Златиника (zlatinika) wrote in chtoby_pomnili,
Златиника
zlatinika
chtoby_pomnili

Category:

Четыре года назад, 2 февраля 2008 г., ушел из жизни Борис Осокин

Борис Юрьевич Осокин

Певец, солист группы «Нескучный сад» и ВИА «Пламя»

Борис Юрьевич Осокин родился 23 мая 1964 года.

По словам друга Бориса Юрьевича, Рустема Азаматова, «Борис является одним из продуктов культурного феномена, о котором почти ничего не известно широкому кругу интересующихся историей отечественной поп- и рок-музыки… – феномен московских рабочих окраин 70-х-80-х, которые в то время были чем-то вроде советского Лондона 60-х или Ливерпуля. Существовала мощная музыкальная среда, в которой формировались и Борис и многие другие, очень талантливые, музыканты, чья жизнь была короткой, а уход нелепым и трагичным...»

сканирование0028

1979 г.
Борис Осокин – крайний справа в нижнем ряду


Творческая карьера

Первой группой, где играл Борис Осокин, была группа «Многоточие», существовавшая с конца 1970-х до 1981 года. Они неплохо играли и выглядели весьма модно. Группа даже записывала какие-то песни, но, к сожалению, записи не сохранились.

После распада группы «Многоточие» до 1985 года Борис Юрьевич пытался играть в разных группах, но ни одного концерта или записи с его участием за этот период также не сохранилось. Большую часть этого времени он работал водителем обычного московского городского рейсового автобуса.

В 1985 году Борис Осокин работал барабанщиком в ансамбле А. Барщёва при филармонии г. Липецка. Как рассказывает Рустем Азаматов, «…через Липецкую филармонию и ансамбль лилипутов при ней прошли многие музыканты. На самом деле в Липецке лежали только трудовые книжки. Каждый человек в СССР, чтобы не попасть под статью "Тунеядство" должен был иметь официальное место работы, поэтому музыканты оформлялись на работу в любую концертную организацию, которая позволяла им иметь легальный статус. Ансамбль лилипутов – это как раз такая история. Играя в официальных коллективах, музыканты параллельно готовили собственные программы, с которыми часто и переходили на работу в какую-нибудь филармонию или в Росконцерт. Именно в 1985 году Борис и оказался в качестве барабанщика на работе у Барщёва. Репертуар был довольно пёстрый: от рок-номеров до опереточных арий. Одно время Борис даже хотел создать на базе группы Барщёва полноценный коллектив с современным репертуаром в духе популярной тогда группы "Ария"».

Osokin

В 1985 году Бориса Юрьевича приглашают работать в вокально-инструментальный ансамбль «Пламя», руководителем которого, начиная с 1976 года, являлся Сергей Березин. Однако соглашается Осокин далеко не сразу, считая это своеобразным «понижением». В то время начинается легализация рок-движения и всего, что с ним связано, рок-группы выходят из подполья, и всем очень хотелось в этом поучаствовать, пока никто не передумал. Поэтому работа в официозном советском ВИА воспринималась как что-то скучное и совсем не творческое. С ВИА «Пламя» Борис Осокин начинает плотно сотрудничать только в 1988 году.

Тогда же, в 1985 г. Борис Юрьевич посещает репетиции московской группы «Моби Дик», игравшей в стилях «хард-рок» и «хэви-метал» (годы существования: 1987-1988), где играет гитаристом его друг Рустем Азаматов. Главной проблемой этой группы всегда были вокалисты – с ними фатально не везло, хотя каждый из тех, кто сменял друг друга на этом поприще, был по-своему хорош. Всерьез Бориса Осокина в качестве фронтмена группа не рассматривала, т.к. его манера исполнения казалась не очень подходящей – он был слишком лиричным. Его участие в группе «Моби Дик» почти целиком держалось лишь на его желании участвовать в этом проекте.

Летом 1988 года группа «Моби Дик» выпускает альбом «Атомный Фантом», куда вошли семь песен. Борис Осокин принимал участие в записи в качестве одного из вокалистов. Но запись была очень плохая, денег на студийные сессии не хватило. Записываться пришлось на то, что осталось, в очень сжатые сроки. По словам Рустема Азаматова, «запись альбома с Борисом как раз и сохранилась. Вариантов с другими вокалистами точно не осталось, т.к. из-за нехватки денег треки с их участием просто не сводили».


Осенью того же года Осокин отправляется в гастрольную поездку по городам Сибири в качестве вокалиста «Моби Дика». Гитарист «Моби Дика» Рустем Азаматов вспоминает: «…Было по четыре концерта в день на одной площадке при битком забитом зале. Перед концертами Борис чувствовал себя очень скованно, т.к., кажется, это были его первые выступления в качестве вокалиста рок-группы. На первом концерте он вёл себя очень смешно, мы чуть со сцены не попадали. Видимо эмоции захватили его не на шутку, и включилось что-то совсем первобытное – он буквально пустился вприсядку, чем серьёзно озадачил публику. Между концертами басист Игорь Утешев провёл с ним "мастер-класс по сценическому движению", где они использовали швабру в качестве учебной микрофонной стойки и в процессе выполнения упражнений разбили большой круглый плафон (было модно исполнять почти цирковые трюки с микрофонной стойкой). В общем, всё как-то мало-помалу встало на свои места, и на следующих концертах Борис имел ошеломляющий успех у публики, которая и придумала довольно замысловатую кричалку "Борис, отец родной, дай металла в голосе!"». Благодаря этой кричалке Борис Осокин и получил свой ник, «Борис, отец родной», под которым известен в среде поклонников рок-музыки.

После ухода из группы «Моби Дик» в 1988 г. Борис Осокин становится одним из музыкантов ВИА «Пламя», с которым и будет связана его дальнейшая творческая карьера. В 1989 г. Сергей Березин создает группу «Нескучный сад», в состав которой входят некоторые участники ансамбля «Пламя».

z_9dfcf287

Группа «Нескучный сад»:
Олег Лелюхин (внизу слева), Алексей Барышев (вверху слева), Сергей Долгушин (вверху справа), Андрей Ружицкий (внизу справа), Борис Осокин (в центре).

С первых же шагов своего существования «Нескучный сад» обретает бешеную популярность. Борис Осокин, обладающий низким, баритональным, но в то же время безумно притягательным, «обволакивающим» тембром голоса, становится солистом группы.

Смотреть видеоклип "Снежный король" группы "Нескучный сад"

В 1990 году на фирме грамзаписи «Мелодия» вышел первый диск-гигант «Нескучного сада» под названием «Атаман». В него вошли песни, которые многие помнят и сейчас: «Давайте, Люся, потанцуем», «Бабки-бабульки», «Вьюговей», «Перееду в город», «Атаман». Сотрудничество с такими маститыми поэтами-песенниками, как Лариса Рубальская, Михаил Танич, Александр Костерев, Михаил Рябинин, Борис Шифрин, помогло группе создать образ достаточно позитивного коллектива, некоего своеобразного «стёб-шоу», заряжающего слушателя хорошими положительными эмоциями.

Смотреть видеоклип "Атаман" группы "Нескучный сад"

Смотреть видеоклип "Блины в сметане" группы "Нескучный сад"

Группа активно гастролирует по стране, о ее солисте Борисе Осокине восторженно отзывается пресса как о певце «артистичном и раскованном, обладающем весьма приятными голосом, внешностью и исполнительской манерой».

В 1991 году группа «Нескучный сад» появляется в различных телепрограммах, в том числе «Музыкальные горошины» и «Шире круг».

Смотреть видеоклип "Париж, Париж" группы "Нескучный сад"

Смотреть видеоклип "Милый друг" группы "Нескучный сад"

В этом же 1991 году Борис Осокин и группа «Нескучный сад» приняли участие в ежегодном Всесоюзном телевизионном фестивале «Песня года», где исполнили песню «Давайте, Люся, потанцуем» (С. Березин - Л. Рубальская).

Смотреть видеоклип "Давайте, Люся, потанцуем" группы "Нескучный сад"

К концу 1992 года в группе «Нескучный сад» появляется второй солист, Сергей Избаш. В 1993 году на фирме «Русский диск» выходит второй альбом «Нескучного сада» «Трактир на Пятницкой», с уже полюбившимися песнями и новыми работами. Нельзя было сказать, что группа оставалась всё так же популярной, но своего слушателя коллектив по-прежнему имел.

Смотреть видеоклип "Трактир на Пятницкой" группы "Нескучный сад"

Группа по-прежнему ведет очень активную гастрольную жизнь, много снимается – ее можно увидеть во всех популярных телепрограммах того периода: "Утренняя почта", "Шире круг", "Шарман-шоу", "Песня года", "50х50", "Музыкальный обоз".

Смотреть видеоклип "Серенада" группы "Нескучный сад"

Третий, и последний альбом «Нескучного сада» увидел свет на студии «Союз» в 1994 году и назывался «Вика-Виктория».

Смотреть видеоклип "Вика-Виктория" группы "Нескучный сад"

Начиная примерно с 1996 года, популярность группы «Нескучный сад» пошла на спад. Конечно, было еще много хороших песен, но в силу различных обстоятельств – кризис, отсутствие заказов, невостребованность и пр. – группа всё же распалась. В конце 90-х группа «Нескучный сад» еще выпускает сборник лучших песен «Давайте, Люся, потанцуем…», и на этом заканчивает свою историю. Сергей Березин ещё в середине 90-х пытается возродить «Пламя», но воссоединяется «Пламя» лишь в 1999 году. Борис Осокин переходит в состав уже этого ансамбля в качестве музыканта.

www.plamya-co.ru_e107_my_gallery_12-01-22_12-02-09

Город Петропавловск-Камчатский, ВИА «Пламя», перед концертом (слева направо):
В. Белов, Б. Осокин (вверху), Г. Рубцов (внизу), Е. Гордеев

Как говорил по поводу воссоединения «Пламени» сам Борис Осокин: «Мы стосковались друг по другу и собрались заново. Да и народ соскучился по нам». Ансамбль много гастролировал по стране, давал концерты, которые проходили при практически полных залах. Борис Осокин привлекал внимание зала безукоризненным вокалом, умением легко и непринужденно держаться на сцене. Он был классным «заводилой» и обладал просто феноменальной артистичностью.

115

ВИА «Пламя», 2004 год (слева направо): Станислав Черепухин, Сергей Березин и Борис Осокин

Смотреть видеоклип "Краснотал" ВИА "Пламя"

1 февраля 2006 года в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге, а ранее в Москве, прошло празднование 30-летия творческой деятельности легендарного ВИА «Пламя». Музыканты ансамбля представили своему зрителю 2-х часовую юбилейную программу «Эти песни забыть невозможно», в которой прозвучали песни-шлягеры разных лет творчества.

x_358ac7ea

ВИА «Пламя» (слева направо):
Станислав Черепухин, Сергей Березин, Борис Осокин, Борис Лобанов


IMG_0451

ВИА «Пламя» перед концертом (2006 г), слева направо:
Станислав Черепухин, Борис Лобанов, Борис Осокин, Сергей Березин

На протяжении 2007 года Борис Осокин в качестве солиста ВИА «Пламя», на его концертах наряду со многими шлягерами, исполняет песни Сергея Березина «Золотые шары», «Прежние дни» на слова Ларисы Рубальской, «Святая Русь» на слова Анатолия Поперечного, «Очень смешная история» на слова Андрея Дементьева, «Тихий городок», «Узлы морские» на слова Михаила Шаброва, «Мать послала сыну думы» на слова Михаила Исаковского, а также песни: Серафима Туликова «Родина моя» на слова Михаила Танича, Вячеслава Добрынина «Серенада» на слова Ларисы Рубальской, Давида Тухманова: «Налетели вдруг дожди», и многие другие. Ансамбль дает много гастрольных концертов, записывает несколько компакт-дисков, принимает участие в различных телепередачах…

s_Renatom_Ibragimovym

На концерте (слева направо): Сергей Березин, Ренат Ибрагимов, Борис Осокин

Жизнь Бориса Осокина внезапно и трагически обрывается в феврале 2008 г. Первого февраля ВИА «Пламя» дает очередной концерт. Борис Осокин, как всегда, «зажигает» зрителей своей бьющей через край энергией, очаровывает голосом… Вечером Борис Юрьевич, как обычно, возвращается домой. В ночь на 2 февраля 2008 г. его не стало. Он умер один в своей небольшой московской «хрущевке». Чтобы попасть в квартиру, милиции пришлось взламывать дверь. Еще одним светлым человеком в мире стало меньше…

Друзья и коллеги о Борисе Осокине

Друзья и коллеги отзываются о Борисе Осокине как о замечательном, прекрасном, добром человеке.

Игорь Наджиев, певец:
«Борис был безгранично светлым, добрым и, как любая Творческая Личность, очень ранимым человеком!»

Игорь Никитин, музыкант ВИА «Пламя» до 1990 г.:
«Боря в «Пламя» пришел рабочим. По-моему, уже в коллективе «Нескучный сад» работал артистом. Хороший парень. У него был довольно интересный тембр голоса – слегка хрипловатый. Современный такой. Он связал свою судьбу с Березиным, много работал с ним».

Павел Киселев, экс-солист ВИА «Пламя»:
Боря и Сергей Владимирович Березин стали для меня учителями и наставниками. Борис был честным и верным другом. Я многому у него научился. Боря был потрясающий актёр и реальный заводила. Иногда на концертах народ не очень-то желал слушать музыку 90-х, им хотелось чего-то модного, «сладкоголосых мальчиков», и только актёрский талант Бориса спасал ситуацию.

Рустем Азаматов, экс-гитарист группы «Моби Дик»:
«В смысле наличия корочки об окончании какого-либо учебного заведения профессиональным музыкантом он не был. И, насколько я помню, плохо разбирался в нотной грамоте. Гармонию, наверно, как-то знал, но, скорее, на слух и по опыту восприятия аккордовых структур. Для вокалиста этого часто бывает достаточно.

Мы не очень высоко ценили Бориса, как музыканта. Конечно, это было необъективно и не соответствовало его реальному таланту. Но… не знаю ни одного человека, который мог бы вспомнить о Борисе хоть что-то не очень хорошее. Т.е. абсолютно. Все относились к нему очень хорошо, хотя  друг другу обычно мало что спускали. Не помню, чтобы он участвовал в каких-то склоках или был источником сплетен. Он точно был не очень настойчив в отстаивании своих интересов и предпочитал добрые отношения какой-либо выгоде. Может быть, из-за этого и был не очень заметен...»

Александр Ружицкий, экс-барабанщик группы «Моби Дик», поэт, композитор:
«Что сказать про характер Бориса? Да простой, добрый был парень. Безотказный. Гостеприимный! Трудолюбивый. Щедрый. Обаятельный. Хороший был человек! Приезжал с гастролей – всегда мне звонил. "Привет, Санечка! Я вернулся!" - так он обычно начинал разговор… Я не следил за творчеством Бориса. Это была работа, а мы просто дружили!
Ему нравились мои песни. Он был добрым слушателем!
Как то я попросил его спеть в моей песне. Он с радостью согласился. Вот эта песня; второй куплет поёт Борис, первый куплет – Игорь Тимофеев, а третий куплет пою я».


(муз и сл. Александр Ружицкий;
исп. Игорь Тимофеев, Борис Осокин, Александр Ружицкий)

От автора
Одну из песен "Нескучного сада" - "Цыганочка-цыганка" - мне когда-то записали на кассету очень-очень давно вместе с подборкой песен братьев Жемчужных. Кассета, естественно, пришла в негодность, а в Интернете я эту песню найти не могла, так как не знала исполнителя. Не могла, как ни старалась. В ноябре 2011 года догадалась задать вопрос на одном проекте вопросов-ответов. Там мне ответили, назвали исполнителя, показали другие песни. И тогда же я узнала, что в 2008 году Бориса Юрьевича не стало. Тогда и возникла идея написать эту статью на проект "Чтобы помнили". Когда я стала искать информацию, одна вещь меня просто поразила, - у Бориса Юрьевича на всех фото  удивительно добрые глаза… Но меня зацепил именно голос. Необычный такой, яркий, обволакивающий – других слов просто не подберу… Что ж, Рустем Азаматов, должно быть, прав – наверное, это и есть «волшебная сила искусства», которая продолжается даже тогда, когда волшебников уже не стало»…



Памяти Бориса Осокина

Мы обязательно встретимся – где-то на той стороне,
Там, где сияет звезда на багрянце заката,
Где ветер поет в серебристой святой тишине,
Где время стирает границы, эпохи и даты,

Где в капле росы отражается памяти бег,
Где свет и покой уврачуют душевные раны,
Где больше не будет ни смерти, ни горя, ни бед,
Где добрую песню мурлычет прибой океана.

Мы обязательно встретимся – там, где бушует весна,
Где зажигает цветы синеглазое лето,
На зыбкой границе реального мира и сна,
Между «не здесь» и «когда-то», «сегодня» и «где-то»...

Мы все обязательно встретимся...

Екатерина Божко

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ АВТОРА И НИЗКИЙ ПОКЛОН Рустему Азаматову и Александру Ружицкому, оказавшим неоценимую помощь в подготовке статьи и поделившимся с автором воспоминаниями, фото-, видео- и аудиоматериалами.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:

А также материалы из личного фото- и аудиоархива Александра Ружицкого.

IMG_0551

23 мая 1964 года – 2 февраля 2008 года
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…