jlm_taurus (jlm_taurus) wrote in chtoby_pomnili,
jlm_taurus
jlm_taurus
chtoby_pomnili

Categories:

Владимир Шнейдеров

Шнейдеров Владимир Адольфович

[15(28).7.1900, Москва, - 4.1.1973,], советский кинорежиссёр, народный артист РСФСР (1969). Член КПСС с 1926. С 1924 работал в кино. Один из основоположников советского приключенческого и географического фильма. Участвовал в ряде 50 экспедиций, на материале которых снял научно-популярные фильмы: "Великий перелёт" (1925) - о международном групповом перелёте 6 советских самолетов по маршруту Москва - Пекин; "Подножие смерти" (1928) - о неисследованных районах Памира; "Два океана" (1933) - о плавании на ледоколе "Сибиряков", и др. Поставил художественные фильмы: "Джульбарс" (1936), "Ущелье Аламасов" (1937) и др. С 1963 художественный руководитель творческого объединения географических фильмов студии "Центрнаучфильм", организатор и руководитель (1960-73) телевизионного "Клуба кинопутешествий". Награждён орденом Ленина.

Родился в Петербурге. С 1917 учился в Московском коммерческом институте. В 1920 — после демобилизации из Красной Армии — организовал и руководил 1-й тракторной школой. С 1924 работал на к/ст «Пролеткино» монтажером, затем — режиссером видовых и н/п фильмов на географическую тему. Во второй половине 30-х снял четыре игровых фильма. С 1940 — сотрудник к/ст «Моснаучфильм». Организатор и руководитель серии фильмов «Путешествие по СССР» (позднее — «На суше и на море», более ста фильмов), н/п фильмов («Происхождение жизни» — 1953, «Чарльз Дарвин» — 1960 (Ломоносовская премия) и др. С 1963 — художественный руководитель ТО географических фильмов «Центрнаучфильма», организатор и руководитель «Альманаха кинопутешествий». В 1960 организовал телевизионный Клуб кинопутешествий (самая популярная программа ЦТ в 60-70-х годах). Автор ряда книг.
1935 ДЖУЛЬБАРС режиссер, сценарист
1935 ЗОЛОТОЕ ОЗЕРО режиссер, сценарист

Среди передач, созданных в киноредакции, почетное место занимает программа «Телевизионный клуб кинопутешествий», впервые появившаяся на телеэкране 18 января 1960 года . Первые десять лет душой и ведущим передачи был Владимир Адольфович Шнейдеров, режиссер, художественный руководитель творческого объединения «Географический фильм», организатор и руководитель «Альманаха кинопутешествий» на студии «Центрнаучфильм».

Раз в неделю Владимир Адольфович приглашал зрителей посмотреть на страны и континенты, где он побывал в экспедициях со съемочной группой. Именно это придавало особую привлекательность встречам и достоверность рассказам кинорежиссера. Будучи лично знаком со многими видными учеными, путешественниками, журналистами, объездившими многие страны, Владимир Адольфович часто приглашал их в студию. Закономерный интерес зрительской аудитории вызывали не только гости, но и изобразительный материал, т.е. документальные фильмы и фотоснимки.

Как правило, передача состояла условно из трех частей. Две трети – рассказ о маршрутах по СССР и одна треть – по зарубежным странам.Собрать видовые фильмы о родных просторах не составляло большого труда.. Что же касается последней странички, то возникали определенные трудности. Запас документальных фильмов о зарубежных странах вскоре был исчерпан, приходилось обращаться в посольства различных государств, чтобы получить фильмы. Здесь требовался строгий редакторский отбор, чтобы на экран не проникла пропаганда зарубежного образа жизни. Предпочтение на просмотрах оказывалось этнографическим и видовым фильмам.

«Клуб кинопутешествий» занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как передача-долгожитель, которую с неослабевающим интересом смотрело не одно поколение телезрителей в нашей стране. Эта познавательная передача, созданная высококлассным специалистом, стала «окном в мир». В те годы наши граждане не могли свободно путешествовать за рубеж, а интерес к этому существовал у людей разных возрастов. На фоне потока пропагандистских программ «Клуб» был отдушиной для многих наших соотечественников.
С 1960 года по 1972 в эфир вышло более 500 выпусков программы «Клуб путешественников»
«Клуб» в киноредакции был рекордсменом по откликам зрителей.

"Летом 1925 года Шнейдерову удается присоединиться к советской авиационной экспедиции по маршруту Москва-Монголия-Китай. Мировая авиация к тому времени ужу знала несколько дальних перелетов и ни одного - вполне удачного. Начальник экспедиции И.Шмидт (комиссар военно-учебных заведений Военно-воздушных Сил) еще до вылета заявлял, что будет считать огромным успехом, если ему удастся довести до Пекина хотя бы половину машин. Поэтому опытные кинематографисты не изъявляли желания лететь с экспедицией. В.Шнейдеров вместе с оператором Георгием Блюмом под залог имущества и жилья приобрели кинокамеру и отправились на съемки своего первого экспедиционного фильма "Великий перелет", который впоследствии вошел в золотой фонд советского кино.

Летом 1928 года В. Шнейдеров и оператор И.Толчан, представляя киноорганизацию "межрабпомфильм" включаются в состав советско-германской научной экспедиции, цель которой - обследовать одну из неизученных областей Памира. Результатом этой экспедиции стал фильм "Подножие смерти" (так переводится с древнеиранского название "Памир") - уже более зрелая режиссерская работа, которая уступала "Великому перелету" разве что в значимости самого события.

Летом 1929 года по поручению той же киностудии Шнейдеров вместе с И.Толчаном выезжают в первую специальную кинематографическую экспедицию в Южную Аравию. Йемен в то время был закрыт для чужестранцев. И те редкие исследователи - геологи, археологи, ботаники, которым все же удавалось его посетить, встречались с большими, нередко опасными для жизни трудностями. Что же касается кино, то до 1929 года в Йемене не появлялся ни один кинематографист.

Забавный эпизод произошел в городе Ходейде. Его правитель - принц Сейфуль-Ислам Мохаммед (сын короля Йемена) - вначале очень настороженно встретил советских кинематографистов. Но поведение гостей, их мирные намерения постепенно сгладили его недоверие. Тогда он, полный уважения к образованным гостям из советской страны, считая их квалифицированными инженерами", обратился к ним с просьбой… электрифицировать его дворец в Ходейде. Шнейдерову и Толчану, знакомым с электротехникой очень поверхностно, тем не менее пришлось согласиться помочь правителю. Кинематографисты трудились в течение 10 дней. Задача их была не легкой, так как под рукой не было необходимых инструментов и инвентаря. Вместо изоленты приходилось использовать медицинский пластырь, изоляторы делались из гвоздей, обвитых шелковыми нитками и т.д. Но после удачного дебюта в качестве электромонтеров Шнейдеров и Толчан получили высочайшее разрешение беспрепятственно передвигаться по всей стране. В 1930 году на экраны вышел страноведческий, этнографический, исторический фильм "Эль-Йемен"."

Виталий Мельников вспоминает, как проходил практику у Шрнейдерова на съемках фильма «В каспийских джунглях»:

"Картина у нас была маленькая, группа небольшая, проблемы тоже не масштабные, но они были подобием, а точнее сказать, пародией на большие проблемы большого «кинопроцесса».
К Шнейдерову как-то пришел редактор картины — скромный человек с учительской внешностью. Он сказал, что у него важное дело и покосился на меня.

— Ничего, — ответил Шнейдеров, — это практикант. Пусть сидит и практикуется.

Редактор положил перед Шнейдеровым сброшюрованный текст. Дальше я стал свидетелем примерно такого диалога.

Ш н е й д е р о в. Ну?

Р е д а к т о р. Третий вариант вполне приемлем…

Ш н е й д е р о в. Чего мнешься?

Р е д а к т о р. Джунгли.

Ш н е й д е р о в. Чего джунгли?

Р е д а к т о р. Сценарий называется «В каспийских джунглях»

Ш н е й д е р о в. Знаю.

Р е д а к т о р. Я-то ничего, но главный говорит, что могут быть осложнения…

Ш н е й д е р о в. Почему?

Р е д а к т о р. Это просто смешно, но главный говорит, что «джунгли» — иностранное слово. А зачем нам в фильме о великой русской реке иностранное слово? Это не я говорю! Это главный говорит! Вы понимаете?

Ш н е й д е р о в. Это просто смешно!

Р е д а к т о р. Вот я тоже говорю, что смешно, но «джунгли» нужно как-то заменить! Могут возникнуть какие-нибудь ассоциации, аллюзии! Мы ведь привыкли, к примеру, говорить «капиталистические джунгли», имея в виду те джунгли, где человек человеку волк. А в этом случае…

Ш н е й д е р о в. Волки в джунглях не водятся.

Р е д а к т о р. А кто водится?

Ш н е й д е р о в. Тигры.

Р е д а к т о р. Ну вот я и говорю — какие же тигры на Волге?

Ш н е й д е р о в. Ты меня не путай!

Р е д а к т о р. «Джунгли» не пройдут!

Ш н е й д е р о в. И не пугай! (После паузы.) Виталий! Тащи словарь синонимов! На всякий случай.

Р е д а к т о р. Ну вот и ладненько!

Картину решено было назвать «В зарослях Волжской дельты» — Скучновато, но зато без «джунглей». Уже уходя с утвержденным сценарием, редактор вдруг вернулся.

— Владимир Адольфович! — сказал он испугано. — «Дельта» — тоже нерусское слово!

Шнейдеров молча швырнул в него толстый словарь синонимов."

Источники:
"Клуб путешественников"
Музей ТВ
журнал "Искусство кино"
БСЭ
Энциклопедия кино
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments