eka42003 (eka42003) wrote in chtoby_pomnili,
eka42003
eka42003
chtoby_pomnili

Categories:

Алексей Степутенко (1932 - 2008)



СИБИРСКИЙ ОРФЕЙ (памяти отца)

В 2012 г. исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста России Алексея Алексеевича Степутенко, посвятившего всю жизнь оперетте, этому яркому и зажигательному жанру театрального искусства. В память о нем я пишу эти строки.

Папины родители Наталия Ивановна и Алексей Иванович Степутенко (1) были родом из Белоруссии, из Могилевской области. Потом семья переехала в Иркутск, где 18 декабря 1932 г. родился Алексей Алексеевич. У него были два брата и сестра, он был самым младшим.

Папа учился в средней мужской школе № 11 им. В. В. Маяковского и свою первую «певческую» награду получил именно там. Это был серебряный жетон за исполнение «Песни о Днепре» композитора М. Фрадкина, на олимпиаде художественной самодеятельности школ города Иркутска, в 1948 г. Папа с детства любил петь. Это ему передалось от мамы, простой женщины из народа, славившейся на всю округу своим замечательным голосом.

Когда папа закончил школу, его отец настоял на его поступлении в Горно-металлургический институт, где учился его старший брат Иван (2). Алексею Алексеевичу были чужды точные науки, его влекла музыка. Проучившись какое-то время, он бросил институт и сказал отцу, что уезжает в Москву профессионально учиться петь. Алексей Иванович был резко против, считая, что папа просто ищет «легкой жизни». Случился конфликт, и из столкновения двух сильных характеров победителем вышла Музыка, которая и привела юного Алексея в Москву.

Приехав в столицу из далекой Сибири, папа поступил в ГИТИС (теперь РАТИ), где начал осваивать жанр музыкальной комедии. Теперь он уже изучал «свои» предметы: сольное пение, танец, сценическое движение, сценическую речь, мастерство актера, различные теоретические дисциплины. Среди них была и история изобразительного искусства. Вести этот предмет в ГИТИС пришла молодая преподавательница, сотрудник Государственного музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина Ольга Дмитриевна Никитюк. Увидев ее, папа понял, что это его судьба. Родители поженились, когда он окончил институт и поступил на работу в театр. Они проживут вместе полвека, сохранив любовь и верность друг другу на всю жизнь.

В студенческие годы папа все силы отдавал учебе, понимая, что теперь может заниматься тем, что ему действительно интересно. Жил он в общежитии, в материальном плане более, чем скромно. Со студентами-однокурсниками он играл в спектаклях «Соломенная шляпка», «Песенки Фортунио» и др.

Не могу не упомянуть папину поездку на целину, во время учебы в ГИТИСе. Это было лето 1957 года. У меня в архиве сохранилась афиша, где сказано: «Всероссийское гастрольно-концертное объединение. Студенты московского Государственного Института Театрального Искусства им. А. В. Луначарского – трудящимся целинных земель Алтайского края. Участвуют: А. Власова (песни советских композиторов), М. Коханова (арии из оперетт), В. Богачев (художественное слово), В. Козлов (сатира и юмор), Л. Жигалин (советские песни), А. Степутенко (русские народные песни)» и др. На афише множество автографов, которые дали папе его коллеги по этой поездке. Например, В. Козлов: «Будь таким же наблюдательным и острым, каким ты есть сейчас, актеру-певцу это необходимо. Вспоминаю образ Моти, созданный тобой – чудно!!! 3.08.57. г. Карасук».

Папиными дипломными спектаклями были «Где-то на юге» композитора Э. Кеменя (роль Родриго, администратора кабарэ «Венгрия», май 1958 г.) и «Летучая мышь» И. Штрауса (июнь 1958 г.), где папа пел Альфреда. Эту роль он будет играть на протяжении всех 45 лет его работы в оперетте.

Когда А. Степутенко заканчивал ГИТИС, на их курс пришли главный режиссер театра Оперетты В. Канделаки и главный дирижер Г. Столяров. Они прослушали выпускников, после чего пригласили Алексея уже на прослушивание в театр. Он его успешно прошел и был принят в труппу солистом-вокалистом. Значение этого события трудно переоценить, т. к. молодому артисту, вчерашнему студенту, можно было только мечтать о том, чтобы оказаться в центральном в стране театре Оперетты.

И началась нелегкая работа в «легком жанре». Папа был постоянно занят в театре: ставились новые спектакли, проходили многочисленные репетиции. Также он много занимался дома. А еще – активная концертная деятельность, записи на радио.

В театре в это время работали такие признанные мастера сцены, как Г. Ярон, М. Качалов, Е. Лебедева, С. Аникеев, В. Алчевский, А. Феона, и талантливые молодые исполнители: Т. Шмыга, А. Котова, И. Муштакова и др. Папа не раз отмечал высочайший профессионализм и большую сплоченность коллектива театра конца 50х-60х гг. Ему было у кого поучиться.

Он сразу начал петь как в классических, так и в современных советских опереттах. Здесь можно отметить сложные вокальные партии Камилла Росильона в «Веселой вдове», Альфреда в «Летучей мыши», Орфея в «Орфее в аду», одного из главных героев в оперетте Д. Кабалевского «Весна поет» и др. В то время ставилось довольно много оперетт советских композиторов, о современной жизни. К сожалению, некоторые из них в репертуаре значились недолго. Вот как об этом пишет в своей книге Я. Гринберг: «В театре возникла прекрасная мысль – обогатить искусство оперетты музыкальной культурой братских национальных республик… Но… мелькнули на афише и бесследно исчезли оперетты «Только мечта» популярного эстонского композитора Б. Кырвера, «Эврика» талантливого украинского композитора О. Сандлера, «Седьмое небо» руководителя грузинского ансамбля «Рэро» композитора К. Певзнера…»(3). В этих спектаклях был занят и папа.

В 1960 г. состоялась премьера оперетты Ю. Милютина «Цирк зажигает огни». В спектакле играли Ю. Богданов, Л. Алчевская, А. Котова. Блистала неповторимая Т. Шмыга в роли Глории Розетти. Была отмечена и папина работа: «Способный молодой актер А. Степутенко играет Костю Круглова, своего ровесника. Заметно, как от роли к роли Степутенко делает успехи, растет профессионально»(4).

С конца 50х гг. начинается и концертная деятельность Алексея Алексеевича. Он сотрудничал с выдающимися отечественными композиторами: А. Пахмутовой, Е. Жарковским, С. Туликовым, А. Долуханяном, Д. Покрассом и др. Он говорил, как для него было важно соприкоснуться с их творчеством, и называл себя их «крестником».

Концертов было много, на разных сценических площадках. Можно отметить молодежные концерты-балы в сентябре 1958 года, в московском государственном театре Эстрады, где папа выступал с Е. Жарковским. В декабре того же года он участвовал в концерте Устный журнал «Культура и жизнь» в московском окружном Доме Офицеров. Там он вместе с А. Котовой исполнял отрывки из оперетты Д. Шостаковича «Москва, Черемушки».

В 1959 г. состоялся концерт в Доме Союзов ВЦСПС: Устный журнал для учащихся «Жизнь и знание». Со своими новыми песнями выступал композитор Э. Колмановский, исполнители – А. Степутенко и Л. Жигалин.

В 1960 г. А. Степутенко принимал участие в концерте Устный журнал «Новости жизни», в Центральном Доме Советской Армии, исполнив с А. Котовой отрывки из оперетты К. Хачатуряна «Простая девушка». В этом же году был концерт в Доме Офицеров: Устный журнал «Советская женщина». Там выступала композитор А. Пахмутова со своими новыми песнями. Исполнителями были А. Степутенко и Л. Жигалин.

Я подробно останавливаюсь на этих концертах еще и потому, что интересен сам, выражаясь современным языком, формат таких встреч со зрителями. Раньше устные журналы были популярны. О них я узнала из рассказов папы и хранящихся в нашем семейном архиве программах.

В 1963 г. в Доме Ученых состоялся авторский вечер композиторов С. Туликова и Ю. Милютина, в котором принимал участие и папа.

В 1966 г. в Центральном Доме Журналиста проходил «Творческий вечер молодых» - солиста театра Оперетты А. Степутенко и лауреата Всероссийского конкурса чтецов А. Першина, при участии композитора А. Долуханяна.

Таких примеров можно привести очень много. Сотрудничество с композиторами у папы продолжалось на протяжении всей жизни. Он исполнил большое количество их замечательных, всеми любимых песен: «Я тебя никогда не забуду», «Бирюсинка» Э. Колмановского; «Лирический вальс», «Песня простых людей» Е. Жарковского; «Сегодня мне невесело» Ю. Милютина; «Не грустите, девчата», «Я в тебя не влюблен», «Девчонки, которые ждут» С. Туликова, «Не расстанусь с комсомолом» А. Пахмутовой, «В лесу прифронтовом» М. Блантера и др.

Из записей на радио можно отметить песни советских композиторов; радиопостановку «Путешествие на Луну» Ж. Оффенбаха, где папа исполнил роль принца Каприза; песню Сени из оперетты Е. Жарковского «Чудо в Ореховке» (1965 г.), которая не шла на московской сцене.

Сохранилась также запись оперетты «Баранкин, будь человеком!». Она явилась родоначальницей детской оперетты. Папа рассказывал, как поначалу это было непривычно, но очень увлекательно. Все работали с максимальной отдачей, т. к., видя в зрительном зале детей, актеры чувствовали особую ответственность. У папы в этом спектакле была главная роль. В вышеуказанной книге о московской оперетте читаем: «Любителям оперетты хорошо знаком молодой артист Алексей Степутенко. Он являет собой удачное сочетание певца и актера лирико-комедийного плана. Из многих сыгранных им ролей юный Баранкин, нарушая всякие опереточные традиции, в совершенно новом аспекте раскрыл сценическое дарование артиста. «Советская культура» отметила: «У А. Степутенко – Юрия Баранкина хорошие вокальные данные, много искренности. Он ведет роль легко, непринужденно, одним словом, талантливо. Степутенко создает характер мальчишки-хвастуна, фантазера, смельчака, порядочного лентяя. И в то же время его герой настолько душевно открыт, симпатичен, что зал на его стороне…».»(5). Спектакль, премьера которого состоялась в 1965 г., закрепился в репертуаре.

В дальнейшем были поставлены такие замечательные спектакли для детей, как «Хоттабыч», «Семеро солдатиков», «Сокровища капитана Флинта». Папа принимал в них участие. Находясь в прекрасной форме, он играл школьника Гогу в «Хоттабыче», когда ему уже было за пятьдесят. Режиссер-постановщик М. Рапопорт в шутку называл его «пионер-пенсионер».

Папина активная концертная деятельность продолжалась и в 70е гг. У него было много концертов для военнослужащих, в самых разных уголках нашей страны. В знак признания его высокого исполнительского мастерства он получал почетные грамоты от командования войсковых частей Советской Армии и Военно-морского флота: «за эстетическое воспитание» воинов-забайкальцев, воинов-пограничников, военных строителей, воинов-связистов; от моряков Краснознаменного Северного флота, от моряков Камчатки и др. В 1972 г. он был награжден нагрудным значком «Отличник культурного шефства над Вооруженными Силами СССР», в 1978 г. – нагрудным значком «За культурное шефство над Вооруженными Силами СССР» ЦК профсоюза работников культуры.

Конечно, были концерты и для тружеников «мирных профессий». Алексей Алексеевич был удостоен почетных грамот «за активное участие и высокое исполнительское мастерство в концертном обслуживании трудящихся Кустанайской области, занятых на хлебоуборке 1972 года», «за активное участие в проведении дней советской музыки в Тюменской области» (1972 г.), «за активное участие в декаде культуры на-Дону 1973 года «Мастера искусств – мастерам высокого урожая»». Также он был награжден почетным Знаком «За активное участие в культурном обслуживании строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» Министерства культуры РСФСР. О широком диапазоне его деятельности говорит почетная грамота от руководства Кемеровской области «за активную шефскую творческую помощь, проявленную в постановке отрывков из новой музыкальной комедии «Жемчужины Сибири», посвященной шахтерам Кузбасса, и съемки одноименного фильма».

В 70-80е гг. папа был также много занят в театре. Выступая в уже хорошо известных зрителям спектаклях, он разучивал новые роли в таких постановках, как «Девичий переполох», «Москва-Париж-Москва», «Неистовый гасконец», «Прекрасная Галатея» и др. Более подробно со списком всех ролей А. Степутенко можно ознакомиться в Примечаниях (6). Этот список я считаю очень важным, т. к. он свидетельствует о его многолетней, плодотворной работе в любимом жанре.

У всех спектаклей разная судьба. Какие-то быстро сошли со сцены, иным было суждено вновь появиться после перерыва. Но многих спектаклей, в которых играл Алексей Алексеевич, давно нет в репертуаре театра. Они стали историей – его личной, историей оперетты, историей отечественной культуры…

Но вернемся на несколько десятилетий назад. Можно вспомнить одну из его «далеко не главных» ролей – матроса Филиппа в спектакле «Вольный ветер» на музыку И. Дунаевского, премьера которого состоялась в 1971 г. Его работа была отмечена критикой: «…Насколько выигрывают в сравнении с этим балетным номером матросские танцы в начале спектакля, и особенно танцевальный квартет Клементины, Галля, Фомы и Филиппа (второй акт), проникнутый духом народного веселья и превосходно исполняемый З. Белой, Ю. Богдановым, А. Степутенко и С. Бруциным»(7).

В 1977 г. московский театр Оперетты отмечал свое 50-летие. К тому времени у папы уже было сыграно много ролей, из начинающего артиста он превратился в зрелого мастера. За творческие достижения он был награжден юбилейным нагрудным значком. А в 1978 г. он был удостоен значка Министерства культуры СССР «За отличную работу».

В 1982 г. «за заслуги в области театрального искусства» А. Степутенко присуждают почетное звание «Заслуженный артист РСФСР». Как раз в этот год папа отметил свое 50-летие. В 1983 г. он награждается медалью «Ветеран труда».

В театре продолжалась активная творческая жизнь, было много гастролей. Участвовал в них и папа, например, в поездках в Челябинск (8) или Белгород(9). Но отдельно хотелось бы отметить его поездку на родину – в Иркутскую область (1984 г.). Вот что пишет об этом «Восточно-Сибирская правда»: «Каждый номер иркутяне принимали очень тепло. Но выход заслуженного артиста РСФСР Алексея Степутенко вызвал совершенно особую реакцию – так встречают своих знаменитых земляков. Он родился и вырос в Иркутске, учился в школе № 11, занимался художественной самодеятельностью во Дворце пионеров и школьников им. Щербакова. – Петь начал в хоре Василия Алексеевича Патрушева,- рассказывает А. Степутенко,- играл на аккордеоне в оркестре народных инструментов, которым руководил Ф. Ф. Скворцов. И вот здесь, на этой сцене Дома офицеров, я впервые выступил перед зрителями. Это было сразу после войны – в 1946-1947 годах… Потом – Москва, ГИТИС, и на всю жизнь – оперетта»(10).

Были у папы и шефские концерты для коллективов Братской и Усть-Илимской гидроэлектростанций. Руководство Братскгэсстроя отметило его высокое исполнительское мастерство, наградив значком «За развитие энергетики Приангарья» (1981 г.). Также продолжались концерты для военнослужащих.

Самым важным событием папиной творческой деятельности 90х гг. была премьера «Веселой вдовы». Эта знаменитая оперетта Ф. Легара шла в театре долгие годы, но затем был сделан перерыв. И вот, в 1997 г., появилась новая постановка, где папа пел своего «прежнего героя» - Камилла Росильона. Но спектакль был сильно изменен, для Росильона была написана новая ария. Это была серьезная теноровая партия, трудная для исполнения. Высокую оценку этой работе, а также всей папиной деятельности, дала великая Т. Шмыга: «…Алексей до сих пор работает у нас в театре, а ведь мы играли с ним еще в «Белой акации», в «Чаните», где он в пару с Володей Шишкиным исполнял роль Рамона. Степутенко вообще работал много. Он и сейчас в прекрасной форме. Я была на премьере недавно поставленной в нашем театре в очередной раз «Веселой вдовы», где Алексей играет Росильона, и убедилась, как прекрасно звучит его голос. Удивительное профессиональное долголетие. В певческом плане Степутенко в этом спектакле был, на мой взгляд, на первом месте. Уникальный артист… Я вот уже много лет ласково называю его Степкой…»(11). Я бережно храню эту книгу с автографом Татьяны Ивановны: «Милый мой, дорогой Степочка! Дай нам Бог еще попрыгать и попеть. Я тебя очень люблю! Т. Шмыга».

Спектакль «Веселая вдова» имел для папы какое-то особое значение. В 1982 г. его 50-летний юбилей отметили этим спектаклем. Впоследствии, когда он получит звание «народного», об этом объявят в конце спектакля, на поклонах. И этим спектаклем будет «Веселая вдова»…

В эти годы произошел еще ряд значительных для папы событий. Он стал первым лауреатом премии «Признание», секции зрителей Центрального Дома Актера им. А. А. Яблочкиной, за сезон 1998/99 гг. Алексей Алексеевич получил большой портрет, где он был изображен в роли Бриссара из «Графа Люксембурга», которого он играл в молодые годы.

В 1997 г. он был награжден медалью «В память 850-летия Москвы», в 1998 г. – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Папа также постоянно занимался общественной работой по профсоюзной линии, был председателем ревизионной комиссии месткома театра, членом Союза Театральных Деятелей. За активную работу в профсоюзе работников театров он был награжден почетными грамотами и юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России».

И вот наступил новый век. С 1958 года в театре Алексеем Алексеевичем было сделано немало, но он продолжал активно работать. В 2000 г. вышла новая постановка «Марицы», где он сыграл Пенижека, а в 2002 г. состоялась премьера «Фиалки Монмартра», где папа исполнил роль директора театра Бруйара.

В 2003 г. А. Степутенко получил почетное звание «Народный артист России». Вот как оценивали его долгий творческий путь специалисты: «Актерское дарование Алексея Степутенко отличалось абсолютным универсализмом. Для него одинаково были доступны масштабные и эпизодические роли, сложные вокальные партии и острохарактерные игровые сцены. Многие годы без его участия в театре не проходила ни одна премьера… Великолепный, красивого тембра тенор, огромный вокальный диапазон, виртуозное владение голосовым аппаратом, незаурядное актерское дарование, подвижность, танцевальность – вот те качества, которые отличали Алексея Степутенко и делали его любимым артистом нескольких поколений зрителей»(12).

Папа любил оперетту, был ей верен и переживал по поводу слишком быстрого распространения эстрадных мюзиклов, которые он считал «не нашим жанром». Летом 2004 г. окончился очередной театральный сезон. Папа стал строить всякие планы… Но тут произошла трагедия. С ним случился тяжелейший инсульт, его парализовало. К счастью, у него сохранился разум и речь. Все свои роли он помнил до конца дней. Он, как мог, боролся с недугом. Ему в этом помогало всегда присущее ему чувство юмора.

Оправиться от инсульта он так и не смог. В 2008 г. А. Степутенко не стало, но его голос будет звучать в сердцах тех, кто его помнит и любит.

Он говорил: «Мы, артисты оперетты, призваны нести людям радость». И он нес ее своим искусством на протяжении таких коротких и долгих сорока пяти лет.

Большое спасибо за помощь в подготовке материала моей родственнице И. В. Белявской, внучке А. К. Белявского, исследователя Забайкалья.

Г. А. Степутенко

Москва, 2012 г.

ПРИМЕЧАНИЯ



1. Степутенко Алексей Иванович (1897-1956). Был крупным руководителем Иркутска. Во время войны отвечал за поставки сибирского золота фронту. В 1945 г. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Степутенко Наталия Ивановна (1899-1979). Во время войны работала на авиационном заводе в Иркутске. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

О семье Степутенко в Иркутске можно прочитать в книге нашей родственницы Надежды Юрьевны Гавриловой (Степутенко), получившей звание «Почетный гражданин Саянска», очень много сделавшей для становления молодых сибирских городов Саянска и Ангарска. См. Н. Гаврилова. «Города Сибири – города надежды». Книжное издательство фирмы «Политон», Зима, 1998 г. С. 246-248.

2. Степутенко Иван Алексеевич (1928-1976). Окончил Иркутский Горно-металлургический институт, занимался разведкой нефтяных и алмазных месторождений Сибири. Впоследствии возглавлял Восточно-Сибирское областное геологическое управление.

3. Я. Гринберг. «Московский театр оперетты. Его жизнь, радости и огорчения». Московский рабочий, М., 1967. С. 167.

4. Н. Кемарская. «С премьерой!». «Театральная жизнь», № 21, 1960. С. 6.

5. Я. Гринберг. Указ. соч. С. 188-189.

6. Роли А. Степутенко в московском театре Оперетты:

Конец 1950х – 60е гг.

Д. Кабалевский. «Весна поет» - Юрий.

Д. Шостакович. «Москва, Черемушки» - Сергей Глушков.

К. Хачатурян. «Простая девушка» - Валя, студент.

И. Кальман. «Принцесса цирка» - Маркиз д’ Обри; Виконт Дюбуа.

Ю. Милютин. «Цирк зажигает огни» - Костя Круглов.

К. Листов. «Севастопольский вальс» - Лейтенант.

О. Сандлер. «Эврика!» - Володя.

Б. Кырвер. «Только мечта» - Ян.

Ф. Легар. «Веселая вдова» - Камилл Росильон.

Ф. Легар. «Граф Люксембург» - Бриссар.

И. Штраус. «Летучая мышь» - Альфред.

И.Дунаевский. «Белая акация» - Леша Великанов.

Т. Хренников. «Белая ночь» - Сухонин.

Л. Бернстайн. «Вестсайдская история» - А-Раб.

С. Туликов. «Баранкин, будь человеком!» - Юрка Баранкин.

Ф. Лоу. «Моя прекрасная леди» - Фреди.

К. Листов. «Пять минут на размышление…» - Алеша Куницын.

К. Певзнер. «Седьмое небо» - Темушкин Гена.

Ж. Оффенбах. «Орфей в аду» - Орфей.

Р. Гаджиев. «Куба, любовь моя» - Хосе.

М. Зив. «Настоящий мужчина» - Милиционер.

Ю. Милютин. «Поцелуй Чаниты» - Рамон.

70е гг.

В. Мурадели. «Москва-Париж-Москва» - Поль.

И. Дунаевский. «Вольный ветер» - матрос Филипп.

Ю. Милютин. «Девичий переполох» - Бесомыка.

К. Караев. «Неистовый гасконец» - Линьер.

А. Зацепин. «Золотые ключи» - Алеша Трескин.

А. Коллер. «Свадьба Кречинского» - Нелькин.

В. Ильин. «Товарищ Любовь» - Семен.

А. Новиков. «Василий Теркин» - Обстрелянный.

80е гг.

Ф. Зуппе. «Прекрасная Галатея» - Пигмалион.

И. Кальман. «Марица» - Зупан.

Г. Гладков. «Хоттабыч» - Гога.

М. Зив. «Семеро солдатиков» - Среда.

Д. Бок. «Скрипач на крыше» - Рабби.

А. Журбин. «Пенелопа» - Телемак.

Е. Птичкин. «Свадьба с генералом» - Апломбов.

А. Кремер. «Катрин» - Депрео.

Концертная программа «Оперетта… Оперетта…».

90е гг.

Ф. Легар. «Веселая вдова» (новая постановка) – Камилл Росильон.

И. Кальман. «Принцесса цирка» (новая постановка) – Пуассон.

Б. Савельев. «Сокровища капитана Флинта» - Пью.

А. Кремер. «Джейн» - Первый Лорд Адмиралтейства.

2000-2004 гг.

И. Кальман. «Марица» (новая постановка) – Пенижек.

И. Кальман. «Фиалка Монмартра» (новая постановка) – Бруйар.

7. Т. Леонтовская. «Вольный ветер». «Музыкальная жизнь», № 16, 1971, С. 6.

8. Е. Черкасова. «Аплодисменты – мастерам оперетты». «Челябинский рабочий», № 175 (18300), 30 июля 1980 г. С. 4.

9. «У нас на гастролях». «Белгородская правда», № 154 (13752), 2 июля 1975 г. С. 4.

10. С. Верещагина. «Звездные часы оперетты». «Восточно-Сибирская правда», № 198 (19298), 28 августа 1984 г. С. 4.

11. Т. И. Шмыга. «Счастье мне улыбалось». Вагриус, М., 2001. С. 236.

12. «Московская оперетта. Сцена». Репертуар концертных залов и театров Москвы. Декабрь 2007 г. С. 9, 10.

Статья опубликована в журнале "Встречи" Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Чита. № 2 (10), 2012 г. С. 179-185.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments