в своих воспоминаниях рассказывал: «Идет генеральный прогон спектакля «Егор Булычев», актеры в гриме и костюмах. Внезапно Настасья Платоновна Зуева, исполняющая роль Знахарки, прерывает сцену, подходит к рампе и спрашивает, обращаясь к Ливанову-режиссеру, в темный зрительный зал: «Боречка, я забыла, какая у меня здесь «сверхзадача»?» - «Какая «сверхзадача», Настя!» - простонал в ответ Ливанов. — Билеты уже продают!!!»
 

Ливанов так же хорошо рисовал карикатуры и шаржи. Однажды Кукрыниксы предложили  ему: «Поработай с нами!» - и Ливанов ответил: «Не могу. Придется подписываться: «Кукрыниксы ли?» Среди множества рассказов и историй, сохраненных знакомыми Ливанова, сохранилась история про игру «гопкинс!», которая, по рассказам современников, у старых артистов МХАТа пользовалась большой попу­лярностью. Ее суть заключалась в следую­щем: если кто-то из игроков говорил «Гопкинс!», другие обязаны были тотчас подпрыгнуть. Например, когда во время спектак­ля кто-нибудь командовал: «Гопкинс!» - остальные подпрыгивали, иначе им грозил крупный денежный штраф. И когда однажды министр культуры Фурцева  вызвала актеров МХАТа, среди которых были Массальский, Яншин, Белоку­ров,  Грибов и Ливанов, в середине речи министра Ливанов, которому стало скучно, негромко произнес: «Гоп­кинс!» Актеры, слушавшие министра, естественно - подпрыгнули. А когда в начале шестидесятых годов во МХАТ принимали группу молодых актеров и поимен­но представляли их всем работающим в театре - накануне этого события Хрущев публично разоблачил «антипартийную группу Маленкова—Кагановича—Молотова» в ЦК КПСС. Молотова звали — Вячеслав Михайлович. И вот прозвучала фамилия одного из молодых актеров: Вячеслав Михайлович Невинный… Мгновенно последовала реплика Ливанова: «Ага! Вячеслав Михайлович — невинный! Ну, а остальные? А Лазарь Моисеевич..»?

 


Писатель Герман Ашкинази в своих воспоминаниях рассказывал о Борисе Ливанове: «В пору моей юности и молодости он был весьма популярен. Мне посчастливилось видеть его не только в кино или слышать по радио его характерный бас со знаменитыми ливановскими паузами, но и в 60-е годы прошлого века наслаждаться его игрой в МХАТе. А незадолго до своей кончины в 1972 году он блестяще сыграл кардиохирурга в кинофильме «Степень риска» по мотивам нашумевшей тогда повести выдающегося хирурга профессора Амосова «Мысли и сердце». Известно, что Сталин Ливанова ценил. За 10 лет, с 1941 по 1950 годы, он был 5(пять!) раз награжден Сталинской премией. По этой ли причине или из-за врождённого независимого  характера, но страха перед высоким  начальством Ливанов похоже не испытывал. В то время  в кругу творческой интеллигенции были популярны разные истории, касающиеся взаимоотношений этой самой интеллигенции и власть придержащими. Остроумец Борис Николаевич был частым персонажем этих историй, которые сейчас под названием «театральные байки» можно во множестве отыскать в Интернете. Впрочем, одну из этих давних историй я там не нашел. Так что за оригинальность ручаюсь, а вот за достоверность уж не  обессудьте, хотя рассказала её завлит одного из тогдашних театров. По мне она хорошо отражает и характер Ливанова и послевоенную сталинскую атмосферу. Вот она, эта история или, если угодно, байка. Борис Николаевич был непременным участником послевоенных сталинских приёмов и входил в группу так называемой творческой интеллигенции, составленной из именитых деятелей театра и кино, ученых, писателей, художников, На банкете они размещались  на некотором отдалении от центрального стола, где восседал Сталин с своими ближайшими правителями. Ближе располагались правительственные чиновники, дипломаты, знаменитые военачальники... Первый тост в честь вождя всего прогрессивного человечества традиционно произносил один из высших руководителей страны. И в этот раз очередной тамада предложил поднять бокал за великого, гениального... и прочее, и прочее. Все поднялись. Обычно это занимало 10-15 минут, но тут случилось непредвиденное. На пике тоста Сталина позвали к телефону, который был установлен в комнате, примыкающей к банкетному залу. Вождь вышел, но по неизвестной причине не затворил за собой дверь. Оратор прервал спич, и в наступившей тишине было лишь слышно, как переминаются с ноги на ногу приглашенные, да короткие реплики Сталина в соседней комнате. Длилось это довольно долго. Наконец, Сталин  появился  в дверях и неспеша направился к своему месту за столом. Тостующий приободрился и только открыл рот, чтобы продолжить речь, как вдруг тишину взорвал возмущённый бас Ливанова: «А я пить не буду!» Воцарилось гробовое молчание. Люди не знали, куда деть глаза. Липкий пот потёк по позвоночнику и выступил испариной на лбу. Сталин слегка замедлил шаг... А  Борис Николаевич выдержав «ливановскую» паузу с надрывом закончил: «Потому что мне не нОлито!» (Да-да!.. так и сказал «нОлито», с ударением на первый слог). Сталин чуть-чуть ухмыльнулся, но все это уловили, и вздох облегчения прошуршал по залу. Оратор бодро продолжил свою речь. Банкет покатился в заданном направлении».

 


С 1924 года Борис Ливанов начал сниматься в кино, и первая роль им была сыграна в фильме «Морозко», поставленном режиссером Юрием Желябужским. Позже Ливанов много снимался, и работал с такими прославленными советскими режиссерами, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев, Михаил Ромм, Александр Зархи, Иосиф Хейфиц и Илья Авербах.

 


Среди лучших ролей Бориса Ливанова в кино можно назвать Владимира Дубровского в экранизации повести Пушкина «Дубровский» в 1936 году, князя Пожарского в исторической ленте «Минин и Пожарский» в 1939 году, капитана Руднева в героической картине «Крейсер «Варяг» в 1941 году, главную роль в биографическом фильме «Михайло Ломоносов» в 1955 году и Забелина в «Кремлевских курантах». Ярко и мощно актер создал темпераментный образ князя Потемкина в историко-биографическом фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», вышедшем в прокат в 1953 году. Василий Ливанов рассказывал: «Станиславский дал потрясающее определение, что у любого человека искусства есть всего два пути – это любить искусство в себе или себя в искусстве. Вот Борис Николаевич любил искусство в себе. Отец понимал тот дар, который господь дал ему. Он - мой учитель в искусстве. Я - его верный ученик. Все лучшее, что я сделал в искусстве, благодаря ему, его примеру, его воспитанию и его понимаю жизни».

 


В 1970 году Ливанов получил предложение стать руководителем МХАТа, но этому воспротивились актеры театра, и пока Борис Ливанов уехал во время отпуска на юг со своей супругой Евгенией Казимировной, они обратились к Фурцевой с предложением сделать руководителем МХАТа Олега Ефремова. Который в результате и был назначен. Когда Борис Ливанов узнал об этом, он два года не ходил в театр, сильно переживал произошедшее, и скончался 23 октября 1972 года.
 

Борис Ливанов похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 


Леонид Филатов подготовил о Борисе Ливанове передачу из цикла «Чтобы помнили».

 


 

Использованные материалы: 

Материалы сайта www.peoples.ru

Материалы сайта www.actors.khv.ru

Материалы сайта www.golddisk.ru

Материалы сайта www.subscribe.ru

Материалы сайта www.mxat.ru

Материалы сайта www.trampam.ru

Материалы сайта www.kulichki.com

Материалы блога www.erik-as.livejournal.com

Материалы сайта www.tvkultura.ru

 

 

 

Снимался в фильмах:

 

  • Морозко (СССР) Морозко  
  • Четыре и пять (СССР) Дмитрий Гай  
  • Кастусь Калиновский (СССР) Станислав Скирмунт
  • Октябрь (СССР) министр Терещенко  
  • Золотой клюв (СССР) майор Тучков  
  • Анненковщина (СССР) атаман Анненков  
  • Город под ударом (СССР) Карл Рунге  
  • Дезертир (СССР) Карл Ренн  
  • Частная жизнь Петра Виноградова (СССР) Петр Виноградов  
  • Четыре визита Самуэля Вульфа (СССР) Дик Арроусмит  
  • Дубровский (СССР) Владимир Дубровский  
  • Депутат Балтики (СССР) Бочаров  
  • Балтийцы (СССР) Виховер, комиссар  
  • Минин и Пожарский (СССР) Пожарский, князь  
  • Без вины виноватые (СССР) Муров  
  • Глинка (СССР) Николай I  
  • Крейсер "Варяг" (СССР) командир крейсера "Варяг" Руднев  
  • Падение Берлина (СССР) К. К. Рокоссовский  
  • Сталинградская битва (СССР)  
  • Адмирал Ушаков (СССР) Потемкин  
  • Михайло Ломоносов (СССР) М.В. Ломоносов  
  • Капитан первого ранга (СССР) Лезвин  
  • Олеко Дундич (СССР/СФРЮ) Мамонтов  
  • Поэма о море (СССР) Федорченко  
  • Накануне (СССР/БНР) Николай Стахов  
  • Театр зовет (СССР) эпизод  
  • Мертвые души (СССР) Ноздрев  
  • Слепой музыкант (СССР) Максим Яценко  
  • Гибель эскадры (СССР) адмирал Гранатов  
  • А теперь — суди! (СССР) Богутовский  
  • Степень риска (СССР) хирург Седов  
  • Кремлевские куранты (СССР) Забелин

 

 

8 мая 1904 года - 23 октября 1972 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Павел Егорович Щербов

    Карикатурист Павел Егорович Щербов был очень популярен в конце XIX – начале XX века. Родился в семье крупного петербургского чиновника.…

  • ГОРСКАЯ Алла Александровна (часть 2)

    Мечты об украинском мурализме Линия партии все сильнее отклонялась от решений ХХ съезда. А в творческих союзах усиливался раскол между…

  • ГОРСКАЯ Алла Александровна (часть 1)

    Художник, правозащитник, общественный деятель Детство. Родители. Отец Аллы Горской Александр Валентинович принадлежал к влиятельной…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments