Атака Гризли, писательница на заборах (milady_winter) wrote in chtoby_pomnili,
Атака Гризли, писательница на заборах
milady_winter
chtoby_pomnili

Category:

Валерий Фрид (1922-1998). Записки лагерного придурка...


Родился в Томске. В 1940 поступил на сценарный факультет ВГИКа. В 1944, сдав досрочно экзамены по теоретическому курсу, ушел добровольцем в Красную Армию. В 1944 году, вместе с Юлием Дунским, был незаконно репрессирован (десять лет лагерей, бухгалтерская работа в Инте). Реабилитирован.Диплом защитил много лет спустя (1957). Совместно с Ю.Т.Дунским написал около 30-ти киносценариев. В 1987 году с кинодраматургами В.Черныхом и Э.Володарским на киностудии "Мосфильм" создал студию "Слово", был главным редактором этой студии.
В 1997 вышла автобиографическая книга "58 с половиной"

Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Медаль имени А.Довженко.

 

Актерские работы:

  • Сценарий фильмов:

  • Случай на шахте восемь, 1957 г.", (х/ф)
  • Семь нянек, 1962 г.", (х/ф)
  • Шестнадцатая весна, 1962 г.", (х/ф)
  • Жили-были старик со старухой, 1965 г.", (х/ф)
  • Сегодня - новый аттракцион, 1965 г.", (х/ф)
  • Всего одна жизнь, 1968 г.", (х/ф)
  • Служили два товарища, 1968 г.", (х/ф)
  • Старая, старая сказка, 1968 г.", (х/ф)
  • Гори, гори, моя звезда, 1969 г.", (х/ф)
  • Красная площадь, 1970 г.", (х/ф)
  • Тень, 1972 г.", (х/ф)
  • Я - Шаповалов Т.П., 1973 г. (х/ф, в составе художественного фильма Высокое звание)
  • Ради жизни на Земле, 1974 г. (х/ф, в составе художественного фильма Высокое звание)
  • Вдовы, 1976 г.", (х/ф)
  • Псевдоним: Лукач, 1976 г.", (х/ф)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил, 1976 г.", (х/ф)
  • Знакомство, 1979 г. (х/ф, в составе художественного фильма Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона)
  • Кровавая надпись, 1979 г. (х/ф, в составе художественного фильма Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона)
  • Экипаж, 1979 г.", (х/ф)
  • Овод, 1980 г.", (х/ф)
  • Не бойся, я с тобой!, 1981 г.", (х/ф)
  • Сказка странствий, 1982 г.", (х/ф)
  • Приключения маленького Мука, 1983 г.", (х/ф)
  • И вот пришел Бумбо..., 1984 г.", (х/ф)
  • Каждый десятый, 1984 г.", (х/ф)
  • Сказка про влюбленного маляра, 1987 г.", (х/ф)
  • Смерть в кино, 1990 г.", (х/ф)
  • Затерянный в Сибири, 1992 г.", (х/ф) 

    Высококлассные профессионалы, Дунский и Фрид не разменивались на поделки, когда перед ними, людьми со столь тяжелой судьбой, открылась возможность и житейски преуспеть, и не особо при этом кривить душой. Среди их работ вряд ли отыщутся две-три проходные вещи, хотя работали они и в жанре историко-революционного фильма (несомненно удачная Красная площадь В.Ордынского, 1970), и в жанре киносказки (Тень Н.Кошеверовой с великолепным актерским составом, 1972), писали сценарии для фильма-катастрофы Экипаж (1980, реж. А.Митта; сценарий совместно с Дунским, Миттой при участии Б.Уриновского) и для эксцентрической комедии Семь нянек (1962, реж. Р.Быков). Высокое звание (1973, реж. Е.Карелов) к работам проходным (а за него сценаристы среди других авторов дилогии получили Золотую медаль имени А.П.Довженко), то никак не случайным был фильм Служили два товарища (1968, реж. Карелов) – и по конфликту (по обе стороны Перекопа была своя правда), и по революционному пафосу (в эпизодической роли Фрид играл своего собственного отца, агитировавшего красных бойцов бороться с грязью и вшами, мешающими воевать). Не случаен и сюжет фильма Гори, гори, моя звезда (1969, реж. Митта; сц. совм. с Дунским и Миттой), где всем героям приходится выбирать, жить ли, подладившись к обстоятельствам, или делать то, к чему зовет призвание, и погибнуть. Сценаристы и режиссер будто создавали историческую иллюстрацию к известному вопросу «С кем вы, мастера культуры?» – в фильме все персонажи так или иначе связаны с искусством. Этот всегда актуальный для России вопрос как бы заново осмысливался в годы безвременья, в канун 1970-х годов. Не бойся, я с тобой! (1981, реж. Ю.Гусман) и превосходной стилизации Шерлок Холмс и доктор Ватсон (1979, реж. И.Масленников), задавшей тон всем другим фильмам об этих героях режиссера Масленникова.

    Вряд ли справедлива высказывавшаяся мемуаристами мысль, что на определенном этапе Дунский и Фрид стали изготовлять исторические сценарии едва ли не поточным методом. Прямая конфронтация с эпохой характерна не для всех работ Дунского и Фрида, но если избранная тема говорила, скорее, о характере и пристрастиях времени, то решение этой темы почти всегда свидетельствовало о характере и пристрастиях сценаристов. Их интересовали человеческие характеры, раскрывающиеся в различных обстоятельствах, и потому лучшие их сценарии – это развернутые киноповести, с подробностями и мелкими деталями. Интерес к жанровому кинематографу и редкое умение делать жанровое кино Дунский и Фрид продемонстрировали в музыкально-авантюрной комедии

    После смерти Дунского Фрид написал немного, отдавая время и силы работе с молодыми кинематографистами. Умер Фрид в Москве 7 сентября 1998.

  • Статья перепечатана из "Энциклопедии Кругосвет" от 2006 года. 

    Тем не менее, для меня когда-то оказалось большим открытием, что книга "58 с половиной, или Записки Лагерного Придурка" - автобиографическая книга пера Фрида. Читается на одном дыхании, и потрясающа по качеству и... по доброте. Тем, кому не по душе пришлись рассуждения на одноименную тему, скажем, Солженицина - сюда.



    Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

      Your IP address will be recorded 

    • 17 comments