?

Log in

No account? Create an account
Смоктуновский Иннокентий Михайлович - Чтобы помнили [entries|archive|friends|userinfo]
Посвящается тем, кого с нами нет.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Смоктуновский Иннокентий Михайлович [янв. 9, 2006|03:09 pm]
Посвящается тем, кого с нами нет.

chtoby_pomnili

[andrey_g]

Замечательный рассказ от 

starayavredina  и не только...

 

Иннокентий Смоктуновский

 

 

1989 год. Алексей Коренев снимает "Ловушку для одинокого мужчины". Простенькая детективная история. Но актёры! Юрий Яковлев, Николай Караченцов,Вениамин Смехов, Сергей Мегицко, Лена Коренева... На площадке - фейерверк шуток, розыгрышей, блеск остроумия, потрясающие импровизации. Сегодня так обидно, что не записывала всё подряд. Всё казалось - запомнится, успеется, короче: "Всё ещё впереди". Ан нет! Ладно, "что помню - то пишу!"

Гениальный Иннокентий Михайлович Смоктуновский играл в этом фильме малюсенькую, почти без слов роль, клошара-алкоголика (действие происходило в Южной Франции). Съёмочных дней было всего ничего, но... съёмки в Ялте, а он как раз планировал там отдыхать! Многие актёры соглашались даже на маленькие роли просто потому, что любили наш город. Не буду писать о личности Иннокентия Михайловича - места не хватит, да и написано уже столько всего. Но поразило меня, как он отнёсся к роли. Казалось, и играть-то нечего, полтора съёмочных дня, а он всё придумывал какие-то актёрские ходы, детали костюма, грима... И это было классно! Одна из его идей была - играть без вставной челюсти. Это сразу дало образ нищего бродяги - щёки ввалились, губы запали. (Не могу не отметить, что часто бывало не уговорить актёра чёлочку укоротить, если тот считал, что ему это не пойдёт, а уж самому себя "изуродовать" - на это всегда шли легко только выдающиеся актёры.)

Наступил день "Х". Иннокентий Михайлович приходит на площадку в гриме, в костюме, а в руках небольшой свёрточек. И заметила я, что он так внимательно осматривается, ищет куда бы этот свёрточек положить.Что вобщем-то оправдано. На площадке вещь запросто потеряться может. Бывает во время работы надо кусок декорации заменить, или реквизит (вещи, мебель и пр.)унести-принести.
Ну я и говорю: "Иннокентий Михайлович, я не знаю, ЧТО это у Вас, но клянусь, что в моей сумочке ЭТО будет в целости и сохранности".

"Ой, Любочка, спасибо!" - обрадовался он и протянул мне свёрточек. Я небрежным жестом забросила его в сумочку и защёлкнула замок.


"Только Вы уж поосторожнее - попросил Иннокентий Михайлович, и доверительно-застенчиво добавил - Это моя челюсть."

Я не удержавшись, громко фыркнула, стоявшие рядом тоже рассмеялись.
"Напрасно смеётесь - несколько обидчиво заметил Смоктуновский - один раз, вот так все тоже смеялись, а потом из-за моей челюсти вся съёмочная группа чуть премии не лишилась."

Ну тут уже мы все, включая режиссёра, стали просить его рассказать эту историю.

"Снимали мы у вас в Крыму - начал Смоктуновский (к сожалению название картины я не запомнила. Л.) Съёмки проходили на берегу моря. Жарко было. В обеденный перерыв вся группа бросилась купаться. И я, естественно тоже. Наплавался, нанырялся, слышу - зовут. Ну, я актёр дисциплинированный: зовут - иду. Оператор говорит: "Надо закончить всё, пока солнце не ушло". Надо так надо. Сел я уже на грим и чувствую что-то не то, дискомфорт какой-то. И вдруг, до меня доходит, что челюсти-то во рту нет! Выронил, когда нырял. Я сразу к режиссёру,ору: "Я челюсть потерял!" А он ржёт и все вокруг с ним вместе. Думают - я разыгрываю их. Полчаса доказывал, что не шучу. Ну, а когда до них дошло, что это правда, стало всем та-а-ак грустно-грустно. Снимать не можем. Да ещё предпоследний день месяца, если отснятый материал сегодня вечером в Москву не отправят, то план летит к чёрту, а соответственно и премиальные (прим. в те годы в кино премиальные были + 40% к зарплате!Л.) Тут уж народ веселиться совсем перестал и на меня так косо посматривать начал... Режиссёр директору говорит: "Ничего не знаю, выкручивайся как хочешь, но чтобы максимум через полчаса у меня Смоктуновский был в кадре!" Директор - к художникам, к бутафорам, а те: "Мы-то при чём? Мы не дантисты." Короче, директор в отчаяньи хватает мегафон и орёт на весь пляж, что тому, кто найдёт челюсть Смоктуновского, он лично выкатывает пять бутылок коньяка. После этих слов все дружно бросились в воду (даже те, кто в нашей съёмочной группе не работал). Ныряли, ныряли... долго... А потом, представляете? Одному парнишке-осветителю повезло! Выныривает, рот до ушей, а в руке - челюсть. Ну все сразу бросились готовиться к съёмкам, пока солнце не ушло. Я скорей челюсть схватил, в рот сунул .........
(Иннокентий Михайлович выдержал мхатовскую паузу, а потом трагическим шёпотом окончил фразу)
А она... представляете?.. не моя.."

Когда народ отсмеялся и стало возможно говорить, я прижала к сердцу сумочку с челюстью Смоктуновского и с трепетом в голосе сказала:

" Иннокентий Михайлович... клянусь... Я оправдаю Ваше доверие..."
"Спасибо, Любочка - ответил он смахивая невидимую слезу - я знал, что вы справитесь".

PS. Что в этой истории правда, а что гениальный Иннокентий Михайлович присочинил (на что он был великий мастер) не знаю. Да и не важно по-моему. Рассказала, что слышала и как запомнилось.

________________________________________________________________________

Подсолнухи Смоктуновского

О профессии актера Иннокентий Смоктуновский не мечтал. Перепробовав несколько специальностей (даже киномеханика), он поступил в военное училище и почти сразу отправился на фронт. Оказался в плену, бежал, попал в партизанский отряд, а позже с частями Красной армии дошел до самого Берлина. После войны Смоктуновский (кстати, его настоящая фамилия Смоктунович — псевдоним придумал директор Норильского театра, где работал Иннокентий Михайлович) хотел поступать в технологический институт. Но приятель уговорил его за компанию подать документы в театральную студию при Красноярском театре…

Актер всегда верил в судьбу. Он часто рассказывал друзьям о разных случаях из своей биографии. К примеру, про фронтовые ситуации. Убежав из плена, молодой боец спрятался под мостом. Вдруг он увидел, что прямо в его сторону направляется немецкий офицер с пистолетом. До критического момента оставалось несколько минут. И вдруг офицер, поскользнувшись, упал. Затем, отряхиваясь, он прошел мимо Иннокентия…

Любопытна история рода Смоктуновских. Иннокентий Михайлович родился в деревне Татьяновка Томской области. Там до сих пор живут родственники отца — потомки высланных в 1863 году в Сибирь белорусов и поляков. «Провинился» прадед актера, служивший егерем в Беловежской пуще. Он без разрешения убил главный объект царской охоты — зубра.

Об удивительном актерском феномене Смоктуновского ходили легенды, хотя в кинематограф он пришел уже после тридцати лет. «Шторм», «Неотправленное письмо», «Берегись автомобиля», «Звезда пленительного счастья», «Чайковский», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда'… Все эти фильмы отмечены блестящими ролями Иннокентия Михайловича. Правда, сам актер нередко сравнивал свою профессию с новогодней елкой: в праздник ее украшают игрушками, а потом выбрасывают на свалку…

Прославился Смоктуновский и дотошностью. Он дольше всех сидел на гриме (порой до двух часов), внимательно оглядывал себя в зеркало перед каждым дублем, поправляя мелкие детали, без конца искал, импровизировал… «Глядя на хорошего актера, я могу рассказать не только о его привычках, мыслях и чувствах, — как-то признался в одном интервью Иннокентий Михайлович. — Я догадываюсь, что этот человек читал в последнее время, что ел на завтрак, с кем общался». Возможно, такая проницательность и помогала Смоктуновскому в работе. А еще он очень любил жизнь. Вместе с женой Суламифью Михайловной сажал необычные цветы: то красный мак, то белую лилию, то подсолнухи. Один из художников даже написал портрет актера на фоне подсолнуха. Смоктуновскому нравилось жечь костер на поляне, купаться в море. Хотел он также изменить свой характер, считая себя слишком раздражительным и застенчивым. «Я не предатель, не трус, не подлец, — признавался актер. — Но я закрыт и иногда вру, чтобы никого не обидеть…»

   Алла КАЗАКОВА
 «Вечерний Минск», № 33
 13.02.2004

______________________________________________________________________________

Наталия Тагунова

Сегодня Иннокентию Смоктуновскому, одному из ярчайших актеров ХХ века, исполнилось бы 80 лет. В непростой жизни Смоктуновского было много занимательных эпизодов. Вот один из них. В 70-е годы артиста пригласили в один из областных центров как возможного кандидата в депутаты Верховного Совета СССР. Был организован пышный прием, а затем банкет, на котором Смоктуновский произнес такой тост: "Я хочу выпить за то, чтобы полки магазинов заполнились, а на столах наших избирателей появились такие же продукты, которые я вижу здесь". В итоге кандидатуру его благоразумно сняли. Тему продолжит Наталья Тагунова.

Талант, как известно, это дар Божий, и пытаться его разгадать - дело неблагодарное. Ему либо веришь, либо не веришь. Смоктуновскому верили. Верили и его Гамлету, и Чайковскому, и Моцарту, и Иванову, и царю Федору.

В Малом театре Иннокентий Михайлович служил всего четыре года, играл только в спектакле "Царь Федор Иоаннович". Но как играл! Вспоминает народная артистка России Татьяна Панкова.


Панкова: Гримируясь, я сидела и слушала вторую картину, где Федор хочет соединить Годунова и Шуйского. Вдруг я слышу, как зал замирает, когда он идет к своему трону и поворачивается спиной в зрительный зал. Наклоняется голова, поднимаются плечи - как будто что-то исходит из этой спины. И потом, когда он разворачивается и садится, зритель видит маленький троник. Он пустой, у него нет наследника. И у вас сжимается горло!

А каким Иннокентий Смоктуновский был дома, среди самых любимых и близких? Рассказывает дочь Мария Смоктуновская.

Смоктуновская: Он любил природу, прогулки по лесу, собирание грибов, очень любил животных. Дома у нас был замечательный песик Жан Батист, очень умный и преданный, он очень любил папу и всегда его ждал. Папа немного дрессировал его и даже научил говорить слово "мама". Когда было время, отец любил сам натягивать струны для занавесок, вешать небольшие книжные полки и говорил: "Я сделаю все сам".

В своей книге "Быть" Иннокентий Михайлович писал, что его с детства завораживали звезды. Спустя десятилетия он сам стал звездой - малая планета под номером 4926 носит имя "Смоктуновский".

Сегодня театральный мир вспоминает замечательного актера XX века Иннокентия Смоктуновского, в связи с его 80-летием телевизионные каналы показывают передачи, фильмы и спектакли с его участием. Рассказывает обозреватель "Маяка" Г. Заславский.

ЗАСЛАВСКИЙ: Смоктуновский - из тех актеров, которых принято называть одиночками, даже когда рядом с ним были самые лучшие актеры того времени.

Начиная перечислять его партнеров, неминуемо столкнешься с тем, что почти никого из них уже нет в живых. Из тех, с кем Смоктуновский играл на равных, сегодня, увы, никого не осталось. Когда начинаешь думать о таком актере, который был великим, которого при жизни называли гениальным, начинаешь предполагать: если бы он дожил до сегодняшнего времени, кого бы он играл и с кем бы партнерствовал? Начинаешь понимать, что типаж этого великого, гениального актера, наверное, не совсем подходит для нашего времени. Сомневающийся, рефлексирующий, он, казалось, как никто другой, подходил к тому самому полусмутному, полуневнятному времени, когда каждое его смущение и смятение соответствовало такому же суповому набору, хотя и богатому набору, чувств, которые переживали тогдашние интеллигенты.

Смоктуновский - актер-эпоха. Судьба его сложилась довольно трагично, потому что Смоктуновский, об этом почти не говорилось при его жизни, побывал в плену. Вернувшись после войны в Советский Союз, какое-то время скрывался в добровольной ссылке. И потом уже усилиями Георгия Степановича Жженова вернулся в Москву. Затем стал звездой, как теперь принято говорить об актерах, товстоноговской труппы, сыграл "Идиота".



 

 

СсылкаОтветить