Андрей Гончаров (andrey_g) wrote in chtoby_pomnili,
Андрей Гончаров
andrey_g
chtoby_pomnili

Category:

ЛЕЖДЕЙ Эльза Ивановна


Леждей 11

Заслуженная артистка РСФСР (1974).


Ее лицо красиво. Красиво несколько статичной, замершей красотой. Покойность, замедленность в реакциях, на первый взгляд даже некоторая скованность, сдержанность, граничащая с холодностью. В ней нет той легкой приспособляемости, которая помогает даже малоодаренным актрисам быть естественными в придуманных ситуациях.

Ее вспоминали часто, часто приглашали сниматься. Предлагаемые роли были так разнообразны, почти взаимоисключающи, что невольно возникает мысль - актриса долгое время оставалась для режиссеров загадкой. И как это ни покажется парадоксальным, виной тому была красота. Именно она диктовала выбор актрисы на роли.

Леждей 7


Дебют.


Родилась 19 февраля 1933 г. в Севастополе в семье моряка.

 

В 5 классе школы Эльза вместе с подружками в гастрольном объединении родного города хотела "наняться в артистки". А после школы отправилась в столицу. Красавицу-абитуриентку, выглядевшую по-южному ярко, приняли сразу в два театральных  училища:  Щукинское  и Щепкинское.  Она  выбрала "Щепку" - основательный ВУЗ при Малом театре - и в 1955 г. успешно её закончила. Получив театральное образование, женщина с необычным именем и нездешней внешностью стала актрисой Театра-студии киноактёра.

 

Леждей пришла в кино во времена оттепели, пьянившей воздухом перемен. В те годы у зрителя возникла потребность в утончённой женственности. Эльза, которой часто доводилось играть вполне земных героинь, значительно и чуть загадочно смотрелась и в крестьянском сарафане, и в комиссарской кожанке. И это притом, что больше всего ей подходили экзотические шляпы.

Леждей 1


 Дебютировала Эльза Леждей в 1954 г. - в костюмно-историческом фильме Юрия Егорова "Море студёное". В нём она играла непреклонную поморку Варвару, хранившую верность жениху, который пропал без вести в морских просторах. Критики эту работу заметили, а авторитетнейший актёр Николай Крючков даже приветствовал в печати появление молодой перспективной актрисы.

 

С Владимиром Наумовым.


На те годы пришёлся брак Леждей с кинорежиссёром Владимиром Наумовым. Наумов снимал кино в партнёрстве с Александром Аловым. Их дуэту принадлежат картины "Тревожная молодость", "Павел Корчагин", "Ветер", "Скверный анекдот", "Бег", "Легенда о Тиле", "Тегеран-43" и др. Наумов стал для Леждей Пигмалионом, вылепившим из любимой женщины интересную актрису и яркую личность. Специалистам нравились работы Леждей в фильмах её супруга. Эксперты особо отмечали точно найденные нюансы. Например, в картине "Ветер" её проститутка Мари, неожиданно влюбившаяся в комсомольца, могла вынуть кисейный платочек как бы из другой жизни и смахнуть им копоть с ящика под вагоном, в котором предстояло отправиться в дальний путь. Или негероическим жестом ужаса зажать уши во время расстрела, разделив судьбу своих новых друзей-комсомольцев. Такие "говорящие" детали придумывались, конечно же, вместе с Наумовым.


Василий Лановой, партнёр Леждей по фильму "Павел Корчагин", свидетельствует: "Володя вылизывал для неё каждый кадр. И это замечательно... хотя и немного обидно. То есть жаль, что другими исполнителями он не занимался так подробно. Знаете, со времён "Павла Корчагина" я вообще стараюсь не участвовать в фильме, если в нём снимается жена режиссёра. Впрочем, против Эльзы ничего не имею: она была замечательным человеком - добрым и располагающим".

 

«Баллада о солдате»

В фильме "Баллада о солдате" главным для актрисы было раскрыть внутреннюю красоту героини, ту красоту, которая, по словам Достоевского, спасает мир.

На перроне вокзала инвалид, вернувшийся с фронта, ждет свою жену. Ожидание мучительно, он без ноги, нужен ли он молодой и красивой женщине. Встреча должна все решить. Идет время, а ее все нет. Напряжение становится невыносимым, каждая секунда усугубляет это состояние. И когда уже нет надежды, когда сигарета докурена так, что обжигает пальцы, в глубине перрона появляется женщина. Плохо одетая, в кургузом пальто с короткими рукавами (как долго искала именно это пальто актриса!), в сбившейся косынке, она бежит навстречу человеку, которого ждала, который жив. Это порыв отчаянного счастья. В такие секунды обнажается все. И все, что есть в этой женщине, - прекрасно. Это и радость, и горечь, и страх - ведь и она другая, постаревшая, измученная непосильным мужским трудом, с натруженными работой руками. Ее счастье и духовно и плотско. Исступленно целует она мужа, словно боясь, что он исчезнет. Огромное женское чувство здесь проявлено с истинно драматической силой и полнотой. В этом чувстве растворяется недоверие солдата.

Леждей 8

Евгений Урбанский и Эльза Леждей в фильме "Баллада о солдате".

В сбивчивых полуфразах-объяснениях женщины, почему опоздала, что делала эти годы, - вся ее жизнь. Это и прошлое, благоустроенное, спокойное, и трудные военные будни, в которых она обрела свою истинную человеческую гордость.

Еще задолго до встречи с женой разговаривает солдат с Алешей. Он мучительно ищет ответа на вопрос, нужен ли он ей. "Она красивая, молодая! Найдет свое счастье. А?"

Такой он оставил ее, уходя на фронт, молодую, красивую, нравившуюся многим. Такой ожидает ее встретить...

Невольно думаешь, что многочисленные и малозначительные роли красивых и благополучных женщин, сыгранные Леждей, стали как бы предысторией характера, так талантливо раскрытого в "Балладе о солдате". И только это может быть оправданием их существования.

В "Балладе о солдате" у Леждей все глубоко прочувствовано. Материал захватил ее целиком, захватил настолько, что, кажется, актриса в этот момент переживает самое сильное потрясение своей жизни. Глаза светятся так, что слезы не могут скрыть этот свет. Торопливые, ласкающие жесты, стремление спрятаться в объятиях мужа от всего страшного, пережитого в одиночку. Она готова ко всему: к трудностям взаимного узнавания - ведь оба они изменились, - к самоотречению во имя этого чувства. То, как неумело пытается она идти рядом с мужем, взять его под руку, как безропотно отходит - мешают костыли, - говорит о том, что будет с этими людьми, когда они уйдут с экрана.

Этой ролью Леждей победила предубеждение. О ней можно говорить, как об актрисе, способной на многое, так как она многое знает о человеке, о его слабости и силе, о его страданиях и счастье. О его истинной красоте.

 

С Вячеславом Шалевичем.


Разрыву с первым мужем предшествовала нечаянная встреча на съёмочной площадке фильма "Хоккеисты". Леждей играла в нём спортивную журналистку. В роли хоккейного форварда, с которым у её героини возникали лирические отношения, снимался Вячеслав Шалевич.


Вячеслав Анатольевич вспоминает: "Постепенно мы присмотрелись друг к другу, и между нами завязался роман, который длился больше двух лет. Правда, поначалу Элла была несвободна, но вскоре освободилась. Какое-то время мы жили вместе".


Леждей была крупной, содержательной личностью, и Шалевич говорит о ней тепло. Она любила Феллини, обожала литературу, писала стихи - причём не для печати, а только для себя. Актриса пристально занималась Блоком, мечтала создать спектакль-композицию по переписке Чехова. К людям она относилась очень избирательно: кого попало к себе не приближала. Тот же Шалевич познакомился в её доме, к примеру, с Игорем Мажейко (знаменитым фантастом Киром Булычёвым) и известной тележурналисткой Галиной Шерговой - ближайшей подругой Эльзы. Да и сам Вячеслав Анатольевич долгие годы входил в "ближний круг" актрисы: даже когда она вышла замуж за Всеволода Сафонова, продолжал поддерживать дружеские отношения с ними обоими.

Леждей 6

Инна Кондратьева, Григорий Чухрай, Эльза Леждей, Анатолий Гребнев. 1963


"Элла была мужественной женщиной, - говорит Вячеслав Анатольевич. - Когда отношения стали сходить на нет, она решительно объявила, что мы расходимся. Никто никого не предавал, мы простились друзьями. Кстати, был один эпизод, в котором обозначился её особенный характер. Когда мы уже не жили вместе, у меня появилась новая подруга - роскошная женщина, имя которой не назову. Узнав об этом увлечении и полагая, что я не буду счастлив с новой избранницей, Эльза взяла и вернулась! Заявила: "Я на месте!" Тогда немедленно вернулся и я... Хотя, как только был разрушен альянс с той моей приятельницей, которая, по мнению Эллы, мне не подходила, она снова со мной попрощалась: "Ну вот. Теперь я могу оставить тебя окончательно. Ещё не раз вспомнишь, как я тебя спасла". И ведь действительно спасла. Я думаю, она была права, оградив меня от легкомысленного, но опасного увлечения! Я бы сказал, что с её стороны это был мужественный поступок. Она вообще была жертвенной женщиной".

 

 

С Всеволодом Сафоновым.

Вторым мужем Эльзы Леждей стал Всеволод Сафонов. С этим интеллигентным красивым актёром она впервые встретилась ещё в 57-м, на фильме "Шторм". К моменту повторной встречи Сафонов пережил и настоящую славу, и полузабвение, и увлечение алкоголем. Говорят, Леждей дала согласие на брак лишь при условии, что будущий муж справится с пагубным пристрастием. И он справился.

Брак оказался исключительно гармоничным. Друзья утверждают, что Всеволод Дмитриевич соответствовал Эльзе Ивановне по уровню интеллекта, их любовь была глубокой и взаимной. Супруги относились друг к другу нежнейшим образом и прожили вместе 21 год. Когда Сафонов тяжело заболел, Леждей делала всё возможное, чтобы продлить жизнь дорогого ей человека - и при этом умудрилась ни словом, ни взглядом не выдать страшной тайны, что дни его сочтены. В 92-м Эльза Ивановна осталась одна.

Леждей 10

Она пережила мужа на девять лет. На вопрос, сильной была она женщиной или слабой, её партнеры и друзья обычно отвечают, что сильной. А некоторые при этом добавляют: "Сложной". Но никто никогда не видел Леждей плачущей, свои боли и горести актриса тщательно скрывала.

«Следствие ведут знатоки».

К сожалению, нельзя сказать, что, взяв в профессии хороший старт, Леждей год от года набирала обороты. В этом смысле печально сказался разрыв с Наумовым. Были заметные работы в фильмах "Первый эшелон" (1955), "Баллада о солдате" (1959), "Жизнь сначала" (1961), "На трассе" (1963) и др., но в итоге самой значимой её ролью публике показалась Зиночка Кибрит - эксперт-криминалист из многолетнего телесериала "Следствие ведут Знатоки". Как писали критики, "она воплотила земной идеал государственного человека - и в народе её полностью отождествили с ролью, и на душе было спокойнее, оттого что за порядком в стране следят такие люди, как Кибрит". Между тем, многие теперь считают, что эта роль стала для неё роковой. Имидж элегантной сыщицы как-то прирос. А вот настоящей работы с каждым годом становилось, к сожалению, всё меньше. Наверняка, это мало радовало актрису. Но что она могла поделать? Роли, о которых мечталось, доставались конкуренткам. Леждей пробовалась у Пырьева на Настасью Филипповну в "Идиоте" - не взял. Хотела сыграть Дездемону у Юткевича - не случилось. Был шанс получить роль немой Катарины в фильме "Матушка Кураж", которую ей обещал живой классик Бертольт Брехт. Но проект не состоялся.

Нынешнее поколение телевизионных киноманов при всем желании не уразумеет, чем были для их пап и мам в 70-е и 80-е годы многосерийные фильмы «Знатоки».

Трех отважных и остроумных следователей зрители ждали на экранах с нетерпением. Их любили, потому что они были честными, справедливыми, сильными. Они заставляли замирать у телевизора всю страну, хотя по нынешним бандитско-капиталистическим временам их дела были порой смехотворно наивными. И, вполне возможно, были сплошной фантазией их создателей. 

Леждей 3

Леждей 2

Заложницей своей роли Леждей стала ещё и потому, что она просто жила этим фильмом, весь свой нерастраченный талант вкладывая в Зиночку Кибрит. Сама выстраивала её судьбу, наотрез отказывалась от попыток сценаристов придумать своей героине личную жизнь. Говорила: "Зина - человек дела. Тем и симпатична". И когда популярный сериал закрыли, Эльза Ивановна оказалась в растерянности, не зная, что ей делать дальше.

Против судьбы Эльза Леждей никогда не бунтовала. И вовсе не из смирения, а скорее из гордости. Она никому себя не навязывала. Тот же Вячеслав Шалевич вспоминает, что в конце 60-х оба снимались в картине "Эскадра уходит на Запад". Он играл французского матроса, а она - Жанну Лябурб, прибывшую в Одессу по заданию Ленина агитировать моряков Антанты. Украинские режиссёры, снимавшие фильм, вдруг надумали заменить Леждей Барбарой Брыльской, только-только вошедшей в моду. Узнав об этом, Шалевич заявил, что если подобное случится, то и он уйдёт из картины. И Эльзе Ивановне удалось закончить работу, сыграв одну из лучших своих ролей. Правда, когда она узнала, что бывший возлюбленный за неё вступился, то задним числом его отругала. Потому что сама бы ни за что не опустилась до защиты собственных интересов. Очень была горда. Таковой всю жизнь и оставалась.

Её коллеги по сериалу - Каневский и Мартынюк, говорили о ней с теплотой и симпатией.

Леонид Каневский:

«Я очень жалею, что последние годы крайне редко с ней общался. Но Эльза была чрезвычайно сложный человек. Ее история — трагическая. Это несчастье, которое коснулось не только ее одну. Масса замечательных актеров уходили из жизни без копейки денег — даже похоронить не на что было. Вицин, Филиппов, Леждей... — знаковые актеры, любимцы. Это самая настоящая катастрофа».

Георгий Мартынюк:

«Она была великолепным другом и человеком. Все наши совместные «знатоковские» посиделки проходили именно у Леждей. И даже если повод был незначительным, столы всегда ломились. И в то же время она была вещью в себе. После закрытия сериала мы общались все реже. А в последнее время и вовсе не виделись, она жила очень замкнуто. Я знал, что она серьезно больна. Ей предстояла трудная операция на легких. Думаю, рак ее и свалил».

Армен Джигарханян:

«Что не забуду никогда — ее красивые, умные и очень грустные глаза. Помню, как-то во время съемок я немного приболел, и слег в больницу. Так единственная, кто пришел ко мне туда, была именно она. Почему? Не знаю. Странно, но этот факт вызывает во мне невероятно щемящие чувства. После этого больше с ней мы не виделись. Жаль...»

Последние годы.

Эльза Леждей была самостоятельной женщиной. Она выстроила судьбу сама - и сделала это, как сумела. По крайней мере, оградила себя от случайных людей и необязательных отношений, что по нынешним временам - большая редкость. В последние годы Леждей жила одна на небогатую пенсию и на помощь Гильдии киноактеров... Тосковала по покойному мужу. Болела... Когда в 98-м журналисты позвонили Леждей поздравить её с юбилеем, та горько произнесла: "Спасибо, но писать про меня не надо. Я живу тихо и скромно. Тусовки и шум не для меня. Ничего сверхъестественного в моей жизни не происходит..." И заплакала.

Со своими коллегами по "Знатокам" она виделась редко. Да и вообще, редко выходила из дома. По словам консьержки дома, где жила актриса, "...внешне Леждей выглядела хорошо, но в те редкие моменты, когда кто-то забирал её на улицу или дачу, было заметно, что Эльзочка ослабла. Практически каждый день её навещал сын от первого брака Алексей, иногда приводил внука, семилетнего Володю. Именно Лёша и обнаружил мать мёртвой. Сразу вызвали "скорую". Врачи говорили о раке лёгких и сердечном приступе".

Она умерла 13 июня 2001 г. К ритуалу прощания были допущены лишь самые близкие. 


Фильмография:

Леждей 9


1. Море студёное - 1954 - Варвара Лопатина
2. Первый эшелон - 1956
3. Павел Корчагин - 1956 - Рита Устинович
4. Шторм - 1957
5. Удивительное воскресенье - 1957
6. Ветер - 1958 - Мари
7. Шли солдаты - 1958
8. Баллада о солдате - 1959 - жена солдата-инвалида
9. В пути - 1961
10. Жизнь сначала - 1961
11. В мёртвой петле - 1962
12. На трассе - 1963
13. До свидания, мальчики! - 1964
14. Они шли на восток - 1964
15. Хоккеисты - 1964
16. Три времени года - 1965
17. Чрезвычайное поручение - 1965 - актриса
18. Эскадра уходит на запад - 1965 - Жанна Лябурб
19. Особое мнение - 1967
20. Прямая линия - 1968
21. Следствие ведут знатоки. Дело №1. Чёрный маклер - 1971 - Кибрит
22. Следствие ведут знатоки. Дело №2. Ваше подлинное имя - 1971 - Кибрит
23. Следствие ведут знатоки. Дело №3. С поличным - 1971 - Кибрит
24. Следствие ведут знатоки. Дело №4. Повинную голову... - 1971 - Кибрит
25. Слушайте, на той стороне - 1971
26. Вашингтонский корреспондент - 1972
27. Последний форт - 1972
28. Следствие ведут знатоки. Дело №5. Динозавр - 1972 - Кибрит
29. Следствие ведут знатоки. Дело №6. Шантаж - 1972 - Кибрит
30. Следствие ведут знатоки. Дело №7. Несчастный случай - 1972 - Кибрит
31. Каждый день доктора Калинниковой - 1973
32. Следствие ведут знатоки. Дело №8. Побег - 1973 - Кибрит
33. Следствие ведут знатоки. Дело №9. Свидетель - 1973 - Кибрит
34. На край света... - 1975
35. Следствие ведут знатоки. Дело №10. Ответный удар - 1975 - Кибрит
36. Риск - благородное дело - 1977
37. Следствие ведут знатоки. Дело №11. Любой ценой - 1977 - Кибрит
38. За всё в ответе - 1978
39. Следствие ведут знатоки. Дело №12. "Букет" на приёме - 1978 - Кибрит
40. Следствие ведут знатоки. Дело №13. До третьего выстрела - 1978 - Кибрит
41. Следствие ведут знатоки. Дело №14. Подпасок с огурцом - 1979 - Кибрит
42. День на размышление - 1980
43. Следствие ведут знатоки. Дело №15. Ушёл и не вернулся - 1980 - Кибрит
44. Следствие ведут знатоки. Дело №16. Из жизни фруктов - 1981 - Кибрит
45. Следствие ведут знатоки. Дело №17. Он где-то здесь - 1982 - Кибрит
46. Следствие ведут знатоки. Дело №18. Полуденный вор - 1985 - Кибрит
47. Следствие ведут знатоки. Дело №19. Пожар - 1985 - Кибрит
48. Следствие ведут знатоки. Дело №20. Бумеранг - 1987 - Кибрит
49. Следствие ведут знатоки. Дело №21. Без ножа и кастета - 1988 - Кибрит
50. Следствие ведут знатоки. Дело №22. Мафия - 1989 - Кибрит
51. Волчицы - 1993

Использованные материалы:
Сайт: «Звезды кино, ушедшие из жизни».

Сайт: «Русское кино».

Сайт МК.

Леждей 5

19 февраля 1933 года - 13 июня 2001 года
Tags: актрисы
Subscribe

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Исполнилось 95 лет со дня рождения Махмуда Эсамбаева.

    Ему было 16 лет, когда началась Великая Отечественная война. В составе фронтовой концертной бригады Эсамбаев неоднократно бывал на передовой,…

  • Фоменко Пётр Наумович

    Музыкальность и хулиганство, которое в действительности было не чем иным как способом противопоставить себя неким устоявшимся рамкам в…

  • Пуговкин Михаил Иванович

    В августе 1942 года Михаил Пуговкин был тяжело ранен и попал в госпиталь. Когда юный боец пришел в сознание, ему тут же сообщили, что придется…