Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ХОЧИНСКИЙ Александр Юрьевич


Хочинский Хочинский 5

Народный артист России (1996)

 
Хочинский Хочинский 1

 


Александр Юрьевич Хочинский родился 29 февраля 1944 года.

 

 

В 1964 году окончил студию при Ленинградском ТЮЗе и стал актёром этого театра. В 1970 окончил ЛГИТМиК. С 1991 года – актёр киностудии «Ленфильм».

 

На его счету более 60 спектаклей разных жанров – от сказок до классики драматургии и немногочисленные работы в фильмах  российского кинематографа.

 

Первые шаги Александра Хочинского на сцене связаны с Ленинградским ТЮЗом, где он играл небольшие роли в детских спектаклях. Потом была армия, три года Хочинский прослужил в Выборге заведующим художественной самодеятельностью. Там проявился его талант поющего артиста. Правда, долгое время его воспринимали исключительно как поющего мальчика с гитарой. При этом он пел первые песни Городницкого, Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы. И первая роль Хочинского в кино тоже связана с песней: в «Бумбараше» он великолепно спел «Журавль по небу летит».

 

Александр Хочинский большинство своих ролей сыграл на театральных подмостках, в кино же его снимали нечасто и очень редко - в ведущих ролях: Кожаный («История о Кешке и его друзьях»), Соколовский («Строговы»), Трофимов («Сегодня или никогда»), Соколов («Свидетельство о бедности»), Валентин («Когда мне будет 54 года»), Жора («Заячий заповедник»). Однако на счету Александра Хочинского участие в таких известных фильмах, как поставленная Александром Орловым "Женщина, которая поет" с Аллой Пугачевой в главной роли, драма Виктора Сергеева "Странные мужчины Семеновой Екатерины", детективные ленты "По данным уголовного розыска" и "Свидетельство о бедности". Особо следует отметить работы актера в военной картине Игоря Николаева "Генерал", рассказывающей о генерале Александре Горбатове, и в музыкальной комедии Николая Рашеева "Бумбараш". Кроме того, Александр Хочинский выступал на эстраде как певец и композитор, он также написал музыку к детективному фильму "Три ненастных дня", поставленному Львом Цуцульковским по книге Сергея Высоцкого.

Хочинский Хочинский 6 Хочинский Хочинский 8 Хочинский Хочинский 7 Хочинский Хочинский 9 Хочинский Хочинский 10

 

Бесшабашный, лихой, веселый, он покорил слушателей своими песнями, вернее,  необычной, оригинальной манерой исполнения, голосом, который можно было безошибочно узнать из тысячи других.


Хочинский был одним из ведущих актеров Ленинградского ТЮЗа в эпоху З.Я. Корогодского, сыграв на сцене театра множество ролей от мальчика Родьки, главного героя "Весенних перевертышей" В. Тендрякова, до старика в последнем тюзовском спектакле Корогодского "Без страха и упрека". Хочинский был героем всех спектаклей "веселого периода" Ленинградского ТЮЗа - "Наш, только наш", "Наш Чуковский" и "Наш цирк". Он был блестящим Самозванцем - Гришкой Отрепьевым в спектакле "Борис Годунов". В спектакле "На два голоса" - коллаже из произведений современных писателей - он был тем центром личностного притяжения, какой непременно существует в любом театральном спектакле. Поклонники ходили в ТЮЗ "на Хочинского".

 

Одной из его последних театральных работ стал спектакль "Филумена Мартурано" по Э. Де Филиппо, где он, в дуэте с Антониной Шурановой, сыграл Доменико Сориано - легкомысленного плэйбоя средних лет, симпатичного, смешного и по-своему трогательного. "Звездным часом" актера можно назвать те мгновения, когда он брал в руки гитару и выходил на сцену. На его концертные выступления никогда не собиралась случайная публика: зрители шли именно на встречу с красивым обаятельным человеком, который пел "старинным" высоким голосом, так, как, наверное, пели в ХIХ веке... Хочинский не принадлежал к тому типу актеров, которые поражают даром перевоплощения. Он, даже изменяясь до неузнаваемости, всегда оставался самим собой и наделял персонажей своими собственными качествами - интеллигентностью, тонкой чувствительностью. 

Приход в Санкт-Петербургский Театр Сатиры на Васильевском должен был стать новым этапом в жизни артиста. Все, кто был свидетелем его репетиций спектакля "Призраки" по Г. Ибсену в постановке Ахмата Байрамкулова, говорили о том, что пастор Мандерс в исполнении Хочинского мог стать необычайно ярким событием в театральной жизни Санкт-Петербурга. Для молодого театра и его труппы время работы с этим замечательным мастером и удивительным человеком было важной и дорогой вехой жизни.


Сегодня новым поколениям театралов уже невозможно рассказать о том, каким был Александр Хочинский на сцене и на эстраде, но фильмы и телевизионные записи Хочинского и сейчас, когда артиста уже нет с нами, заставляют волноваться при звуках его голоса: "...Журавль по небу летит, корабль по морю плывет...".

 

Выпущена пластинка,  на которой Хочинский читает и поет стихи под гитару Е. Бачурина, Ю. Кима, Б. Окуджаву, А. Суханова, Н. Матвееву, А. Галича, А. Городницкого, О. Митяева, Л. Сергеева, А. Вертинского… «Журавль», «Прощание с новогодней елкой», «Зеленая карета», «Ах, как долго едем», «Жуткое столетие», «Еще раз о черте», «Когда я вернусь», «Ах, какая девушка…», «Не пробуждай воспоминаний», «Желтый ангел», «То, что я должен сказать», «С каждым часом мы старее».

Хочинский Хочинский 11

 

Александр Хочинский скончался 11 апреля 1998 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

 



О том, каким был выдающийся актер вне сцены, рассказала его сестра Елена Лебедева.

Хочинский Хочинский 2

 

- Мама у нас одна, отцы - разные. Но во мне течет Сашина кровь. В прямом смысле. Чтобы спасти мне жизнь, еще в грудном возрасте необходимо было сделать переливание. Кровь готовы были дать все члены семьи, но подошла только Сашина.

 

Саша был старше на шестнадцать лет, поэтому я помню его уже взрослым человеком. Первой женой Александра Хочинского стала Ирочка Асмус, знаменитый впоследствии клоун Ириска. Очаровательная была пара! Но вместе они прожили недолго. То, что Ира его оставила, для Сашки было настоящей трагедией. Он поседел в одну ночь!

 

- Оставила? Почему?

 

- Молодые были! Саша служил в армии, Ирина не выдержала разлуки. Он долго переживал. Женился только лет через семь. На Марине Азизян (она теперь знаменитый художник). При том, что пользовался огромным успехом у женщин. Некоторые из них до сих пор звонят мне и говорят: «Лучше Хочинского в моей жизни никого не было!» И каждая утверждает, что любил он только ее!

 

Сашка не был дамским угодником. Ему и делать-то не надо было ничего, чтобы привораживать дам. Он был очень нежный и очень ласковый. Тем и покорял. Юрий Хочинский, отец Саши, погиб, и мальчик рос под опекой женщин, мамы и бабушки. Естественно, сказывалось отсутствие мужского воспитания. А был он человек легко увлекающийся. Мама его называла «высоковольтный, но малолитражный».

 

- То есть?

 

- Увлекался быстро, но увлечения не были продолжительными. Поклонницы у него были, кажется, по всему миру. И в Германии, и в Америке! В Америке одна дама ему предложила остаться: «Чего в России хорошего-то!..» И еще что-то нелестное в адрес третьей и последней его жены Антонины Шурановой сказала. На что Хочинский ответил резко: «Я попрошу грязными руками не трогать мой дом! Пусть он шаткий, но это мой дом. И Россию тоже! Там моя мама, там мои березы!» И уехал! И больше в Америку не ездил.

 

У Саши была одна-единственная любимая женщина, это мама. «Мамочка, мамочка!» Каждый день! Заработает Саша на съемках приличную по советским временам сумму - и к нам: «Мамочка, я хочу тебе подарить пятьсот рублей!» На следующий день звонит: «Мамочка, ты не можешь мне в долг дать двадцать рублей?» - «Конечно! Какие разговоры!»

 

- Куда же деньги за одну ночь могли разлететься?!

 

- Он же актер! Угощал всех! Никогда не был халявщиком! За чужой счет - ничего! Добрый был невероятно! И врагов у него не было. Говорил: «Вы к человеку плохо относитесь, а он хороший! Вы просто этого не видите!»

 

По натуре Саша был цыган, кочевник. Человек без дома. Вдруг ни с того ни с сего сядет в электричку и едет до конечной станции и обратно.

 

Куда-то мы поехали на его машине. Катя, дочка моя, спрашивает у Шурановой: «Тетя Тоня, а что такое пампасы?» Тоня объясняет, говорит про прерии, саванну. В разговор вмешивается Сашка: «Пампасы, Катя, это воля!» Мечтательно так говорит. Вот весь он в этом. Уйдет куда-нибудь: «Я через час буду!» Хорошо, если назавтра появится!

 

- С такими мужчинами женам тяжело…

 

- Невыносимо! Тоня такие стрессы из-за него переживала! Сашка скажет: «Я пошел погулять с собакой», а приходит через сутки! К этому привыкнуть невозможно! Тем более, когда не знаешь, в каком виде он появится! Тем более, с его-то здоровьем! Вскрылась язва. Потеря крови - жуткая! Никто же этого не знал! А он молчал! Потом только скажет: я не чувствовал боли!

 

Но Саша всегда возвращался в свой дом. Дом, который для него создала Шуранова. Антонина его очень любила! Очень! Отмывала после его похождений. Пестовала - как ребенка. Еду подавала на тарелочке с вилочкой. А мама говорила: «Сашке хорошо бы какой-нибудь колбаски на газетке да еще через форточку подать!»

 

- У Александра Юрьевича была машина?

 

- Когда-то был «Запорожец». Потом долгое время не было никакой. А года за два до смерти немецкие поклонницы подарили ему иномарку. Машина старенькая, «Аудио». Он ее больше чинил, чем ездил.

 

- Хочинский любил скорость?

 

- Нет. Ездил аккуратно, не лихачил. Но правила нарушал постоянно. Едем по городу, поворачивает «под знак». Я говорю: «Саня, что ты делаешь?!» - «Я, сестренка, езжу как умею». Ему просто в этом месте надо было повернуть, и неважно, что знак запрещал поворот. Поехал на какой-то кинофестиваль в Выборг. И где-то под Зеленогорском на «Запорожце» своем благополучным образом перевернулся. Наехал на кем-то пролитое масло. Слава Богу, что сумел выбраться из машины, а потом уже потерял сознание.


- Была ли у Александра Юрьевича альтернатива при выборе профессии?


- Мама, по ее словам, однажды с ужасом услышала, что сын хочет быть артистом. Но Саша: «Театральный институт, и точка!» У него были сложности при поступлении. Мать - ведущая артистка ТЮЗа, а Хочинскому за музыкальность поставили четверку, и он не прошел по конкурсу. И тут надо отдать должное маме, она приемной комиссии заявила: «Есть предметы, которые проверяются. Вот Сашин диплом об окончании музыкального училища. Давайте еще раз проверим его музыкальность!» Александр был одарен музыкально. Он многие стихи больших поэтов положил на музыку и исполнял с эстрады. Написал музыку к кинофильму «Три ненастных дня». На почве музыки в армии у него был конфликт со старшиной. Старшина разбил Сашкину гитару. И они жутко подрались. На гауптвахте сидел или какое-то другое суровое наказание Саша понес, не помню, но знаю, что он сказал старшине: «Меня бей! Мне морду разбей! Но гитара-то здесь при чем!» Отношение к гитаре у Хочинского было - как к живому человеку.


- Зачем он в армию-то пошел?

 

- Сказал: «Я мужчина и должен служить». Сейчас таких мужчин - поискать! После съемок в «Женщине, которая поет» его спрашивали: «Сашка, у тебя с Алкой роман был?» Даже если бы и было что, все равно бы не сказал. Он никогда не говорил о своих победах!

 

- После изгнания из ТЮЗа главного режиссера Зиновия Яковлевича Корогодского театр покинули многие его ученики и сподвижники. В том числе Хочинский с Шурановой. Было непонятно, куда они исчезли.


- Какое-то время они с Тоней работали в небольшом театрике «Интерателье», потом пытались создать театр «Глобус». А потом их приютил Театр сатиры. В период безвременья жили они очень тяжело. Часто - впроголодь. Вдумайтесь: народная артистка России Антонина Шуранова лепила из глины какие-то розочки на продажу!

 

Саша - романтик, а не прагматик. Ему очень трудно было приспосабливаться, перестраиваться. Ему, человеку, который в жизни никого не предал, было не понять, как на это могут пойти другие. А поскольку востребованность оказалась крайне низкой, чаще пил.

 

Когда Александру стало в очередной раз плохо, Антонина вызвала «скорую». У него остановилось сердце. Врачи запускали, запускали сердце - не запустили! Напоследок он только улыбнулся…

 

Вспоминая Сашу, все время скатываешься на то, что он был окружен любовью! Его любили и люди, и животные. Рикки, Сашин пес, после его смерти постоянно лежал на подоконнике и высматривал хозяина…

Хочинский Хочинский 3

 

 

Использованные материалы:

 

Материалы сайта www.dvd.home-video.ru

Материалы сайта www.kinomost.ru

Текст статьи с Еленой Лебедевой в журнале «Смена», автор В. Желтов

 

 

Актерские работы:


  1. Генерал - 1992 (Военный)   ... Борис Пастернак
  2. Странные мужчины Семеновой Екатерины - 1992 (Криминальная история)
  3. Когда святые маршируют - 1990 (Драма)
  4. Шаги императора - 1990
  5. Когда мне будет 54 года - 1989   ... Валентин
  6. По данным уголовного розыска... - 1980 (Приключения)   ... «Червонец»
  7. Сегодня или никогда - 1979   ... Трофимов
  8. Женщина, которая поет - 1978 (Мелодрама)   ... Валентин
  9. Свидетельство о бедности - 1977 (Детектив)   ... Соколов
  10. Строговы - 1976 (Киноповесть)   ... Соколовский
  11. Туфли с золотыми пряжками - 1976 (музыкальный)
  12. Ар-хи-ме-ды! - 1975 (Мьюзикл / музыкальный)
  13. Рожденная революцией. Серии 5,6: Шесть дней. Экзамен. - 1974 (Приключения)   ... Родькин
  14. Заячий заповедник - 1972 (Комедия)   ... Жора
  15. Бумбараш - 1971 (Лирическая комедия)

 

 Хочинский Хочинский 4


29 февраля 1944 года - 11 апреля 1998 года

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…