Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Categories:

ДВОРЖЕЦКИЙ Евгений Вацлавович


Дворжецкий Евгений Дворжецкий 7

Заслуженный артист РФ (1997)

 
Дворжецкий Евгений 2

 


У отца Евгения - актера Вацлава Дворжецкого была трудная судьба. Дважды он отбывал сроки в сталинских лагерях - с 1929-го по 1937 год, и с 1941-го по 1946 годы. В 1939 году у него родился сын Владислав, впоследствии ставший известным актером.

 

 

В самом начале 50-х Вацлав Янович женился в третий раз на актрисе Риве Яковлевне Левите, а 12 июля 1960 года у них родился сын Женя.

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 14

 

В школе и детском саду Евгений участвовал, как и все, в самодеятельности. Но ни в какие театральные кружки или студии он не ходил. Так он подрастал, не проявляя особых актерских наклонностей. И когда Евгений, окончив школу, собрался в Москву поступать в театральное училище, отец отнесся к этой затее довольно скептически.

 

В Театральное училище имени Б.В. Щукина Евгений Дворжецкий поступил со второго раза. Евгений учился, а вечерами подрабатывал на "вешалке" училища - выдавал пальто и номерки. Там он познакомился со своей будущей женой Ниной. Выдавая Нине пальто, "гардеробщик" Дворжецкий предложил ее проводить. Но у девушки был жених, и она прямо сказала об этом Евгению. Он принял это к сведению, но ухаживаний не прекратил.

 

Нина Дворжецкая позже вспоминала: "…на экзамене обратила внимание на молодого человека по фамилии Дворжецкий, который поступал второй раз, в первый ему удалось написать сочинение с 28 ошибками. Фамилия Дворжецкий уже вовсю гремела: вышел на экран фильм с отцом Владика и Жени Вацлавом Дворжецким "Щит и меч", стал знаменитым на весь мир Владик после фильмов "Бег" и "Земля Санникова". Кто-то мне шепнул на ухо, что месяц назад умер его старший брат Владик. Женя мне ужасно понравился, хотя он ни на кого не обращал внимания. Он был одет в черную водолазку, черный пиджак, и у него были черные волосы. Помню, я поглядела на него, такого смурного, сосредоточенно-хмурого, и подумала почему-то про себя: "Он будет моим мужем".

 

24 марта 1981 года Евгений и Нина они зарегистрировали свои отношения в Гнибедовском ЗАГСе. В день регистрации обручальное кольцо оказалось мало и Нина не смогла надеть Евгению. Тогда один из свидетелей приковал молодоженов друг к другу наручниками, прихваченными Евгением из реквизита дипломного спектакля "Сенсация", где он играл шерифа. Так они и ехали до дому, скованные одной цепью.

 

В 1982 году Евгений Дворжецкий окончил Щукинское училище, и с 1983 года стал работать в Российском академическом молодежном театре. Довольно быстро он стал там ведущим актером. Играл Фауста ("Фауст"), императора Тита ("Береника"), Эдмунда ("Король Лир"), индейца Джо ("Приключения Тома Сойера"), Панталоне ("Любовь к трём апельсинам"). На одной сцене вместе с ним играла и его жена Нина.

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 12

 

В конце 90-х Дворжецкий стал совмещать работу в нескольких театрах, принимал участие в антрепризах. В Школе современной пьесы он, вместе со своим лучшим другом Владимиром Стекловым, играл в пьесе Гловацкого "Антигона в Нью-Йорке". Среди других спектаклей - "Дон Кихот", "Чайка", "Затерянные в раю".

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 9

 

В его творческом багаже практически нет проходных ролей. В последние годы он был чрезвычайно востребован. Случился долгожданный профессиональный прорыв.

 

Огромную радость доставляло ему участие в "непрестижных" детских спектаклях: Благородный Мило - "Сон с продолжением" С, Михалкова, Сказочник - добрый и верный друг - "Снежная королева", Е.Шварца, очаровательный Панталоне - "Любовь к трем апельсинам" Карло Гоцци, Эгль подаривший мечту маленькой Ассоль - "Алые паруса" А.Грина.

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 6

 

В 1985 году АЦДТ выпустил спектакль "Ловушка"46, рост второй", который стал событием в театральной жизни Москвы. Евгений Дворжецкий сыграл Интера - воплощение бездуховности, безпринципности и снобизма.

 

Работа Дворжецкого не позволяла зрителю оторвать взгляд от сцены. Феерерически-смешной, очаровательно-наглый Апполон Бельведонский - "Баня" Маяковского…Белая страшная маска неживого еще до трагической развязки Эдмунда - "Король Лир" Шекспира. Разрывающая душу боль императора Тита - вечный выбор между любовью и долгом - "Береника" Расина. Влюбленный Принц, человек эпохи Трубадуров - "Принцеса Греза" Э. Ростана. Швабрин, чья низкая страсть толкнула офицера на измену Отечеству и присяге… Вот они - мятущиеся, живые герои спектаклей Дворжецкого на сцене РАМТа. А был еще Шут из Шекспировского Короля Лира в постановке Женовача в театре на Малой Бронной.

 

Первая роль Дворжецкого в кино - Паша Исаев, пасынок великого писателя в фильме Зархи "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского". Актер появлялся на экране с Анатолием Солонициным. Кир Лопухов – в "Нежном возрасте" из поколения замечательных интеллигентных мальчиков, чье взросление пришлось на годы Великой Отечественной Войны. Персонаж, обозначенный в титрах как "Автор" - герой странной и, как нам кажется незаслуженно подзатерянной ленты "Диссидент" молдавского режисера В. Жереги.

 

Замечательное лицо артиста позволяло ему воплощать и на сцене, и на экране романтческих, чувственных, благородных героев. В "Узнике Замка Иф" Юнгвальда-Хилькевича Дворжецкий сыграл сразу двоих - Эдмона Дантеса и Альбера де Морсера. Он же - погибший на костре средневековый ученый и поэт Азраэль - в картине "Вход в лабиринт".

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 15

 

У давнего своего товарища Василия Пичула Дворжецкий сыграл Шуру Балаганова в эпатажной фантазии по мотивам ильфо-петровского "Золотого теленка" - "Мечты идиота". Женя очень любил эту роль, режиссер щедро использовал его комедийный, искрометный дар, да и возможность не следовать актерским и литературным канонам, беззлобное хулиганство все это в его духе.

 

Судьба дарила ему встречи с хорошими отечественными режисерами. В 1993 году Дворжецкий сыграл революционера Мартова в исторической саге "Раскол" у Сергея Колосова. В фильме "Хаги-Траггер" Женя мечтал сыграть со своим отцом. Вацлав Янович на слух выучил текст (он уже почти ничего не видел), но не успел… Роль Мастера-Кукольника исполнил Георгий Вицин.

 

Генрих III король Франции – стал последней работой Евгения Дворжецкого в кино.

 

Работа на телевидении занимала особое место в творчестве Евгения Дворжецкого. Жене повезло - он делал программы о том, что знал и любил. "Золотой шар" на Ren-TV - дурашливый аттракцион, возможность пошуметь, подвигаться, "оторваться"… Этих программ было немного. "Про Фото" и "Бесконечное путешествие" - авторские программы об увлекательнейших вещах. Интерес ко всем жизненным явлениям, нюансам, "мужским хобби" - тоже, наверное, в какой-то степени от отца. "Отец был жаден и ненасытен до новых впечатлений и ощущений, поэтому были изъезжены все соседние города и области с охотой, рыбалкой, кино- и фотосъемкой. Были акваланги. В Омске он сам построил яхту и катамаран". Это слова Жени.

Дворжецкий Евгений 3

 

В 1999 году Евгения Дворжецкого пригласили вести и детскую передачу на ОРТ "Семь бед - один ответ". Но успели снять лишь снять несколько пилотных выпусков.

 

 

Интервью: «Младший из рода Дворжецких»

Дворжецкий Евгений 1

 

- Скажите, Женя, что привело вас на ТВ?

 

- Случай. В киноассоциации DIXI искали ведущего на "Бесконечное путешествие". DIXI, кроме прочего, выпускает программу "Куклы", где режиссером Василий Пичул. А мы с ним работали дважды: я снимался в его курсовой работе "Митина любовь", ког да он еще во ВГИКе учился, а потом в "Мечтах идиота" играл Шуру Балаганова. Вот он и сказал: "Есть парень, который вам подойдет, по пробуйте".

 

- Много времени съедает программа?

 

- Нет. За 2 дня снимаем 8 передач. Редакторы готовят героев, пишут сценарии. По том я встречаюсь с редакторами, только с редакторами, читаю сценарии, мы вместе их обсуждаем. С героем программы встречаюсь только во время записи передачи. Как мне кажется, в противном случае программа потеряет в смысле живости разговора, непосредственности... Запись идет без остановок примерно полтора часа. А потом мои коллеги и авторы все это втискивают в 26 минут эфирного времени.

 

- Вы в монтаже участвуете?

 

- Ни в коем случае. Я здесь не профессионал. Каждым делом, считаю, должны заниматься профессиональные люди. Я и не журналист, я - актер. С этой точки зрения и пытаюсь общаться с героями передачи. Обычно это необыкновенные обыкновенные люди, с которыми произошла смешная или грустная история во время их путешествия. Бывают, конечно, у нас и звезды, но это, скорее, в порядке исключения.

 

- А сами вы как к путешествиям относитесь?

 

- Я очень люблю путешествовать, но времени на это не всегда удается найти. Я ведь и в театре работаю, в Российском молодежном, и в кино, и на радио. В этом году благодаря "Бесконечному путешествию" мы с женой и ребятами из этой программы побывали на острове Лансаротте, самом северном и наименее посещаемом туристами острове на Канарах. Совершенно фантастическое место с идеальным климатом - круглый год там одна температура: плюс 25" - 27°.

 

- Вы предпочитаете такого рода путешествия?

 

- Было бы время, с громадным удовольствием сел бы в машину и объехал полсвета.

  

- Вы с детства видели себя актерам?

 

- Никогда. В Горьком, где мы жили и где папа имел большой вес, я мог поступить в театральное училище еще после 8-го класса, без проблем. Но после школы надо было куда-то поступать. Куда? Я же ничего не умел, особых способностей ни в чем не проявлял... Вот и оказался в Щукинском.

 

- Жена тоже из Щукинского?

 

- Да, мы с Ниночкой вместе учились, только на разных курсах: я в 82-м окончил, она в 84-м. Поскольку мне нужна была прописка - в московские театры не брали без московской прописки, надо было жениться. Я и женился на Ниночке. А она из-за моей дворянской фамилии вышла замуж. И выяснилось, что мы очень любим друг друга. И живем долго и счастливо. Вместе с Аней, ей 8 лет. Это девушка, в которую я бесконечно влюблен...

Дворжецкий Евгений 5

 

- Я слышал любопытную историю вашего знакомства с родственниками будущей жены. Якобы, пока Нина с бабушкой готовила чай, дед показывал жениху семейные фотографии. Одна из них оказалась той же, что и в доме его отца. Это был лагерный снимок. Дедушка невесты оказался начальником того лагеря, где находился заключенный Дворжецкий...

 

- Все было почти так. Только Ниночкин дедушка был начальником строительства Туломской ГЭС, а не начальником лагеря. На этой великой стройке коммунизма в свое время трудился мой папа-зек. И я увидел в альбоме, сделанном в подарок Ниночкиному дедушке, две страницы, посвященные театру Туломгэсстроя. И на 3 из 4 фотографий я увидел папу...

 

Геннадий Белостоцкий

 

 

Близкие о Евгении

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 10

 

Художественный руководитель РАМТа Алексей БОРОДИН - любимый режиссер и старший товарищ Евгения:

 

- Острота утраты не проходит и никогда не пройдет. Но одновременно с этим ощущение Жениной "светоносности", которая всегда была в нем при его жизни, остается и сейчас. Свет его с нами. И с каждым годом это ощущается все сильнее. Женя жил взахлеб: играл в трех театрах, при этом, всегда считая своим вторым домом РАМТ, душа его была здесь. Он много снимался в кино, вел передачи на телевидении и радио, обожал жену и детей, умел дружить. Он являл собой пример "идейного человека" в театре. Когда он пришел из училища, то играл все, в том числе Володю Осьмухина в "Молодой гвардии". Но в Жене не было ни грамма цинизма. На протяжении всей его жизни в нем присутствовала профессиональная честность. Я однажды попросил группу наших артистов помочь мне в работе на курсе в ГИТИСе. В том числе Нину и Женю. Они отдавали этому огромную часть своего времени, сердца и души. Достаточно сказать, что дома у них сохранилась фильмотека всех отрывков, что они сделали со студентами двух курсов!

 

Один из самых близких друзей - его сокурсник, нынешний ректор Щукинского училища Евгений КНЯЗЕВ:

 

- Мы познакомились с Женей на вступительных экзаменах в училище, и вся последующая жизнь проходила рядом: мы близки душевно, близки домами. У нас была необходимость друг в друге. Его смерть потрясла меня. Боль до сих пор у меня внутри. Проходит время, мы суетимся, и так или иначе смиряемся с утратами. А с этой смириться невозможно. Потому что вся моя жизнь была пройдена вместе с ним. Я был свидетелем зарождения его романа с Ниной и был свидетелем у них на свадьбе. После свадьбы, которая совпала с окончанием нашего института, мы побежали показываться в Театр на Малой Бронной... Но на сцене нам встретиться не удалось. Мне вспоминается случай: мы многократно отдыхали вместе в Рузе, и каждый день, оставив жен и детей, уезжали на своих машинах на работу. Он всегда уезжал вперед, потому что любил быструю езду. Однажды моя машина по дороге сломалась. Я остановился и не знал, что делать: мобильных телефонов тогда еще не было. Прошло полчаса: вижу, он возвращается обратно. Сказал: "Мне показалось, что с тобой что-то случилось". Взял мою машину на буксир и довез до Москвы... Как это выразить словами?.. Мы близкие и родные до сих пор. Хочу, чтобы были счастливы Нина и его дети. И молюсь за то, чтобы у него там было все хорошо.

 

Последнюю роль Евгений Дворжецкий сыграл в спектакле по пьесе Ростана "Принцесса Греза". Он играл поэта. Ставил спектакль Адольф ШАПИРО:

 

- Когда думаешь об артисте такого масштаба, невольно приходит мысль, что он не сделал того, что мог бы. Мы потеряли актера, который воистину мог добраться до трагических высот. В нем чувствовалась нереализованность. Он был всегда в состоянии "стартовой энергетики". При этом Женя представлял собой удивительное сочетание артистичности, человека высокой культуры и какой-то "шпанистости". Это было в Высоцком, в Олеге Дале. Это было и в Жене. С одной стороны - эстет, приобщенный к высокой культуре, знающий поэзию, кино, занимавшийся фотографией. С другой - какая-то нижегородская шпана. Это сочетание создавало особый артистизм и прекрасную "невписанность" в то, что мы называем массовой культурой. Сейчас мы видим, как рождается другой тип артиста: с некоторым рудиментом "советскости" и большой внутренней буржуазностью. А такие люди, как Женя, антибуржуазны во всех своих проявлениях: и в манере поведения, и в работе, и во взаимоотношениях с друзьями. Я много думаю о нашем спектакле, о его роли, которая по воле судьбы стала последней в его жизни. И иногда думаю: может быть, не надо было этого делать, чтобы он выходил на авансцену и говорил о смерти? Анна Ахматова когда-то сказала, что все, что написано в стихах, случается. А то, что сыграно на сцене?...

 

Сергей ЖЕНОВАЧ - режиссер спектакля "Король Лир" в Театре на Малой Бронной:

 

- Мы встретились с Женей в далекой молодости в бездомной тогда студии "Человек". Замыслили "Короля Лира", в котором он потом блистательно сыграл Шута. То время, когда мы вместе трудились, было такое счастливое! Женька в памяти остался классным, мощным, умным артистом, глыбой, личностью, явлением! У него была поговорка: "Главное в артисте, это - умма". И как же сейчас не хватает этого "умма"! Он любил жить и жадно работал. История нашего "Лира" до сих пор в памяти. Он буквально вгрызался в эту работу. Мы начинали его в студии "Человек" в бывшем рыбном магазине. Поломали стенки, сделали репетиционный зал. Репетировали в течение двух или трех лет. Ребята, которые сочиняли "Лира", работали тогда в девяти разных театрах, поэтому после репетиций бежали на спектакли, а потом снова собирались. Спектакль мы выпустили в Театре на Малой Бронной. Мы все придумывали вместе: и декорации, и костюмы. Нам казалось, что атмосфера будущего спектакля была какой-то зябкой, и костюмы должны быть теплыми. Женьке в эскизах нарисовали какую-то красивую шубу. Но он сказал, что это не годится. И решил сам себе сделать костюм из кусочков меха. Мы накупили мешки этих кусочков по 17 рублей за килограмм, из чего потом и шили костюмы. Он страшно гордился своим костюмом, который сделал из красных лоскутков... Потом была безумная ночь после премьеры "Короля Лира". Говорили хорошие слова друг другу, гуляли всю ночь, напились. Это было лихое, счастливое время. Я думаю, что и сейчас он жил бы интересно: играл бы, придумывал бы какие-то интересные программы на телевидении. У него ничего не было формально... Женька был удивительно живым, импровизирующим артистом. Всегда чувствовал партнера, всегда работал на партнера. У него была колоссальная энергетическая мощность мышления.

 

Самый главный человек в жизни Евгения - мама Рива Яковлевна ЛЕВИТЕ:

 

- Я бесконечно благодарна Алексею Владимировичу Бородину, который, увидев Женю в дипломном спектакле, пригласил его в театр. И при этом Алексей Владимирович совсем забыл, что мы с ним были давно знакомы. И только после того как Женя прошел худсовет, я позвонила и поблагодарила его. Он тогда сокрушался: "Как же это я не подумал, что он из знаменитой семьи Дворжецких!". Это было предметом нашей семейной гордости... Меня иногда спрашивают, с какого возраста Женя собирался в артисты? Я всегда отвечаю, что никогда он не собирался и не хотел быть артистом. Его первый творческий порыв заключался в том, что в школе преподавательница литературы спросила его, хочет ли он "пятерку". Он сказал, что хочет. Я сказала: "Тогда выучи стихотворение Маяковского". Дала ему книгу, он выучил, прочитал на вечере. И его тут же пригласили участвовать в каком-то смотре. Он сказал: "Э, нет! Мне обещали пятерку, поставили, на этом мои взаимоотношения с искусством кончаются". Папа наш очень огорчался, что Женя не ходит с ним на рыбалку, не занимается фотографией и всем прочим, чем с упоением занимался он сам. Оказалось, что пример папы, гены - это так глубоко, так по-настоящему в нем жило!.. Мне все время задают эти дурацкие вопросы по поводу обреченности и предопределенности. Я категорически это все отрицаю. Все они - Дворжецкие - были жизнелюбы. Все они умели любить женщин, умели ответственно работать.

 

Авария

 

Трагедия произошла утром первого декабря 1999 года в 10.30.

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 11

 

Евгений возвращался на своём автомобиле после консультации из Института иммунологии. Врачи подозревали у него наличие астмы, но диагноз не подтвердился. Радостный, он возвращался домой. Включая мобильный телефон, он не заметил знака «Уступи дорогу». На перекрёстке его «девятка» столкнулась с грузовиком. Смерть наступила мгновенно. Пассажир Дворжецкого получил легкие травмы.

Дворжецкий Евгений Дворжецкий 13

Евгений Дворжецкий похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

Использованные материалы:

 

Материалы с официального сайта Евгения Дворжецкого

«Российская газета» 14 июля 2005 года

«Лента.ру»

Материалы сайта www.actors.khv.ru

Материалы сайта www.rusactors.ru

Материалы сайта Википедия

 

 

Роли в кино:

 

Двадцать шесть дней из жизни Достоевского (1980)

Нежный возраст (1983)

Два гусара (1984)

День гнева (1985)

Танцплощадка (1985)

Михайло Ломоносов (1984-86)

Диссидент (1988)

Узник замка Иф (1988)

Вход в лабиринт (1989)

Ночь грешников (Высшая истина бомбиста Алексея) (1991)

Риск без контракта (1992)

Мечты идиота (1993)

О ней, но без нее (1993)

Раскол (1993)

Благотворительный бал (1993)

Пол-листа бумаги (1994)

Хаги-траггер (1994)

Доктор Угол: диагноз № 1 (1996)

Графиня де Монсоро (1997)

Сибирский цирюльник (1999)

Досье детектива Дубровского (1999)

Максимилиан (1999)  

 

 
Дворжецкий Евгений Дворжецкий 12

 12 июля 1960 года - 1 декабря 1999 года.

Tags: актеры
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…