Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

КАДОЧНИКОВ Павел Петрович


Кадочников Кадочников 17

Народный артист СССР (1979)

Лауреат Государственной премии (1948 - за участие в фильме "Подвиг разведчика"; 1949 - за участие в фильме "Повесть о настоящем человеке"; 1951 - за участие в фильме "Далеко от Москвы")

Герой Социалистического Труда (1985)

 
Кадочников Кадочников 6

 

Павел Кадочников родился 29 июля 1915 года в Петрограде.

 

 

В период Гражданской войны отец Павла перевёз жену и двух сыновей - Павла и Николая к себе на родину - в деревню Бикбарда Пермской губернии. Там и прошли детство и отрочество Павла. Он закончил школу крестьянской молодежи. Любовь к искусству привила ему мама, женщина грамотная и умная. Уже в детские годы Павел умел хорошо рисовать, играл на различных музыкальных инструментах. В детстве Паша любил бегать на ярмарку. "Ну, и что ты там видел?" - спрашивала его мать по возвращении, и сын показывал. Вот мужик корову продавать привёл, вот точильщик ножей, вот баба с горшками. Получалось похоже. "Вырастет Павлуша - артистом будет!" - заметил как-то отец. "И мне так обидно стало, что я заплакал! - говорил впоследствии  Кадочников, вспоминая свое детство. - Я же слышал, как о человеке, ловко что-то укравшем, говорили: во артист!.."

 

В 1927 году семья Кадочниковых вернулась в Ленинград. Павел сдал экзамен в детскую художественную студию и стал заниматься живописью, мечтая стать профессиональным художником. Однако скоро тяжело заболел отец, и Павлу, как старшему в семье, пришлось идти зарабатывать. Он устроился учеником слесаря на завод "Красный путиловец". В 1929 году Павел всерьёз увлекся театром, и решил подать документы на актёрское отделение театрального техникума при ТЮЗе. Во время экзаменов он поразил преподавателей своим несомненным талантом, и его приняли с первой попытки. Профессор Борис Вольфович Зон предложил абитуриенту что-нибудь почитать, а выслушав, удивился:

 

- Что за чепуху ты читал?!

 

Кадочников смутился, но признался:

 

- Это мои стихи.

 

- Ну ладно, иди в аудиторию.

 

Когда через несколько месяцев техникум расформировали, то класс Зона почти полностью перевели в театральный институт. Так Павел Кадочников стал студентом института в 15  лет.

 

В институте среди старших товарищей Кадочников не потерялся. Внешне он заметно выделялся - большинство студентов ходили в простой и дешёвой одежде, Павел «форсил»: носил бархатную толстовку с бабочкой. Он прекрасно пел неаполитанские песни, которые многих девушек сводили с ума.

 

В 1935 году Кадочников успешно закончил театральный институт и попал в труппу Нового ТЮЗа. Его первой ролью был Лель в "Снегурочке". Роль Купавы исполняла молодая актриса Розалия Котович.

 

"Сразу у нас отношения как-то не заладились, - вспоминала Розалия Ивановна. - Подойду к нему с каким-нибудь комсомольским поручением, а он отмахивается. Ну и я на него махнула рукой: "Ай, Кадочников, ты вообще!.." После подружки иронизировали: "Говорила: "Кадочников, вообще!.." А сама вышла за него замуж!.."

 

Моё отношение к Павлуше изменил дипломный спектакль "Снегурочка"... Работая над спектаклем, мы и подружились. Павел провожал меня до общежития. Стал ухаживать! Ухаживания продолжались и когда мы стали работать в одном театре. Потом поженились. Павел Петрович не делал мне предложения. Надо сказать, что у меня был роман с другим нашим актёром - хорошим, красивым парнем. Но чего-то такого, единства душ, что ли, как мне казалось, не было. Пусть в нашем рассказе он будет Иваном. Иду я, значит, с Иваном, а мне кажется, что рядом - Павлик. Разговариваю с Иваном, а будто бы с Павликом! Так продолжаться не могло.

 

Назначила я Ване встречу на Марсовом поле, а Павлуше велела дожидаться у моего общежития на Фонтанке. До сих пор не забыть, как носком башмачка разгребала песок на дорожке - долго не могла отважиться сказать: "Прости, Ваня, я тебя не люблю..." Вернулась к общежитию: "Всё, Павлик!.." Он отвернулся: "Тогда я уеду из Ленинграда! Я не смогу жить в одном городе с вами..." - "Почему?!" - недоумеваю. "Ты же сказала: всё!" - "С Ваней всё кончено, дурачок!.."

 

В день бракосочетания, 16 июля 1935 года, они должны были выступать в какой-то концертной программе. Кадочников зашёл за Розалией в общежитие. На пути к трамвайной остановке неожиданно предложил: "Давай распишемся". - "Давай".

 

- К тому времени нам уже стало ясно, что жить мы друг без друга не сможем, - признавалась Розалия Ивановна. - А проходили мы как раз мимо административного здания, что на углу Невского и Фонтанки, там был загс. Всё произошло просто, у нас даже документов не спросили.

 

В том же году состоялся дебют Кадочникова в кино. В картине "Несовершеннолетние" он сыграл крохотную роль Михася, которую никто толком и не заметил. Сам Кадочников, впервые увидев себя на экране, сильно расстроился. Ему показалось, что страшнее его на съёмочной площадке никого не было. И он принял решение больше в кино никогда не сниматься. Его целиком захватила работа в театре. Роль следовала за ролью, талант актёра креп и совершенствовался. Вскоре ему стали доверять и главные роли, например, Тартюфа в одноименной пьесе Мольера.

 

В 1937 году Новый ТЮЗ посетил Сергей Юткевич. Он пришёл на спектакль "Снегурочка" и впервые увидел в нём Кадочникова. Игра молодого актёра произвела на него приятное впечатление и... режиссёр предложил ему роль в своём новом фильме "Человек с ружьём"... То ли повлиял авторитет Юткевича, то ли сказалась материальная заинтересованность, но Кадочников предложение режиссёра принял. Так он вновь попал на съёмочную площадку, сыграв в ставшем затем хрестоматийным фильме крохотную роль молодого солдата.

 

Встреча с Юткевичем определила дальнейшую судьбу молодого актёра. Через два года режиссёр вновь вспомнил про Кадочникова и пригласил его сразу на две роли - в фильме "Яков Свердлов" актёр должен был сыграть самого Максима Горького и героя по имени Ленька Сухой.


Однако настоящий успех в кино к Кадочникову пришёл в 1941 году в музыкальной комедии Александра Ивановского "Антон Иванович сердится". Последний съёмочный день картины выпал на 21 июня. Утром следующего дня началась война.

 

В конце июля Павел отправился в районный комитет комсомола с заявлением в народное ополчение, но секретарь райкома  ему отказал : "Ты снимаешься в "Обороне Царицына" и "Походе Ворошилова". На "Ленфильме" сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию... Сейчас война, но искусство не должно умереть. С этого дня считай себя солдатом и выполняй свой долг..."

 

Впоследствии Кадочников будет часто сетовать на то, что не был достаточно настойчив в своём стремлении уйти на фронт. А недоброжелатели из киношных кругов будут активно распускать сплетни о том, будто Кадочников не попал на фронт благодаря своим гомосексуальным связям с режиссёром Сергеем Эйзенштейном. Мол, тот сделал всё возможное, чтобы молодой любовник не попал в кровавую мясорубку. Несмотря на то, что это была явная ложь, находились люди, которые в неё верили.

 

В 1942 году на экраны страны вышла двухсерийная кинолента "Оборона Царицына" братьев Васильевых, в которой Кадочников исполнил одну из главных ролей. Вскоре после этого актёра приглашает Сергей Эйзенштейн: в фильме "Иван Грозный" Кадочникову пришлось перевоплотиться во Владимира Старицкого. Его актёрское мастерство столь впечатляюще, что Эйзенштейн мечтает снять Кадочникова в двух ролях в третьей серии картины: в роли духовника царя Евстафия и Сигизмунда. Однако этому желанию великого режиссёра не суждено было сбыться: третья серия так и не была снята.

Кадочников Кадочников 15

 

Работа с великим режиссером круто изменила творческую судьбу Кадочникова. В середине 40-х актёр ушёл из театра и целиком сосредоточился на работе в кино. В 1946 году  режиссёр Борис Барнет снимал первый советский фильм о разведчике. На главную роль майора Федотова претендовал Николай Крючков. Однако что-то у него не заладилось, и режиссёр пригласил Кадочникова. В результате появился прекрасный фильм "Подвиг разведчика". Знаменитая фраза Федотова-Кадочникова: "Вы болван, Штюбинг!" - стала любимым выражением советских мальчишек той поры. Выйдя на экраны страны летом 1947 года, фильм занял 1-е место в прокате. Через год картине была присуждена Сталинская премия.

Кадочников Кадочников 2

 

Картина ещё только выходила на экран, а Кадочников уже приступил к съёмкам в новой картине "Повесть о настоящем человеке" режиссёра Александра Столпера. В этом фильме актёр должен был сыграть знаменитого летчика Алексея Мересьева, потерявшего в бою обе ноги, но нашедшего в себе силы вновь вернуться в строй. Чтобы глубже войти в образ, Кадочников наотрез отказался от услуг дублёров, в течение четырёх месяцев ходил на настоящих протезах и ползал по снегу в лютый мороз. В прокате 1948 года картина заняла 2-е место. А через год её постигла судьба "Подвига..." - картину наградили Сталинской премией.

Кадочников Кадочников 23

 

Свою третью Сталинскую премию Кадочников получил в 1951 году за участие в фильме "Далеко от Москвы". Снял её все тот же Столпер, однако она проигрывала из-за низкого качества литературного материала. После этого в течение пяти лет Кадочникова в кино не снимали.

 

В 1954 году режиссёр А.Ивановский вновь вспомнил о Кадочникове (они встречались на съёмках фильма "Антон Иванович сердится") и предложил ему главную роль в картине "Укротительница тигров". Участие в этом фильме принесло актёру новую волну успеха и славы. Так же, как и после выход картины "Подвиг разведчика", актёра стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы. Слухи о его любовных связях (на этот раз с женщинами) приобрели фантастические масштабы. Одновременно с "Укротительницей тигров" Кадочников снялся ещё в двух картинах: в "Большой семье" и "Запасном игроке".

Кадочников Кадочников 14

 

Популярность Кадочникова в те годы была необыкновенная. Егу супруга рассказывала: "Стоило нам сесть в поезд - весь состав знал, в каком вагоне, в каком купе едет Кадочников, - Стучат в дверь, открываю: "Что вам угодно?" - "Мы хотим выпить с Павлом Петровичем". - "Если бы Павел Петрович пил со всеми, то он бы давно погиб и как артист, и как человек. Извините, и не обижайтесь..." Вернулся из Москвы, жалуется: "Сил никаких нет!.. В гостиничном ресторане не смог пообедать. Со всех сторон полезли с бутылками, с рюмками: "Такой случай! Давайте выпьем!.." - "Не могу, мне после обеда работать..." За кого только не предлагали выпить! Дошло до вождя: "Ну уж за Сталина-то вы выпьете?!" Выкрутился: "В другой раз - с удовольствием, сейчас - не могу!.." Но из ресторана пришлось уйти не солоно хлебавши!"

 

В 50-60-е годы Кадочников продолжал сниматься в кино, причём в отличие от актёров своего поколения, довольно часто: иногда по пять фильмов в год. Правда, заметных работ среди них не было. Видимо, чувствуя это, Кадочников решил попробовать себя на поприще режиссуры. В результате на свет появились фильмы, снятые им, - "Музыканты одного полка" (1965), "Снегурочка" (1970), "Я тебя никогда не забуду" (1984).

Кадочников Кадочников 21

 

Уход в режиссуру имел ещё одно основание: в середине 60-х Кадочников внезапно попал в немилось к высокому кинематографическому руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься, не давали ему новых работ и на театральной сцене. Единственным заработком в те дни были концерты. с которыми он выезжал во многие города Советского Союза. В свободное от работы время Кадочников рисовал, занимался скульптурой, писал прозу.

 

Полоса забвения продолжалась до 1976 года, пока режиссер Никита Михалков внезапно не предложил ему одну из ролей в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино". После выхода картины на экран о Кадочникове вновь вспомнили, и предложения сниматься посыпались одно за другим. Но актёр был скуп на обещания и своё согласие давал не каждому. Так, в 1977-1978 гг. он сыграл только в двух картинах: "Сибириада" и "Сюда не залетали чайки". В последней картине Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром (он родился в середине 40-х, после школы поступил в политехнический институт, однако в 30 лет решил посвятить себя искусству - закончил ЛГИТМиК).

Кадочников Кадочников с сыном Петром и женой Розалией

К сожалению, это была их последняя совместная работа. Вскоре после нее Пётр трагически погиб. Эта гибель выглядела более чем странно.

 

Весной 1981 года Пётр предложил отцу съездить отдохнуть в Прибалтику на Игналинские озёра. Однако у Кадочникова-старшего в то время было много работы, он снимался сразу в трёх картинах, поэтому от предложения сына отказался. И Пётр отправился отдыхать один. А буквально через два дня после его отъезда Кадочниковым пришло сообщение, что их сын погиб.

 

Как оказалось, его нашли мёртвым на дороге в нескольких километрах от Игнали. "Он часто на пикниках забавлялся тем, что пригибал берёзки и, держась за макушку, совершал полёты, - вспоминала Розалия Ивановна. - В тот роковой день попробовал "полетать" на сосне. Сосна - дерево не гнущееся, а ломающееся…" От падения и наступила смерть.

 

Для Кадочниковых потеря единственного сына была настоящей трагедией. И единственным спасением для Павла Кадочникова тогда была работа - в 1982 году он снялся сразу в пяти картинах.

 

В 1985 году артисту было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1987 году на широкий экран вышла его очередная режиссёрская работа - фильм "Серебряные струны", посвящённый создателю первого в России оркестра народных инструментов Василию Андрееву.

Кадочников Кадочников 11

 

2 мая 1988 года Павел Петрович Кадочников скончался. Очевидцы рассказвали: Кадочников поднялся с больничной койки, встал во весь рост - и рухнул! Отказало сердце.

 
Кадочников Кадочников 13


Павел Кадочников похоронен в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.

 

Использованные материалы:

Ф.Раззаков "Чтобы люди помнили"
"Смена", 25 февраля 2005 г. (Владимир Желтов "Павел Кадочников за Сталина пить не стал")
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Материалы и фотографии предоставлены Инной Джужа (г. Киев), а также с сайтов портала "Культура", "Советский экран", "Актёры советского кино", "Смена.ру", "Характерные актёры российского кино", "Московский некрополь", Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия. 

 

 

Снимался в фильмах:

Кадочников Кадочников 4

 

Несовершеннолетние (1935)

Человек с ружьем (1937)

Яков Свердлов (1940)

Антон Иванович сердится (1941)

Оборона Царицына (1942)

Иван Грозный (1944)

Подвиг разведчика (1947)

Голубые дороги (1947)

Драгоценные зерна (1948)

Повесть о настоящем человеке (1948)

У них есть родина (1949)

Далеко от Москвы (1950)

Заговор обреченных (1950)

Большая семья (1954)

Запасной игрок (1954)

Укротительница тигров (1954)

Педагогическая поэма (1955)

Таланты и поклонники (1955)

Медовый месяц (1956)

Пролог (1956)

Балтийская слава (1957)

Хлеб и розы (1960)

Русский сувенир (1960)

Самый медленный поезд (1963)

Государственный преступник (1964)

Музыканты одного полка (1965)

Продавец воздуха (1967)

Снегурочка (1968)

Прощание с Петербургом (1971)

Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)

Сюда не залетали чайки (1977)

Жизнь Бетховена (1978)

Ищи ветра... (1978)

Сибириада (1978)

Санта эсперанса (1979)

Ты только не плачь (1979)

Я хочу петь (1979)

Благочестивая Марта (1980)

Идеальный муж (1980)

Рассказ неизвестного человека (1980)

Сицилианская защита (1980)

Бешеные деньги (1981)

Наше призвание (1981) показан в 1987

Две строчки мелким шрифтом (1981)

Ленин в Париже (1981)

Ночь на четвертом круге (1981)

Проданный смех (1981)

Пропавшие среди живых (1981)

Сильва (1981)

Карантин (1983)

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры (1983)

Я тебя никогда не забуду (1983)

Блондинка за углом (1984)

Блистающий мир (1984)

Последний визит (1984)

Три процента риска (1985)

Серебряные струны (1987)

 

Поставил фильмы:

 

Музыканты одного полка (1965)

Снегурочка (1968)

Я тебя никогда не забуду (1983)

Серебряные струны (1987)

 

Написал сценарии к фильмам:

 

Снегурочка (1968)

Я тебя никогда не забуду (1983)

Серебряные струны (1987)

 

 
Кадочников Кадочников 19


29 июля 1915 года - 2 мая 1988 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…