Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

НАЗАРОВА Маргарита Петровна




Актриса цирка и кино, дрессировщица тигров

Народная артистка РСФСР (1969)

 



Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в городе Детское Село (сейчас город Пушкин) под Ленинградом.
 

Папа Маргариты Назаровой был лесником, а мама – учительницей. В интервью Маргарита Назарова рассказывала: «Детство мое было замечательным, но все вдруг полетело в тартарары. Началась война. Мне было 15 лет. Отца взяли на фронт, а мама переехала с нами к тетке в Павловск. Там мы голодали. Никому не приведи Бог увидеть войну. Случилось однажды вот что. Гитлеровцы развили молниеносное наступление - вот-вот займут Павловск. Руководители города объявили срочную эвакуацию. Совсем мало времени дали на сборы. А я тем временем с группой взрослых пришла в соседнюю деревню узнать, можно ли выменять кое-какие вещи на картошку. Мы попали под обстрел и разбежались кто куда. Мама не уходила до последнего, все ждала моего возвращения. За ней пришел какой-то мужчина, стал торопить. Она умоляла подождать. Мужчина оттолкнул ее, взял сестер на руки и сказал: «Жить хотите? Идите за мной». Мама в полуобморочном состоянии поплелась за ними. Сестры рассказывали, что она всю дорогу голосила: «Незабудочка моя, Незабудочка». А меня фашисты взяли в плен. Поездом отправили в Гамбург. Когда прибыли к месту назначения, нас выстроили у поезда, стали считать. Подошел гитлеровский начальник. Он внимательно осмотрел нас. Потом, улыбаясь, показал пальцем на меня. Меня вывели из толпы и на отдельной машине отправили работать служанкой в богатый дом. Там хозяйка относилась ко мне очень хорошо». 

В немецкой школе Назарова изучала немецкий язык, научилась общаться с немцами, и вскоре ее хозяин сказал Маргарите, что хочет отдать ее в кабаре. Маргарита Назарова стала танцовщицей, и однажды накануне выступления она услышала на улице  автоматные очереди. Вскоре в кабаре вошли русские солдаты, которые, увидев танцовщиц,  сказали: «Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелял бы их всех». Маргарита крикнула: «Ребята, я - русская!». Солдаты ее освободили. 

В конце лета 1945 года Маргарита вернулась в СССР, и вскоре нашла в Риге маму с сестрами, там же она узнала, что ее отец пропал без вести. Чтобы заработать на жизнь, Назарова подготовила небольшой танцевально-акробатический номер и устроилась с ним на работу в коллектив «Цирк на сцене». Там она нашла себе партнера, с которым выступала в акробатическом этюде, и постепенно стала вводить в свою программу собак и лошадей. После восьми лет работы в цирке она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, а потом стала дрессировщицей. Это случилось во время съемок картины «Опасные тропы». Для съемок этой картины кино­студия приобрела трех уссурийских тиг­ров, которые не­задолго перед этим были выловлены в сихотэ-алиньской тайге, а четвертый - бенгальский тигр Пурш  был приобретен в Рижском зоопарке. В качестве дрессировщика студией был приглашен народный артист РСФСР Борис Эдер, а дрессировщиком-стажером был назначен Константин Константиновский. В связи с тем, что актриса, исполнявшая роль Га­лины, и спасавшаяся по сценарию от тигра на дереве, отказалась от работы с тигром, ей потребовалась дублерша, и была приглашена Маргарита Назарова. 
 

Под руко­водством Бориса Эдера Назарова училась общаться с тиграми. Она изучала характер и повадки каждого тигра, обучалась технике работы дрес­сировщика, и  осваивала правила ухода за зверями. Когда Назарова впервые приблизи­лась к Пуршу в клетке, тигр вни­мательно наблюдал за каждым ее движе­нием, но не проявлял никаких признаков агрессивности. «Погладьте его», - предложил Эдер. Маргарита Назарова  коснулась бока тигра. Видя, что Пурш принял ласку, решила повторить ее. Но как только ее рука снова коснулась тигра, тот бросился на нее. Между На­заровой и тигром оказался Эдер, который наказал Пурша, и Назарова сно­ва подошла к тигру, который в этот раз  отнесся к ней более терпимо. Так началась дружба между Пуршем и его хозяйкой.

 


После завершения съемок «Опасных троп», Назарова приняла участие в поста­новке  фильма «Укротительница тигров», в котором дублировала ­актрису Людмилу Касаткину. В процессе подготовки и проведения съемок Назарова все бо­лее находила понимание с тиграми, и после успеш­ного окончания съемок с этой группой зверей и дрессировщиков был подготовлен новый аттракцион по сценарию, предложенному Борисом Эдером. Назарова стала дрессировщицей, а Константиновский - тренером группы, и вскоре - мужем Маргариты Назаровой. За короткое время их имена стали известны не только в СССР, но и за его пределами.




В основе системы дрессировки и по­строения аттракциона Назаровой лежало творческое освоение приемов советской школы дрессировки животных, исполь­зующей учение  физиолога Павлова о высшей нервной деятель­ности, и его методику воспитания у живот­ного временных связей — условных реф­лексов. Работая с крупными хищниками, Назарова учитывала особенности характера зверей. Например, однажды Назарова заметила, что тигр по кличке Ахилл стал на представлениях непослушным, в то время, как на репетициях до­бросовестно выполнял свои обя­занности. Назарова решила, что у Ахилла образовалась сложная временная связь, обусловленная тем, что на репе­тиции при его непослушании дрессиров­щица любыми средствами заставляет его быть послушным, а на представлении она всячески старается избежать конфликта. И Ахилл «сообразил» — при работе в присутствии зрителей можно побезобразничать, а на репетиции, во избежание неприятностей, безобразничать не сле­дует... Оставлять такую временную связь у зверя было нельзя, так как она могла привести к серьезным последствиям. Назарова по­просила цирковых артистов и обслужива­ющий персонал прийти на репетицию и изображать публику, а оркестр - дать обычное музыкальное сопровождение. На репетиции был включен полный свет, как на представлении, и Назарова работала в обычном для представления костюме. «Зрители» аплодировали, а Константиновский сидел на своем обычном месте — у прохода в первом ряду. Ахилл  почувствовал себя на пред­ставлении и перестал слушаться дресси­ровщицу. Тигр тут же был наказан, и с того момента Ахилл вел себя одинаково и на репетициях и на представлениях.

 


Система дрессировки тигров, которой придерживалась Маргарита Назарова, от­личалась рядом интересных осо­бенностей. Назарова не тре­бовала от своих питомцев постоянного си­дения на тумбах, и они могли свободно перемеща­ться по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для переста­новки реквизита. Но как только реквизит подготовлен и начинается очередной трюк — тигры дисциплинированно зани­мали свои места. Это придавало всему номе­ру атмосферу непринужденности. Но добиться этого было не­легко, и еще труднее было обеспечить безопасность дрессировщика. Она часто зависела от мелочей. Как-то Марга­рита Назарова перед представлением не­достаточно тщательно вымыла руки, они сохранили запах духов, и одна из тигриц чуть было не сорвала выполнение трюка. А однажды на репети­ции во время гастролей в Новосибирске летом 1966 года во время отработки прыжка тигрицы Рады над головой Маргариты Назаровой тум­ба, с которой Рада прыгала, под напором задних лап тигрицы сдвину­лась. Это понизило траекторию полета Рады в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщи­цы, сорвав с нее кожу вместе с волосами.
 

Тигр по кличке Пурш со временем стал любимчиком дрессировщицы. Она часто сама выгуливала его на поводке, катала в машине и водила в кафе. Назарова не боялась брать тигра с собой в город, и однажды он встретил вместе с хозяйкой Новый 1963 год в ресторане гостиницы «Астория». Съев пять килограммов говядины, яичницу из двух десятков яиц, и запив все это двумя литрами свежего молока, он наблюдал, как веселится компания. А однажды сбежал время гастролей в Киеве. Тигр заглянул в буфет,  найденный по запаху сосисок, и испугав буфетчицу, проглотил 31 колбаску, сломал буфетную стойку и отправился на поиски гримерки своей хозяйки. В конечном итоге Назарова нашла тигра на своем диване. Однажды досталось от Пурша и самой Назаровой. Чтобы скрыть шрам на голове от когтей Рады, артистка сменила прическу и перехватила волосы бантом. Пурш посчитал его лишним и попытался сорвать. Назарова увернулась, но получила тяжелую травму - разрыв височной артерии.

 


Назарова выезжала с Пуршем в тайгу, где тигр на свободе играл со своей хозяйкой. Так же они побывали на острове на Оби в Новосибирске, где Назарова обнаружила любовь тигра к воде. Позже один из номеров, подготовленных Назаровой и Константиновским, так и назывался - «Тигры в воде». Номер готовился в течение года. Сначала дрессировщики вывезли одного тигра на пароходе на Волгу, и наблюдали - как реагирует зверь на воду. Потом то же самое стали делать в бассейне, и увеличили количество тигров. Маргарита Назарова рассказывала: «В воду запускали пять тигров. Это очень красивое зрелище. Они плавали, прыгали в воде, играли друг с другом. Я плавала вместе с ними. Основные трюки выполняла с тигром Пуршем. Мы подходили с Пуршем к бассейну, он снимал с меня туфли, брал зубами за руку и вел к воде. На репетициях Пурш любил надо мной подшутить. Подбежит ко мне и хвать лапой за горло, хитренько так смотрит в глаза и начинает давить. В такие минуты я старалась приблизиться к тигриной морде и потереться об нее носом. Пурш убегал. Или в бассейне подплывет ко мне, положит лапу на мою голову и давай топить. Держит под водой несколько секунд, потом отпускает. Я в своих питомцев верила. Испугалась только два раза. Первый случай был в Москве. Мы выступали в Старом цирке. Моя ассистентка Вера Попова очень любила животных, хорошо за ними ухаживала. Она старалась почаще выгуливать их в вольере. И случилось так, что кто-то открыл дверь в вольер. Мы глянули - тигров нет. Мы побежали на хозяйственный двор цирка - пусто. Выбежали на улицу, а тигры уже входят в кинотеатр, расположенный рядом с цирком. Там полно зрителей. Суматоха началась. Подоспели мы с Верой вовремя. Или однажды тоже был случай. Мы плыли в Австралию на гастроли. Начался шторм. И вот во время жуткой качки подбежал к моей ассистентке взволнованный негр. Ничего по-русски сказать не может. Только кричит: «Тайга, тайга». И показывает в сторону кормы. Пошла моя Вера. А там тигричка Байкал ходит. Весь шторм мы у нее дежурили. Два дня тигрица на корме была. Потом загнали ее в клетку. Французы, которые наблюдали за нашей работой, хотели угостить нас шампанским. Мы от шампанского отказались, запросили мороженого. Нам принесли мороженое и бутылку коньяка с запиской «Коньяк для тигров». Еще один тревожный момент был у меня в Казани. Во время представления, когда меня с тигром и львом подняли над ареной на качелях, вдруг испортилась лебедка. И я с хищниками 15 минут качалась над ареной. Тигр не выдержал и спрыгнул с большой высоты, а лев лежал спокойно. Качели вручную спустили. У меня был такой стресс, что попала в больницу. Я испугалась за зверя, который с такой высоты сиганул. Испугалась за зрителей, которые сидели под нами. Звери есть звери. И в ногу когти запускали, и в ягодицы. Спасибо, что мышцы не раздирали. Йодом помажешься и опять за работу».
 

В Маргариту Назарову часто влюблялись мужчины. В интервью она рассказывала: «Особенно влюблялись мои партнеры по цирковым номерам. Когда я гастролировала по СССР, то практически в каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Константиновский не всегда ездил со мной. Он много работал в кино как режиссер-дрессировщик, за границей нередко бывал. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце, хотели стать моими мужьями. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».

 


Когда в 1960 году в Москву с дружеским визитом прибыл король Эфиопии Хайле Селассие II, генеральный секретарь КПСС Никита Хрущев пригласил гостя в цирк  посмотреть выступление Назаровой. После программы ее вызвали в ложу к партийным деятелям, и Назарова взяла с собой маленьких тигрят. Хрущев сказал: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Помощники Хрущева восприняли эти слова как приказ к действию. К выполнению заказа подключились лучшие драматурги. В предлагаемых сценариях были разные варианты развития событий. Был совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где трудилась героиня Назаровой. Так же Маргарите Назаровой предлагали роль работницы фабрики, покорившей в будущем опасных хищников. Еще она была зоотехником и милиционером. Но совершенно случайно авторам фильма стала известна история о путешествии белых медведей на морском судне, которых отловили на острове Врангеля и направили в Мурманск. Когда до порта оставалось менее половины пути, звери вырвались из клеток и громили на теплоходе все, что им попадалось по пути. Морякам потребовался целый час, чтобы водворить беглецов на место. Об этом происшествии директору «Ленфильма» рассказал начинающий писатель Виктор Конецкий, и вскоре началась работа над сценарием именно по этому сюжету. Только вместо медведей в качестве главных героев фигурировали тигры. К написанию отдельных сцен подключился кинорежиссер Алексей Каплер, отсидевший в лагерях десять лет за роман со Светланой Аллилуевой - дочерью Сталина и женившейся потом на поэтессе Юлии Друниной. Назаровой идея будущей картины понравилась, и она с удовольствием согласилась в ней сниматься.
 




Приступая к работе над этой комедией, режиссер Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы...» Трагизм шутки заключался в том, что незадолго до съемок «Полосатого рейса» западногерманский журнал сообщил об обстоятельствах трагической гибели дрессировщика Иоахима Барранка, который снимался в фильме «Голиаф и великаны». Режиссер попросил его: «Не кормите львов два дня, и они рассвирепеют. Если сцена удастся, вы получите восемь тысяч марок». Дрессировщик львов последовал указаниям режиссера, и вошел в клетку к голодным львам, которые бросились на него. Ударом лапы один из львов свалил дрессировщика, второй укусил за руку, которой дрессировщик прикрывал горло. Истекая кровью, дрессировщик звал на помощь, но съемка продолжалась. Узнав об этом случае, актер Евгений Леонов спросил: «А наших-то кормить будут?» - его успокаивали: «Будут-будут. У нас и инженер по технике безопасности будет работать. Михаил Стопкин зовут. Его слово - закон для дрессировщиков и кинематографистов». – «Стопкин», - задумчиво произнес Леонов.
 

Маргарита Назарова рассказывала: «Перед съемками я очень волновалась, но мои сомнения были чисто актерские. Как дрессировщица я не опасалась, что тигры будут плохо «играть». Но мне приходилось туго. Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты. Тигр Пурш вел себя как заправский артист. Остальные звери внесли немало коррективов. Почти все трюки мы делали в то время, когда животных на судне не было. Артист Смирнов месяц ходил вокруг клеток с тиграми, кормил их. И все для того, чтобы снять один эпизод, где он тащит тигра за хвост. На самом деле он только дотронулся до кончика хвоста. Очень боялся хищников Леонов. Вместо него намыленным в ванне должен был сидеть Константиновский. Но сидеть спиной к тигру дрессировщик отказался. «Спиной - это не интересно и не смешно», - убеждал он режиссера Фетина. – «Нужно сидеть лицом к тигру. Поговорите с Леоновым». – «Что вы», - режиссер безнадежно махнул рукой. – «Леонов поклялся всеми святыми, что он не циркач и не трюкач и ни за что не сядет в ванну, если рядом будет тигр». Константиновский сам полчаса уговаривал Леонова. Он гарантировал ему полную безопасность. Костя поклялся, что ляжет на пол между ванной и тигром. И Леонов согласился только на один дубль. Артист сел в ванну. Когда намылил лицо, Костя подал знак впустить в декорацию тигра. Вошел Пурш, все замерли. Тигр подошел к тумбочке, потом к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. «Я не в кадре?» - спросил Леонов. «Да, чуть подвинься влево», - ответил Фетин. Камера работала, все сняли. Когда Леонов стал промывать водой глаза, он увидел уставившуюся морду тигра. И, дико икнув, очень естественно нырнул на дно». 

Нужно отметить, что изначально этой сцены в сценарии не было. Ее придумал режиссер Владимир Фетин. Леонов наотрез отказался подходить к хищнику, и согласился лишь после того, когда для сцены специально изготовили бронированное стекло, которое должно было отделять актера от зверя. Когда во время съемки Леонов намылился, пена полностью покрыла его голову, и артист ничего не видел. В этот момент режиссер-дрессировщик Константин Константиновский убрал стекло, а Назарова впустила Пурша, который подбежал к ванне и начал обнюхивать моющегося Леонова. Тигр ткнул актера мордой в плечо и громко чихнул. Евгений Павлович, услышав шум, спросил режиссера: «Я что - не в кадре?!» А когда протер глаза, то увидел перед собой тигра. Артист тут же спрятался под водой, а Пурш попытался достать его лапой. Леонов выскочил из ванны, голый бросился к выходу и вскоре оказался в рубке. Пурш не погнался за Евгением Павловичем, хотя любой другой тигр в таких случаях преследовал бы человека. Эту сцену потом пришлось согласовывать с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Она заявила: «Я - не ханжа». А Леонов позднее, отойдя от шока и обиды на Константиновского и Фетина, сказал: «Ну, вы, мужики, и даете!» В советском кино это был первый мужской стриптиз. Сам Евгений Павлович не раз рассказывал об этом эпизоде на творческих вечерах.

 


Тигров, шаривших лапами в воде, снимали тогда, когда Леонова в ванной не было. Остальные трюки с тиграми выполняла Маргарита Назарова вместе со своими ассистентами. Только с корабля в море она прыгала не сама, а была вызвана спортсменка. А в воде с хищниками плавала сама дрессировщица. Единственная съемка зверей на суше, куда они вышли «группой в полосатых купальниках», тоже едва не закончилась трагедией. Одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась на настоящем одесском пляже - Аркадии. Среди отдыхающих началась паника, но ситуацию спасла осветитель Тоня Иванова, которая бросилась навстречу зверю и ударила его по носу брезентовой рукавицей. Тигрица от неожиданности повернула обратно. Позже Василий Лановой назвал эпизод, в котором он принял тигров за пловцов в полосатых купальниках, своей любимой ролью, потому что в ней некогда было ошибаться. Актер в это время просто отдыхал в Одессе, и его уговорили сняться в эпизоде  за пятьдесят рублей – большая сумма по тем временам.
 

По словам Маргариты Назаровой, еще одна настоящая драма разыгралась в последние дни съемок легендарного фильма. Для съемок в картине в Одесском зоопарке был куплен лев по кличке Вася, на счету которого к тому времени было участие в несколько фильмах. Назарову лев сначала не принял, но вскоре они подружились, и Маргарита Петровна могла делать с ним все, что угодно. Но с тиграми Вася не сошелся, и все сцены с Васей пришлось снимать отдельно от тигров. Не переносил Вася и актеров. Поэтому для съемок эпизода со спящим львом, якобы наевшимся люминала, Васю убили из-за того, что лев не хотел есть снотворное, и при приближении актеров всегда на них бросался. После этого случая Маргарита Назарпова несколько дней плакала, наотрез отказывалась работать и чуть не сорвала съемки последних эпизодов картины. Но, несмотря на этот случай, позже Маргарита Назарова очень любила смотреть по телевизору «Полосатый рейс». Она рассказывала: «Смотрю и на своего Пурша, налюбоваться не могу. Он же после съемок «Полосатого рейса» вскоре умер. Заболел, а меня рядом не было. Ветврач назначил лекарство, от него еще хуже зверю стало. Через два часа умер».

 


Случилось несчастье и с супругом Маргариты Назаровой. Однажды тигрица Юлька запустила ему когти в голову, и тут же их убрала. Таким образом она просто играла, запустив когти в голову дрессировщика. Однако после этого случая у Константиновского  начался воспалительный процесс мозга. Врачи сделали ему операцию, но она прошло неудачно, и спустя семь дней Константин Константиновский  умер. Ему было всего 52 года. В это время Маргарита Назарова была на гастролях в Свердловске, и администрация цирка не отпустила ее на операцию к мужу. Назарова очень тяжело перенесла эти смерти, и переживания привели к тому, что она попала в больницу, и оказалась на контроле в психдиспансере. Но после полутора лет лечения Назарова нашла в себе силы вернуться в цирк.
 

После смерти Константиновского Назарова повторно вышла замуж. В интервью она рассказывала: «Вышла через два года. За грузина, тоже артиста цирка, он занимался джигитовкой. Мираб был моложе меня на 15 лет. Но он оказался очень жадным. Поэтому я с ним быстро рассталась». 

Во время выступления в Пензе, ставшего последним в карьере Назаровой, один из тигров испугался и убежал со сцены. Его должны были поймать за кулисами и задержать в клетке помощники дрессировщицы, но они не успели захлопнуть клетку, и хищник вернулся обратно к стоящей спиной к нему дрессировщице. Тигр схватил Назарову когтями, подмял под себя и перепрыгнул через женщину. Назарова попала в больницу,  и вскоре врачи запретили ей работать с хищниками. Маргарита Петровна передала свой номер сыну Алексею, который спустя некоторое время стал жить за границей. 

Во время работы в цирке Маргарита Назарова получила трехкомнатную квартиру в Нижнем Новгороде. Она стояла на очереди в московском цирковом главке, но сама просила поселить ее в Нижнем Новгороде, где жила в обычном панельном доме недалеко от цирка, напротив здания Нижегородской ярмарки. Вот как описывали позже журналисты быт Маргариты Назаровой после выхода на пенсию: «Огромный панельный дом на улице Совнаркомовской, поднимаемся на четвертый этаж. Звонок не работает, стучим в дверь. Навстречу выходит элегантная старушка. Выцветшие обои. Старый черно-белый  телевизор «Рекорд». Старинная арабская мебель - стол и тумбочки покрыты мятыми полинявшими скатертями. О днях золотых напоминает только фарфоровая композиция «Тигры», подаренная артистке в Италии. И еще - обычное шерстяное одеяло, на котором тоже нарисован тигр. Одеяло висит вместо ковра над диваном. В кресле сидят три огромные (много раз стиранные) мягкие игрушки, подаренные когда-то поклонниками. Многие дорогие вещи артистка давно распродала, пенсии (сейчас она составляет 400 рублей) не хватает, чтобы прожить. Весь быт Маргариты Петровны Назаровой говорит о нелегком житье-бытье одинокой пенсионерки. Нищета... На столе - старые-престарые кастрюли. «А чайник у меня развалился совсем, - говорит Маргарита Петровна, - так что чайком вас не угощу. Сейчас коплю потихонечку деньги. К лету куплю себе симпатичный чайник». Мы поинтересовались, как она питается? И узнали, что ее дневной рацион включает одну сосиску, 50 граммов сыра, хлеб и чай. Она очень любит салаты, но позволить себе такой роскоши не может. Яблоки ест только летом и осенью. Любит сладости. Как получит пенсию - покупает себе небольшую шоколадку. Назарова не в состоянии сама следить за квартирой. Она - больной человек. Ее постоянно мучают жуткие головные боли. Врачи считают, что болезнь - последствие травм и сильного стресса, который Маргарита Петровна пережила в связи с преждевременной кончиной мужа. Надо отдать должное нижегородским органам социальной защиты, они стремятся помочь Назаровой, чем могут. Присылают к празднику подарки со сладостями. Ежемесячно приносят небольшую материальную помощь». 

«Это была не квартира - монастырь, - рассказывали соседи Назаровой. - Маргариту Петровну звали пожить в гостинице цирка, чтобы хоть на время вырваться из нищеты. Но она всегда гордо качала головой: «Мне ничего не надо!»  

После рассказа в прессе о бедственном положении бывшей дрессировщицы президент Борис Ельцин за особые заслуги перед Российской Федерацией установил Маргарите  Назаровой дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, и она стала получать 750 рублей в месяц, что не очень повлияло на ее бедственное положение. 

Маргарита Назарова скончалась 25 октября 2005 года в Нижнем Новгороде в своей нижегородской квартире. О смерти актрисы стало известно лишь 27 октября 2005 года, после того, как милиция вскрыла дверь ее квартиры. Соседка Назаровой обратила внимание, что она уже несколько дней не выходит из дома. Милиционеры вскрыли квартиру и обнаружили Назарову без признаков жизни. 

Маргарита Назарова была похоронена на Нагорном кладбище в Кстовском районе Нижегородской области, близ села Федяково за счет мэрии Нижнего Новгорода.

 


О Маргарите Назаровой был снят документальный фильм.

 



 

Использованные материалы: 

Текст статьи «Блеск и нищета укротительницы тигров», журнал «Фактор»
Текст статьи «Маргарита Назарова дрессировщица тигров», автор Б.Гершкович
Текст статьи «Маргарита Назарова: жизнь цвета тигровой шкуры», автор Ю.Троицкая
Материалы сайта «Википедия»
Материалы сайта www.kp.ru
Материалы сайта www.president.org.ua
Материалы сайта www.tvcenter.ru

 

 

26 ноября 1926 года – 25 октября 2005 года

 

Tags: актрисы, цирк
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…