Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ИВАНОВ Борис Владимирович




Народный артист РСФСР (1981)

Кавалер орденов Отечественной войны I и II степени
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998)
Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир» (1999, специальный приз за театральные
работы)




 

Борис Иванов родился 28 февраля 1920 года в Одессе.

Его отец Владимир Иванов был слесарем, а мама Евдокия Романовна - домохозяйкой.

Борис с детства был очень музыкален, интересовался музыкой и театром, и благодаря соседке по дому, где проживали Ивановы, имел возможность брать контрамарки в Одесский оперный театр, после посещения которого с удовольствием насвистывал любимые арии. В 14 лет он устроился статистом в оперный театр, и после окончания школы решил поступить в театральное училище на актерский факультет. В училище Борис Иванов поступил в 1937 году и одним из его педагогов был режиссер Михаил Тилькер.

Борис Иванов окончил училище в 1941 году, и выпускной бал после успешно сданного дипломного спектакля был назначен на 22 июня. Но началась война, и студенты сыграли спектакль в почти пустом зале. Вскоре в училище был сформирован истребительный батальон, задачей которого была поимка диверсантов, помогающих самолетам находить цели для бомбардировки, а Борис подал заявление об отправке на фронт, и 7 июля 1941 года был призван в армию. Он был направлен на курсы переподготовки командирского состава в Военную академию тыла и транспорта имени Молотова в Харькове, и после их окончания в чине лейтенанта интендантской службы был направлен на Северо-Западный фронт. Позже он прошел переподготовку в городе Рыбинск, и став строевым командиром, проходил дальнейшую службу в штабе Северо-Западного фронта. Он был начальником штаба батальона, и старшим адъютантом в 14-м гвардейском полку 7-й гвардейской дивизии 10-й гвардейской армии. После длительных боев от батальона, в котором служил Борис Иванов, осталось лишь около двадцати человек, и полк был  переформирован. А сам Иванов был тяжело ранен 8 апреля 1942 года в бою у деревни Михайловки в районе Лычково, и до сентября лежал в разных госпиталях. Он получил тяжелые ранения головы, спины, обеих ног и руки, пережил клиническую смерть и чудом остался жив. Ему грозила ампутация руки, но врачи спасли руку. После выписки из больницы Борис Иванов считал, что у него два дня рождения.

 


Закончив лечение, Иванов направился по делам в Рыбинск, и во время поездки в поезде у него были украдены документы и деньги, после чего актер был вынужден остаться в Рыбинске, и некоторое время работал в местном драматическом театре. Но в 1944 году он переехал в Москву, и устроился на работу в Государственный академический театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Где проработал впоследствии более пятидесяти лет и сыграл более ста ролей - Доблмен в спектакле «Кража», Наполеона в спектакле «Катрин Лефевр», Форда в спектакле «Виндзорские насмешницы», Господина в спектакле «Бунт женщин», Потина в спектакле «Цезарь и Клеопатра», Лепле в спектакле «Эдит Пиаф»,  Лавра Мироныча в спектакле «Последняя жертва», Павлина в спектакле «Егор Булычев и другие», Римлянина в спектакле «Мать Иисуса», Сорина в «Чайке», Грегори Соломона в спектакле «Цена», Харта Кестеля в спектакле «Ошибки одной ночи» и во многих других. Там же, в театре Моссовета, Борис Иванов познакомился со своей супругой – актрисой Натальей Богдановой.

 


Борис Иванов обладал замечательным голосом, и это не раз использовалось режиссерами в театральных постановках. Например, в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда»  Иванов пел партию Понтия Пилата. Актер Александр Бобровский вспоминал: «В плане музыкального образования Борис Владимирович был неповторим. Мне кажется, оперная сцена потеряла очень хорошего исполнителя». Он был всеобщим любимцем всей труппы и обладал прекрасным чувством юмора. Фаина Раневская рассказывала: «Я его побаиваюсь. Он может меня пересмешить и переплюнуть в этом деле». Реплику Раневской дополнял Геннадий Бортников: «Он долго сидел, слушал ее, а потом выдавал какую-то реплику, и Раневская кричала: «Уберите его, а то я умру от смеха!»

 


Талантливый, остроумный и веселый, он всегда был душой театра, постоянно участвовал в различных театральных капустниках, был шутником, заводилой и неунывающим человеком. Но в работе Иванов был необычайно требовательным, и для него не существовало мелочей. Любая неточность в реквизите  могла легко его вывести из себя. Режиссер Борис Щедрин в интервью рассказывал: «Он не был везунчиком. Он действительно был работягой в самом прямом смысле слова. Актер подлинного таланта, который не стареет, а только как птица Феникс все время возрождается из пепла. Поразительно, что он не отказывался практически ни от чего и все считал главным. Особенно театр. Он обожал свое дело, как никто. Он приходил на репетиции, жадный до всего нового. Всем мгновенно передавалось его настроение, и возникала по-настоящему творческая атмосфера. Больше, чем просто работа. И наблюдать, и работать с ним была одна сплошная радость».

 


В кино Борис Иванов начал сниматься в 1961 году, и его первой ролью стал Жорж Прадье в фильме «Ночной пассажир». Несмотря на то, что в жизни Борис Иванов был крайне доброжелательным человеком, в кино ему часто приходилось играть отрицательных персонажей. «Если подсчитать, скольких людей я предал, отравил, застрелил, повесил или столкнул в пропасть – это же просто ужас!» - рассказывал Борис Владимирович.

 


Среди сыгранных им персонажей были заговорщики, придворные интриганы, убийцы и воры. В киноромане «Вечный зов» он сыграл фашистского генерала контрразведки, в драме «Агония» - заговорщика Лазоверта, в сказке «Кольца Адьманзора» - вельможу Интригио. Среди наиболее заметных работ актера в кино стоит также упомянуть роль  Дона в картинах «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент», и Лофтуса в историческом сериале «Россия молодая». Борис Иванов так же сыграл «Бешеное золото», «Версия полковника Зорина», «Время желаний», «Конец атамана», «Ленин в Париже», «Мираж», «Не самый удачный день», «Отец Сергий», «Преждевременный человек», «Следствие ведут знатоки», «Чисто английское убийство» и «Вся королевская рать».  Георгий Тараторкин рассказывал: «Для меня это был один из самых близких людей в этом театре. Ничто так не сближает в театре, как серьезное творческое испытание. Мы встретились до того, как я пришел в театр, на съемках фильма «Чисто английское убийство». Мне было так очаровательно наблюдать за ним, за его легким существованием в кадре, изяществом, профессионализмом и тонким юмором».

Борис Иванов так же занимался дубляжом фильмов, в частности, им была озвучена Дафна в исполнении Джека Леммона в фильме
«В джазе только девушки».

 


Борис Иванов был не только прекрасным актером, но и разносторонне развитым человеком. Он очень любил классическую музыку, особенно выделяя произведения Верди, Моцарта, Гайдна, Штрауса, Вайтейфеля, Шуберта и Шумана. Борис Владимирович так же интересовался живописью, и Нестеров, Крамской и Левитан были его любимыми художниками. Так же Иванов очень любил водить автомобиль и возиться с механизмами.

 


Он много путешествовал, и посетил со своей супругой Египет, Италию, Израиль и Скандинавию. Они объездили всю Европу, бывая в некоторых странах по несколько раз. Летом 2002 года Борис Иванов побывал на гастролях в США со спектаклем «Милый друг», а осенью того же года сыграл в премьере спектакля «Комики» в дуэте с Анатолием Адоскиным. Этот спектакль, поставленный Борисом Щедриным, стал последней работой актера. Режиссер Борис Щедрин рассказывал: «Когда мы начали репетировать, я не знал, что Борис Владимирович чувствует себя не очень хорошо. Его привозили на машине и провожали до лифта. Самое поразительное, что через несколько минут после начала репетиции все менялось. Это было что-то удивительное — маленькое чудо. Борис Владимирович становился сразу каким-то иным, очень восприимчивым и внятным. Меня встречали актеры и говорили: «Зачем мучаешь старика, представляешь, ведь если что-то случится, ты же себе этого не простишь!». А он продолжал упорно работать. Именно он научил меня думать о том, что театр лечит. К премьере Иванов просто ожил: глаза молодые, горят. Никому даже в голову не приходило, что здоровье у него неважное. Вы себе не представляете, как он был счастлив!»

 


Борис Иванов активно работал, несмотря на то, что плохо себя чувствовал, и испытывал большие проблемы со зрением. Евгений Стеблов рассказывал: «Он себя сжег. Сознательно или бессознательно – не знаю… Мы поражались в этом году, что он с собой делает! Мы должны были ехать в гастрольный тур в Америку, и можно было его заменить. Но он настоял, чтобы его взяли, и проехал с нами тяжелейший гастрольный тур, на другом континенте, в другом временном поясе. Потом он поехал с женой в Италию, и там ему стало плохо. Он попал в больницу. Как-то его выходили. И, приехав, он опять окунулся в работу. Он репетировал утром и вечером…»
 

В конце 2002 года у Бориса Иванова случился инсульт, и 2 декабря 2002 года он скончался. 

Борис Иванов похоронен  на Ваганьковском кладбище.

 


Леонид Филатов подготовил о Борисе Иванове передачу из цикла «Чтобы помнили».

 


 

Использованные материалы: 

Материалы сайта www.kino-teatr.ru

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта www.geroiros.narod.ru

Материалы сайта www.www.tvkultura.ru

 

 

 

Театральные работы

 

  • Доблмен ("Кража", 1954)
  • Наполеон ("Катрин Лефевр", 1956)
  • Форд ("Виндзорские насмешницы", 1957)
  • Господин ("Бунт женщин", 1962)
  • Потин ("Цезарь и Клеопатра", 1964)
  • Звездич ("Маскарад", 1967)
  • Левицкий ("Дальше — тишина", 1969)
  • Порфирий Петрович ("Петербургские сновидения", 1969)
  • Лепле ("Эдит Пиаф", 1970)
  • Лавр Мироныч ("Последняя жертва", 1973)
  • Тайни ("На полпути к вершине", 1976)
  • Карло Гоцци ("Царская охота", 1977)
  • Павлин ("Егор Булычев и другие", 1982)
  • Римлянин ("Мать Иисуса", 1988)
  • Сорин ("Чайка", 1989)
  • Понтий Пилат ("Иисус Христос — суперзвезда", 1990)
  • Грегори Соломон ("Цена", 1994)
  • Харт Кестель ("Ошибки одной ночи", 1994)
  • Фон Штратт ("Белая гвардия")
  • Бахчеев ("Фома Опискин")
  • Ларош Матье ("Милый друг")
  • Карло Фигурелло ("Утешитель вдов") и множество других.

 

 

Фильмография:

 

  • 1961 Ночной пассажир
  • 1962 Гусарская баллада
  • 1964 Аптекарша
  • 1964 Все для вас
  • 1966 Не самый удачный день
  • 1970 Конец атамана
  • 1971 Вся королевская рать
  • 1971 Преждевременный человек
  • 1971 Следствие ведут Знатоки. Дело N 1. Черный маклер
  • 1972 На углу Арбата и улицы Бубулинас
  • 1972 Схватка
  • 1973 Много шума из ничего
  • 1973 Вечный зов
  • 1974 Скворец и лира
  • 1974 Чисто английское убийство
  • 1975 Мой дом - театр
  • 1975 От зари до зари
  • 1975 Полковник в отставке
  • 1975 Потрясающий Берендеев
  • 1976 Бешеное золото
  • 1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса
  • 1976 Меня это не касается
  • 1977 Кольца Альманзора
  • 1977 Счет человеческий
  • 1978 Версия полковника Зорина
  • 1978 Дальше - тишина
  • 1978 Игроки
  • 1978 Особых примет нет
  • 1978 Отецъ Сергiй
  • 1978 Подозрительный
  • 1978 След на земле
  • 1978 Следствие ведут Знатоки. Дело N 12. «Букет» на приеме
  • 1979 Возвращение доктора (новелла в к/а «Молодость»)
  • 1979 Прости-прощай
  • 1980 История кавалера Де Грие и Манон Леско
  • 1980 Коней на переправе не меняют
  • 1980 Скандальное происшествие в Брикмилле
  • 1980 Таинственный старик
  • 1981 Великий самоед
  • 1981 Ленин в Париже
  • 1981 Смерть Пазухина
  • 1981 Россия молодая
  • 1982 Возвращение резидента
  • 1982 Грибной дождь
  • 1982 Человек, который закрыл город
  • 1983 Лунная радуга
  • 1983 Мираж
  • 1984 Берег его жизни
  • 1984 Время желаний
  • 1984 Шанс
  • 1985 Не Ходите, девки, замуж
  • 1986 Конец операции «Резидент»
  • 1986 Лицом к лицу
  • 1987 Конец вечности
  • 1987 Раз на раз не приходится
  • 1987 Человек с бульвара Капуцинов
  • 1989 Прямая трансляция
  • 1990 Человек из черной «Волги»
  • 1992 Женщина с цветами и шампанским
  • 1992 Московские красавицы
  • 1992 Плащаница Александра Невского
  • 1993 Давайте без фокусов!
  • 1993 Желание любви
  • 1997 Графиня Де Монсоро
  • 1998 Ле Хаим
  • 1999 Послушай, не идет ли дождь
  • 1999 Фома Описки


28 февраля 1920 года - 2 декабря 2002 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…